‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Казанская Богородица

На месте, где была явлена икона…


После акафиста Казанской иконе Божией Матери мы вышли из Надвратной Софийской церкви и решили обойти территорию бывшего Казанского Богородицкого женского монастыря тропою Крестного хода. Последний Крестный ход с чудотворным образом Казанской Божией Матери, 8 июля 1903, шествовал из Казанского Богородицкого монастыря в соборный храм Благовещения, что в Казанском Кремле, затем в Ивановский монастырь, Никольскую церковь и в cобор Петра и Павла. Нынешние крестные ходы, возобновленные с 1994 года, идут от Софийской церкви, иногда (в последние годы) сворачивают к табачной фабрике, на место, где была явлена икона, и, огибая сестринский корпус, — по бывшей монастырской территории до ул. Япеева, сворачивая на Большую Красную. Затем через центральные ворота крестный ход возвращается в Софийскую церковь. Вот и мы с подругою после акафиста решили пройти этой тропою.

Перед нами три пятиэтажных здания, возведенные в 60-70-е годы возле табачной фабрики, занявшей основную часть бывшего монастыря. Возле торца одного из зданий — единственная уцелевшая башня из красного кирпича. Сестринский корпус, далее явно церковное здание, занятое какой-то конторой. Узенькая улочка сворачивает вправо. Еще недавно здесь стояли лачуги, где жили люди. Следы разрушения и буйная трава чуть ли не по пояс. Идем вдоль стены, огороженной поверху колючей проволокой — это табачники охраняют свое добро. Но вот выходим к роскошной вилле — и удивляемся: кто же это посмел воздвигнуть особняк на месте Богородицкого монастыря, в непосредственной близости от явления чудотворной иконы? Оказывается, некий итальянец купил лачугу и на ее месте воздвиг дворец. Но иностранец в отъезде, лишь умная овчарка выглядывает из-под железных ворот, не подавая голоса. Пустынно тут среди руин и по-своему красиво и живописно в разнотравье лета.
Но вот нас догоняет парочка влюбленных в сопровождении странноватого человека лет 35-ти в розовой пижаме и татарских тапочках. Впрочем, моя подруга Нина Киселева утверждает, что сейчас так одеваются. Человек в розовом говорит парочке:
— Это развалины церкви Николая Тульского…
— Вряд ли, — возражаю ему.
Завязывается разговор. Парочка ретировалась среди развалин.
— Опять не заплатили, — разводит руками наш странный знакомый, представившийся Сергеем Евсеевым, — зато я вас встретил.
Оказалось, он находит своих экскурсантов на ул. Баумана и проводит самочинно экскурсию по развалинам бывшего Богородицкого монастыря. Он тут когда-то бегал мальчишкой, учился в 39-й школе по соседству. Они в детстве искали в этих руинах клад. А жили в лачугах в основном пьяницы и всякая беднота. Сергей показывает нам бывший губернаторский дом и развалины других строений, стоявших в непосредственной близости от монастырской стены. Здесь уже нет никаких признаков жизни. Этот одинокий паломник-экскурсовод, чувствуется, заворожен загадкой этого места. Он мечтает найти старожилов, но ему это не удается. Все они разъехались. Но все-таки мы заходим с ним в чудом уцелевший дом судебного пристава, который стоит уже по другую сторону улицы Япеева и к монастырю никакого отношения не имеет. Старожил 72-х лет Наиль Закирович Исхаков помнит, как в послевоенные годы взрывали остатки монастырской стены и башни. Монашек он здесь уже не видел. Не жили они в окрестных домах. Скорее всего их расстреляли или выслали.

Запустение. Только вот Сергей ходит по развалинам и что-то ищет. Наверное, ищет Бога, а зайти в церковь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии не решается.
— Надо разыскать Сергея, — говорю подруге. Он так робко просил обитательницу одной из лачуг выйти и поговорить с нами. Девушка Ирина вышла очень неохотно. Сразу сказала, что в Бога не верит, и доверительного разговора сквозь лай срывавшихся с цепи собак у нас не получилось. Ирина "последняя из могикан" в этой странной слободке, на целые 90 лет разместившейся на монастырской земле. Ирина, возможно, кое-что знает. В двадцати метрах от ее жилья забор "табачки" и оформленное клумбой место раскопки, где найден алтарь собора, воздвигнутого некогда на месте Явленной.
С рабочими "табачки", как писала местная пресса, происходят странные вещи. Ночью охранять добро фабрики не каждый согласится, потому что тут ходят призраки в темных одеждах (монашки?) и слышится церковное пение. Дюжие мужики вдруг начинают кричать от страха. Корреспондент предполагает, что тут расстреливали монашек, ибо в тридцатые годы безследно исчезли доживавшие свой век обитатели монастыря. Когда восстанавливали церковь Параскевы Пятницы, что в пятидесяти метрах от монастырской территории, находили в земле множество костей. В революцию и после нее здесь расстреливали заключенных.
В одном из пятиэтажных домов женщина лет сорока по имени Светлана, живущая на первом этаже, рассказала, что в их доме все ее ровесники, с которыми она училась в школе, поумирали. Всех скашивает рак, хотя люди-то были еще молодые… В детстве ей было страшно ночевать одной в комнате, потому что по комнате ходила женщина в саване. Иногда она отодвигала девочку к стене. Такие же странности происходили и с ее сыном. Когда мать освящала квартиру, то было поспокойнее, но ненадолго.
Света рассказала: стоит ей сесть отдыхать, как будто сила какая заставляет ее брать в руки карандаш. Сама она рисовать не любит и не умеет, но в эти минуты чья-то невидимая рука водит ее карандашом. И бывают изображены на бумаге или око, или Дева с поднятыми руками. Объяснить все это она не может, только сказала о себе, что она человек уравновешенный, не приверженный никаким фантазиям. В Бога верит, но в церковь ходит не часто. Маленький ребенок, ей некогда.
В доме напротив тоже произошла странная история с дочерью преподавательницы университета. Вдруг в подростковом возрасте в ней открылся большой талант к стихосложению. С этими стихами она поехала в Москву, легко поступила в престижный вуз в группу, где набирали только 14 человек. Печаталась в известных изданиях, но внезапно заболела и умерла в юные лета. Буквально через неделю умер и ее отец. Мать теперь почти не живет в этой квартире, работает за границей. Место окутано некими мистическими тайнами. Священник Сергий Дятлов сказал, что существует Церковь Небесная и земная. Если разрушена земная — это не означает, что погибла и Небесная. Продолжается жизнь Небесной Церкви на сем месте. И те монахи, которых видят и слышат живущие тут, и есть свидетельство этого. Люди, соприкасаясь с необъяснимым, нередко склонны впадать в суеверие и не спешат в Православный храм. Вот в Софийскую церковь зашла пожилая представительная женщина. Она живет рядом с храмом несколько лет, но признается, что здесь сегодня впервые. Раньше она пела в церковном хоре в Сибири, но постепенно отошла от веры, и сюда зашла скорее из любопытства. Батюшка Сергий послал дьякона с большой просфорой для нее, когда служба кончилась. Может быть, этот дар поможет ей опомниться и вернуться в лоно Церкви, пока единственной на территории бывшего Казанского Богородицкого монастыря.
В следующее воскресенье мы с подругами опять пришли сюда на акафист Казанской Божией Матери. Церковь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии с приделом во имя Казанской Божией Матери очень маленькая.

По узкой скрипучей лестнице поднимаемся наверх. Окно-бойница, зарешеченное еще в давние времена, открывает взору маленькие ветхие деревянные строеньица и каменную стену "табачки". Буквально в двадцати метрах расположено место явления иконы Казанской Божией Матери. Его не видно из этого оконца, но оно тут, рядом, и охватывает трепет.
В следующее воскресенье мы решили пойти на акафист в церковь Ярославских Чудотворцев, что на Арском поле. Эта кладбищенская церковь никогда не закрывалась и сохранила много святынь. А мы пошли помолиться перед иконою Казанской Божией Матери, по некоторым сведениям она является чудотворной и чуть ли не ой самой, которая была явлена в XVI веке. По городу ходят упорные слухи, что два года назад, когда ее вынимали из оклада для приехавших в город Архиереев, — она улыбалась, и это запечатлено на фото.
…В паломнической поездке молодая матушка протоиерея Алексия, который тут служил около года тому назад, рассказала, что она сама видела эту фотографию с иконы, где Богородица улыбалась. Икона — старинная, украшенная драгоценностями, но лик закрыт толстой слюдой и очертаний Божественного лица не видно. Протоиерей этой церкви И. Цветков не подтвердил информацию об улыбке Богородицы. При такой разноречивости создалось впечатление, что обсуждать это священники не желают. Но слухи об улыбающейся на фото Богородице упорно ходят среди прихожан. Несколько лет назад с амвона Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий говорил, что икона в церкви Ярославских чудотворцев — чудотворная. Но других доказательств этого пока, наверное, нет.
Игуменья Зилантова женского Свято-Богородицкого Успенского монастыря матушка Нина дала совет опираться только на опубликованные источники. Ученым людям виднее. Это и попытаюсь сделать. Благо об этом же сказал и секретарь Казанской епархии А.П. Павлов, рекомендуя "Православный собеседник" № 1 за этот год, посвященный иконе.

Версии

В 1579 г. налетел пожар на Казань. Погорели посадские, что селились под Кремлем. Стали отстраиваться. Хлопот много. Да вот в семействе одном девочка мать "огорошила":
— Копать надо в огороде. В яме икону найдем. Божия Матерь велела. Откуда, с чего взяла — во сне ей, вишь, приснилось. Но и на следующий день мать то же самое услышала от доченьки Матроны: "Копать надо, Богородица велела". Мать снова отмахнулась. Шутка ли, хозяйство после пожарища восстановить — каждая минутка на счету. А девочка поутру проснулась, вся трясется. Сила неведомая перенесла ее прямо во двор и грозно наказала ей Богородица волю Ее исполнить. Тут уж и мать видит, что не придумывает девочка. И страшно ей стало за свою дочь: коли воли Девы не выполнят, помрет дите. Пошли они к князю Андрею Нотреву и дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Но те и слушать не хотят простолюдинов: ишь чего придумали, Богородица им во сне, де, является. Отправились тогда горемычные к Архиепископу Иеремии. Но и он усомнился в правдивости слов девочки и матери. Стали они тогда сами, на свой страх и риск, без благословения копать свой двор. Но результата никакого. Люди увидели: копают мать с дочерью, клад что ли ищут? Набежали. Пригляделись — плачут обе и роют, ничего не видя от слез. Стали люди им подсоблять. Ям накопали, а иконы не видать. Стала Матрона еще раз сон вспоминать. И сказала матери: "Надо искать, где печка была" — взяла заступ и всего-то два аршина прокопала, как показалась икона. Ослепительно сверкали краски, будто только что нарисована. Заплакала девочка от счастья, что сумела волю Владычицы исполнить. А уж народ казанский, кажется, весь сюда сбежался. Все хотят на чудо взглянуть, к лику Девы приложиться. Но вот расступается народ — священство пожаловало. Первым Гермоген пришел, церковь Николо-Гостиннодворская, где он служил неподалеку. Взял Гермоген (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси, священномученик) по благословению Архиепископа в руки икону, и понесли ее в храм Николы Тульского, что неподалеку от Казанки и самый ближний к месту явления.
А когда перенесли ее вскорости в Благовещенский собор, стала она чудеса являть. И понеслась слава по всей Руси о Казани. Много чего было говорено в то время. Где, мол, видано, чтобы в татарском городе, который не Бог весть как давно взяли Православные с жестокого боя, такая святыня в земле лежала. Неспроста. Да ведь мало ли русских в полоне жили на этой земле еще до взятия Казани. Тогда, может, и схоронили ее в земле, чтобы враги не надругались. А может, при взятии, зная, что на верную смерть идет, схоронил воин святыню в земле. А то и мусульманин какой стал тайно Православным христианином и закопал ее до времени, а потом, может, и голову сложил — вот и не смог достать святыню. Суды — пересуды.
Гудит город. Ждут люди чудес от иконы и получают их по вере своей. Так открылась первая страница истории Богородицкого монастыря. Началась она с указа Царя Ивана Грозного "…устроить девический монастырь: келии поставить и ограду соорудить". Поначалу учредили монастырь на сорок инокинь поначалу. Икона перенесена из Благовещенского собора Казанского Кремля во вновь отстроенный. "Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии", — пишет А. Елдашов. По совершении в этом храме молебствия икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец, Никита, обрел зрение по перенесении иконы в собор.
На другой день в соборном храме совершена была Литургия. Архиепископ и градоначальник, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили все это к Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа устроить женский монастырь.
Особенное уважение к чудотворному образу Богоматери имел Царь Федор Иоаннович. По его указу икона была возвращена в Казань, и на месте ее обретения около 1591 года и был основан Богородицкий девичий монастырь".
Сколько событий. Сколько благоволения и царских милостей. Звучат слова Царя Федора Иоанновича: "Верою теплою и духом горя, услышали мы о милостивом и неизреченном человеколюбии Божием и Пречистой Богородицы к нам, — как явила Богородица чудотворную и пречудную Свою икону в нашей отчине Казани, простирая к нам милость Свою, как подает неизреченные исцеления с верою приходящим".
Царским указом был возведен на месте явления иконы каменный храм, а сама икона Владычицы была украшена драгоценным окладом, золотом и жемчугами.
Матрона приняла постриг, позднее стала настоятельницей. В исследовании историка Дмитрия Хафизова, опубликованном в Православном собеседнике № 1 за 2004 год, указывается, что Матрона вовсе не была Онучиной. Онучины были соседями семьи "некоего мужа из простых, имуща мудрость на войне стрельбну" ("Сказания Гермогена"). "В сказании", — говорит Д. Хафизов, — Онучин упомянут только как виновник пожара". Постригли Матрону в монастырь с именем Мавры. "Матроне не только неоднократно являлась Пресвятая Богородица и была явлена чудотворная икона, но она также праведно прожила свою дальнейшую жизнь, заботясь о святом месте явления Божией Матери и о монастыре, созданном здесь.
До сего дня ее изображения есть в церквях и в каждом городе России: как на иконах Казанской Божией Матери "с деяниями", так и в храмовых росписях. Сюжет явления Божией Матери Матроне есть и в Благовещенском соборе г. Казани, и в алтарной настенной росписи Московского Казанского собора" (Д. Хафизов "Православный собеседник" № 1 — 2004 год).
Еще недавно, когда художники только приступили к реставрации Благовещенского собора, можно было, вскарабкавшись по ветхим лестницам наверх, видеть эти старые фрески, брызжущие синью небесной. Неземная благодать и ветхозаветная древность, соприкосновение с тайной ощущается в каждом уголке собора. Тут — Царь Иоанн Грозный во весь рост, там — святые угодники.
Все рушилось и шаталось, ступеньки, двери, но не оставляло чувство величественности и могучей силы Славы Божией. Не было ощущения, что место поругано. Такую же благородную величественность и присутствие Благодати ощущала когда-то, попав в горах в руины древнейшего христианского храма Армении. Это удивительно, будто и не ушли отсюда святые, будто храм даже не на земле, а где-то в другом мире, где покой, тишина и Величие Божие. Сюда приходят служить молебны Православные из Софийской церкви во главе с батюшкой Сергием Дятловым. А когда собор закрыли в 1918 года и уже унесли мощи Святителей Гурия и Варсонофия в Казанский Богородицкий монастырь, в запертом на крепкие запоры монастыре видели монахов и огни свечей. Легенда и быль переплелись. Прошло столько лет, а этот эпизод помнят люди. И отголоски были, как искры великого пламени, доходят до наших дней. Далеко с окраины видны купола собора над городом. Особенно величественный вид открывается, когда поезд подъезжает к Адмиралтейству.

Окончание следует

Людмила Суханова, г. Казань
16.07.2004
976
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru