Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

Богу, Церкви и людям служит Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий

Быть Архипастырем в современной России — это быть молитвенником за народ — пред Богом; заступником и печальником за него — пред власть предержащими и учителем, наставником — для него самого…

14 апреля, в Великую субботу, нашему дорогому Владыке, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию исполняется 50 лет, большая часть которых без остатка отдана Богу, Церкви и людям.
Таинственными, неизъяснимыми духовными узами связаны между собой личность "Ангела Церкви" (как в старину называли Правящих Архиереев) и вверенной ему Богом епархии. Вот и Архиепископ Сергий для Самарской епархии является личностью без преувеличения исторической. И, может быть, не только для нашей епархии… Много, очень много доброго сделал за восемь лет пребывания на Самарской кафедре этот удивительный человек. И продолжает делать. Но об этом потом пусть напишут историки. Я же воспользуюсь юбилеем Владыки лишь для того, чтобы попробовать рассказать о нем именно как о человеке, как о церковном труженике. Как об одном из тех праведников, чьими молитвами, чьими подвигами и стоит наш Богоспасаемый град.
Я напишу о том, что лично для меня особенно дорого в этом глубоко уважаемом мной человеке.

Предсказание
Много лет назад это было. Студент Московской Духовной семинарии Виктор Полеткин во время каникул приехал в Куйбышев на свадьбу друга-семинариста. Венчание проходило в Покровском кафедральном соборе. Когда священник совершил таинство и молодые уже принимали поздравления, он вышел из храма на церковный двор. И вдруг от кучки нищих отделилась маленькая старушка в лохмотьях, с большими мешками на плече. Он подумал, что у него хотят попросить милостыню Христа ради, и уже полез в карман за мелочью. Но произошло нечто неожиданное:
-Ты сюда еще приедешь… Приедешь…— твердо, значительно, "со властью" сказала ему незнакомая старушка и отошла от него, исполнив то, что хотела. Ему почему-то запомнились эти слова, хотя великий смысл их открылся гораздо позже.
"В то время я, конечно, даже предположить не мог, что когда-нибудь приеду в Самару Архипастырем. Так что словам этим не придал особенного значения", — говорил мне однажды об этом случае в своей жизни Архиепископ Сергий.
23 февраля 1993 года Священный Синод принял решение направить епископа Азовского Сергия на Самарскую кафедру (наверное, не случайно именно в "день защитника Отечества" призвал Господь Владыку Сергия на новое место служения!). Но в этот день он вряд ли вспомнил о той старушке с мешками и о ее загадочных словах. Он вспомнил об этом уже позднее, когда на одной из торжественных архиерейских служб в том же самом Покровском соборе вновь увидел ее, все с теми же большими мешками на плече. Ему сказали, что это не обычная прихожанка: многие уже тогда называли блаженную Марию Ивановну Матукасову (позднее принявшую схиму) старицей, юродивой, прозорливой. Человеком, вещающим не свою, а Божью волю.
Рискну высказать то, чего по своему смирению никогда не говорил ни мне, ни другим Владыка Сергий: в тот день было произнесено пророчество о призвании будущего "Ангела Самарской Церкви" на высокое, многотрудное, ответственное служение именно в нашем городе, именно на нашей земле…

Характер
Храм-Памятник во имя Святого Георгия Победоносца давно вписался в силуэт Самары: на высоком холме у Волги сверкают золотом его купола. Такие холмы по-военному точно называют "господствующими высотами". Кто владеет ими, у того инициатива, у того успех… Вот почему и за эту "господствующую высоту" развернулась такая ожесточенная битва…
Строительством Храма-Памятника на самой лучшей "площадке" города решил отметить Архиепископ Сергий две юбилейные даты: Двухтысячелетие Христианства и 55-летие Великой Победы в Отечественной войне. Именно на это красивейшее место возле административных зданий выбор пал еще и потому, что, по преданию, именно здесь большевиками-безбожниками в 1918 году был посажен на кол(!) Православный архиерей-мученик Исидор…
И началась битва. Первыми поднялись полумифические жители "окрестных домов" (там и жилых домов-то нет поблизости!), встревожились тем, что им не хватит места для прогулок с собаками. Владыка в ответ обещал сохранить (и слово свое сдержал) все деревья при возведении масштабного храма. Потом в атаку пошли журналисты. По многим каналам ТВ и со страниц газет "бомбили" епархию криками: нам не нужен храм на этом месте! Ворчали, что строится на другом конце города другой большой храм, подозревали в том, что якобы будут потрачены "бюджетные деньги"… Владыка сказал, что ни копейки бюджетных средств на Храм-Памятник не будет истрачено. Потом обратился за поддержкой к ветеранам. Они сказали, что хотят увидеть на этом месте Храм-Памятник в честь их победы… Власть предержащие предлагали Владыке (на выбор) несколько других — и тоже престижных! — "площадок" под храм. Но он стоял на своем: Храм-Памятник должен быть именно здесь. Многие советовали ему отступиться. В их числе, каюсь, был и я. Читая переданное мне для ознакомления Владыкой очередное "официальное" письмо с решительным протестом против возведения на этом месте храма, я было заколебался. Подумал, что до "симфонии" властей слишком еще далеко в современной России и посоветовал Владыке выбирать другое место под храм. Он вежливо кивнул мне и… продолжил борьбу. С "грунтовыми водами", которые якобы бьют именно под холмом. С "песчаной насыпью", на которой, конечно же, ну никак невозможно строительство… С нашим маловерием, наконец. И вместе с ним в этой битве сражался за свой храм светозарный юноша-воин, Святой Георгий…
На Покров освятили колокола. "Господствующая высота" оказалась взята. И оттуда малиновым звоном над всем городом растрезвонилась весть о нашей победе.

Вызов
Лето. Жара. В кабинете Владыки проводится последнее, экстренное заседание оргкомитета ставшей уже исторической паломнической акции "Волга Православная-95". Присутствовавший на заседании один крупный чиновник, расположенный к вере, но по старой привычке смотревший на "церковников" сверху вниз, вдруг бросает походя оскорбительное замечание:
— Почему вы, Православные, такие ленивые, робкие, — говорит он нам. — Отсиживаетесь за церковными оградами, когда кто угодно — кришнаиты, мормоны и прочие — смело идут со своей проповедью к людям…
Мы переглянулись. Это ведь вызов. И Владыка Сергий принял его с открытым забралом. Ответ его был настолько могуч, что у меня и сейчас, спустя столько лет, мурашки бегают по спине, когда вспоминаю его слова, его голос…
— Сами знаете, почему мы так тяжелы на подъем! — громко, сильно, даже, как мне показалось, азартно ответил Владыка. — Сами знаете почему… Ведь не мормонов топили в баржах… Не сектантов — гноили в бараках. Где были они, когда Православных священников выводили на расстрел? Да, мы еще не поднялись после тех страшных ударов… Но подождите… Дайте нам срок… Мы поднимемся. И пойдем к людям.
Это был сильный ответ. Прошло всего несколько лет, и вот этот срок настал. В одной только Самаре действует уже около сорока Православных храмов. Есть семинария, монастырь. Открыты духовные центры, Православные библиотеки и школы. Православная общественность стала той силой, с которой уже никому нельзя не считаться.
…И чиновник, и все мы поняли в этот день, что так может говорить только духовный лидер уже не прежней, а новой, возрождающейся России!
Мудрая простота
Ни с чем не сравнимое чувство — чувство радости за своего Архиерея! Как отрадно читать в редакционной почте слова людей, которые, быть может, никогда не были ни в Самаре, ни в нашей епархии, но за годы общения с "Благовестом" успели полюбить нашего Владыку Сергия и теперь считают его и своим тоже Архиереем! Люди даже и незнакомые чувствуют в нем (по делам, по поступкам) так редко сейчас встречающуюся мудрую простоту, которую невозможно подделать, как ни старайся…
"У вас не Владыка, а Владыченька", — говорила нам про Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия давняя наша знакомая и постоянный автор Анна Казаманова из г. Балаково. А ведь она его и видела-то всего лишь раз, когда брала благословение на издание замечательной книги "Тайна Вавилова Дола".
Другая наша знакомая, Ирина Фисенко из Санкт-Петербурга, в первый раз приехала в Самару со статьей о своем нелегком духовном пути. Приехать — приехала, а вот как уезжать? Прямо на вокзале ее, блокадницу, хватившую в жизни всевозможного лиха, до нитки обчистили ловкачи-наперсточники, не пожалели доверчивого человека… И не стыдно-то как — юнцы ведь, по возрасту в дети ей годятся, а такое устроили… Осталась она без гроша в кармане, в чужом городе, где ни одного знакомого. Куда податься? Решилась пойти к Владыке Сергию на прием. Владыка выслушал и дал ей денег… в два раза больше, чем она просила (чтобы не только на обратный путь хватило, а еще и в Самаре сделать свои дела). Деньги эти она ему вскоре вернула. Но до сих пор в молитвах поминает Архиепископа Сергия…
Мне известен случай, когда Владыка Сергий "как частное лицо" приходил в самарскую больницу просить врачей улучшить уход за больной духовной дочерью. Врачи, конечно, сразу узнали Архиерея. Подивились и в просьбе не отказали.
Много таких эпизодов могу еще рассказать. Но, уверен, сколько ни рассказывай — это лишь крохотная часть из того, чего мы не знаем и никогда не узнает никто, кроме Бога и тех людей, кому оказал милосердную помощь наш Владыка.
Скажу лишь одно. Меня всегда больше всего поражало в нем то, что он при любых обстоятельствах остается человеком. Что такое — оставаться человеком? На мой взгляд, это судить обо всем — о людях, о ситуациях, о правде и лжи — именно сердцем. Ведь оно никогда не ошибается и его не обманешь. В этом, наверное, и состоит мудрая простота.

"Царский путь"
Идти "царским путем" гораздо труднее, чем лезть напропалую — не важно, "права руля" даешь, или "лева…" Но именно этот путь ведет ко спасению.
К сожалению, радикалов в церковной среде разве только чуть-чуть поменьше, чем в политике или искусстве. Как и там, радикализм в церковной жизни тоже научился рядиться в различные красивые "обертки". Одни называют себя "ревнителями" — и скатываются в крайности полусектантской, раскольничьей психологии, другие — оправдывают свою духовную всеядность "широтой" и "человеколюбием", на деле же размывают границы Церкви (вернее, зачастую оказываются за их пределами). В такой ситуации легче занять позицию с края, тогда тебя поймут и те, и другие. Одни — приняв на "ура", другие — дружно осудив. Но легче — не значит лучше. Ведь спасать надо тех и других. А значит, нужно идти "царским путем", посередине. Архиепископа Сергия отличает именно это. Не будучи, по его же словам, "мистиком" (в общеупотребительном смысле слова), Владыка Сергий с благоговением приложился к Кровоточащей чудотворной Державинской иконе Спасителя. Довольно часто не разделяя моих восторгов по поводу очередного "духоносного старца", Владыка прислушивается и прислушивался к мнению истинных духовников — Архимандрита Кирилла (Павлова) и нашего самарского (недавно умершего) протоиерея Иоанна Букоткина. Вряд ли даже "ревнители" смогут заподозрить нашего Владыку в экуменизме (чего нет — того нет!), но и другие традиционные конфессии Самарской области на Владыку не обижены — со всеми отношения ровные, корректные, деловые… Не придавая особого значения "мнению света" и уж тем более не позволяя этому мнению влиять на принятие церковных решений, Владыка, тем не менее, лучше многих в церковной среде понимает силу и значение СМИ и в соответствии с этим пониманием строит работу епархии с газетами и телеканалами… Как человек, отвечающий лично за все, что происходит в духовной жизни епархии, Архиепископ Сергий, конечно, не любит ничего "из ряда вон" — ничего шумного, показного, ажиотажного, — но он же дал благословение псковскому подвижнику Архимандриту Мирону из года в год проводить постами "отчитки" болящих в самарских храмах… И вот из этих-то парадоксов, которые и не парадоксы вовсе, а лишь трезвый, спокойный взгляд на вещи, и состоит, как мне видится, стиль руководства епархией нашего Владыки. Это и есть "царский путь", которым он идет сам и ведет свою многотысячную паству… Если кратко, то можно, наверное, определить этот стиль так: там, где возможно, нужно искать компромиссы, а там, где компромиссы невозможны, никто и ничто не заставит на них пойти…
И если уж мы заговорили о "царском пути", не могу умолчать и о таком, очень для меня дорогом факте: Владыка Сергий был одним из тех, кто еще в 1996 году открыто выступал за канонизацию Царя-Мученика и Его Августейшей Семьи. За несколько недель до их официального прославления он дал благословение одному самарскому священнику готовить документы для открытия прихода во имя Царственных Страстотерпцев…

"Блаженны миротворцы…"
В 1995 году, когда все дела еще только завязывались, Владыка Сергий сказал нам такие слова: "Главное, чтобы между нами не было разделений…" И только спустя годы я понял и оценил мудрость и глубину этих слов. Ведь если раньше враг рода человеческого наносил удары по Церкви руками "внешних" — богоборцев-большевиков, потом сектантов, экстрасенсов, в тщетной надежде совершить невозможное — сокрушить Церковь, которую "врата адовы" не одолеют, то теперь стал он действовать гораздо тоньше: сеять смуты и разделения уже внутри церковной ограды. Но вряд ли кому-то из нас, кроме Владыки, еще в то время было это понятно… И вот столько лет Архиепископ Сергий без устали трудится на этой благодатной миротворческой ниве — примиряет недавних друзей, вдруг ставших врагами; тушит огонь клеветы и недоброжелательства; противостоит нетерпимости и подозрительности друг к другу… Старается работать с теми, кого Бог ему дал, и находит достойное "применение" каждому из нас, не взирая на слабости, недостатки. И дело движется, "корабль плывет"…
…Однажды во сне я поехал с Владыкой на охоту. Стреляли по уткам — влет. Владыка Сергий все время промахивался, и я было подумал, что он неважный стрелок. Но он, отложив ружье, сказал мне как маленькому — с доброй полуулыбкой взрослого:
— Ты думаешь, я плохо стреляю? Нет. Я специально промахиваюсь. Ведь я Архиерей Божий и мне нельзя попадать по живым…
Помню, еще во сне меня изумили его слова. Как много они приоткрыли мне в этом удивительном человеке!

Доминанта
У каждого крупного руководителя, зажатого в тиски больших и маленьких дел, есть своя доминанта — генеральная линия, первостепенная задача. Такой доминантой для Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия давно стала Самарская Духовная семинария. Ему, воспитаннику Московской духовной школы, выпускнику семинарии и Академии, хочется развить эти славные традиции духовного образования здесь, на самарской земле. Задача сложная, но, как оказалось, посильная. Семинаристы и преподаватели каждый день ощущают на себе заботу о них Архипастыря. Уже построены, освящены и обжиты два новых семинарских корпуса — да таких, что могут позавидовать и столичные духовные школы. Все больше молодых людей из других (и не только соседних) епархий приезжают к нам на учебу. Учиться в Самаре для будущих пастырей становится все более престижно. И вступительный конкурс из года в год не убывает. Ведь знания даются у нас далеко не на провинциальном уровне — в преподавательском коллективе семинарии много настоящих ученых, знатоков своей отрасли знаний. Всего этого было бы невозможно достичь, если бы не забота Владыки Сергия и не его любовь к духовному образованию. Но любовь эта весьма прагматична и основывается на трезвом расчете: ведь от того, какое поколение пастырей завтра придет на смену, зависит, без преувеличения, будущее Православия на нашей земле. Вложим сейчас в наше будущее щедрой рукой не только деньги, но и заботу, любовь, внимание, тогда и "урожай" на духовной ниве не подкачает…
Казалось бы, уже можно и успокоиться, ведь цель достигнута! Самарские (и не только!) храмы уже наполнены выпускниками Самарской Духовной семинарии. Епархия ощутила реальную отдачу со стороны духовной школы. А сколько выпускников придет в наши храмы завтра! Но не такой характер у нашего Владыки, чтобы успокоиться на достигнутом. Перед ним уже маячит иная, еще более высокая цель! Раньше центром академического богословия на Волге была Казань. Сейчас в современном Татарстане вряд ли будут развиваться прежние славные традиции Духовной Академии. А раз так, то встает вопрос о преемнике. Почему бы не перенести Духовную Академию к нам в Самару? Все предпосылки — как объективные, так и субъективные — для этого уже есть. Нужно только взяться за дело… Решиться… И я почему-то уверен, что все это сбудется.

Здравица
Быть Архипастырем в современной России не просто ответственно, не просто трудно (когда было легко нести людям проповедь о Христе и Евангелии?). Мне кажется, быть Архипастырем сейчас — это, в первую очередь, быть выразителем, носителем и защитником лучших качеств русского Православного народа, народа-Богоносца, переживающего сейчас далеко не лучшие времена. Быть Архипастырем в современной России — это быть молитвенником за народ — пред Богом; заступником и печальником за него — пред власть предержащими и учителем, наставником — для него самого… Всеми этими качествами, по моему убеждению, в полной мере обладает Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. И в преддверии его юбилея я от имени всего коллектива редакции Православной газеты "Благовест", от себя лично и "едиными усты, единым сердцем" вместе со всей его многотысячной самарской паствой желаю нашему дорогому Владыке Сергию в день его 50-летия:
Ваше Высокопреосвященство! Многая и благая Вам лета!..

Антон Жоголев
06.04.2001
1245
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru