Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Казаки — защитники Святой Руси

«Главным условием приема человека в казачье братство было исповедание им Православной веры».

Об авторе. Александр Владимирович Юзковец председатель общественной организации «Кубанское братство имени святого благоверного Великого князя Александра Невского», капитан 2 ранга запаса, служил на подводных лодках Тихоокеанского флота, потомственный малороссийский казак. Живет в городе Армавире Краснодарского края, алтарник армавирского храма Рождества Христова .

История России неразрывно связана с казачеством. Большинство авторов, пишущих о казачестве, пришли к одному выводу: казачество — это действительно феномен (одно из значений этого понятия — необычное, редкое явление, то, что трудно понять) . Феноменальность казачества состоит в том, что казачество — исключительно русское Православное явление. История донесла до нашего времени сведения о неоднократных попытках в иных цивилизациях, в других странах создать нечто подобное нашему казачеству. Такие попытки предпринимал Наполеон, англичане в Индии, австрийцы и турки на Балканах и в Азии, североамериканцы на Диком Западе, но все это ничем хорошим не закончилось. Попытки католической Речи Посполитой подчинить себе Православное запорожское и малороссийское казачество завершились крахом самой Польши.

Ответ на вопрос, почему именно на Руси возникло казачество, историки ищут в основном в сферах исторически-материальных, а мы считаем, что этот ответ кроется в ином, в духовном измерении.

Казачество возникло и стало на путь, наполненный служением, жертвенностью, безпримерной славой, только при помощи Божией, благодаря всемогущей руке Его Всеблагого Промысла.

Не было за спинами тех людей, которых хотели сделать казаками правители иных стран, ни «святой Англии», ни «святой Америки», ни «святой Франции», ни тем более «святой Турции». А за спинами наших казаков была Святая Русь.

Святая Русь — это Русская Православная Церковь, Православный русский народ, Православный Царь — Помазанник Божий.

Святая Русь — это духовный Удерживающий этот мир от пришествия антихриста, от гибели. Святая Русь — хранитель неповрежденной Христовой Истины до конца времен.

Донская икона Божией Матери - главная святыня казачьих войск России.

Именно потому, что Православное казачество было призвано Промыслом Божьим стать вооруженной силой — защитницей Святой Руси, оно и достигло таких славных результатов в своей истории. Казачество как исключительный феномен человеческой истории, как особый служилый субэтнос могло возникнуть и возникло только в русском Православном мире. Без Православной основы невозможны были возникновение, становление, то огромное значение и роль казачества в русской истории. Главным условием приема человека в казачье братство было исповедание им Православной веры — истинного Христианства.

В русских былинах, богатырских русских сказках, русских народных, казачьих песнях постоянно утверждается, что всегда с любящим Бога, ближнего и родную землю человеком-христианином, казаком, воином - «Бог и родная земля». И смерть ему не страшна, коль пал он за веру и Отечество, тем самым верно совершил переход от жизни временной к жизни вечной.

Первый из великих русских богатырей «старый казак» Илья Муромец верно служил родной земле, Православному народу и Великому князю Владимиру Святому, Крестителю Руси. Был Илья Муромец глубоко верующим Православным христианином, защищал веру, церкви Божьи, русскую землю от разорения иудеями-хазарами, язычниками-степняками. Знаменательно и то, что Илья Муромец, один из первых казаков Святой Руси, закончил свой земной путь монахом Киево-Печерского монастыря и причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его нетленные мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Из казачьего роду-племени наши великие святые: священномученик Патриарх Московский и всея Руси Ермоген, замученный поляками-интервентами в Москве в Смутное время, великие просветители и чудотворцы Святители Иоасаф Белгородский и Димитрий Ростовский. А сколько святых дало казачество в период большевистских гонений — знает лишь Бог.

Казаки Дона перед битвой на Куликовом поле в сентябре 1380 года вручили святому благоверному князю Димитрию Донскому великую святыню — Донскую икону Пресвятой Богородицы, сами стали в строй русского Православного воинства и победили в той славной битве, где родилось единое русское государство. А Донская икона Пресвятой Богородицы прославилась на Руси множеством чудес и до сих пор хранит нашу землю, Православный народ и казачество от всякого зла. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Донская икона Божией Матери является войсковой иконой всех казачьих войск России.

Неоценим вклад казачества в расширение русской Православной цивилизации. Земли русского Севера освоили Православные монахи-отшельники, а земли Сибири, Дальнего Востока и Юга России присоединили к державе казаки. Имена Ермака Тимофеева, Семена Дежнёва, Владимира Атласова, Ивана Галкина, Ивана Козыревского и многих других казаков вписаны золотыми буквами в историю освоения Сибири и Дальнего Востока.

Первым из европейцев прошел проливом между Азией и Америкой казак Семен Дежнёв, первым исследовал Курильские острова и присоединил их к России казачий есаул Иван Козыревский. Примечателен тот факт, что впоследствии казак Иван Козыревский стал монахом.

Казаки явились устроителями русского Православного образа жизни на огромных пространствах Евразии. Ими было основано множество населенных пунктов, в том числе и таких, которые сегодня стали крупными городами, краевыми, областными центрами, столицами государств (Алма-Ата и Астана — бывший Акмолинск — в Казахстане) . В Приднестровье и Малороссии, на Днепре и Дону, Кубани и Тереке, на Волге, Урале, Енисее, Лене, Иртыше, Амуре и Уссури, в Сибири и на Дальнем Востоке, на Кавказе и в Средней Азии — везде мы видим результат упорного созидательного труда казаков-воинов, хлеборобов.

Православная система освоения новых земель позволила России в короткий период вовлечь в орбиту Русского мира огромные земли Евразийского континента, сохранить живущие там народы и их культуру.

Безусловно, главный вклад в сокровищницу русской Православной цивилизации казачество внесло своими боевыми делами, подвигами и достижениями, своей многовековой борьбой с врагами Православного Белого Царя, врагами Святой Руси.

Казачий полководец гетман Богдан Хмельницкий.

Казачество защищало русский Православный мир от агрессивных устремлений мусульманского Юго-Востока и католического Запада. Православное казачество проникалось пониманием своей роли как необычной, авангардной силы Православного русского государства, как «спецназа Третьего Рима». Мы помним имена героев борьбы за веру, за свободу, за право называться русскими, Православными. Северин Наливайко, Иван Сулима, Карпо Павлюк, Иван Гонта, предводители борьбы малороссийского казачества против гнета католической Польши, были казнены поляками. Тысячи казаков католической шляхтой были заживо сожжены, повешены, посажены на кол. Казачьи полководцы Богдан Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Золотаренко и другие прославили казачество и воссоединили Юго-Западную Русь с Великороссией, и этим навеки определили судьбу украинского народа.

Запорожцы и донцы на протяжении столетий отражали жестокие набеги татарских и турецких войск на русскую землю. Много пролилось казачьей крови. На века запомнили русские люди, казаки имена Байды Вишневецкого, Ивана Каторжного, Ивана Сирка, Михаила Татаринова, Сидора Белого, Захария Чепеги, Антона Головатого и других казаков-героев борьбы с турецко-татарским нашествием. До сих пор никто не смог превзойти в силе духа и отваге донцов и запорожцев, сначала взявших турецкую крепость Азов, а затем отстоявших её в жестокой брани против 250-тысячного турецкого и татарского войска. А ведь казаков было менее пяти тысяч.

С начала XVII века во всех войнах, в которых участвовала Россия, на нашей стороне сражались казачьи отряды. Во время отражения агрессии Наполеона на русскую землю казаки прошли всю Европу, брали Париж. Казачий атаман Матвей Платов стал мировой знаменитостью. Весь мир признал казаков в качестве самой лучшей конницы. Великий русский полководец генералиссимус Александр Васильевич Суворов отзывался о казаках как о самых лучших воинах.

Донцы, черноморцы и линейцы, кубанцы и терцы внесли неоценимый вклад в умиротворение Кавказа, в успешное противостояние с Турцией и Персией.

Прославленный в боях казачий атаман Матвей Платов.

Легендами покрыты подвиги кубанских казаков во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, особенно защита крепости Баязет.Во время кавказских войн прославили казачье имя казацкие полководцы Петр Котляревский, Афанасий Бурсак, Яков Бакланов, сотник Бабич, урядник Сур. Великой славой покрыли себя казаки в 1790 году, разгромив 50-тысячное турецко-черкесское войско Батал-Паши (казаков было три тысячи) . На месте этой славной победы казаки основали казацкую станицу Баталпашинскую, которую в угоду инородцам большевики переименовали в Черкесск.

Побеждали казаки и представителей восточных воинских традиций — китайских «боксеров» и японских самураев. Достаточно привести только один пример времен русско-японской войны 1904-1905 годов, когда сотня уральцев в ночном дозоре в лихой сабельной атаке изрубила в четыре раза превосходившие их силы двух эскадронов японских самураев.

Во многом благодаря казакам были подавлены бандитские выступления внутренних врагов страны в годы революционной смуты 1905-1906 годов.

Особого напряжения всех сил казачества потребовала Первая мировая война. Все казачьи войска — а их тогда было одиннадцать — выставили на фронт более 350 тысяч сабель и штыков. На войну было поголовно мобилизовано все мужское казачье население призывных возрастов. Каждый третий казак в войну был удостоен наиболее высоких и почетных военных наград — Георгиевских крестов. В России были потрясены подвигами казаков. Особенно подвигом, который совершил донской казак Кузьма Крючков в самом начале войны. Казаки втроем смогли победить в конном сабельном бою 27 немецких драгун. Сам Крючков, получивший 16 колотых ран, сумел зарубить 12 врагов, остался живым и вышел победителем. Ни один казак не дезертировал с фронта, а попавшие в плен старались убежать и добраться до своих. Казаки держали фронт до самого последнего момента, до окончательного раз-вала страны, армии, до смутного времени гибели исторической России, крушения её величия.

В это страшное смутное время уставшее от войны казачество в основной своей массе, особенно фронтовой, восприняло революционные перевороты в столицах страны в целом безразлично. Новая безбожная власть поставила своей целью бросить в топку пожара мировой революции Россию и её народы, прежде всего русский народ. Пришедшие к власти в России безбожники и инородцы ненавидели историческую Русь, её величие, её святыни, её историю. Они ставили своей задачей уничтожить Святую Русь, уничтожить Удерживающего мир от власти абсолютного зла. Для этого было необходимо уничтожить казачество как «спецназ Третьего Рима».

Святой царевич Алексий — Верховный Атаман казачьих войск России.

Опорой новых правителей стали уголовники и «интернационалисты». В красной армии во время гражданской войны состояло более 300 тысяч бывших немецких и венгерских пленных, отряды китайцев и корейцев, в карательных органах были заметны евреи и латыши.

В ночь на 17 июля 1918 года произошло зверское убийство Императора Николая II и его семьи. Был жестоко убит и последний Августейший атаман Казачьих войск России Царевич Алексей. Он ныне является святым покровителем казачества.

В январе 1919 года Свердлов подписал директиву Оргбюро ЦК об истреблении казачества. Эта директива дала старт казачьему геноциду. До конца 1919 года только на юге России было уничтожено около миллиона казаков и членов их семей (см.: В. Шамбаров. Казачество. История вольной Руси. — Москва, «Алгоритм», 2007 г.) .

Казаки оказались рассеянными по России, многие убежали от уничтожения за кордон.

Очередным страшным ударом по казачеству стали коллективизация и голод начала 1930-х годов, организованные теми же силами, что уничтожали казаков в 1919 году.

А мы сегодня спокойно ходим по улицам, названным именами убийц наших дедов и отцов, и совесть наша молчит. В казачьей среде даже высказывается мнение о сохранении этих названий и памятников организаторам казачьего геноцида, мол, — это же наша история. Да! Это наша трагическая история, но лучше для возрождения страны было бы, чтобы имена Ленина, Троцкого, Свердлова были в музее, а не в названиях улиц наших городов и станиц.

С середины 1930-х годов курс партии на уничтожение традиционной России остался неизменным, но все же Сталину из-за внешних угроз пришлось совершить поворот советской политики. Стало многое делаться для укрепления страны, её народа, для победы в приближающейся войне. Многое изменилось. Стало меняться и отношение к казачеству. В 1936 году было разрешено ношение казачьей формы одежды. В армии появились казачьи части. В стране были запрещены аборты, которые сразу после революции разрешили большевики. Введена ответственность за половые извращения. В жизнь народа вернулись имена гениев русской культуры — Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова. Произошла реабилитация великих героев русской истории — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Ивана Сусанина.

22 июня 1941 года первым с воззванием к народу обратился Митрополит Сергий — Местоблюститель Патриаршего престола. Он призвал народ подняться на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Встала вся страна, не остались в стороне и казаки. Стало известно о подвиге кубанских казаков — защитников Москвы. 38 казаков 4-го эскадрона 37-го Армавирского кавполка на Волоколамском направлении уничтожили 20 немецких танков. Почти все погибли, но не отступили и не сдались врагу (см.: А.Г. Бурмагин. Кубанские казаки на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) . — Краснодар, 2009 г.) .В 1942 году на фронте ожесточенно дрались с врагом 17 казачьих кавалерийских корпусов. Ярким примером стойкости и мужества казаков стали бои летом 1942 года у станицы Кущевская, где донские и кубанские казаки-добровольцы в конных сабельных атаках изрубили элитное горно-егерское соединение врага «Зеленая роза» и полк СС «Белая лилия». В ранце убитого в этих боях немецкого солдата Альфреда Курца было найдено письмо. Там было написано: «Всё, что я слыхал о казаках времен 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытывали при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. Казаки — это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков как возмездия Всевышнего» (см.: В. Пятницкий. Казаки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - Москва, «Яуза», 2007 г.) .

Урядник Войска Донского Никита Ершёв, его жена и десять сыновей.

Казаки снова вошли в Берлин, опять поили своих коней из чужой реки. Более 280 казаков удостоились звания Героя Советского Союза, более 100 тысяч награждены орденами.

Для России Великая Отечественная война стала искуплением и очищением от того соблазна, на который поддались наши люди в ходе революций.

Великая война, которая началась в день памяти всех русских святых, закончилась в Светлый праздник Пасхи, Воскресения Христова.

После войны в Советском Союзе казачество котировалось высоко. О казаках снимались фильмы («Кубанские казаки», 1949 год, режиссер Иван Пырьев) , пелись песни, выходили книги. Но во времена Хрущёва казачество опять стали вынуждать отказаться от своих традиций, забыть о своей славной истории.

Сегодня казачество возрождается. Это показали ратные дела казаков в Югославии, Приднестровье, на Кавказе. Вновь вспомнили наши недруги слова Троцкого о том, что наиболее опасны для их закулисных планов казаки, как больше всех способная к самоорганизации часть русского народа. Вот почему враги русского возрождения не оставили без внимания и казачье движение. Казаков сегодня пытаются разделить на «родовитых» и «пришлых», на «асфальтовых» и «коренных», на «реестровых» и «общественных», на «старообрядцев» и «никониан». Осталась и линия раздела на «белых» и «красных».

Северо-Кавказский фронт, сентябрь 1942 года. Гвардии генерал-майор Б.С. Миллеров дает боевые задания группе командиров казачьей части.

Продолжаются споры об «этничности» казаков. Казак — это национальность, этнос, сословие, субэтнос? Вокруг этих вопросов идет полемика, а то и нечистая возня. На картах наших геополитических противников уже давно была обозначена территория, которую они символично назвали «Казакия». Эти карты они составляют, планируя развал нашей Родины - России. Там есть и «Сибирия», и «Помория», и «Идель-Урал». Если наши идеологические противники сумеют внушить казачеству, что они отдельный от русского Православного народа этнос, что русские их враги, как сегодня они внушили это части украинцев-малороссов, то тогда казаки перестанут быть «спецназом Третьего Рима» и станут орудием в руках антиправославных сил. Тогда и придет конец казачеству — ибо Бог перестанет помогать таким «казакам».

Мы, казаки, должны раз и навсегда запомнить великие слова автора славной поэмы о казаках «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя: «Казачество — это необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед». Казак — это плоть от плоти, кровь от крови великого русского Православного народа-богоносца, и все иные мнения в этом вопросе — от лукавого, от наших врагов.

Казаки — наиболее пассионарная часть русского Православного народа. Казаков отличает стремление к воле, внешняя независимость от какой-либо власти, кроме избранной казачьей; горение духа, отсутствие теплохладности, неравнодушное отношение к жизни, единство, взаимовыручка, жертвенность, самоотверженность; любовь к своим братьям-казакам и казачьему роду и делу в целом; воинственность и тяга к воинскому служению, к оружию; особое отношение к своим родовым казачьим традициям, семье, детям, к старикам, к женщинам, к казачьей одежде, к казачьим песням, казачьей истории, к долгу и казачьей славе. Эти особенности каким-то образом дают возможность казакам распознавать друг друга. Можем это подтвердить и на собственном опыте. В военном училище, в ходе военной службы, в дальнейшей жизни получалось так, что друзьями, близкими товарищами, соратниками в общем деле становились казаки, что выяснялось значительно позже возникшей дружбы, симпатий, добрых отношений.

«Тихий Дон», «Кубань-матушка», «Амур-батюшка» — одни только эти наименования родных всякому казаку рек, местностей говорят о неиссякаемой любви казаков к своей малой Родине и к большому русскому Отечеству. Невозможно перечислить все казачьи особенности, но все они, включая особенности языка казаков разных войск, не дают основания сделать вывод об иной, кроме русской, национальной идентичности казаков. Казаки — это особый служилый субэтнос русского Православного народа. Но, к сожалению, негативные явления, происходящие в среде русского народа, отражаются и на казаках. Безнравственность, бездуховность, пьянство и наркомания, утрата веры и чувства единения — всё это имеет место и в казачьей среде. По статистике, около 80 процентов русских называют себя Православными, а воцерковленных лишь около семи процентов. Но еще меньше процент воцерковленных людей среди казаков. Сегодня редко кто из казаков исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. А ведь раньше все казаки, особенно перед боем, каялись в своих грехах и причащались, если не было священника — каялись в грехах друг перед другом. Они верили во Христа и в жизнь вечную и не хотели перейти в мир иной без покаяния.

Сегодня в России возрождаются казачьи традиции.

В среде нынешних казаков широко распространено скверно-словие. Ранее в казачьей среде мат был исключением. Существует легенда об Игнатии Некрасове, который в боях был как заговоренный, не брали его пули и ядра. Но когда заматерился, тут же был убит наповал попавшим в него ядром. Есть и быль о событии, произошедшем в войне 1812 года. Денис Давыдов, известный гусар и партизан, сидя в лесной засаде со своими соратниками, затеял спор с руганью с попавшими в засаду французами, отказывавшимися от сдачи в плен. Когда эта ругань стала матерной, то к ротмистру Давыдову подошел старый донской казак-урядник и попросил прекратить ругань. Сказал при этом такие слова: «Ваше благородие, поле брани — это как храм Божий, здесь души человеческие отходят на Небеса, и ругаться на поле брани, как и в храме, нельзя — это богохульство». Денис Давыдов послушался старого ветерана.

Казачество возрождается, но возрождение казачества зависит от возрождения казачьего духа, а дух казачий сокрыт в Православной вере. Без укрепления Православия в казачьей среде невозможно подлинное возрождение казачества. Об этом убедительно и ярко сказал Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Первом съезде казачьих духовников в Москве 5 декабря 2013 года: «У казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Принадлежность к Церкви — это вопрос быть или не быть казачеству… ».

Преодолеть разногласия, преодолеть слабости и пороки в своей среде казачество сможет тогда, когда каждый из казаков станет истинно Православным человеком. И лишь тогда каждый казак сможет честно и с благодарностью сказать: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки».

4140
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru