Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Дорога в Святую Русь

Паломничество — это всерадостное многовековое путешествие русских Православных людей к великим святыням Отчизны.


Пока стоит Святая Русь — а мы верим, что она будет до конца мира, — будет и паломничество. Это всерадостное многовековое путешествие русских Православных людей по Святой Руси, к ее великим святыням, к мощам ее праведников, ее славной истории. К самому себе, своей душе. Паломничество — это поклонение святыням, всегда «осанна!», соприкосновение с Небом, напитывание души благодатью. Какое оно сегодня, в год 2005 от Рождества Христова? Мы решили задать вопросы об этом в разгар паломнического сезона руководителям паломнических служб.

1. В этом году происходит спад или увеличение числа паломников? Кто сейчас чаще всего едет в паломничество?
2. Паломничество и туризм сближаются или еще больше разделяются? Предпринимает ли туристический бизнес попытки вторгнуться на сакральную территорию паломничества?
3. Какие цели ставят перед собой паломники и какие — руководители паломнических служб?
4. Нуждаются ли паломнические службы в объединении и согласовании работы при Епархиальных управлениях?

Елена Александровна Роднина, руководитель Самарской епархиальной службы «Паломник»:
1. По моим наблюдениям, паломников в этом году стало в два раза меньше. Всю зиму и весну не только я, но и другие откладывали автобусные поездки: полгруппы наберется — и все. И от храмов сейчас дальние поездки часто отменяют. Я связываю это с тем, что малоимущие люди стали труднее жить в результате реформ, отмены льгот. В автобусные поездки ведь отправляются обычно не самые богатые.
В дальние поездки едет больше молодежь, студенты, семьи с детьми. Сейчас в поездке на Украину у меня половина автобуса молодежь от 12 до 28 лет. А поближе едут больше пожилые женщины. Раньше в группе было по 10-12 мужчин, в этом году всего два-три. Перестают ездить те, кто ездил до этого много лет.
2. Я думаю, туризм и паломничество сближаются. И раньше ко мне неоднократно обращались туристические агентства с тем, чтобы я у них создала паломнический отдел. Но я всегда отказывалась. Так они скоро станут возить людей по святым местам сами, и не как паломников, а как туристов.
3. Моя цель — чтобы паломники увидели то, к чему они стремились, могли помолиться у святыни, причаститься. А иногда попадаются такие, кто едет просто посмотреть святыни: «Я всю жизнь путешествовала, а теперь хочу увидеть и это». Паломничество стало модно. Мне очень радостно, что есть случаи, когда мои паломники знакомились в поездке, а потом образовывали счастливые Православные семьи… Есть и такая цель у молодых паломников.
4. Нужно обязательно иметь единый паломнический центр! Когда мы едем, особенно за границу, мы должны представлять кого-то, например Самарскую епархию. В центре легче разрабатывать новые маршруты, готовить Православных экскурсоводов. В Киеве, например, сейчас создают паломнический центр при епархии, чтобы координировать работу всех паломнических служб, чтобы паломничество осталось паломничеством. Порой и паломнические службы возят так, чтобы пробежать по верхам, затратить как можно меньше средств. А нужно чтобы у людей была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься без спешки и суеты. Я не могу согласиться с тем, что если ты едешь помолиться, то должен спать на полу и есть в автобусе. Ко мне недавно пришли люди и рассказывают, что они ездили на Соловки и все 15 дней ночевали в автобусе. Такое недопустимо! Ведь часто едут больные люди, которые верят, что молитва у святыни им поможет. Хочется, чтобы для них были недорогие путевки, чтобы они как можно легче перенесли дорогу. В центре можно искать спонсоров для малоимущих, иметь свои автобусы. Я была на приеме у Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, он благословил создание такого центра при епархии, сейчас готовлю соответствующие документы.

Валентина Петровна Хохлова, экскурсовод епархиальной службы «Паломник» (г. Самара):
1. По моим наблюдениям, паломников, особенно за границу, стало больше. На Пасху мы летали на Святую Землю, желающих было около тридцати человек, такого у меня никогда не было. Много ездили в марте и в Троице-Сергиеву лавру. Видимо, стало больше людей состоятельных. Но, к сожалению, все больше едет людей мало воцерковленных, перестают ездить постоянные паломники.
2. Паломничество и туризм — совершенно разные вещи. Если для туристического бизнеса самое главное — сколько «звездочек» у отеля, питание, развлечения, то для паломников это на втором плане. Иногда паломнические службы впадают в туризм, особенно московские. На Святой Земле бросаются в глаза их большие группы в 40-50 человек. В таких группах у людей нет духовного общения, они устают, не успевают приложиться к святыням. У них все расписано по часам. А у нас маленькая группа, в ней чувствуешь настроение людей, мы порой можем менять программу, чтобы подольше остаться и помолиться — так у нас было на Иордане, в храме Двенадцати Апостолов в Капернауме. Кто знает, в какой момент человек почувствует благодать, радость духовную? И тогда не надо спешить.
3. Думаю, что цели у меня и у моих паломников одинаковые. До поездки я с каждым разговариваю. Люди едут за близких помолиться, отдохнуть душой. Чтобы на сердце стало легче, чтобы человек нашел себя, понял что-то. А я стремлюсь сделать так, чтобы они получили это.
4. Считаю, что объединяться в единый центр не стоит, так как найти хороших руководителей групп почти невозможно. Я сама набираю людей, отвечаю за них, за все происходящее. Это настолько тонкая работа, и тяжелая, и очень ответственная. Это образ жизни.

Олег Дмитриевич Рогов, Православный экскурсовод, работает со многими паломническими службами (г. Санкт-Петербург):
1. Я бы не сказал, что сегодня стало меньше паломников. У каждого года есть какая-то особенность. В прошлом и этом году у нас на Северо-Западе очень много едут к чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, много желающих попасть на Валаам и в Александро-Свирский монастырь, к святым Ксении Петербургской и Иоанну Кронштадтскому, святому благоверному князю Александру Невскому, преподобному Серафиму в Вырицу. Теперь стали ехать в Кронштадт, где были обретены мощи местночтимой угодницы, матери святого праведного Иоанна Кронштадтского блаженной Феодоры и открылся музей-квартира отца Иоанна. Чаще стали ездить организованно от приходов, вот ваш самарский священник отец Николай Советкин собирается приехать к нам из Нефтегорска, где служит.
2. Паломники и туристы ходят по разным дорогам. Паломничество — это подвиг и труд, это факт биографии человека, ведь он едет поклониться святыне. Туристы приезжают — им гостиницу фешенебельную подай. Паломники в основном небогатые, да и главное для них другое. Но здоровый элемент краеведения в паломничестве тоже должен присутствовать.
3. Цели паломников и руководителей паломнических служб, я думаю, как правило, совпадают.
4. На организационном, методическом уровне должен быть центр. Должно быть духовное руководство этим процессом. А когда этого нет, то бывает, что человек, находящийся в откровенной прелести, возит людей и свое личное мнение выдает за мнение Церкви, у нас такие случаи есть, и немало.

Протоиерей Николай Советкин, настоятель храма во имя святой Великомученицы Варвары (г. Нефтегорск Самарской области).
1. И сейчас многие хотят ехать, но все зависит от маршрута и от того, способны ли люди оплатить дальнюю поездку. Недавно мы ездили не слишком далеко, к Табынской иконе Божией Матери — автобус был битком набит. А вот сейчас я собираюсь с прихожанами в дальнюю поездку в Троице-Сергиеву лавру, в Тихвин, Санкт-Петербург, на Валаам, и автобус из прихожан пока не набирается. С нами поедут из соседнего села Зуевка десять человек, и, что неожиданно для меня, это в основном молодежь. Видимо, это тенденция нынешнего времени.
2. Краеугольный камень любого паломничества — посещение Богослужения. В Троице-Сергиевой лавре мы сразу пойдем на раннюю Литургию. Но в Петербурге мы включили и «культурную часть»: посещение Янтарной комнаты и фонтанов Петро-дворца. Все зависит от того, что ставится во главу угла. Можно приехать и на Валаам и отправиться в лес делать шашлыки, вместо того чтобы пройти скиты и помолиться. А турбизнес со своей торговлей, конечно, захватывает территорию паломничества, это видно и на Валааме, и в других местах.
3. Мою цель паломники разделяют со мной. Цель — получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней. Для этого, я считаю, нужны определенные условия: молитвенный настрой и пост. Я на себе испытал, что лучше в паломничестве вкушать постную пищу. Каждый раз внутренним состоянием пытаешься угадать, когда же благодать коснется, и всегда это бывает неожиданно. Такое было, когда мы в самую первую поезд-ку попали в Лавру рано утром, и монахи прикладывались к мощам Преподобного Сергия Радонежского, приподняв крышку, через воздух. Когда в монастыре в Боголюбово поздно вечером писали записки и слышали в опустевшем храме церковное пение.
4. Нужна консолидация усилий, центр, где можно получать информацию, методические разработки. Я сам все время сажусь за справочники и ищу те места, куда еще никто не ездил, и думаю, как их соединить в одной поездке. Такое Золотое кольцо, но не вокруг Москвы, а на других рубежах. Паломнические службы работают по некоему стереотипу: разработали маршрут — и возят по нему годами. Нужна динамика, творческий подход к паломничеству. Я своих прихожан вожу каждый год по разным маршрутам, потому что знаю, что мои прихожане на этот раз хотели бы увидеть.

На снимке: cамарские паломники на источнике Преподобного Серафима возле Дивеева.

Людмила Белкина
05.08.2005
Дата: 5 августа 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru