‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Казанская Богородица (окончание)


Начало см.

Ищите и обрящете


История монастыря

Только подумать: в этом соборе стояла Явленная, пока строили храм на месте ее появления. Но когда Матрона взяла ее в руки впервые, стряхнув с вишневого рукава земельку, понесли икону в храм Николы Тульского, что стоял недалеко от Казанки (где ныне улица Нагорная). Храм был деревянный. На его месте в 1810-16 годах построили новый каменный Николо-Тульский зимний собор, где в зимнее время находилась икона Казанской Божией Матери. А на летнее время она переносилась в собор во имя Казанской Божией Матери. Неподалеку стояла величественная колокольня в шесть ярусов. Это был монастырь первого класса с игуменией, казначеей и пятьюдесятью монахинями. До наших времен уцелела лишь Софийская и Крестовоздвиженская церкви, уцелел один корпус, примыкающий к Софийской церкви. В нем располагались трапезная, кельи. Передан Софийской церкви в 2002 году. Остались и каменные ворота, построенные в ансамбле с каменной оградою в 1810 году. Строительство Софийского храма завершено, в 1825 году на средства Мусиных-Пушкиных. Главный собор монастыря заложен на месте старого храма 30 мая 1798 года в присутствии Императора Павла I и Великих Князей Александра (будущего Императора) и Константина. Нынче на месте собора находится двор и проходная табачной фабрики.
В XIX веке монастырь занимал большую территорию в виде многоугольника, ограниченного улицами Большая Красная, Красина, Нагорная. Пятницкий переулок отделял монастырь от Пятницкой церкви. В хорошо сохранившейся Крестовоздвиженской церкви долги годы уже располагается пединститут. На 1 и 2 этажах находились монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот-воспитанниц монастыря.

Известно 27 имен игумений за 157 лет (XVI-XVIII веках). В исследовании Г.А. Мюллера, опубликованном в том же № 1-04 г. "Православного собеседника", упоминаются свидетельства последних монахинь монастыря. Вот что он пишет:
"В 1950-1952 году монахиня Агафия рассказала Архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменией Маргаритой, напуганной несколькими попытками позищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игумении, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно скзала им: "Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами". При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Маргариты было также удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы. Предание о том, что украден был не Явленный образ, а его список, продолжает жить".
В "Православном сборнике" № 1 за 2004 год, выпущенном к 425-летию обретения и 100-летию похищения Казанской иконы Божией Матери, в очерке А.М. Елдашева "Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории" приведены следующие сведения об игуменье Маргарите. Утверждена в должности игумении 16 января 1904 года, родом Мария Михайловна Максорова была из семьи священнослужителей Царевококшайского уезда, село Арина. Пострижена в монахини в 1881 году, какое-то время была казначеей Казанского монастыря, затем настоятельницей Козьмодемьянской обители с 10 февраля 1894 года, а через четыре года возвращается в Казань на покой, проживая в Казанском монастыре. Но через шесть лет ее назначают игуменией Казанского Богородицкого монастыря. А буквально через несколько месяцев происходит кража. Монахиня Маргарита, награжденная за свои заслуги наперсным крестом 3 апреля 1897 года, по всей видимости была человеком опытным. И вышеупомянутые свидетельства ныне здравствующих монахов игумена Иулиана и монахини Михаилы (собор Петра и Павла), знакомы с двумя монашками Казанского Богородицкого монастыря, совпадают. Икона не была уничтожена, сгорел ее список. Домысливать можно в разных направлениях. Игуменья, застигнутая врасплох шумом, поднятым вокруг пропажи, не призналась: или боялась, или считала, что Воля Божия в том, чтобы сокрыть икону от лютого мира, которому предстояли страшные испытания. Является ли эта икона той, что в церкви Ярославских Чудотворцев, или там только старинный список? Все это загадки, требующие ответа. При игумении Маргарите на месте похищенной иконы была установлена другая — подарок Патриарха Константинопольского Иоакима, точный список иконы "Всеблаженнейшей". Он находился в монастыре до 1930 года, затем его перенесли в собор Петра и Павла музейные работники. Но при возвращении собора в 1989 году подарка Патриарха там не обнаружили. При игумении Маргарите также была прислана Патриархом Иоакимом Иверская икона Божией матери, именуемая Вратарницей. А 2 июля 1908 года от его блаженства блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и палестинского был прислан с монахиней святой Крест Господень. На нем была надпись: "Сей крест, содержащий частицу камня от Святой Трепетной Голгофы и освященный на Святом Живоносном Гробе Господнем". Стоял он в летнем Казанском соборе.
Игумения Маргарита 6 мая 1909 года награждается наперсным крестом Кабинетом Его Императорского Величества за заслуги по благоустройству монастыря, за создание мастерской по пошиву одежды, а 24 марта 1910 года она уходит на покой, ее заменила монахиня Варвара, подвизающаяся в монастыре с 13 лет. Пострижена в монашество в 1903 году, с 5 августа 1905 года — казначея монастыря, а с 12 мая 1910 года — настоятельница. В этом же году монастырь посещает Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
Через семь лет монахиня Варвара была уволена по болезни. 20 июня 1913 года освящается Рождественско-Богородиций храм-часовня, построенный под собором стараниями Великой Княгини Елизаветы Федоровны на месте обретения чудотворной иконы.
С 4 марта 1918 года монахиню Варвару заменила монахиня Рахиль. Известно, что она награждена в 1926 году золотым наперсным крестом с украшениями.
Трудно читать документы о поругании монастыря, но это надо знать Православным, ибо своим равнодушием к святому месту мы проявляем то же безумие.
В конце двадцатых годов здания Казанского Богородицкого монастыря оккупировал педтехникум, с 1931 по 1934 год тут располагалась также кинофабрика "Востокфильм". В 1929 году летний храм Казанского Богородицкого монастыря использовался Татхлебсоюзом для ссыпания зерна, тогда же был разрушен иконостас. А в корпусах и храмах расположились студенты, где-то была устроена столовая, где-то — общежитие. Храмы разрушали варварски. Святое место было поругано: "помои льют они из окон. Головешки от печей они выбрасывают или в коридор или в окна, рамы многие изуродованы и стекла разбиты. Все общежитие превращено в дом терпимости. На потолках корпусов появились трещины и сырые пятна от того. что учащиеся зимой, особенно в ночное время, не ходят в уборные". Это докладная записка зав. Музейным отделом ТНКП от 6 августа 1931 года. А педтехникум настойчиво требовал отдать ему весь монастырь: 1/3 бывшего монастыря принадлежала музею. А в 1942 году сюда эвакуировали и табачную фабрику, которая по-своему распорядилась монастырским имуществом, что-то перестраивая, что-то взрывая. До наших дней дошли лишь Софийская надвратная церковь XVII-XVIII вв. и Крестовоздвиженская церковь (1877 год), в которой расположился учебный корпус КГПУ. Фрески были полностью уничтожены.
Когда в 1994 году в Софийскую церковь пришли верующие, то им предстоял огромный объем работы. С первых же дней обосновалась молодежная община, и монахиня Мария весте с молодежью наводила тут порядок. Священником был поставлен отец Сергий Дятлов, прихожанин собора Петра и Павла со дня его открытия.
Каждый камушек в кладке стен и руин свят — он свидетель роковых событий, кровавой драмы, разыгравшейся в этих стенах, когда за веру убивали безвинных, когда гнали их по этапу в концлагеря. А они, страдая за веру Христову, не роптали, не отрекались, не снимали с себя клобуки и мантии. А если им удавалось спастись от тюрьмы и произвола властей, они несли слово Божие по всей России там, где находили приют. Сколько таких монахов было рассеяно по городам и весям, несших слово Божией, как лампадочку неугасимую от сердца к сердцу и в тюрьмах, и после освобождения.
Священник Софийской надвратной церкви батюшка Сергий верит, что тут идет невидимая жизнь, незримая глазу Литургия. И те монахини, которых видят порой безбожники "табачки" чуть ли не воочию, это и есть часть Небесной церкви, стоящей на посту своем в нескончаемой Небесной Литургии перед Самим Господом. Эти монашки столько перетерпели в преддверии торжества темных сил, которые вскоре обрушились на Православную страну и смели, как смерч, миллионы жизней, перевернули сознание людей, которые легко стали атеистами-безбожниками под страхом смерти. И этому скопищу ада противостояла только горстка людей истинно верующих, монахов, священников. Простых Православных людей, которые пытались что-то сделать. Остановить разрушающий смерч голыми руками. При монастыре существовала Православная община, которая спасала ценности. Мощи святых. До 1923 года еще шла Литургия в главном соборе.

Похищение

И именно здесь, на месте Явления Казанской иконы Божией Матери, состоялось предвестие предстоящего ада для целой страны — России. "Все дозволено, — считал Стоян. Он сжег икону сознательно, с внутренним вызовом ожидая: "Ну что мне за это будет". Молодой мужчина 28 лет от роду Варфоломей Стоян провел в тюрьме 12 лет и перед смертью отказался от исповеди, упорно утверждая, что иконы он сжег. Ему было сорок лет. Он немного не дожил до революции. "Силы зла вошли в противостояние с Православным миром. На что рассчитывал разбойник: что его никогда не найдут, что прокутит деньги и воровская удача его никогда не оставит?
В час ночи с подельниками шел он по центру города. И думал ли он о возмездии? Или его несло, как пылинку, дорогой зла? Вел ли его за руку демон или он давно стал сам вместилищем бесов? Чем он прельстил остальных? Большими деньгами, которые выручат за ворованное? Или это стало их профессией и заработком, и никакие мысли не одолевали их? Уже подошли к двери храма и стали взламывать замок, как сторожа увидели — дружно накинулись на него и, свалив, затиснули в подвал. Что мешало ему поднять шум, возопить? Страх за свою жизнь? Или надежда, что ничего не выйдет у святотатцев, не дастся им икона? Весть о краже икон Спасителя и Казанской Божией Матери пошла гулять по городу, взбудоражив всех.
И смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман вспомнил вдруг, что золотых дел мастер Николай Максимов дней десять тому назад заказывал щипцы. Для чего они ему понадобились? Тогда не придал значения, а сейчас побежал в полицию и донес на Николая Максимова. Так и начала раскручиваться цепочка. Быстро вышли на след Стояна-Чайкина, только он уже укатил на пароходе в Нижний Новгород с 25-летней Прасковьей Кучеровой. Обыск ошеломил своими уликами. Нашли в овраге неподалеку от квартиры Стояна ножницы для резки металла, а в самой квартире жемчуг, серебряные обрези от ризы, а в печи — петли, обгорелые жемчужинки, кусочки слюды, два гвоздика, обгоревшую материю. Все свидетельские показания и все итоги расследования говорили за то, что икона сожжена, что попил чайку отчаянный вор и разбойник Стоян-Чайкин на огоньке от святынь. Зачем ему надо было кощунство свое возводить в такую абсурдную степень? Леонид Девятых, написавший повесть об истории похищения Казанской иконы Божией Матери, считает, что это был такой человек — дерзкий, ни во что не верящий и если подспудно жила в глубине души хоть искорка, ему надо было уничтожить и ее, эту искорку. Это был вызов обществу. Шел до конца, не оставляя себя никакого шанса на спасение.
Леонид Девятых перекопал много документов в архивах Москвы и видел прижизненную фотографию с иконы Явленной. Ее он поместил в газетных публикациях к своей повести. Версия Леонида Девятых: икона сожжена и утеряна безвозвратно. Те иконы, которые являлись в разных уголках страны, не совпадают с подлинником по каким-то параметрам. Сколько бы ни было версий, сколько бы ни было домыслов и помыслов, а есть истина, ведомая высшим силам и не открытая пока нам.
Вскоре явилась еще одна икона, которая была названа Табанская. Юноше чистому и праведному были во сне сказаны Богородицею слова укора, которые он должен был донести до людей: "заповеди не соблюдаете, живете нечестиво". И это было вскоре после утраты Явленной. Высшие силы предупреждали нас — будет скоро кровь перемешана с землею, если не исправитесь и не принесете покаяния, если не изменитесь. Но не вняли. Сколько и ныне мироточивых икон и сколько предупреждений.
Трагическая личность грабителя, не нашедшего дорогу к Богу и решившего бросить вызов вселенной, Православию, повторяется в чьих-то иных судьбах, неведомых нам. Вновь и вновь.

Раскопки

Только подумать: каждый может поклониться месту, где 8 июля 1579 года явлена Одигитрия, может прикоснуться к этой святой земле. Может — но не спешит это сделать. Место известно — оно не сокрыто. Оно на территории табачной фабрики.
В 2000 году археологическая экспедиция "Казанский Кремль" сумела найти на территории фабрики остатки летнего холодного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Геофизики геофака КГУ под руководством профессора З.М. Слепака раскопали часть апсиды. "Весьма любопытно, что первая, более ранняя апсида была сооружена из белого известняка. Расширив раскоп в западном направлении, археологи вышли на следы еще одной апсиды, более поздней по времени строительства, сложенной из красного обожженного кирпича, — пишет А.М. Елдашев. Таким образом были обнаружены следы в их алтарной части последнего храма (начало XIX века), а также более позднего, построенного в конце XVII века.
В раскопе выявлены и археологически изучены и другие объекты. Среди них наиболее интересны остатки прицерковного кладбища, где, очевидно, были похоронены настоятельницы монастыря, монахини и священники. Особый интерес представляет сохранившийся кирпичный склеп размерами 230 на 120 см, со сводчатым перекрытием. В нем было расчищено погребение женщины в деревянном гробу с железными ручками по бокам.
…Кроме вышеупомянутых, было обнаружено еще пять погребений (всего, таким образом, восемь), большинство которых плохо сохранились, ибо разрушены в более позднее время. Не исключено, что пострадали они во время взрыва храма. Об этом, кстати, свидетельствуют неоднократные находки разрозненных человеческих костей, в том числе и 33 черепа (есть и детские), на разных участках раскопа. 5 черепов и около 30 берцовых костей из указанного количества лежали в куче в центре апсиды на глубине 180 см от современной поверхности. Все погребения, по мнению археологов, относятся к XIX веку". В очерке Елдашева много интересных сведений, и данный сборник "Православного собеседника" в некотором смысле уникален. Он впервые публикует такой богатый материал единой книгой. Редактор А.П. Павлов будет продолжать исследования о Казанском Богородицком монастыре и, возможно, найдутся среди состоятельных людей благотворители, которые возьмутся за восстановление Казанского Богородицкого монастыря, что несколько столетий был оплотом христианства и в который (восстановленный), может быть, и вернется еще икона Владычицы. Ведь не случайно же так упорно ходят слухи, что она жива, эта икона. Все-таки никакие деньги не могут заменить единственно важную цель человеческой жизни — СПАСЕНИЕ ДУШИ.
Только взявшись за этот материал, поняла, как велико для города и страны значение восстановления этого монастыря, лежащего в руинах.Татарстанским властям, которые доказали это на многих примерах, не нужен он — восстановленный и вновь обретенный. Его хотят видеть в руинах — вот он и лежит поруганный и истерзанный. Только найдя поддержку Москвы, можно рассчитывать на его восстановление. Ведь есть препоны, которые и спонсорам не одолеть. Это легко проследить хотя бы на проблеме не отданной колокольни в центре ул. Баумана. Эту проблему могла бы одолеть сильная личнсоть, но где ее взять? Наш земляк Сергей Петрович Шашурин сидит в тюрьме, обвиненный властями в мошенничестве и в оскорблении властей. Страшно далеки эти люди с тяжелыми кошельками от Бога. Сергей Петрович помогал всем религиозным конфессиям и гордился этим. Полгода назад мы пришли к нему с Аней, членом общины, строящей в Волжске церковь Царских Мучеников и Новоисповедников Российских. Мы увидели перед собой человека неверующего, но милосердного и доброго. Ему несут сотни передач в тюрьму Православные люди, которым он помогал (иных буквально спасал от голода). Такое бы сердце да повернуть к Богу. И мать его очень переживает за сына, что не с Православными он, а со всеми конфессиями…
А батюшка той строящейся церкви отец Алексий так и сказал: "Бог призывает его этим испытанием".
Но место святое поругано не бывает. Оно вопиет, врачует и утоляет боль. А доказательства — людские судьбы, воцерковленные бывшие безбожники.

В церкви Святой Софии — единственной восстановленной обители на территории бывшего монастыря, поет черноволосая девушка с ангельским голоском. С первых дней она тут. У нее умерла мама, но это страшное испытание привело ее к вере, церковь помогла ей пережить горе и растерянность. И ее нежный чистый голосок, вознося хвалу Богородице, вселяет веру и в души прихожан. Она неизменно на клиросе. Молодежная община, которая тут была при открытии церкви, распалась, но три молодые женщины остались. Нет, они не расскажут вам, почему их не унесло ветром перемен. Но это и без слов понятно. Нельзя уходить с этого святого места. Кто-то должен оставаться тут как бы на посту. Прихожан очень мало. Эти трое с 1994 года с отцом Сергием Дятловым, чтобы помогать ему вести службу.

Поруганная святыня

Софийская церковь. Мы стоим согбенные и оплакивающие свои грехи. Перед нами вновь написанные иконы — старец схимонах Гавриил Седмиезерный, который бывал тут. Новомученица Елизавета смотрит с иконы, держа в руках церковку: ту, которую она построила в главном соборе на месте Явления иконы Казанской Божией Матери — Пещерную церковь-часовню, просуществовать которой, увы, дано было недолго. Мы молим святых о помощи. А рядом большая в позолоченном окладе, старинная Казанская милосердно взирает на нас, и ощущаешь: Она бывает здесь, навещает место Своего Явления, которое за стеной монастыря, где-то в тридцати шагах. Матерь Божия! Каждый просит. Каждый плачет и горюет перед Нею за свое негожество. И чистых сердцем Она принимает и помогает. Сколько безымянных старушек и стариков чередою прошли перед Нею, сумевших стать праведниками, благочестивыми, богобоязненными людьми. Им помогали в этом стены древнего монастыря, незримое присутствие Явленной.
История иконы Казанской Божией Матери завершится только с концом мира. Она ушла от нас за наши грехи — и все же рядом. Найдешь ее, встретишь, если преодолеешь этот путь и станешь праведником. Скольким людям являлась Она в награду за их послушание и терпение. Те, кто с юности отдал жизнь свою Богу, знает это, и говорят нам. Но мы, как глухие, не слышим.
Матерь Божия, помоги!

Людмила Суханова,

г. Казань.

В дополнение к теме.
9 июля 2004 г. на встрече с участниками торжеств в Успенском Тихвинском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий сообщил о том, что в ближайшее время в Россию будет возвращен список Казанской иконы Божией Матери, который в настоящее время находится в покоях папы Римского в Ватикане.
Его Святейшество в частности сказал:
— Архиепископ Тихвинский Константин затронул тему Казанской иконы Божией Матери, и я не хочу оставить этот вопрос без ответа. В средствах массовой информации было много сообщений о той иконе, которая находится в покоях папы Римского Иоанна Павла II.
Ранее ставился вопрос о том, что только сам папа должен привезти икону и передать ее Патриарху Московскому и всея Руси при личной встрече. Эксперты Министерства Культуры и Русской Православной Церкви вместе с экспертами Ватикана провели экспертизу и выяснили, что икона, находящаяся в Ватикане, не является подлинным чудотворным образом, который исчез из России накануне революции. Данная икона — один из многих списков. Она датируется концом XVIII века и является чтимым списком.
После выяснения этих обстоятельств было достигнуто соглашение о том, что на праздник Успения Пресвятой Богородицы в этом году два кардинала в Успенском соборе Кремля передадут этот список Казанской иконы Божией Матери Русской Православной Церкви. Таким образом, святыня, перед которой наши предки молились с конца XVIII века, будет возвращена в Россию без тех политических условий, которые первоначально ставились Ватиканом.
То, что вновь обретаются и возвращаются на нашу родную землю некогда утраченные святыни, является знамением того, что Господь милостив к нам. Возвращенные святыни помогут нашему народу вернутся к духовным ценностям, которые на протяжении тысячелетий утверждала Русская Православная Церковь.

Седмица.ru
16.07.2004
980
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru