Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Зарубки на память

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Государственной академии Славянской культуры (г. Москва) Владимир Иванович Мельник.

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Государственной академии Славянской культуры (г. Москва) Владимир Иванович Мельник.

Родная могилка

В романе «Преступление и наказание» Достоевского Мармеладов патетично обращается к Раскольникову: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» Когда мы переехали в Москву, первые годы нам и правда некуда было пойти. Было чувство одиночества и оторванности. Но в 2003 году появилась одна «родная могилка».

Храм Святителя Николая Чудотворца при МИИТе. Митрополит Питирим и члены кафедры теологии МИИТа. Рядом с Владыкой — Татьяна Викторовна Мельник, супруга Владимира Ивановича Мельника.
Фото начала 2003 года.

Ежегодно на Казанскую, 4 ноября, мы с женой ходим на родную могилку — к Митрополиту Питириму (Нечаеву). Я с ним встречался всего несколько раз в жизни. Каждая встреча с ним была праздником. Достаточно было просто слушать его, смотреть на его благородные черты, не стертые мелочностью современной жизни. Но Владыка был из какого-то далекого прошлого (или из будущего… Он очень ценил каждого человека. Его интересовало достоинство человека и те мелочи его жизни, которые сам человек порою уже не принимает во внимание. Когда моя жена Таня приходила на работу читать лекции в Московском государственном университете путей сообщения (по-старому — МИИТ), он неизменно спрашивал: «Как здоровье Владимира Ивановича?»
А здоровье мое как раз в начале 2000-х годов было под сильной угрозой. Владыка брал в руки мел и писал на кафедральной доске: «Помолиться о здравии р. Б. Владимира». И вся кафедра теологии молилась. А главное — молился он сам. И я чувствовал его поддержку. Выкарабкался. С тех пор он стал мне роднее многих родственников. Теперь на могилку его я хожу только с цветами.

В праздник, на Казанскую, помолитесь и вы о приснопоминаемом Митрополите Питириме!

Прибаутки отца Владимира

Отец Владимир говорит прибаутками. Если спросишь его: «Отец Владимир, как ваши дела?» — он всегда отвечает одно и то же: «Да около дела». Якобы не занят делом, или: да какие у меня, ничтожного, могут быть дела? Так, около дела… И уклоняется от основного вопроса. Такой характер скромный. И всё прибаутки.

Однажды ему признаюсь:

— Батюшка, устал и вечерних молитв не вычитал.

— Молитвы читать надо. И утренние, и вечерние. Но один старец сказал по поводу усталости: «Если сильно устал и не можешь вычитать правило, Бога все равно вспомнить перед сном должен. И свою вину знать. Опустись тогда на колени, сделай поклон и возопи от сердца к Богу: «Собака я, собака». И тогда ложись спать».

— Батюшка, это шутка?

— Сам разумей.

Притяжение России

В слове «русский» заключена огромная объединяющая сила. Ведь недаром иногда говорят: русский еврей, русский татарин, русский немец и пр. Русский — это не только кто, но и — прежде всего — какой? А какой, в самом деле? Простые люди на Кавказе, в Средней Азии, я слышал, выражают эту мысль очень просто: «Русские — это правильные люди». То есть делающие все «правильно», иначе говоря, по совести, по правде.

Бог даровал России прежде всего «прямые стези», жизнь по совести, а если смотреть в самый корень — жизнь по Христу и заповедям Его. Как немцам дал быть изобретателями часов и машин, великой философии и великой музыки. Как англичанам Он подарил крайне прагматичный гибкий ум. Как китайцам дал талант торговли и выживания в пустом пространстве. И вот тут начинается самое печальное. Называется оно: в семье не без урода. Где больший дар от Бога — там и больше уродов, в духовном смысле. Ибо далеко не каждый может быть «правильным человеком» и жить по совести. Это, пожалуй, тяжелее будет, чем торговать. Так что не каждый россиянин может стать русским. Не могут преодолеть планку на нужной высоте и падают: спиваются, торгуют гнилым товаром и прочее.

И наоборот, честные души со всех концов земли как бы притягиваются в орбиту национального русского идеала. Хотят жить во Христе, иногда этого сами даже до конца не осознавая. Сегодня видел по телевизору, как один поляк объяснял, почему он приехал воевать в провозглашенную Донецкую республику на стороне ополчения. Он с трудом подбирал слова, но сказал главное: «Я не могу понять, как украинская армия может убивать детей и женщин». Он три раза повторил: «Я не могу понять». Его «зациклило» на правде, которую пытаются разрушить. И он не усидел в своей безопасной Польше, очень сложно относящейся к России.

Когда-то писатель Иван Александрович Гончаров, великий создатель Обломова, написал: «Россия притягивает». Немцы, французы, татары, армяне и многие другие, попав однажды в «русский мир», осваиваются в нем навсегда, не переставая быть самими собой, но становясь русскими (русскими немцами, татарами и т.д… И наоборот, русские, попавшие в эмиграцию, всю жизнь с тоской вспоминают Россию.

Вот судьба русского датчанина Владимира Ивановича Даля. Попав в Россию, он так полюбил ее людей, ее историю, ее язык, что стал писать русские сказки и собрал знаменитый «Толковый словарь». А под конец жизни перешел в Православие. Даль вполне осознанно принял Православие, так как считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота Истины. В одной из бесед со своим другом-учеником он сказал: «Самая прямая наследница Апостолов, безспорно, ваша Греко-Восточная Церковь, а наше лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь… Православие — великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа. Но ведь все эти суеверия не что иное, как простодушный лепет младенца, еще неразумного, но имеющего в себе ангельскую душу. Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво… А отчего это? Оттого, что он Православный… Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней Православие… »

Писатель Мельников-Печерский сразу после смерти Даля вспоминал: «Помню раз, года четыре тому назад, прогуливались мы с ним по полю около Ваганькова кладбища. Оно недалеко от Пресни, где жил и умер Владимир Иванович.

— Вот и я здесь лягу, — сказал он, указывая на кладбище.

— Да вас туда не пустят, — заметил я.

— Пустят, — отвечал он, — я умру Православным по форме, хоть с юности Православен по верованиям.

— Что же мешает вам, Владимир Иванович? — сказал я. — Вот церковь…

— Не время еще, — сказал он, — много молвы и говора будет, а я этого не хочу; придет время, как подойдет безглазая, тогда… — И тут же поворотил на шутку: — Не то каково будет моим тащить труп мой через всю Москву на Введенские горы, а здесь любезное дело — близехонько».

Даль скончался осенью 1872 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Как и предполагал.
И разве один Даль так полюбил и так понял Россию? Не знаю, при каких обстоятельствах, но гениальный немец Фридрих Шиллер сказал, что только в Русской Православной Церкви видит чистоту веры. Он неоднократно порывался ехать в Россию. И Бог вмешался в его судьбу: так случилось, что Шиллер оказался похороненным под алтарем Православного храма. А как не вспомнить нам сегодня азербайджанца Ирзабекова? Многие иноземцы, высоко поднявшие свою судьбу над обыденностью и связавшие свою жизнь с Россией, — из русских русские люди, «правильные», живущие по совести христиане.

Так что же тогда есть русскость?

Теперь понятно, что судьба России не может быть легкой. В преддверии грозовых событий мы еще увидим, как русский мир начнет пополняться вчерашними католиками, протестантами, мусульманами, у которых в душе лукавый современный мир, с его ювенальной юстицией, однополыми браками и прочим, не разрушил правды и совести.

Россия становится вратами в Царство Небесное.    

Владимир Мельник 

Дата: 30 октября 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
-1
12
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru