Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

Охладела в людях любовь…

За советом к батюшке идут в разных житейских ситуациях. Но далеко не каждая прихожанка или прихожанин сможет обратиться к священнику с деликатной просьбой — рассказать, как православным должно относиться к использованию противозачаточных средств. Тем не менее проблема контрацепции существует, и после некоторых размышлений мы пришли к выводу, что все-таки нужно говорить об этом вслух


За советом к батюшке идут в разных житейских ситуациях. Но далеко не каждая прихожанка или прихожанин сможет обратиться к священнику с деликатной просьбой — рассказать, как православным должно относиться к использованию противозачаточных средств. Тем не менее проблема контрацепции существует, и после некоторых размышлений мы пришли к выводу, что все-таки нужно говорить об этом вслух. А чтобы разговор получился достаточно компетентным, мы попросили участвовать в нем настоятеля самарского храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, благочинного г. Самары иерея Виталия Калашникова. В свое время отец Виталий закончил медицинский институт, проходил специализацию по акушерству и гинекологии. Два года он работал по специальности в родильном доме N 2 г. Самары. Потом стал анестезиологом в роддоме. Ему пришлось и принимать роды, и участвовать в операциях (кесарево сечение), и обезпечивать анестезиологическое пособие для подобного рода операций. А еще у нашего собеседника большая семья. Поэтому мы решили начать разговор с «личного» вопроса:
— Отец Виталий, когда вы с матушкой вступали в брак, планировали, сколько у вас будет детей?
— По молодости как-то об этом не задумываешься, потому что до какого-то периода времени живешь не разумом, не расчетом, а чувствами. Поэтому, честно сказать, даже не думали на эту тему.
— Вам Господь послал пятерых...
— Да, пока у нас пятеро детей. Старшей — Анне — 16 лет, а младшей — Екатерине — скоро будет 2 года. Мы благодарны Богу за своих деток. Когда у нас родился третий ребенок, в душе произошел какой-то переворот. Возникла мысль, что где третий, там и четвертый. А потом уже как бы само собой: где четвертый, там и пятый. И мы счастливы своими детьми, потому что ощутили, поняли, какая это благодать, какой это дар Божий, какое счастье, когда в семье много деток.
— О контрацепции в церковной среде говорят коротко и однозначно: применение противозачаточных средств не благословляется. Но человек немощен, зачастую слаб в вере. И как быть тем людям, которые еще не могут всецело положиться на волю Божию и иметь столько детей, сколько им Бог пошлет?
— Действительно, контрацепция — это противление дару Божию, дару жизни, нежелание зародить в себе жизнь. Господь заповедал Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и обладайте землею. Ход истории, ход развития цивилизации показывает, что чем более мы удаляемся от исполнения заповедей Божиих, тем менее становимся счастливыми и тем меньшую ценность представляет собой собственно человеческая жизнь.
Время сейчас трудное. И надо сказать, что та демографическая политика, которая сейчас проводится, — ведет наш народ к катастрофе. Она побуждает молодых к разврату. Теперь уже и до школы добрались, до чистых детских душ. И когда молодые вступают в супружеские отношения, то принести в семью внутренний мир (он уже разрушен развратом), подарить себя своему мужу или своей жене — будущему отцу или будущей матери детей — человек не может. И все же женщина (жена) спасается чадородием. Господь сказал: спасается! А прерывание беременности на любом сроке, предупреждение беременности, изгнание плода любыми средствами и способами — это есть путь, который ведет не к спасению женщины, а к погибели.
Если муж и жена живут супружеской жизнью, даже пользуясь календарным, или физиологическим, методом предо — хранения от беременности, в их супружеских отношениях все равно присутствует элемент страстности, а значит, элемент греха. И даже когда супруже — ское общение происходит только в «безопасные» дни, супруги сближаются для удовлетворения своей страсти, а не для того, чтобы зачать плод и родить ребенка. То есть и в этом случае имеется некоторое противление воле Божией.
Но святые отцы говорят, что если меньший грех предупреждает больший, то лучше согрешить меньшим грехом. То есть если предохранение от наступления беременности предупреждает аборт, то разумнее, вероятно, остановиться на первом... Каждая супружеская пара в каждом конкретном случае должна решать для себя этот вопрос сама.
— Все-таки из двух зол выбирают меньшее?
— Это точка зрения святых отцов. Да, человек немощен. Но и немощам человеческим должен быть положен предел. Предел — если эта немощь не перерастает в страсть, не перерастает в грех. Предел этот — золотая середина...
Если бы муж и жена с детства были воспитаны в благочестии, то, может быть, таких вопросов вообще бы не возникало, как это было раньше на Руси: сколько зачали — столько и родили детей. А теперь многим людям хочется жить беззаботно, ни за кого и ни за что не неся ответственности.
— Все ли контрацептивы с точки зрения духовного вреда и вреда, наносимого здоровью, одинаковы? Мне довелось слышать о том, что один старый самар — ский священник в молодости бывал у схимника, подвижника и задавал ему подобный вопрос. На это старец ответил, что наименьшим злом является использование механических средств контрацепции (главным образом презервативов). А вот в женских консультациях рожавшим женщинам часто предлагают поставить внутриматочную спираль как наиболее «удобное» средство предохранения от беременности...
— Имеются данные опроса 280 высокопоставленных английских леди (сливки английского общества), и этот опрос показал, что они не пользуются внутриматочной спиралью, потому что при наличии спирали в организме все же наступает беременность, но оплодотворенная яйцеклетка не может развиваться и исторгается из организма женщины. Поэтому, если преподобному действительно принадлежит такое высказывание, наверное, это оправданно, поскольку при использовании презервативов предупреждается слияние мужской и женской половых клеток. Оправданно с точки зрения «не погуби зачатую жизнь», но не оправданно с точки зрения «предупреди зачатие или возникновение новой жизни».
Биологическая и духовная составляющие этого вопроса, конечно, диаметрально противоположны.
— Внесена ли ясность в вопрос о влиянии на здоровье женщины противозачаточных гормональных таблеток?
— Этот вопрос однозначно решен. Организм сам знает, какие гормоны и в какой момент времени выделять тем или иным железам. Вмешательство в саморегулирующуюся систему организма приводит к разрегулированию гормональной системы, и женщина потом будет так или иначе за это расплачиваться.
Еще когда я учился в институте, примерно в 1980 году, были опубликованы такие данные, которые не являлись ни для кого секретом. В Германии были очень распространены пероральные гормональные средства. После принятия одной такой таблетки беременность в определенное время не наступала. Женщины пользовались этими препаратами, а потом у их потомства, у девочек 12-летнего возраста, развивался рак яичника. Представьте, на каком уровне происходит внедрение этих гормональных средств. Разрушение происходит на генном уровне. Потомство несет ответственность за грехи родителей; за греховную, может быть, порочную, блудную жизнь матери расплачивается ребенок.
Ради здоровья женщины нужно запретить целую отрасль промышленности. А кто будет это делать? Производство гормональных контрацептивов приносит огромные прибыли. И потом, есть еще Россия, куда можно сваливать тоннами эти препараты, и они будут пользоваться спросом, достаточно только их разрекламировать. Хотя даже после приема гормональных препаратов всего в течение нескольких месяцев женщины часто начинают ощущать разлад и расстройство в собственном организме. Как врач я это точно знаю.
Совершенно другое дело — когда с помощью гормональных препаратов лечатся дисфункциональные расстройства яичников.
— Сейчас много безплодных супружеских пар. Между тем различные медицинские центры наперебой предлагают свои услуги по искусственному оплодо — творению. Как я слышала, при этом оплодотворяется сразу несколько яйцеклеток, но поскольку женщина не может выносить сразу 3 или 5 младенцев, то оставляют одну из них, остальные убиваются. По сути, и здесь происходит гибель новой жизни на начальном ее этапе?
— Действительно, происходит оплодо — творение нескольких яйцеклеток, одну из них заберут под микроскопом и имплантируют в организм матери, а остальные будут использованы для дальнейших медицинских исследований или, что в принципе то же самое, просто уничтожены. Здесь возникает морально-этический, религиозный вопрос: имеем ли мы право на это?
Ценность человеческой жизни становится ничтожно малой. Это времена апо — стасийные, о которых Господь говорил: «Охладеет в людях любовь». Будь то любовь между мужем и женой, детьми и родителями, между народами.
Искусственное оплодотворение в единичных случаях может принести людям радость обретения долгожданного дитя, с другой стороны — наука хлопает в ладоши по поводу выращенного в пробирке ребенка, а между тем в России делается 17000 абортов ежедневно! И получается, что одного мы вырастили искусственным путем, а более 8 млн. младенцев в год погибают в абортариях.

У меня подсознательно созрело такое мнение, что рождение детей — это несение своего рода креста. И если человек пытается получить счастье от взаимного супружеского общения во всей духовной полноте, то дети — это есть крест, который мы обязаны нести и которым мы расплачиваемся за радости человеческого плотского общения. Наверное, каждый человек должен понимать, что, получив что-то от жизни, он должен заплатить. Заплатить чем? Исполнением того закона, который заповедал ему Господь.

Татьяна Гусельникова
03.12.1999
Дата: 3 декабря 1999
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru