Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

"Из времени в вечность"

На вопросы читателей отвечает протоиерей Николай Агафонов.

На вопросы читателей отвечает протоиерей Николай Агафонов.

Подскажите, пожалуйста, почему считается хорошим знаком совпадение с церковными праздниками, например, даты смерти или дней особого поминовения? Слышала и много раз читала в жизнеописаниях великих подвижников Православия, что таким совпадениям придается большое значение. Как к этому относиться?
Раба Божия Елена


То, о чем вы спрашиваете, не относится к сфере вопросов догматических или канонических. Но поскольку это явление действительно имеет место в Православной традиции как некое поверье, то давайте рассмотрим эту тему.
Прежде всего надо понимать, что всякие даты относятся к временному порядку вещей, то есть вне времени они теряют свое значение. Я сказал “всякие”, но не любые. Если мы возьмем церковные праздники, то они хотя и совершаются во времени, но в то же время выходят за его пределы и принадлежат вечности. Например, на праздник Пасхи — Светлого Христова Воскресения — мы слышим приветствие: “Христос Воскресе!” — и отвечаем: “Воистину Воскресе!”. А если бы мы услышали это приветствие, допустим, в декабре или январе, то значит ли это, что мы бы ответили: “Нет, Христос еще не воскрес. Давайте подождем Пасху”? Конечно, это было бы абсурдом. Мы понимаем, что Христос уже и родился, и был распят, и умер на Кресте, и воскрес в третий день по Писанию. Но все же мы трепетно ждем особенного поминовения этих событий Церковью.
Секрет заключается в том, что Бог создал время как приготовление к вечности. Поэтому хотя все церковные праздники и являются событиями надвременными, но даны нам во времени, чтобы подготовить нас к вечности. Великие церковные праздники освящают собой само время, делают его благодатным и спасительным для тех, кто всей душой участвует в этих праздниках. Но не будем забывать, что в этих праздниках участвуют не только живущие на земле, но и ангелы, и души умерших. Потому что пока на земле существует время, оно существует и на небе, пусть в других категориях, но существует.
В дни праздников, по учению Церкви, торжествуют Небо и земля. Да, мы знаем, что Христос воскрес, но особенным образом ощущаем это именно на Пасху. Мы знаем, что Он родился, но в праздник Рождества мы ощущаем трепетно душой и радостно сердцем, что это событие для нас с вами происходит как бы сейчас. И через это ощущение мы тоже с вами как бы выходим из времени в Вечность. Но не только разумные творения переживают эти особые ощущения, но и вся природа ощущает праздник: вода не когда-нибудь, а именно на Крещение Господне изменяет свое естество, — происходит таинство.
Теперь о совпадении. Верующий человек не верит в случайные совпадения. Православный христианин верит, что совпадения в его жизни не случайны, а являются особой милостью Божией к нему, грешному. Когда человек умирает, например, на Пасху, а до этого он говел и причащался, то все верят, что это особый знак Божий, который указывает, что покойный получил награду за свою благочестивую жизнь.
Поэтому на ваш вопрос, как к этому относиться, я отвечу: относитесь к этому спокойно и радостно. Из этого не стоит строить каких-то особых предположений относительно участи покойного, помня слова Священного Писания: “Всяк человек ложь” (Пс. 115, 2). Надо помнить: пока для нас есть время — есть оно и для умерших. Поэтому наш долг — постоянно возносить о них молитвы, и в первую очередь в дни особых поминовений. И если эти дни совпали с великими церковными событиями, то это лучше и для нас, и для усопших.

В каких случаях можно давать обет? Нужно ли на это брать благословение у священника? Чем отличается обет от клятвы? Что делать, если по каким-то причинам не можешь выполнить обета?

Обет — это обещание, то есть когда человек добровольно берет на себя перед самим собой, перед Богом или человеком определенные обязательства. Обеты дает не только человек, но и Бог. Так, например, Бог дает Аврааму обещание передать ему и его потомству в вечное владение землю, которая потому и называется Обетованной (то есть обещанной). Но Бог дал человеку обетование (обещание), обусловленное определенными обязательствами со стороны человека, то есть между Богом и человеком заключается некое соглашение, которое в Библии именуется Заветом. До пришествия Христа такой Завет был между Богом и Израилем. Новый Завет заключен между Господом нашим Иисусом Христом и Церковью. Господь дает нам обетование (обещание), что за исполнение Евангельских заповедей мы будем награждены Вечным блаженством. Бог обещает именно то, чем обладает Сам, то есть Вечностью и Блаженством.
Клятва, в отличие от обета, есть обещание, которое гарантируется каким-либо зароком. Например, человек обещает, говоря: клянусь своим домом и всем имуществом. При неисполнении обещания он должен отдать свое имущество (и он имеет на это юридическое и моральное право). Если человек клянется своей головой (то есть жизнью), то здесь уже стоит задуматься: имеет ли он на это право? Ведь жизнь дана ему Богом, и с точки зрения Православной веры человек не может распоряжаться ей по своему усмотрению (вот почему самоубийство — тягчайший грех).
Мы иногда слышим от лиц, в основном нерусской национальности такие заверения своим обещаниям (которые они редко исполняют): “клянусь своей мамой”. Это не что иное, как кощунство, хотя человек считает эту клятву самой важной. Но если мать — самое дорогое на свете, — то можно ли ее отдавать в зарок свои пустым обещаниям?!
И уж совсем выглядят нелепо такие клятвы, которые осудил в Евангелии Христос. Как же может человек клясться небом или землею, если они принадлежат Богу?! В случае неисполнения обещаний кто может взять у него этот неподъемный зарок? Поэтому Господь и осудил это кощунственное пустословие. По Евангелию, человек может обещать или не обещать, но одно несомненно: прежде чем обещать, человек должен серьезно подумать и все взвесить (сможет ли он выполнить это обещание). Если человек решил совершить что-то хорошее во спасение своей души или на пользу своим ближним, то не надо торопиться горделиво давать обет, но, испытывая себя, смиренно просить в молитве помощи Божией в этом деле. Прежде чем произнести монашеские обеты, человек не менее трех лет несет тяжелые послушания в монастыре, чтобы испытать себя. Так и для мирян — надо все взвесить и обязательно попросить благословения у духовника.
Приведу пример. Ко мне подошла одна прихожанка и попросила благословение на то, чтобы дать Богу обет не вкушать вообще мяса. Я благословил ее не есть мяса 40 дней. Когда она пришла через сорок дней, сказав, что исполнила послушание, я благословил ее не есть мяса в течение года. Если она это выдержит, то я смогу с легким сердцем благословить ее на такой обет.
Итак, мы видим, что христианин не должен клясться, но может давать Богу обеты. Однако есть случаи, когда клятва христианина не противоречит учению Евангелия. Например, присяга воина на верность Отечеству. Он клянется отдать свою жизнь, защищая Родину, и имеет на это полное право, ибо этим он исполняет заповедь Христа: “Нет больше той любви, как если кто свою душу положит за други своя”.

Протоиерей Николай Агафонов
21.11.2003
934
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru