Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Чудеса Божии

Возле святыни

Правда и ложь о втором обретении мощей преп. Александра Свирского

..Один греческий архимандрит, приехавший на поклонение святым мощам преподобного Александра Свирского, долго стоял у раки, молился, плакал. Потом сказал, что святой пришел, чтобы обнаружить каждого, кто есть кто, и что в связи с этим будут большие разделения в Церкви. Что все повторится, как в 1918 году, когда мощи пытались опорочить в глазах людей…

В то время, когда многие изнемогали от непосильного груза земных тягот и проблем, Господь милостиво подал нам Свое утешение — мощи святого Александра Свирского. К их чудесному второму обретению смогло приобщиться немало людей, получить значительное духовное и физическое подкрепление. Оттого не ослабевал человеческий поток, ежедневно заполняя небольшой храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Петербурге, где не один месяц пребывали благодатные мироточивые мощи. Мне самой не раз посчастливилось прикасаться к великому чуду. И воочию зреть благовонное мироточение, ощущать необыкновенный душевный подъем и очищение близ вновь обретенной святыни. Со своей стороны могу засвидетельствовать проявление чудесной помощи моему ребенку. В течение двух лет врачи настаивали на операции — удалении аденоидов. Я наконец согласилась. На следующий день мы вновь посетили преподобного Александра Свирского, молились вместе с собравшимися на водосвятном молебне, просили помощи и прикладывались к раке с мощами. Долго не хотелось уходить. А когда вышли из храма, то — о, чудо! — встретились со старицей схимонахиней Марией (Матукасовой), о чем и не помышляли. Блаженная схимонахиня Мария на один день приехала из Оптиной пустыни в Санкт-Петербург в сопровождении священников на поклонение мощам. На мой вопрос: "Делать ли девочке операцию?", — она ответила: "Это не потребуется…" На другой день в больнице врачи вдруг решили перед уже назначенной операцией вновь провести обследование. И что же? Аденоидов на сей раз не обнаружили.
Это только один из случаев исцеления у мощей преподобного. А сколько их было еще, ведает лишь Господь. Но вдруг к общей радости исцеленных прибавилось чувство горечи и недоумения. Неожиданно поползли слухи: мощи ненастоящие. Один нелепее другого распространялись домыслы. И если бы это происходило лишь в среде неверующих, нецерковных людей, не ведающих благодатных даров Церкви! Но вот уже и некоторые питерские священники поговаривают: не ложные ли и впрямь? А в довершение всего в светской печати были опубликованы три статьи, повторяющиеся в изложенных домыслах. Одна другой оскорбительнее по тону. И вот я снова в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где та же неизреченная благодать. Вот только мощей здесь уже нет.

Матушка Леонида

Вновь беседую с насельницей Покрово-Тервинического женского монастыря, участницей поиска мощей Александра Свирского — инокиней Леонидой (Сафоновой).
— Матушка, из прошлого общения с вами я узнала (газета "Благовест" N 19 за 1998 г. — ред.), что мощи святого угодника Александра Свирского из этого храма должны были перевезти для дальнейшего поклонения верующих в Александро-Невскую Лавру — до весны. И лишь затем их собирались перенести на постоянное место пребывания в обитель преподобного. Однако этого не произошло. Многие верующие обезпокоены тем, что вновь обретенная святыня столь внезапно покинула храм святых мучениц. Хотелось бы знать причину происшедшего. Где сейчас пребывают мощи? Неизвестность сеет среди людей всевозможные смущающие толки…
— Сегодня вернулась к людям святыня — мощи преподобного Александра Свирского, впервые поруганные кощунниками в 1918 году. Тогда много ложного печаталось о них в большевистской прессе — их называли и "восковая кукла", и "скелет в камуфляже". И в настоящее время, когда мощи святого чудесным образом просияли при своем втором обретении, также нашлись клеветники, стремящиеся во что бы то ни стало опорочить Божью святыню. И уже не только в россий-ской прессе, но и за рубежом распро-страняется чудовищная ложь.
В архивных источниках с благоговением описывается, как выглядели мощи при первом обретении в 1641 году. Их сохранность была столь удивительна (это после того, как они пролежали сокрытыми в земле 107 лет и 7 месяцев), что нетленный лик святого можно было сравнить с изображением на иконе, писанной всего через 14 лет после его упокоения. Тогда был отмечен ряд неповторимых особенностей благодатных останков этого святого. Те же признаки были явлены и сегодня, при втором обретении нетленных мощей. И их удивительная сохранность (спустя 465 лет со дня кончины преподобного) не может не поражать плотское воображение, ставя в тупик человеческий ум перед проявлением Божественного чуда. И словно в подтверждение подлинности святыни — удивительный дар Господа: мироточение стоп преподобного.
Начавшееся после отслуженного молебна 15 июля 1998 года в стенах здания судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга, мироточение продолжается и поныне, не давая покоя клеветникам и ненавистникам. Позже, опровергая злобные кривотолки, замироточили и руки святого. Но невзирая на столь красноречивые факты, ложь продолжает распространяться. Словно стихийное бедствие, она стремится разрушить на своем пути то, что так трепетно и сокровенно возрастает в душах современных верующих. Расчет сил зла прост: опорочить святыню в глазах нестойких в вере либо подорвать авторитет церковных людей, смущенных клеветниками. И вот нашелся тот, кто понес отравляющую ложь в умы и сердца разных людей. Свое имя он обнародовал на страницах бульварной прессы. Что примечательно, мнит он себя верующим человеком. Бывший работник кафедры судмедэкспертизы, доктор медицинских наук А.В. Ковалев публично расписался в своей некомпетентности, опубликовав ряд бездоказательных, оскорбительных доводов. Изначально, когда началась работа по определению принадлежности обнаруженных мощей, Ковалев во всем стоял на позициях отрицания, выдвигая доводы, зачастую носящие характер поругания. Тогда, при втором обретении мощей Александра Свирского, мы впервые столкнулись с недоброжелательным отношением к ним. Но вскоре неожиданно в день первого обретения мощей святого, 30 апреля, у эксперта-антрополога, человека верующего, замироточила икона преп. Александра Свирского. У меня же в этот день замироточила икона Николая Чудотворца, да так сильно… Недаром наша Церковь отмечает дни памяти святых, с которыми на земле существует невидимая мистическая связь. Господь и в дальнейшем поддерживал нас в непростой работе, в особенно трудные минуты. А "научный" подход бывшего эксперта вызвал тогда лишь недоумение и было решено отказаться от его помощи, как это сделала ранее кафедра судмедэкспертизы Военно-Медицинской Академии. В дальнейшем мы прибегли к помощи многих других известных в научном мире экспертов. Они произвели серьезные, кропотливые изыскания и в конечном итоге сошлись во мнении, что это подлинно мощи святого Александра Свирского. За результатами проведения исследований неуклонно, шаг за шагом наблюдал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, принимая личное участие в сложной работе. И вот после того как тысячам людей была явлена неизреченная благодать от мироточивых мощей, силами зла было посеяно семя сомнений и клеветы. И самое горькое, что семя это стало прорастать в умах и душах людей. Не весь наш народ с благодарностью принял святыню от Господа. И в результате отвернувшиеся сами лишили себя благодатного дара. Мощи были перевезены подальше от плотского мудрования. Туда, где им и надлежит покоиться, — в обитель преподобного, Александро-Свирский монастырь. Туда, куда после первого обретения их с трепетом притекало множество истинно верующих православных людей.
А при перенесении мощей в наше время милостивый Господь вновь явил нам, недостойным, два Своих чуда. Когда в святой обители в неурочное время раздался колокольный звон, встречающий мощи святого, местные жители выглянули из окон — узнать, в чем дело. Вот тут-то они и узрели в небе яркий светящийся крест, вертикально стоящий над Преображенским собором. Пораженные видением, в окнах близстоящей больницы застыли в изумлении и больные, и медики. Удивительно еще и то, что видение было открыто лишь этим людям. Никто из насельников обители или сопровождавших мощи не сподобился его зреть. Но простые люди шли и шли потом на поклонение мощам, рассказывая об увиденном чуде. А через три дня видение повторилось. Пасмурное небо расступилось, и в венчике облаков опять показался крест — большой, огненно светящийся. Как и в первый раз, он был восьмиконечный. Местные жители собрались на улице. Все смотрели на необыкновенное видение, переполняемые противоречивыми чувствами — и ужасом, и страхом, и умилением. И снова это чудо было открыто лишь простым мирским людям. Так преподобный Александр Свирский известил своих земляков о возвращении в обитель.
Второе чудо, что произошло при перенесении мощей святого, тесно связано с историческими фактами. Освидетельствование мощей при их первом обретении в XVII веке производил Новгородский митрополит Аффоний. Через три года, когда привезли новую вызолоченную раку из серебра, неожиданно приехал тот же Новгород-ский митрополит, хотя его не оповещали о переложении мощей. Таким образом, именно он снова своими руками прикасался к нетленному телу святого. И уже во второй половине XIX века, когда вновь была изготовлена новая рака, для перекладывания мощей святого по создавшейся уже традиции был приглашен Новгородский владыка. Но в наше время не успели оповестить архиепископа Новгородского о перевозке мощей в святую обитель. И традиция нарушилась бы, если бы Сам Господь промыслительно не исправил положение. Через несколько часов после того, как мощи святого прибыли в монастырь, в его ворота вдруг въехала машина, из которой вышел человек, убеленный сединой. И это был Новгородский архиепископ Лев, прибывший в Александро-Свирский монастырь по Божьему произволению.
— Кто еще из известных православному миру людей посетил мощи святого после их второго обретения и поклонился им, признав тем самым их святость?
— Приезжали митрополит Кирилл, митрополит Ювеналий. Были архиепископы, епископы — их было очень много. Был игумен из Костромского монастыря, из Казахстана, из Свердловска, из Чебоксар, всех просто не перечислить. Но самое главное, свое признание мощей выразил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он прибыл к ним на поклонение, хотя тогда уже получил анонимный факс, утверждающий, что мощи ложные. Но Его Святейшество этой клеветой не смутился. А старец Николай с острова Залит направлял к мощам многих болящих, особенно одержимых. У старцев, как известно, особое, духовное зрение, которое способно отличить истинную святость от ее подделки. А через мироточение и благоухание икон, происходящее у простых людей по сей день после прикладывания к мощам, Господь лишний раз показывает нам, неверам, что даровал, как казалось, навсегда утраченную святыню.
— За свою долгую историю Православная Церковь при обретении нетленных мощей святых руководствовалась лишь благодатными знаками Свыше, не прибегая ни к каким научным исследованиям. Но коли уж мы живем в столь бездуховном материалистическом мире, наш грешный ум требует своих разъяснений…
— Горько осознавать, что в сложившейся ситуации мы все, по сути, явились участниками нецерковного, неблагодатного подхода к второму обретению мощей святого. Но ситуация требовала, чтобы мощи были защищены от клеветы всесторонними научными доказательствами их истинности. Не буду приводить большого количества фактов, что были получены в процессе нашей работы и противопоставлены безбожной лжи, — ограничусь следующим. Все тот же Ковалев огульно утверждает, что найденная нами и "выдаваемая за мощи святого мумия" — лишь "бальзамированный труп бывшего заключенного". Распространяя нелепую, чудовищную ложь в своем стремлении опорочить святыню, он даже не учитывает при этом, что все его "доводы" легко разоблачаются истинным положением дел. И если этот ученый не знает, каким образом осуществляется длительное хранение трупов, ему не мешало бы узнать, что для поддержания в надлежащем состоянии всего лишь одной мумии, находящейся в мавзолее на Красной площади в нашей стране трудится целый институт! Тем не менее мумия бывшего вождя революции требует постоянного всестороннего контроля над ее сохранностью, которая зависит не только от окружающей температуры, влажности воздуха, но и от многого другого. И если уж вообще говорить об искусственном бальзамировании, то вес мертвого тела, подвергшегося специфической обработке, составляет не менее 40 килограммов. Тогда как мощи Александра Свирского, прошедшие естественную мумификацию — усыхание, — весят не более 10 килограммов. Удивительно, что при этом сохранились чудесным образом как лик Александра Свирского, так и его стопы и кисти рук. А это именно те части тела, которые по смерти человека подвергаются наиболее быстрому тлению — гниению. Да простит нас святой за подробности, выставленные на всеобщее обозрение. Не стоит далее уподобляться кощунникам и публично "раздевать" святого, хотя бы для того, чтобы опровергнуть их ложь. Ведь в прежние времена не смели прикоснуться, без серьезных на то причин, даже к облачению святого.
— К фактам, подтверждающим истинность мощей, без сомнения можно отнести и многочисленные случаи исцелений у вновь обретенных мощей Александра Свирского…
— Они происходят и поныне. Случаев исцелений, только засвидетельствованных, более 120, многие из них подтверждены медицинскими документами. А радости у родителей исцеленных детей было столько, что думалось: как же милостив к нам Господь! Мальчику лет десяти после длительной тяжелой пневмонии был поставлен диагноз — фиброз легкого. Часть легкого требовалось удалить. Но когда мать с сыном, помолившись, отошли от раки преподобного, то мальчик с удивлением заметил, что внутри у него что-то произошло, будто разрыв какой-то. Ребенку так хотелось исцелиться и не идти на операцию, что в течение десяти дней он прикладывал еще потом к своему боку икону преподобного Александра Свирского. А когда его повели к специалисту-рентгенологу, чтобы окончательно решить вопрос об операции, то легкое, как отмечено документально, было уже без патологиче-ских изменений. Но коль уж заговорили о чудесах исцелений, то хочется привести в пример слова одного священника. Он часто приезжал к мощам со своей паствой помолиться, поздно вечером, когда в храме уже никого не оставалось. Как-то я спросила его: "Батюшка, наверное, у ваших молящихся также были случаи чудесной помощи им, исцеления от каких-либо недугов?" Кротко посмотрев на меня, он ответил: "…Но не это главное… Я вижу, какими люди приходят сюда и какими они становятся после молебна. Прояснение, обновление души человеческой является большим чудом, чем исцеление плоти".
— Насколько мне известно, более всех возле мощей находился послушник Александро-Свирского монастыря Александр. Он являлся свидетелем многих чудес…
— Наверное, именно поэтому, став очевидцем проявления святости мощей, брат Александр и пострадал вскоре после их перенесения в монастырь. Темные силы стремились уничтожить его как свидетеля Правды Божией. На него было осуществлено нападение с целью убийства. Но Господь попустил ему лишь серьезно пострадать, явив тем самым факт мученичества. Около месяца брат Александр серьезно болел, не вставая с постели. Теперь ему уже лучше.

Брат Александр

Зная, что послушник Александр еще не здоров и редко бывает в храме святых мучениц, я и не надеялась в ближайшее время увидеть его. Но после разговора с матушкой Леонидой я неожиданно встретилась с ним. Словно сам Александр Свирский способствовал этому. И у нас состоялась беседа.
— С момента второго обретения мощей вы были рядом с ними и, наверное, о многом можете поведать.
— По неизреченной Своей милости Господь попустил мне каждый день, с утра и до вечера, быть на служении при раке с мощами с первого дня перенесения их в храм святых мучениц, а потом сопровождать их в придел Захарии и Елисаветы Преображенского храма Александро-Свирской обители. И каждый день проходил при стечении множества паломников. Люди тянулись к святыне, как к источнику живой воды. Иные часами просиживали в храме, закрыв глаза, проникаясь благодатью. Это были чаще люди приезжие. Даже с Камчатки. И войдя в храм, еще не увидев раки с мощами, они плакали у порога, с чувством произнося: "Благодать-то какая здесь! Здесь весь воздух пропитан благодатью!.." Многие говорили о мощах святого: "Когда нагибаешься к раке, то обдает необычным, живым теплом, словно склоняешься над живым человеческим телом…" Говоря о чудесах, исцелениях, происходящих у раки с мощами, не хочется использовать это как аргумент, подтверждающий истинность вновь обретенной святыни. Но то, что происходило с людьми, по-мирски называемыми нервными, а по сути являющимися бесноватыми, невозможно не вспоминать с чувством благодарности святому. И сами эти люди рассказывали потом, какое облегчение получали они, ощущая, как из них постепенно выходило зло. Не раз доводилось видеть, как кричал и визжал, сопротивляясь, человек, которого волоком тащили к раке. Как припав к ней, держался он за нее потом. И как плакал у икон, благодаря Господа и Божию Матерь за то, что впервые за пятнадцать лет испытал облегчение. "Я почувствовал свет, я почувствовал, что я в храме, что я Божье создание…" — говорил этот человек. Сколько несчастных, больных людей нашей России прошло передо мной. Сколько родителей, для которых встреча с мощами преподобного осталась единственной надеждой на облегчение существования их измученных болезнью детей. И сколько раз я поражался мужеству родителей, не отстранившихся от нелегких трудов, не отдавших ребенка в приют. И когда во взгляде этих детей появлялось наконец-то что-то осознанное, когда девочка, не ходившая до пяти лет, вдруг пошла, я радовался вместе с родителями, видя явное чудо исцеления. И когда, несмотря на окончательный приговор врачей, кто-то забывал о болях, расставался с инвалидной коляской, то и моя душа, укрепляясь, возрастала в вере.
Порой те, кому на самом деле требовалась помощь святого, приходили к закрытию храма. Чтобы без любопытных, суетных взглядов помолиться преподобному. И в такие моменты в храме возникало состояние, о котором очень верно отозвался иеромонах Александр с Валаамского подворья: "…и тогда происходит самое главное — идет ответная молитва. Александр Свирский молится вместе с нами. И в совместной такой молитве преподобному легче просить у Господа".
Но среди приходящих были и люди, стремящиеся получить совершенно иное. Это "люди от тьмы" — экстрасенсы и прочие, кто живет за счет отрицательной энергии, сотрудничая с силами зла. Подтянутые, жилистые, с волевым взглядом. Их не спутать с другими. Они собирались группами, приходя не один раз в течение десяти дней. Войдя в боковую дверь храма, они обходили вокруг раки, пытаясь к ней подойти. Концентрировались, предпринимая немалые волевые усилия, пока на лицах у них не выступал пот. Но как ни старались они, всякий раз примерно в пяти шагах что-то тормозило их, не давая подойти к раке. Если бы в ней лежал не святой, а что-то чуждое благодати, наверняка ситуация складывалась бы по-иному. Этот святой при жизни был добрейшим даже среди святых. И теперь он никак не наказывал экстрасенсов, а просто не подпускал к себе.
В храм, где покоилась рака с мощами, не раз приходили люди весьма агрессивно настроенные. Они осыпали нас грязными ругательствами и кощунствовали в адрес православных святынь. Приходилось выводить их за церковную ограду, проявляя в этих случаях максимальное спокойствие. Каждый раз они обещали свести с нами счеты, а меня искалечить или убить. Вполне может быть, что они лишь исполняли чью-то волю. Неприятных, провокационных моментов у раки было немало. Как-то женщина долго стояла у мощей, не подпуская никого. Ярко раскрашенная, в экзотическом платке, она просто разглядывала мощи. Спустя время ее попросили отойти, но она закричала, что ей мешают молиться. Выждав время, я вновь обратился к ней. Но она неожиданно бросилась на меня с растопыренными пальцами рук, пытаясь попасть в глаза. Я уклонился, но она травмировала оказавшуюся вблизи паломницу. После этого ее уже держали, не давая безчинствовать. Порой приходили люди, по виду напоминающие бывшее партийное начальство, и требовали, чтобы им предоставили особые условия для поклонения мощам. Не добившись своего, они начинали сыпать оскорблениями, очевидно, утратив за долгую жизнь без веры всякое понятие, что пред Богом все равны.
— Известно, что на вас было совершено серьезное нападение.
— …Оно было необычным. Не ради ограбления, и не с целью похулиганить, как это сейчас часто случается, когда развлекаются подростки. Случилось это через две недели после перенесения мощей. Я возвращался из храма не поздно, в начале восьмого вечера. И решил пройтись пешком по Ленинскому проспекту — месту оживленному, с сетью больших магазинов по обеим сторонам. Неожиданно сзади почувствовал опасность — внезапную агрессию. В следующий момент меня ударили чем-то по голове. А потом, прижав к земле, нанесли несколько сильных ударов по шее, словно пытаясь переломить ее. Когда я очнулся, лежа на снегу, жизнь продолжалась — люди шли мимо, по своим делам. Раньше я занимался горнолыжным спортом и трижды получал серьезные травмы. Но на этот раз выздоровление мое затянулось. Я понимаю, что темные силы должны были мне отомстить за все то, что я получил у преподобного. Я сравнительно недавно встал на путь монашества, и за четыре месяца рядом с удивительной святыней мне многое открылось в духовной жизни.
— Путь монашества нелегок, особенно в наше время. Что способствовало выбору этого пути?
— Господь свел меня с человеком верующим и духовным — отцом Лукьяном. Это истинный пастырь и строитель. Наше время — время борьбы за душу.
Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно строить духовные крепости — монастыри. Для того, чтобы, приходя туда за духовным очищением, люди поняли: жизнь не кончается смертью. Необходимо жить по Евангелию. Но кроме молитвы, нужно и трудиться. У отца Лукьяна каждый знает свои обязанности и спокойно выполняет их. Как-то в храм к нам пришел молодой человек и предложил создать общество спасения христианства и возрождения русской Православной веры. Я сказал ему, что оно уже есть — здесь, при этом небольшом храме. Ты хочешь возрождать русское Православие? Вон стоит лопата, бери и будем возрождать. Он опешил и говорит: "Нет, у меня устав…" Он ушел, а мы остались убирать снег. Так, незаметными со стороны усилиями простых трудящихся людей восстановлен этот храм святых мучениц, построен другой в Свирь-строе, открыт Свято-Тервинический монастырь и восстанавливается Александро-Свирский монастырь. Отец Лукьян строит и призывает строить других. И так хочется сказать людям: идите в храмы! Там вы спасетесь. Благодать Божья в Церкви с ее чудесными святыми — неизреченна…

Отец Лукиан

В этот же день, словно опять благодаря помощи святого, произошла встреча и с настоятелем Александро-Свирского монастыря игуменом Лукианом. А после разговора с ним стало ясно, что вновь обретенная святыня находится теперь в руках людей, достойных ее святости, способных уберечь, защитить ее от поруганий.
— Батюшка, хотелось бы знать ваше мнение по поводу ситуации, возникшей неожиданно после второго обретения мощей преподобного Александра Свирского.
— Если говорить о попытках опорочить святыню, то хотелось бы напомнить, что это далеко не первый случай в истории. Всегда были люди, стремившиеся внести раскол в Церковь, есть их последователи и всегда круг людей, поддерживающих это. И в данном случае ситуация не связана только с одним человеком. Это кампания, направленная против Церкви, против ее святыни. Вероятно, за 80 лет поругания святынь в сознании людей настолько все искривилось и переродилось в сторону злого, что ложным подчас становится и отношение к Богу, к религии и к святыням. Оттого мы не верим уже не только официальному мнению Церкви и ее иерархов, но и всему тому, что испокон веков давала нам во спасение наше сама Церковь, — великим чудодейственным святыням.
Вопрос веры — это главный постулат нашей Церкви, ее основа. Очень многое в Православной Церкви недоказуемо научным путем. Многое у нас принимается на веру. И когда сомнения исходят из уст церковных людей, это страшно — мы сами этим попираем свои основы. Сами плюем в тот колодец, из которого придется пить.
Примечательно, что за все это время ко мне как исполняющему обязанности настоятеля Александро-Свир-ского монастыря так никто и не обратился с прямым вопросом: правда это или нет? Истинно ли это — мощи святого? Так никто и не пожелал разрешить свои сомнения ради того, чтобы в конечном итоге восторжествовала истина. Вместо этого доверяют больше людям нецерковным, говорящим и пишущим о церковных святынях без малейшего благоговения, без какого-либо понятия о том, что есть святость. И мнение этих нецерковных людей со всей серьезностью распространяется в кругах церковных, а затем вкладывается в умы верующих людей. Причем не открыто, а за спиной. Это ли не красноречивое знамение нашего времени?! Народ наш обмельчал, говоря по-светски. И кажется, уже сбываются слова апостола, что люди, всегда ищущие, никогда не придут к познанию истины. Так и в конкретном случае. Получая, мы не удерживаем. Так через что мы хотим перескочить? И во имя чего? Было очень яркое явление мощей Александра Свирского, без каких-либо специальных подготовок. Так всегда являлись святыни. И мы видим в этом Промысел. Но от нас требуют длительных научных подходов. Несмотря на то, что есть конкретное мнение правящего архиерея, изложенное в официальной церковной печати и на общем собрании священства. Несомненным авторитетом является Патриарх всея Руси. Но более всего — сам преподобный. Сами мощи так красноречиво говорят о себе. До этого случая в современности ничего подобного не было. Так много столь ярких чудес сопровождало появление мощей Александра Свирского!.. Мне кажется, что и это явление можно отнести к знамениям нашего времени. Как же относиться к явлению святыни? Без сомнения, по-евангельски. И это та же проблема веры. И как можно не верить, не доверять тому, чему многие были не только очевидцами, но и испытали на себе чудеса? Тысячи людей воочию увидели мироточение. И это мироточение, заснятое на видеопленку, является ярчайшим зафиксированным фактом, свидетельствующим истинную святость мощей. А утверждать, что мощи мироточат лишь оттого, что многие поверили в них, — значит отвергать проявление великой Силы Божией. Без нее, соберись все верующие воедино, все равно никакие останки не замироточат. Воля Божья свершается помимо нашей, человече-ской воли, промыслительно избирая душеспасительное для людей. И Господь подает множество исцелений у мощей, даже людям нецерковным, не ведающим, что это за святой и как вообще нужно молиться. Но упрямо отвергая очевидные факты, иные "церковные" люди пытаются выдать проявление благодати Божьей за галлюцинацию, искушение, прелесть. В таком случае преследуется слишком греховная цель, скрывающая за собой проявления гордыни и себялюбия. А за мощами стоит лишь святость — сила Божия, сила исцеляющая, существующая в доказательство веры в Бога, и именно Православной веры.
Это были величайшие знаки силы Божией. И вдруг их дерзают называть такими словами, как прелесть, искушение и т.д. Это просто преступление перед Богом. "Всяких ненужных, безполезных споров удаляйся…", — гласит апостольское правило. А сегодня кто-то просто утопает в сплетнях. Это уже показатель упадка человеческого духа. Если говорить о святых, то вокруг себя они всегда создавали мир. И идя к самым падшим, преступным людям, своей любовью и миролюбием обращали грешников в верующих. А в наше время, когда возвращена людям величайшая святыня, вдруг возникают споры и сомнения в ее святости.
Воистину это наказание Божье, когда при последних временах многие лишатся нормального ума. Сознание наше уже омрачено и помутнено. В Таинствах мы обновляемся, но и это не приносит мир, прощение, согласие. Так как после Великих Таинств мы легко утрачиваем полученное. То, что Бог созидает, мы не собираем, а расточаем и разрушаем в сплетнях, кривотолках и в прочем греховном. Пороча святость вновь обретенных мощей, ругая их, мы в первую очередь ругаемся на Бога. По своему малодушию, маловерию Петербург раньше времени лишился мощей, их благодатной помощи. И опасаюсь, что Господь нас накажет, потому как святыню Его многие не признали. Но у тех, кто поверил святыне, есть и сейчас возможность прибегнуть к ней, приехав в Александро-Свирский монастырь. По благословению митрополита Владимира от Александро-Невской Лавры организуются экскурсионные паломнические поездки на автобусе. Из Санкт-Петербурга можно доехать электропоездом или автобусом. При обители есть скромная гостиница.

Адрес монастыря: 187729, Ленинградская область, Лодейнопольский район, деревня Старая Слобода, Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь.

Этот адрес пригодится и для тех, кто не сможет приехать, но пожелает заказать святому молебен.
В заключение хочется поведать людям, что в настоящее время создается видеофильм о втором обретении мощей преподобного Александра Свирского и об этом же пишется книга, предназначенная для широкого круга читателей. В нее войдет немало удивительных фактов, как известных, так и пока еще никому не известных. Мощи вернулись в святую обитель преподобного спустя ровно 80 лет после того, как были увезены богоборцами. Было время — сам я не ведал ничего о великом святом Александре Свирском, пока Господь не открыл мне. И теперь я убежден, что его мощи, посланные нам Богом в столь трудное для России время, — это великая святыня. Я убежден в этом, потому что видел это своими глазами, ощущал и переживал это… После беседы с отцом Лукьяном я уходила из храма поздно. Заканчивалась вечерняя уборка, домывали пол. Прикладываясь к храмовой иконе, я увидела женщину напротив места, где стояла рака с мощами преподобного. Она стояла на коленях, с благоговением молясь, словно святой пребывал здесь, в этом маленьком храме. И, наверное, угодно было Богу поместить мощи святого не в известном кафедральном соборе, а в небольшом, скромном храме, находящемся на окраине Санкт-Петербурга и носящем имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. С тем, чтобы показать, чего так не хватает сегодня всем нам, — веры, надежды, любви и, несомненно, истинной мудрости…

Владимир Мельник, г. Москва
10.03.1999
Дата: 10 марта 1999
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru