Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

Что такое честь?

На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Существует ли в Православии понятие: честь и достоинство личности? Если существует, то как к нему относиться с Православной точки зрения?
Как понимать заповедь: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»(Лк. 14, 11)? Очень буду ждать ответ.

С уважением Павлова.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего глубже разобраться с самими понятиями — честь, достоинство, личность.
Слово «честь» объединяет в себе такие категории, как почитание, уважение, честность в отношении какого-либо человека. И здесь мы по опыту знаем, что есть такое понятие, как честь, так как человек, имеющий честь, сам должен быть и бывает честен во всех отношениях с людьми, его окружающими. Такие качества, как справедливость, доброта, щедрость, готовность к самопожертвованию, достойны почитания, уважения и чести.
Слово «достоинство» раскрывает нам понимание качеств, по большей части нравственных или профессиональных.  Такие выражения, как «достойный человек», «достойный муж», «достойный врач», всем понятны, и здесь не может быть разночтений.
Понятие «личность» является базовым понятием всего мироздания, так как источником всего сущего — видимого и невидимого — является Личность Живого Бога Вседержителя, Который по Своему Образу и Подобию сотворил человека как личность и дал ему Дух жизни. Создав человека личностью, Бог дал ему свободу быть или в чести, или не в чести — в зависимости от правильности (праведности) его жизни. А значит, человек сам своим поведением определяет достоинство своей личности — то есть чего он достоин, чести или безчестия. Поэтому можно сказать, что понятия чести и достоинства личности не только существуют, но и являются основными в понимании смысла жизни человека, ибо они при правильном Православном рассмотрении их дают ответ на вопрос, что же есть человек в этом мире и какова его ценность и предназначение.
К сожалению, в нашем мире, поврежденном грехом, все искажено и перепутано. Это и вследствие самого повреждения, и вследствие действия врага рода человеческого, который лукаво подменяет в сердцах и умах людей правильные понятия на ложные. Так и понятия «честь», «достоинство», «личность» воспринимаются порой не только искаженно, но и весьма уродливо вывертываются в свое противоположное значение, сохраняя при этом то же словесное обозначение. Сравним хотя бы понятие «честный человек» и «вор в законе». Первый действует по заповедям Божиим «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не убий». Второй же действует совсем наоборот, хотя применяет к себе и к своей жизни суррогат некой «воровской чести». Искажается и достоинство личности, понятие которого часто заменяется в миру на самолюбование и право на эгоизм, право брать от жизни все «для себя, любимого». Ведь, как лукаво вещает нам реклама, — «вы этого достойны»…
Что же касается приведенной вами в вопросе заповеди Божией, то всякий, кто идет дорогой смиренномудрия, будет просвещен от Бога видением истинного своего положения, а значит, узрев погибельность состояния своего, прибегнет ко Спасителю. Тем самым возвысится в очах Божиих и приобретет утраченные честь и достоинство своей личности. Но это именно при смиренном понимании своего положения и праведном поведении. А тот, кто мечтает о себе и своих талантах, заслугах, выдающихся качествах, да при том еще и посмеиваясь над другими, — тот идет дорогой, ведущей его к утрате остатков чести и потере всякого достоинства в очах Божиих и перед людьми. Примеров первого пути великое множество в истории Церкви — это наши святые угодники Божии. Примерами второго пагубного пути изобилует и вся история человечества, и наша повседневная жизнь.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
09.06.2006
1860
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru