‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

По следам Самарского чуда

Найден документ, раскрывающий новые подробности Стояния Зои в 1956 году.

Найден документ, раскрывающий новые подробности Стояния Зои в 1956 году.


Памятник Святителю Николаю у места Стояния Зои.

Мне позвонил давний друг редакции Николай Владимирович Плигин. Он архивист-любитель, занимается историей Православной Самары. И вот он сообщил, что удача улыбнулась ему. В архиве Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Куйбышевском облисполкоме П.И. Алексина найден документ, проливающий свет на неизвестные подробности чудесных событий в Куйбышеве/Самаре в 1956 году. Приведу документ почти целиком, сохраняя авторскую стилистику (только слово Бог мы пишем здесь, конечно же, с прописной буквы).

Вчитываясь в строки отчета уполномоченного, вдруг ловлю себя на мысли, что это какое-то «перевернутое сознание» мне уже где-то в литературе встречалось. Но где именно? Вспомнил! У Клайва Льюиса, в удивительной антикниге (где всё перевернуто) «Письма Баламута». Там некий довольно мелкий бес пишет отчет о своих проделках бесу рангом повыше. Подчеркну, говорю я здесь не о людях, ведь никакого, даже и самого заблудившегося человека, нельзя сравнивать с бесами (упаси Бог!). Говорю лишь о самой стилистике документа, а она явно носит подчеркнуто-инфернальный характер. Где всё повернуто с ног на голову, добро названо злом, а зло добром.

В начале документа речь идет не о Русской Православной Церкви, а о других религиозных организациях, в частности, старообрядцах. В ту пору все религии и конфессии в СССР находились под жестким атеистическим прессом. И то, как жила тогда Русская Церковь, в какой-то мере было присуще и жизни других конфессий. Можно было бы эти сведения и не публиковать, как напрямую не относящиеся к делу. Но что-то существенное тогда бы пропало, не был бы отражен «колорит эпохи» (где Уполномоченный литрами измерял розданную верующим на Крещение святую воду!). А нам важно и то понять, в какое время и в каком месте произошло Чудо.

Не случайно и то, что обнаружил этот документ Православный человек с именем Николай. Ведь чудо о Зое накрепко связано со Святителем и Чудотворцем Николаем! И еще. Приступая к поискам документов по Стоянию Зои, Николай Плигин на эти архивные разыскания взял благословение Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия. И его поиски так скоро дали результат.

25 января 1956 г.

О праздновании религиозных праздников в январе 1956 года «Рождество» и «Крещение».

Религиозные праздники «Рождество» и «Крещение» прошли на уровне 1954-1955 годов. В моих письмах за 1955 год достаточно ясно был изложен вопрос о состоянии и религиозной деятельности зарегистрированных обществ и не зарегистрированных групп верующих, а также и в моем информационном отчете за 1955 год, направленном Вам 7 января 1956 года.

Мною сообщалось, что перед религиозными праздниками религиозная пропаганда оживляется и от этого резко увеличивается посещение молитвенных собраний верующими.

Празднование указанных праздников в религиозном обществе старообрядцев беглопоповского согласия 18, 25 декабря 1955 года и 1 января 1956 года верующих в церкви на утреннем собрании было 50-60 человек, тогда как 7 и 19 января присутствовало 135-165 человек, разница против прошлых лет была только в том, что в 1955 году было роздано 18 января освещенной воды 180 литров, а в 1956 г. 18 января было роздано 120 литров. 19 января в 1955 году было роздано освещенной воды 300 литров, а в 1956 году 19 января было роздано всего только 250 литров. Религиозный актив объясняет это тем, что в 1956 году ввиду прошедших снегопадов верующие из районов не смогли прибыть. Посещаемость церкви в 1956 году была на уровне 1955 года, это объясняется тем, что активом верующих и служителями культа была проведена большая работа среди верующих и не верующих.

[нет страницы]

Бывают случаи, что в культурные учреждения на руководящую работу выдвигают случайных людей. До сего времени здания культурных учреждений находятся в совершенно запущенном состоянии, в клубах совершенно отсутствует простейшая мебель (скамейки, табуретки), здания клубов находятся в полуразрушенном состоянии. Многие партийные, комсомольские организации не проводят антирелигиозной пропаганды.

Коммунистическая партия всегда рассматривала антирелигиозную пропаганду как неотъемлемую часть коммунистического воспитания, как одно из важнейших средств выработки научного, материалистического мировоззрения в массах. Сейчас, когда в нашей стране ведется грандиозная работа по строительству коммунизма, научно-атеистическая пропаганда приобретает особенно важное значение. Религиозные пережитки, которые всё еще сильны в сознании многих людей, мешают строительству коммунизма и отравляют сознание человека предрассудками и суевериями.

(…) В.И. Ленин всегда подчеркивал, что борьба с религией есть партийное дело, дело всей коммунистической партии, комсомола, советской интеллигенции. Однако следует отметить, что в гор. Куйбышеве просветительская работа среди трудящихся поставлена неудовлетворительно.

Примером может служить следующий факт, происшедший в нашем городе на 39 году существования советской власти. На Чкаловской улице дом № 84 во дворе в одноэтажном домике проживает деклассированная семья Болонкиных мать и сын, люди без определенных занятий. С 14 января по настоящее время по городу распространяется слух, что якобы под Новый год (ст. стиль), т.е. 13 на 14 января в доме Болонкиных был организован молодежный вечер для встречи этого «нового года». На этот вечер были приглашены юноши и девушки, были организованы танцы и вот, когда начались танцы парами, то одна девушка оказалась без пары, ей не хватило пары. Тогда эта девушка якобы сняла икону Николая Угодника и начала танцевать с иконой. За такое «кощунство» эту девушку Бог наказал и она так и застыла на месте с иконой в руках и вот уже в течение 3 дней, т.е. с 14 января с.г. по настоящее время, якобы так и стоит застывшая среди квартиры Болонкиной с иконой в руках. Эта версия-провокация все еще распространяется по городу Куйбышеву и уже стала известна за его пределами, около этого дома ежедневно стоит толпа народа в количестве 200-250-300 и 500 чел. Среди них очень много молодежи в возрасте от 20 до 30 лет.

Теперь появилась новая дополнительная к первой версия - провокация, что якобы к этой девушке невозможно прикоснуться, ибо она настолько наэлектризована, что под ней всё горит и вот будто бы 20 января приезжала пожарная команда, вырубили в квартире полы, а девушку увезли с собой. Но, надо сказать, что несмотря на такое сообщение толпа людей все еще не убывает, а сменяется и пополняется и продолжает целыми днями стоять около этого дома.

Кроме этого гр-ка Сорокина - работница одного лечебного учреждения распространяла эту версию-провокацию, что сама была в этом доме по Чкаловской улице № 84 18 января и своими глазами видела эту девушку застывшую с иконой в руках.

Это еще раз нам показывает как велика роль естественно-научных знаний в разоблачении религиозных представлений, в раскрытии роли религии в обществе, ее классовой сущности. Неотложной задачей партийных организаций является в настоящее время повышение роли учреждений культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, улучшение культурно-просветительской работы, усиление пропаганды естественно-научных знаний. Это значит, что парторганизации должны вести неустанную борьбу с пережитками прошлого в сознании людей, с проявлениями чуждой советскому обществу идеологии.

Чтобы полнее удовлетворить культурные нужды населения парторганизации в первую очередь должны уделить серьезное внимание подбору кадров работников для культурно-просветительских учреждений, добиваясь, чтобы во главе клубов, домов культуры, библиотек стояли политически зрелые люди, хорошо знающие и любящие эту работу. Интересы дела требуют, чтобы во всех наших городах и селах культурная жизнь била ключом, чтобы все культурно-просветительские учреждения полнее удовлетворяли растущие духовные запросы трудящихся.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Куйбышевском Облисполкоме
/П.
АЛЕКСИН/

Давайте повнимательнее вчитаемся в эти перепуганные строки. Понять Алексина можно: жили - не тужили, считали святую воду литрами, радовались, когда святая вода с каждым годом всё убывала. Ждали, когда же религия сама по себе отомрет и угаснет под напором молодой еще тогда квазирелигиозной марксистско-ленинской идеологии - и вдруг на тебе! Зоя окаменела! Да еще с иконой в руке… Согласитесь, такое даже и представить сложно.

Но вот первый испуг прошел, лихорадочные действия упорядочились (а вначале и конная милиция топталась на пятачке у дома, и брандспойтами били в толпу). И сразу профессиональные атеисты озаботились тем, чтобы наспех слепить свою версию событий.

Заметим: прямо и конкретно чудо здесь как бы и не совсем отрицается, даже называется «фактом». Но ему пытаются придать провокационный характер. Чтобы было легче потом всем заткнуть рты, взять подписки о неразглашении, спрятать концы в воду. Но на чужой роток не накинешь платок. И весть о чуде разнеслась по всей стране. Значит, надо усиливать антирелигиозную пропаганду. Такая вот логика документа. И стараться, чтобы клубы заменили закрытые и порушенные церкви. И что уже и вовсе неслыханно, даже и удовлетворяли бы клубы «растущие духовные запросы трудящихся» (это как, танцами, что ли, под гармошку?).

Но документ ценен совсем не этим. В нем по горячим следам вылезли как бы нехотя изложенные важные факты. На них стоит обратить внимание.

Наконец, теперь вот документально подтверждено, что чудо произошло не на гражданский Новый год 1 января, как некоторые считали, а на Старый Новый год. Непризнанный властями, но всё еще популярный в народе праздник! Оказалось, не так-то просто одним росчерком декрета заставить народ целиком перейти с церковного на светский календарь. А это уже само по себе важное свидетельство. И в будущем церковное почитание этого чудесного события можно будет установить по благословению Священноначалия именно на Старый Новый год. Пусть это будет еще один праздник в честь Николая Чудотворца!

В Народной повести о Стоянии Зои пишется об особом духовном состоянии окаменевшей девушки, которая вдруг была вышиблена из атеистического морока и перед ней воочию открылась адская бездна: «земля горит, кричала она, земля качается, как колыбель…» Алексин чуть ли не буквально подтверждает такое. Он пишет, что Зоя «настолько наэлектризована, что под ней всё горит». И даже в документе упомянуто, что пожарные были вынуждены вырубать окаменевшую Зою вместе с полом... К слову, следы новонастеленных полов в этом месте в доме сохранялись до начала 2000-х годов. Я это сам видел.

И особенно важно, что названа (правда, только по фамилии - «гр-ка Сорокина») «работница одного лечебного учреждения», которая не побоялась угроз и стала смело рассказывать людям правду о чуде. А чудо видела своими глазами! Думаю, это была работница «скорой помощи» (подстанции, обслуживающей Ленинский район города Куйбышева), которая или принимала вызов из дома по улице Чкаловской, 84, или даже врач «скорой помощи» (скорее второе! Ведь она видела чудо), прибывшая по вызову в дом к окаменевшей девушке. Скорее всего, это в руках медработницы Сорокиной иглы шприцов гнулись и ломались, не желая входить в окаменевшее тело Зои. Представляю, какой шквал репрессий обрушился на эту сильную духом женщину - медицинского работника!

Уже в самые первые дни Чуда мощный идеологический аппарат бросил свою несметную рать на сокрытие правды о Стоянии Зои. Но Самарское чудо выжило и живет до сих пор! И заставляет задуматься о вере, об отношении к святыне всё новые поколения. Вот и еще одно подтверждение нашлось в самарском архиве. И сердце подсказывает, что чудо о Зое на этом не закончилось. Оно еще преподнесет нам немало удивительных сюрпризов.

Антон Жоголев,
автор книги «Стояние Зои. Чудо Святителя Николая».

Продолжение темы читайте здесь

199
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru