Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

«Не все становитесь учителями»

"Многие православные, особенно молодежь, буквально осаждают священников, ища себе духовника, ездят по монастырям в надежде найти наставника. Да ведь если бы нашли одного — и не метались уж более, так нет — им нужно разных…"


Многие православные, особенно молодежь, буквально осаждают священников, ища себе духовника, ездят по монастырям в надежде найти наставника. Да ведь если бы нашли одного — и не метались уж более, так нет — им нужно разных… Только надо понимать, что прибегая к разным отцам, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни.

Много духовных чад было у отца Серафима (Тяпочкина) и много было посетителей, в основном женщины, они переносили услышанное у батюшки в народ — но, к сожалению, несли и слухи… А старец говорил, что Россия была и будет жить. Часто его посещали отец Геннадий (в схиме Григорий) и Владыка Николай с моим отцом. К отцу Серафиму люди шли и ехали, надеясь получить исцеление — и получали. Он тайно отчитывал болящих и во время молебна отчитывал.
Все мы ехали к старцу за помощью, — так и я ездил с сыновьями. Я попросил старца молиться за них. Отец Серафим просто мне сказал: «Буду молиться. Но на все воля Божия — Ему виднее, что в жизни для какой души лучше».
Довелось мне близко знать старца Матфея Егоровича. Он тоже любил встречать посетителей. Бывало, напоит чаем, а за обедом подолгу сидели, не столько ради трапезы, сколько слушали, что он скажет. Однажды мы с отцом Иаковом начали с ним прощаться, а он лежа скрестил руки на груди и прощается с нами. И я тогда понял, что кто-то из нас двоих умрет… Так и вышло. Перед Пасхой отец Иаков заболел и 16 июня 1976 года скончался. Нужно прислушиваться к старцам, ибо их устами говорит Бог.

Вспоминаю отца Алексия Собынина, служил он в Курске во многих храмах, был и секретарем у Владыки. В то жестокое к Церкви время батюшка был для нас примером. Куряне его особенно уважали, к нему шли за любым советом, и он никому не отказывал.
И тот священник, и другой, — а не ко всякому тянутся люди со своими печалями и духовными нестроениями. Служил в соборе игумен — так не шли к нему миряне, народ-то ведь не обманешь. Так и сейчас все идут и едут в Рыльский Свято-Никольский монастырь — почему? Да потому, что видят в этой обители человека, способного дать духовный совет, утешить в невзгодах, наставить на путь истинный, — архимандрита Ипполита!
Ездил я в шестидесятые — восьмидесятые годы в Свято-Троице-Сергиеву Лавру к великим старцам отцу Науму, отцу Кириллу, отцу Андрею. К ним и сегодня жаждут попасть одолеваемые искушениями и невзгодами миряне. А сколько людей собиралось в Почаеве у отца Кукши! Господь Сам просвещает и прославляет всех, кто Его Слово честно проповедует и служит справедливо. Ценили в народе и Харьковского Владыку Никодима — о его духовной силе говорит особая ярость и лютая ненависть к нему бесов — недаром на Владыку еще в те годы было совершено покушение, в него стреляли…
А Митрополиту Ленинградскому Никодиму Русская Православная Церковь во многом обязана тем, что он в свое время молитвенным стоянием и умиротворяющим, безбоязненным словом смог остановить хрущевский произвол. Если бы не он, то много соборов было бы уничтожено. Так не будем забывать в молитвах тех пастырей, которые всеми доступными средствами защищали Православную Церковь: Святейших Патриархов Алексия I и Пимена, Митрополита Курского Серафима, многих других архиереев и священников.
Все они были твердыми в вере и любви к Богу и Церкви, но не все эти духовные отцы решались быть духовниками, как это делают теперешние молодые священники.

Быть духовником — значит брать на себя огромную ответственность и нести неустанный молитвенный труд пред Богом за тех, кого приняли себе в чада. Быть им во всем отцом, а отец, как известно, отвечает за грехи своего ребенка. Мы же иногда и своих-то родных детей не можем привести к вере. Да что говорить о детях; какие наши матушки?.. Как может быть духовником священник, у которого еще нет жизненного опыта? Ибо сказано: «Врачу, исцелися сам». И если слепой ведет слепого, то недалеко же они уйдут. Заповедано еще и то, чтобы не все становились учителями. Нельзя без духовного опыта, с одним лишь плотским разумом сейчас, в это безбожное время, браться за такие важные дела. Во всем нужна мера, рассудительность, а в делах веры — особенно. На каждом шагу нас — священников и мирян — подстерегают невидимые ловушки: прелесть, самомнение, гордыня. Это очень опасно…
Нередко слышу в разговоре: «А вот мой духовник сказал то-то и то-то…» Священник — еще не духовник. Он — пастырь, который должен тонко и умело направлять своих прихожан, наставляя их в свете Евангелия и учитывая реалии современной жизни. Мы же зачастую последнее не берем во внимание, а ведь телесная жизнь непременно отражается и на внутреннем мире человека, материя и дух неразделимо связаны друг с другом. От нас требуется честное священническое служение — мы же вместо молитвы ремонтом автомобиля занимаемся, тратим на бездушные «железки» Богом данное безценное время.
Поэтому прошу всех священников: стремитесь очиститься сами, напитаться духовно, побольше молитесь за своих духовных чад, и Господь не отринет ваших молитв. Ведь Он слышит тех, кто молится, за други своя — молится не тщеславясь, помня, что и сами-то грешны. Думаю о себе: сам я грешный, хоть уже и старый, смогу ли понести еще и чужие грехи?

Подумайте об этом и те, кто сегодня мечется от храма к храму, ищет себе духовника. А не лучше ли смиренно молиться Богу, соблюдая заповеди Его и иметь послушание Церкви, да друг друга любить, да своих домашних к Богу направлять добрым словом и благим примером.
Не станем терять драгоценное время, которого осталось так мало. Надо учиться познавать волю Божию, которая сама расставит по своим местам все и вся. Аминь.

Протоиерей Виктор Гранкин, г. Льгов Курской области.
22.12.2000
Дата: 22 декабря 2000
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru