Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

История Алексиевского Братства

"Целью Братства в Уставе объявлялось содействие распространению и утверждению в народе просвещения в духе Православия".

См. также

Помощь органам народного образования губернии

Этот вид деятельности Братства выражался в основном в помощи церковно-приходским школам. Первоначально принятый, еще в редакции Аксакова, Устав предусматривал этот вид деятельности как основной. Однако вскоре самокритичные братчики изменили Устав, так как посчитали, что практическая деятельность с ним не совпадает. Еще в первый год существования Братства, на седьмом заседании Совета от 7 октября по просьбе наблюдателя над чувашскими церковно-приходскими школами Бугульминского уезда священника Г. Перепелкина было решено выделять по 35 рублей ежегодно на жалованье учителю школы деревни Лашманкино. В 1893 году лицо, пожелавшее остаться неизвестным, через настоятеля Спасо-Преображенского Бузулукского монастыря Архимандрита Нифонта переслало сто рублей на помощь одной из школ. В 1893 году в смету расходов Братство определило 600 рублей на помощь школам. В 1895 году церковным школам передано 185 рублей. В сравнении с суммами, которые тратились на приобретение и распространение книг, это не много.
Но кроме денежной существовала и другая помощь. В 1895 году Самарская Духовная Консистория просит Братство Святителя Алексия помочь составить каталог вновь открываемых при церковно-приходских школах библиотек-читален. Это было сделано протоиереем Н.И. Боголюбским с помощью протоиерея И.В. Маслова, священника И.А. Панормова, священника П.П. Алексеевского и М.Н. Грифцова.
В 1896 году Братство начинает новое интересное дело. В пяти церковно-приходских школах открывается обучение пению под руководством опытных преподавателей. В самарском отделении Училищного совета ежегодно перечисляется 300 рублей на эти цели. Разрешается безплатно получать на складе нотные книги. При организации уроков, учитывая ответственность за нововведение, братчики выражают следующие пожелания: чтобы уроков пения было не менее двух в неделю, каждый урок продолжался не менее часа, чтобы на уроке присутствовали все ученики, а не только лучшие, и учитель должен руководствоваться программой для церковно-приходских школ. Для повышения заинтересованности педагогов Братство в 1897 году выделило дополнительно 56 рублей в награду лучшим учителям пения, по усмотрению Училищного совета.
К 1900 году стала видна эффективность занятий. Основной упор делали на элементарную теорию музыки и сольфеджио. 24 и 25 апреля 1901 года принимались экзамены с участием наблюдателей из Совета Братства. Учащиеся показали успехи в элементарной теории музыки, сольфеджио, обиходном пении, теории гигиены голоса, знакомство с клавиатурой на уроках фисгармонии. Обсуждая результаты, было решено организовать «более правильные занятия». Для курсов была принята программа младших отделений придворных певческих капелл (церковное пение, теория музыки, сольфеджио, скрипка, первая ступень фортепиано). Это давало надежду, что сдавшие экзамены при придворной певческой капелле могут сдать экзамен и получить свидетельство третьего разряда на звание регента. Это поможет с большим профессионализмом взяться за руководство церковными хорами. От Братства заведовал этими курсами священник Лебедев. Из выпускников был составлен хор. Однако вследствие экономических и социальных проблем, а также отъезда Лебедева дело встало. Но нужно учитывать то, что было сделано. Действуя в интересах Церкви, Братство объективно действовало в интересах всего общества, повышая его культуру. Простые люди получили возможность музыкального образования.

Благотворительная деятельность Алексиевского Братства

Благотворительная деятельность Алексиевского Братства была несколько отличной от той, которой занимались ранние Братства. Во-первых, нигде в документах Алексиевского братства не говорится об обычной раздаче денег в праздники. Во-вторых, благотворительность была целенаправленной — строго на общество, а не на членов Братства. Между тем в Уставе Львовского Успенского Братства эта деятельность прямо определялась: «Если брат заболеет и он человек недостаточный, Братство помогает ему братскими деньгами. Если он окажется в беде и несчастии, его снабжают деньгами в долг без процентов. Когда умрет, все провожают его в церковь, а затем до могилы с братскими свечами». Материалов о помощи внутри Алексиевского Братства (от Братства братчикам) обнаружить не удалось. Видимо, можно согласиться с историком А.В. Карташевым, что этот вариант помощи был отголоском цехового прошлого церковных братств, когда такая взаимопомощь была важна и обязательна. Хотя, как мы уже упоминали, мысль о необходимости придания братствам экономических функций высказывалась и в печати, и в Думе. Целью воссоздания этой старинной братской деятельности, видимо, должна была быть помощь Православному населению во все большей капитализации жизни, особенно в инородческих областях.
Алексиевское Братство оказывало помощь другим братствам, организованным на территории епархии с другими целями. В частности, безплатно печатались воззвания и объявления о помощи Братству во имя Царицы Небесной, состоявшему под покровительством Государыни Императрицы Александры Феодоровны и созданному для помощи слабоумным детям и больным эпилепсией. Центр этого Братства находился в Петербурге, а его приюты открывались по всей России. Сборы в его пользу проводились каждый год в Крестопоклонную неделю Великого поста.
Алексиевское Братство оказало помощь открывшемуся в 1911 году Епархиальному Братству трезвенников. Оно состояло из священников, пропагандирующих трезвость. Многие члены Алексиевского Братства духовного звания вступили в него. Члены Братства обязались полностью отказаться от алкоголя, не угощать дома, не принимать угощений вином и открывать приходские общества трезвости. Алексиевское Братство помогло Братству трезвенников в составлении библиотеки и выдало в кредит необходимую литературу.
В 1908 году было положено начало неожиданной для Братства деятельности в поселке Новый Оренбург. Священник П.Е. Третьяков на заседании Совета Братства сделал доклад о том, что члены Братства в целях распространения своей деятельности близ Самары в поселке Новый Оренбург открыли чтения и образовали из местных жителей попечительство для привлечения их к постройке храма-школы, так как храма в поселке не было. Совет решил помочь, но в постройке обычного Православного храма, надеясь, что это сильнее привлечет жителей к Церкви. К организации конкретной работы были привлечены товарищ Председателя священник И.И. Извеков, священник М.М. Алексеев, священник П.Е. Третьяков. Они энергично взялись за это живое дело и организовали первые Богослужения в специально снятом доме. Архиепископ Самарский Константин сам посетил поселок. Жители поселка, десять тысяч человек, решили каждый год складываться по одному рублю на постройку храма. Нашелся благотворитель — Василий Иванович Сурошников. Он приобрел место под храм возле площади и поставил на каменном основании большой деревянный дом на 500 человек, который приспособили под молитвенный дом. Но это был еще не храм, хотя туда перенесли Богослужения. Этот временный дом был построен настолько добротно, что когда был возведен храм, он пошел под приют и квартиры для причта. Преосвященный Константин открыл в поселке самостоятельный приход. Большую помощь в этом деле оказал губернский инженер П.В. Шаманский, который рассмотрел и утвердил проект постройки, предложил план и вариант фасада предполагаемого храма. Совет зачислил его членом-сотрудником Братства. В следующем, 1909 году в поселке под руководством члена Совета Братства П.Г. Третьякова и с согласия ректора воспитанники старших классов Семинарии были привлечены для лекций в молитвенном доме. Деньги на проезд выделяло Братство.

В 1910 году религиозно-нравственные чтения, проводившиеся священником А.Ф. Бечиным в Солдатской и Мещанской слободах, получили неожиданное развитие. Дом, который был нанят жителями для чтений, оказался мал. Жители слобод решают открыть подписку на постройку молитвенного дома. Первым откликнулся купец В.А. Беневоленский и дал тысячу рублей и облачения для священника с условием, чтобы дом и построенный позднее храм были освящены в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Набрали еще триста рублей. Священник А.Ф. Бечин привлек жертвовательниц, одна дала тысячу рублей, другая двести. Этого было мало. Тогда Председатель Совета Алексиевского Братства А.П. Херувимов обратился к известным благотворителям. Отозвался купец Петр Семенович Аржанов и дал четыре тысячи рублей на постройку и тысячу — на внутреннее убранство, но поставил свое условие — освятить храм во имя Иоанна Предтечи. Необходимость удовлетворить желание обоих жертвователей заставила составить проект храма с двумя престолами. Его безплатно сделал инженер А.И. Шмелев. Но денег все равно не хватало. Недостающую сумму, приблизительно три с половиной тысячи рублей, дали Андрей Андреевич и Елизавета Ивановна Субботины. Построили обширный молитвенный дом, с двумя престолами и ризницей. Преосвященный Константин, осмотрев его, признал настолько хорошим, что решил открыть здесь не молитвенный дом, а сразу постоянный храм. Он сам освящал его. Совет братства признал благотворителей В.И. Сурошникова, построившего молитвенный дом в новом Оренбурге, а также П.С. Аржанова, А.А. и Е.И. Субботиных и В.А. Беневоленского почетными членами Братства. Таким образом, с активной помощью Братства жители поселков получили молитвенный дом и храм, там были открыты самостоятельные приходы. Жители получили возможность полноценно жить церковной жизнью, Братство — вести просветительскую деятельность. Строительство храмов роднит Алексиевское Братство с его предшественниками по роду деятельности. Правда, Алексиевское Братство не могло открыть свой храм — просто из-за отсутствия таких больших средств. По этой же причине не был решен вопрос и о собственном новом доме.
8 октября 1911 года на съезде духовенства Братство поднимает вопрос о необходимости Епархиального дома. Там можно было бы устроить зал для всех собраний духовенства, библиотеку-читальню, музей. Там же предполагалось разместить и Алексиевское Братство. Братство предлагало на строительство 22 тысячи рублей, которые складывались из денег от продажи двух братских домов (оба дома оценили в шестнадцать тысяч рублей) и еще шести тысяч. Вся постройка должна была обойтись в пятьдесят тысяч рублей. Братство надеялось на помощь Епархиальных властей, монастырей, духовенства и Митрополита Владимира, который основал Братство. Но вопрос повис в воздухе, а с началом Первой мировой войны и вовсе был снят с повестки.
Благотворительная деятельность Братства особенно была видна в годы войны. В тяжелую минуту братчики оказывали Православному населению губернии и духовную, и материальную помощь. В связи с началом 26 января 1904 года русско-японской войны было пожертвовано 500 экземпляров книг и брошюр двум ротам Бузулукского батальона и 3788 экземпляров отъезжающим на фронт войскам через местное отделение Красного Креста.
Начало Первой мировой войны всколыхнуло всю страну, отозвалось на всем укладе жизни. Не обошла она и Алексиевское Братство. Братчики в духовном сане участвовали во всех делах Епархии по оказанию помощи в борьбе с врагом. Кроме того, осуществляли самостоятельную деятельность, требующуюся в это нелегкое время. 7 августа 1914 года на Собрании Братства было сказано, что в настоящий момент Братство не может молчать и должно высказать свое отношение к происходящим событиям. Был набросан и утвержден план первоначальных действий, который выполнялся и дополнялся. Во-первых, Совет Братства при участии всех своих членов в зале нового торгового корпуса, где в последнее время Братство вело религиозно-нравственные беседы и чтения, отслужил молебен о даровании победы над врагом. Такие молебны совершались с тех пор перед началом бесед. Во-вторых, в том же зале были организованы религиозно-нравственные чтения и беседы, во время которых пояснялись причины войны, указывалось на обязанности граждан, все призывались к молитве и покаянию. В-третьих, для распространения в народе здравых понятий о войне было издано от имени Братства особое воззвание, раздаваемое безплатно на беседах и в храмах. Составил его ректор Семинарии Архимандрит Мелхиседек. В-четвертых, по мере возможностей в утешение больным и раненым воинам, прибывающим в Самару с фронта, раздавались Евангелия и брошюры. В-пятых, не объявляя о сборе специальных пожертвований от имени Братства для Красного Креста и семей воинов, бывших на фронте, Братство не отказывалось от пожертвований, если они приходили, и передавало их в соответствующие комитеты. 18 августа 1914 года по долгу сана члены Братства приняли участие в съезде духовенства Самарской епархии, где было принято решение об оказании помощи больным и раненым воинам через ежемесячные отчисления пяти тысяч рублей из личных средств духовенства. На покрытие этого отчисления ежемесячно с 1 сентября делались сборы со священников 3 рубля 50 копеек, с дьяконов 2 рубля 35 копеек, псаломщиков 1 рубль 15 копеек. Собранные суммы передавались в комитет Свечного завода, а тот из своих средств, не дожидаясь всех поступлений, перечислял пять тысяч рублей в Губернский комитет Красного Креста.
В сентябре 1914 года Братство обратилось к священникам Самарской епархии с просьбой оказать духовную помощь раненым воинам, которых очень много прибыло в Самару. В основном это были Православные солдаты. Было решено организовать по лазаретам служение всенощных бдений с произнесением поучений и безплатной раздачей книг и брошюр. Совет Братства располагал для этого силами и средствами. Причем духовная литература была не только на русском, но и на языках других народов. Ряд организаций безплатно предоставил Братству литературу. Среди них «Библейское дело», Московское общество любителей духовного просвещения, Ново-Афонский монастырь, Казанский книжный центральный инородческий склад, редакции газет «Верность», «Русская земля». Рекомендовалось устраивать общие пения. На случай отсутствия чтецов и певцов договорились с администрацией Духовной семинарии и училища о приглашении воспитанников старших классов. На спевки были приглашены диаконы Макаров, Шадеров, псаломщики Троицки и Волженский. Первая служба прошла 6 ноября. 22 декабря было решено организовать 10 библиотек для наиболее людных больниц и несколько библиотечек для больниц поменьше.
6 ноября на Совете Братства был заслушан доклад о пожертвованиях, поступавших в пользу Братства. Протоиерей, пожелавший остаться неизвестным, пожертвовал двести рублей, настоятель Самарского Николаевского монастыря Архимандрит Анатолий — 25 рублей. Книги пожертвовали: протоиерей А.И. Благовидов, Л. Кедров, А Благомыслов, диакон Красавцев, мещанка А.Ф. Курицина и другие.
В чтениях в лазаретах принимали участие все священнослужители. Священник С. Пряхин посетил шестнадцать лазаретов. Было роздано 15600 брошюр.
Совет Братства помогал и беженцам: отслеживал деятельность духовенства и приходских попечительских Советов об устройстве быта беженцев, потерявших все средства к существованию. С ухудшением положения в губернии Братство занялось устройством быта беженцев. В отчете о приходе и расходе сумм Самарского Епархиального комитета по оказанию помощи воинам и их семьям сказано, что в феврале 1916 года Братство Святителя Алексия передало на беженцев 435 рублей 29 копеек, в июне — 276 рублей 36 копеек.

Закрытие Братства

В январе 1918 года Братство собиралось печатать по поручению городского духовенства брошюры о баптистах. Но 23 января 1918 года газеты принесли известие о декрете «об отделении Церкви от государства», принятого ночью 20 января. Само название было не особенно страшным, ведь о свободе от чиновничьего произвола мечтали многие священнослужители. Но пункт 12 декрета гласил, что «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью», а пункт 13 — «все имущество существовавших в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Последовало постановление Совета народных комиссаров от 30 марта 1918 года, где говорилось, что «согласно декрету об отделении Церкви от государства закрыты кредиты специальных средств (так называемые церковные суммы) в пользу казны, а равно зачислить остатки этих сумм в доход казны». То есть Братства как церковные общества перестали иметь право юридического лица. А без собственности они просто не могли действовать. Интересно, что сразу же за декретом советского правительства последовало постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода от 28 февраля 1918 года за № 65, где говорилось о необходимости организации мирянских и богомольческих союзов, которые должны были защищать святыни, заниматься просветительством и благотворительностью, пусть и под руководством мирян. Они не должны были называться церковными или религиозными, чтобы иметь право юридического лица. В крайнем случае они могли заявлять о правах собственности на церковное имущество, чтобы сберечь от разграбления и сохранить его у верующих. Но Алексиевское Братство предоставленной возможностью (весьма сомнительной в условиях гражданской войны) не воспользовалось. Судьбу имущества самарского Алексиевского Братства нам проследить не удалось.
Так закончилась деятельность Самарского Епархиального Алексиевского Братства, существовавшего с 1892 по 1918 годы. И только спустя 75 лет Алексиевское Братство было возрождено и продолжило свою созидательную деятельность на благо Церкви и общества.

На снимках: самарский градоначальник П.В.Алабин;  Шихобалов А.Н., купец 1 гильдии, староста кафедрального собора, начало XX века.

Ян Налимов
г. Самара
20.03.2008
1019
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru