На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
Мой дедушка, которого я знаю только по фотографиям, был регентом церковного хора, но в годы советской власти публично отрекся от Бога. Сейчас, когда мне уже шестьдесят лет, я стала думать о том, что, хотя он и совершил страшный грех, но все-таки, наверное, я должна молиться за него, ведь он мой дед, — но не знаю, как. Можно ли молиться о нем в церкви? Что нужно сделать во искупление этого греха?
Маргарита
Через страшное время прошла наша Святая Русь и Мать Церковь со своим воистину Богоизбранным народом Христианским. Но на то была воля Отца Небесного, чтобы, пройдя через историческую тьму «гефсиманской ночи», в которой силы зла получили власть, испив чашу крестного пути гонений и причастившись через мученичество Голгофы Господней, вновь возродиться вместе со Христом, возликовав Пасхальной радостью.
Многие миллионы человеческих сердец были так или иначе подвержены испытанию в этом горниле истории. Как золото очищается огнем, так и Церковь Христова была очищаема огнем страданий и искушений. Враги веры в яростном безумии своем упивались кровью Христиан, подвергая их мучениям и смерти. Они рушили храмы и монастыри, жгли иконы и глумились над мощами святых угодников. Они устраивали клубы в захваченных церковных зданиях и нередко устраивали общественные туалеты на месте святых алтарей. И лишь по Божией милости некоторые храмы в сельской местности были превращены хотя бы в зернохранилища. Все это жутко и страшно даже просто представить себе, а не то что видеть. Но страшнее, наверно, то, что делали с самими Христианами. Их подвергали и физическим страданиям, заключая в тюрьмы и лагеря, и душевным, измываясь над их верой, искушая через эти пытки отречься от Христа. Огромное множество наших братьев и сестер во Христе прошли через эти испытания и, очистившись кровью и муками, остались верны Господу. Многие из них официально прославлены и причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Множество безымянных страдальцев за веру негласно прославлены у Бога и сейчас торжествуют в сонме святых.
Но было много народа церковного, который проявлял и силу, и слабость. И стоял в вере, и падал в страхе перед богоборческой силой. Было и предательство, и покаяние. Были среди отцов наших в то время и свои «иуды», и «Петры». Иуды подло целованием предавали братьев своих на мучения и смерть, порой не столько из страха, сколько из земного расчета, и Бог им судья, да воздаст Он им по делам их. Другие же, подобно Апостолу Петру, еще вчера были добрыми Христианами и сами представить не могли, что смогут отречься от Христа, но искренне были уверены в своей преданности Ему. Но вот наступило время богоборцев и власть тьмы. И настала пора «падения и восстания многих», пора «пререкания» о вере, пора «откровения помышлений многих сердец». Пора, когда испытывается, что же дороже душе человеческой, Свет Христов, просвещающий ее, или плоть, трепещущая перед наползающей тьмой в страхе за себя. Вспомним ночь Гефсимании и Апостола Петра: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22, 33-34). Так и случилось, как повествует Евангелие.
«Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22, 56-62).
Есть предание, что до конца своей жизни Апостол Петр, едва заслышав крик петуха, вспоминал свое отречение и, пав на колени, плакал, и оттого его глаза во всю жизнь были красны от слез покаяния.
Кто знает, сколько таких слез было пролито теми в ту злую пору и позже, кто, не устояв в вере, отрекся от нее. Эти слезы, подобно слезам Петра, не давали им покоя до конца жизни, и многие, очень многие, покаявшись, получили прощение, как получил его святой Апостол Петр. Господь милостив и всеведущ. Он знает наперед, кто устоит, а кто нет, кто нуждается в подкреплении среди испытаний для получения венца, а кто нуждается для спасения души в слезах покаяния после падения. Он знает, кто из падших есть сын погибели, а кто напуганная до смерти или обманутая и заблудшая овца Его стада. Его Всесильный Промысл и Его Святая Воля на всех и на вся.
В нашей же власти выбор между добром и злом, между страхом вражиим и Страхом Божиим. А в остальном Он поможет и все устроит ко благу и спасению. Лишь бы мы не отступили до конца, но, обратившись после падения, укрепились в вере.
Бог всем судья. А особенно тем, о ком мы не можем сказать точно, как они окончили свою жизнь. Покаялись или нет. Обратились или закоснели в отступничестве. Бог ведает, а не мы. Нам же Он заповедал любовь, а не суд. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).
Тем более вспомним, сколько бывших богоборцев-комсомольцев, в большинстве своем крещенных ранее, но отравленных духом отступничества, шли на войну с фашизмом с зашитыми в гимнастерки крестиками и с переписанными от руки «Живыми помощами» (Псалом 90). И многие бывшие отступники умирали на полях сражений с молитвой на устах. Что же до молитвы о наших предках, то здесь при нашем незнании об их духовном состоянии в конце жизни лучше проявить любовь через молитву (по крайней мере келейную) и милостыню, как и повелел нам Господь. И самое главное — ваше личное Христианское благочестие.
А суд оставим Ему. Уже само то, что появляется мысль о молитве, в таких случаях говорит о том, что Господь желает этой молитвы и желает помиловать того, за кого Он и возбуждает молитву в сердцах его потомков.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru