Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Суд оставим Богу

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Мой дедушка, которого я знаю только по фотографиям, был регентом церковного хора, но в годы советской власти публично отрекся от Бога. Сейчас, когда мне уже шестьдесят лет, я стала думать о том, что, хотя он и совершил страшный грех, но все-таки, наверное, я должна молиться за него, ведь он мой дед, — но не знаю, как. Можно ли молиться о нем в церкви? Что нужно сделать во искупление этого греха?

Маргарита

Через страшное время прошла наша Святая Русь и Мать Церковь со своим воистину Богоизбранным народом Христианским. Но на то была воля Отца Небесного, чтобы, пройдя через историческую тьму «гефсиманской ночи», в которой силы зла получили власть, испив чашу крестного пути гонений и причастившись через мученичество Голгофы Господней, вновь возродиться вместе со Христом, возликовав Пасхальной радостью.
Многие миллионы человеческих сердец были так или иначе подвержены испытанию в этом горниле истории. Как золото очищается огнем, так и Церковь Христова была очищаема огнем страданий и искушений. Враги веры в яростном безумии своем упивались кровью Христиан, подвергая их мучениям и смерти. Они рушили храмы и монастыри, жгли иконы и глумились над мощами святых угодников. Они устраивали клубы в захваченных церковных зданиях и нередко устраивали общественные туалеты на месте святых алтарей. И лишь по Божией милости некоторые храмы в сельской местности были превращены хотя бы в зернохранилища. Все это жутко и страшно даже просто представить себе, а не то что видеть. Но страшнее, наверно, то, что делали с самими Христианами. Их подвергали и физическим страданиям, заключая в тюрьмы и лагеря, и душевным, измываясь над их верой, искушая через эти пытки отречься от Христа. Огромное множество наших братьев и сестер во Христе прошли через эти испытания и, очистившись кровью и муками, остались верны Господу. Многие из них официально прославлены и причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Множество безымянных страдальцев за веру негласно прославлены у Бога и сейчас торжествуют в сонме святых.
Но было много народа церковного, который проявлял и силу, и слабость. И стоял в вере, и падал в страхе перед богоборческой силой. Было и предательство, и покаяние. Были среди отцов наших в то время и свои «иуды», и «Петры». Иуды подло целованием предавали братьев своих на мучения и смерть, порой не столько из страха, сколько из земного расчета, и Бог им судья, да воздаст Он им по делам их. Другие же, подобно Апостолу Петру, еще вчера были добрыми Христианами и сами представить не могли, что смогут отречься от Христа, но искренне были уверены в своей преданности Ему. Но вот наступило время богоборцев и власть тьмы. И настала пора «падения и восстания многих», пора «пререкания» о вере, пора «откровения помышлений многих сердец». Пора, когда испытывается, что же дороже душе человеческой, Свет Христов, просвещающий ее, или плоть, трепещущая перед наползающей тьмой в страхе за себя. Вспомним ночь Гефсимании и Апостола Петра: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22, 33-34). Так и случилось, как повествует Евангелие.
«Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22, 56-62).
Есть предание, что до конца своей жизни Апостол Петр, едва заслышав крик петуха, вспоминал свое отречение и, пав на колени, плакал, и оттого его глаза во всю жизнь были красны от слез покаяния.
Кто знает, сколько таких слез было пролито теми в ту злую пору и позже, кто, не устояв в вере, отрекся от нее. Эти слезы, подобно слезам Петра, не давали им покоя до конца жизни, и многие, очень многие, покаявшись, получили прощение, как получил его святой Апостол Петр. Господь милостив и всеведущ. Он знает наперед, кто устоит, а кто нет, кто нуждается в подкреплении среди испытаний для получения венца, а кто нуждается для спасения души в слезах покаяния после падения. Он знает, кто из падших есть сын погибели, а кто напуганная до смерти или обманутая и заблудшая овца Его стада. Его Всесильный Промысл и Его Святая Воля на всех и на вся.
В нашей же власти выбор между добром и злом, между страхом вражиим и Страхом Божиим. А в остальном Он поможет и все устроит ко благу и спасению. Лишь бы мы не отступили до конца, но, обратившись после падения, укрепились в вере.
Бог всем судья. А особенно тем, о ком мы не можем сказать точно, как они окончили свою жизнь. Покаялись или нет. Обратились или закоснели в отступничестве. Бог ведает, а не мы. Нам же Он заповедал любовь, а не суд. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).
Тем более вспомним, сколько бывших богоборцев-комсомольцев, в большинстве своем крещенных ранее, но отравленных духом отступничества, шли на войну с фашизмом с зашитыми в гимнастерки крестиками и с переписанными от руки «Живыми помощами» (Псалом 90). И многие бывшие отступники умирали на полях сражений с молитвой на устах. Что же до молитвы о наших предках, то здесь при нашем незнании об их духовном состоянии в конце жизни лучше проявить любовь через молитву (по крайней мере келейную) и милостыню, как и повелел нам Господь. И самое главное — ваше личное Христианское благочестие.
А суд оставим Ему. Уже само то, что появляется мысль о молитве, в таких случаях говорит о том, что Господь желает этой молитвы и желает помиловать того, за кого Он и возбуждает молитву в сердцах его потомков.

Протоиерей Олег Китов
г. Самара
04.04.2008
Дата: 4 апреля 2008
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru