Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Благодати неистощимыя знамение непререкаемое»

Из проповеди в Покровском кафедральном соборе г. Самары сопровождающего святые мощи Иоасафа Белгородского настоятеля Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерея Олега Кобца.


Из проповеди, которую произнес на Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Самары сопровождающий святые мощи настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода и Благочинный I Белгородского округа протоиерей Олег Кобец:
— Жизненный путь Святителя по земным меркам был непродолжительным. Он родился в 1705 году в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября по старому стилю, в пределах Полтавской губернии, на ее окраине, в селении Замостье Прилукского уезда. Родился в весьма благочестивой, глубоко верующей семье. Но традиция этого рода была связана с военной службой. Его благочестивые родители Андрей Димитриевич и Мария Даниловна Горленко были потомками славных казаков, отдававших жизнь в боях за Русскую державу. Андрей Димитриевич мечтал о том, чтобы сын, которого в крещении назвали Иоакимом в честь родителя Пресвятыя Богородицы, тоже продолжил ратные традиции рода Горленко.
Однако когда младенцу Иоакиму было около четырех лет, его отцу была явлена будущая судьба его сына. Однажды на закате дня он увидел странное видение: явилась Царица Небесная и сказала младенцу: «Довлеет Мне молитва твоя!» И в это время спустился Ангел и младенца Иоакима облачил в Архиерейскую мантию. Недоуменный отец спросил: «А нам же что оставишь, Царица Небесная?» Но этот вопрос остался без ответа. И сам Святитель, однажды описывая свою биографию, воспоминал, что помнит себя с четырех-пяти лет, когда при посещении близлежащего монастыря в нем зародилась мысль посвятить жизнь свою на служение Богу. А впоследствии, обучаясь в Киевской Академии, он часто посещал Межигорский монастырь, в котором игуменом был его дядя Пахомий, — и утвердился в мысли принять монашеский постриг…
Будущий Святитель тайно от родителей принял монашество и лишь через два года открылся им, умолив благословить его на иноческий путь. Он подвизался в суровом посте и молитвах, смиренном послушании, а став игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря, а затем и наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заботился о восстановлении обителей и о своей пастве. И когда мы с вами бываем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, нам надлежит помнить, что Святитель Иоасаф, будучи ее наместником, потрудился для восстановления обители после сильного пожара. 2 июня 1748 года по высочайшему повелению Архимандрит Иоасаф был посвящен во Епископа Белгородского и Обоянского. Рукоположение было совершено в неделю Всех святых в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны и Высочайшей фамилии. На Белгородской земле Святитель проявил себя как ревностный восстановитель духовной жизни, как строитель храмов и монастырей. Он неустанно ездил по градам и селам епархии, порой не возвращаясь в Белгород до двух месяцев. Он заботился не только о храмостроительстве, но и о духовной чистоте паствы и пастырей, тайно творил многие дела милосердия.
Недолгим было Архиерейское служение Святителя Иоасафа, немногим более шести лет, но этого было достаточно, чтобы стяжать любовь своей паствы. Почувствовав приближение кончины, он простился со своей белгородской паствой и поехал к престарелым родителям и простился с ними. На обратном пути Святитель занемог и 10 декабря 1754 года скончался в селении Грайворон.
Великая народная любовь к нему выразилась в том, что гроб с телом Святителя на руках был перенесен из Грайворона в Белгород, а это около семидесяти километров. Два с половиной месяца тело Святителя оставалось в Троицком соборе без отпевания, так как Архиерей, которому было поручено возглавить отпевание Епископа, не мог прибыть в Белгород из-за разлива рек. Но уже в это время при мощах Святителя происходят первые исцеления.

И после погребения Святителя Иоасафа к пещерке с его гробом стало стекаться множество народа, и многие по вере своей получали исцеления у святых мощей. Спустя два года по погребении Святителя Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь Архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело Святителя было нетленным, но и к самым одеждам его, покрову и самому гробу не коснулось даже малейшего тления, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду и стал привлекать к гробу Святителя многих недужных, которые по совершении панихид о преставившемся Святителе допускаемы были к нетленным мощам его и по вере своей получали исцеления. К 1830 году накопилось несколько сотен фактов чудесных исцелений. Но ходатайство белгородцев о причислении Святителя Иоасафа к лику святых тогда не было принято во внимание, и лишь только по инициативе Государя Императора Николая II, который сам лично ездил в Белгород и спускался в пещерку и коленопреклоненно молился пред честными мощами, 17 сентября 1911 года состоялась торжественная канонизация Епископа Иоасафа Белгородского. На этот праздник за пятьсот километров пришел пеший Крестный ход с родины Святителя, из Прилук.
Известность Святителя Иоасафа как неоскудеваемого источника исцелений распространилась далеко за пределами Белгородской епархии. Тем не менее когда наступило лихолетье и вышел декрет советского правительства об изъятии у Церкви мощей, были изъяты и мощи Святителя Иоасафа. В декабре 1920 года была создана комиссия, в которую включили представителей власти, медицинских работников, и была предпринята попытка доказать, будто мощи Святителя Иоасафа — это искусственная мумия, а не нетленное тело. Мощи были вынесены на середину храма, и патологоанатом сделал надрез на животе Святителя, чтобы доказать, что производилась искусственная мумификация. Но при полном храме народа было установлено и записано в документах, которые дошли до нашего времени, что все внутренние органы на месте и причина нетления неизвестна.
Мощи были увезены из Белгорода, и их след надолго затерялся. Впоследствии они оказались в Ленинграде, в музее истории религии и атеизма, который располагался в Казанском соборе. Но и там им угрожала опасность. В 1970 году директор музея дал указание уничтожить мощи: или отнести их на кладбище, или распилить на части и закопать в подвале. Но нашлись два благочестивых сотрудника музея, которые не стали делать этих кощунственных деяний, а тайно подняли на чердак собора и в утеплительном слое грунта скрыли эту великую святыню. И мощи пролежали там ровно двадцать лет.
В 1990 году, уже в достаточно преклонном возрасте, один из спрятавших мощи рассказал об этом и указал место, где они находятся. Но по немощи он не мог вспомнить, чьи это мощи. И именно акты, составленные атеистами в 1920 году, послужили материалом, доказывающим, что это мощи Святителя Иоасафа Белгородского. И в 1991 году, в тот же день, когда состоялось первое обретение святых мощей, 17 сентября, мощи были торжественно перенесены в кафедральный собор града Белгорода, и в этот день Белгородскую землю впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Вот уже более пятнадцати лет честные мощи Святителя находятся в Преображенском кафедральном соборе, и мы уже имеем свидетельства в наше время происшедших чудесных исцелений. Имеется несколько письменных свидетельств того, как онкологические больные, обреченные врачами как неисцелимые, оказались совершенно здравыми, приложившись к мощам Святителя.
Мы с вами живем в то время, когда люди, кажется, все пытаются проверить силою разума, силою интеллекта. Но вот через такие чудеса, такие источники, как нетленные мощи Святителя Иоасафа, Господь показывает нам, что в этом мире действует более сильная благодать Святаго Духа, исходящая по воле Божией и исцеляющая человеческие души и телесные недуги. Поэтому, имея такую возможность, не преминем, братия и сестры, прикоснуться к этому источнику, чтобы Господь укрепил нас в вере, чтобы мы стойко переносили все испытания и искушения, которые встречаются на пути каждого Христианина, идущего крестным путем, что ведет в вечные обители Отца Небесного. Аминь.

Иллюстрации: перенесение тела почившего Епископа Иоасафа из села Грайворон в Белгород в декабре 1754 года; явление Божией Матери отцу четырехлетнего младенца Иоакима Горленко и предсказание ему будущности Архиерея.

Иллюстрации к материалу взяты с сайта Белгородского Преображенского кафедрального собора.

См. также

15.06.2007
Дата: 15 июня 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru