Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Монастырь в Беслане

В нем молятся о всех жертвах теракта…


На выставке «Православная Русь» в конце января в Москве, в Гостином дворе, был уголок Аланского Свято-Успенского мужского монастыря из ставшего известным всему миру города Беслана (Северная Осетия). Он привлекал внимание своим колоритом: необычными гончарным изделиями и, конечно же, чудотворной старинной иконой Успения Пресвятой Богородицы. Монах Серафим щедро помазывал всех желающих маслом от этой святыни монастыря, написанной монахами на камнях Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры в XIX веке. Эту икону в Лавре несколько лет назад подарили настоятелю монастыря игумену Антонию (Данилову), когда он учился в Киеве. Много происходит чудес от иконы — благоухающая икона богато украшена приношениями от исцелившихся людей.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь создан совсем недавно, в 2000 году. Есть некая тайна в том, что этот Православный монастырь открылся в Беслане всего за несколько лет до трагедии в школе 1 сентября 2004 года, потрясшей весь мир. «Мы вымаливаем Беслан, — сказал мне весной 2004 года, когда еще никто не мог предположить, что произойдет в Беслане 1 сентября, насельник монастыря монах Серафим. — Нас на это благословил старец Архимандрит Ипполит (Халин). Монахи нашего монастыря, осетины, ехали в Курскую епархию и проходили там духовную подготовку в Свято-Николаевском монастыре в городе Рыльске у Архимандрита Ипполита. Он незадолго до своей смерти нас наставлял и благословил ехать в Беслан в монастырь. Вначале целый год в монастыре было всего два монаха — иеромонах и монах. Монастырь в Беслане находится в бывшей гостинице для водителей поездов. Церковь мы сделали метрах в ста от гостиницы, через железную дорогу, в бывшем клубе». Видимо, старцу Ипполиту была открыта трагическая судьба Беслана, который нуждался в молитве больше, чем любой другой город.
В сентябре прошлого года на Православной выставке на ВДНХ монахи из Аланского монастыря принимали пожертвования для детей Беслана. Монах Серафим сказал тогда мне, что они уехали в Москву на выставку ранним утром 1 сентября, а буквально через несколько часов бандиты захватили школу и взяли в заложники всех, кто там находился, — взрослых и детей. Монастырь в Беслане находится всего в нескольких минутах ходьбы от этой школы, многих, кто находился тогда в школе, монахи знают…

Рассказ отца Серафима продолжила стоящая рядом с ним Мария Бородачева, которая помогает монастырю на выставках.
— Владыка Гедеон благословил создать монастырь в горах в Куртатинском ущелье, в поселке Фиагдон. Несмотря на то, что наш монастырь такой молодой, монахи менее чем за год восстановили храм XIX века в честь Жен-мироносиц в Куртатинском ущелье в Северной Осетии и построили братский корпус. В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа — Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в революцию был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии будет обретена эта икона. Мы этого ждем. Со временем монастырь переедет в Фиагдон, в горы, а в Беслане останется подворье.
После случившейся трагедии люди стали еще больше приходить к вере. На праздник Крещения в этом году в монастыре было крещено более двухсот человек. Более ста человек в Крещенскую ночь было крещено в Куртатинском ущелье в водах реки Фиагдон, а искупалось человек восемьсот. Это было потрясающее зрелище — крещение ночью в горах при блещущих звездах, снежных вершинах гор. Наместник монастыря игумен Антоний освятил Фиагдон — новый осетинский Иордан. Первые в бурную, ледяную воду горной реки сходили и окунались монахи, а за ними — весь Православный народ. Более ста человек крестили в монастыре в Беслане на следующий день.

— Как вы думаете, Мария, почему именно в Осетии произошла такая страшная трагедия?
— Эта трагедия произошла не случайно. Враг рода человеческого решил нанести удар по Осетии. У Осетии непростая судьба. Этот древний христианский народ, принявший крещение на сто лет раньше русских, впоследствии оказался в отрыве от метрополии. Потом, по присоединении к России, причем добровольном (а Осетия присоединилась к России добровольно, огромную роль в этом сыграла общность веры), Христианство возродилось, в Осетии была своя Владикавказская епархия, мужские и женские Православные монастыри, множество храмов. Во всех высокогорных селах были Православные храмы. Даже горы в Осетии называли: «Гора монахов», «Шапка монаха», «Гора священников».

Монах Серафим и Мария Бородачева рассказали, что после революции советская власть варварски обошлась с Православием в Осетии, оно было почти полностью уничтожено. Во всей республике осталось всего пять храмов. И когда у нас вновь открылись монастыри, восстановление монашества явилось тем толчком, который инициировал бурные духовные процессы в республике. Люди стали приходить к вере, монастырские праздники стали собирать огромное количество народа. Люди приезжали в обители со всех концов Осетии. И именно в этот момент как раз и грянула Бесланская трагедия. За несколько дней до захвата бандитами школы был праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, он собрал в Куртатинском ущелье огромное количество народа. Была большая торжественная служба, затем крестный ход в часовню, где раньше хранилась Иверская Моздокская икона Божией Матери, с чтимым списком этой иконы, причем он мироточил. А вскоре после этого грянула трагедия. Все силы зла обрушились на Православную Осетию. Осетия пострадала в первую очередь за Православие, а, во-вторых, за верность России. Осетия всегда была плацдармом, единственным верным союзником России на Кавказе, и геополитическим, и духовным.
Многие пережившие эту трагедию из тех, кто не были крещены, стали креститься. Известно, что Православных бандиты заставляли снимать кресты, а над теми, кто крест не снимал, издевались особо. И были те, кто не снимал кресты, были настоящие мученики за веру. Так, прихожанку бесланского монастыря рабу Божию Фотину, когда она не сняла крест, положили на пол крестом и нанесли ей Христовы раны, прострелив ей руки и ноги, а еще живот. Она выжила. И такой случай не единичный, дети, которые получили крещение в стенах обители, проявили необычайную крепость. Вообще дети проявили необычайную выдержку и силу духа в этой ситуации. Православные дети говорили своим матерям: «Мама, не снимай крест, не слушай их, не снимай!» В Осетии еще открыт Аланский Богоявленский женский монастырь, который тоже играет большую роль в духовной жизни республики. С началом служения на Северном Кавказе Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана процессы духовного возрождения в нашей республике еще более ускорились.

На снимках: монах Серафим из Беслана помазывает всех приходящих маслом от чудотворной иконы; чудотворная икона Успения Божией Матери XIX века — главная святыня Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в Беслане.

Людмила Белкина
04.02.2005
Дата: 4 февраля 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru