‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

История Алексиевского Братства

"Целью Братства в Уставе объявлялось содействие распространению и утверждению в народе просвещения в духе Православия".


См. также

Деятельность Самарского Алексиевского Братства

11 апреля 1892 года Епархиальное начальство официально приглашает духовенство ко вступлению в Алексиевское Братство и к участию в его работе, которая началась практически с момента его открытия.
Основным видом деятельности Братства была просветительская деятельность. Уже на заседании Совета Братства от 18 февраля 1892 года братчики Н.И. Боголюбский, И.А. Панормов и А.М. Матюшенский выразили готовность прочесть в воскресные дни наступающей святой Четыредесятницы лекции о вере и нравственности, впервые таким образом подняв вопрос о претворении в жизнь положений Устава о публичных чтениях. На собрании 7 октября 1892 года вновь был поднят это вопрос и были разосланы приглашения духовенству и преподавателям духовных учебных заведений принять участие в публичных чтениях. Редактирование материала для этих чтений, предварительное произнесение лекций было поручено двоим членам Совета Братства, имеющим высшее богословское образование, объединяющимся в постоянно действующую комиссию с Председателем, чтобы в случае неодобрения для прочтения составленной лектором статьи вынести ее на обсуждение Совета.
Предполагалось открыть публичные чтения двух видов: для простого народа (изложение церковной истории, объяснение Богослужения) и для образованного класса. Первые чтения планировалось проводить каждое воскресенье, вторые — в дни по усмотрению Совета. Но осуществить идею оказалось трудно. Совет встретил затруднение с поиском двух помещений. Было найдено только одно помещение — зал городской Думы. Его предоставил городской Голова Николай Иванович Неклютин. В этом помещении и были открыты чтения. По тематике и характеру изложения они представляли собой промежуточный вариант, отвечающий потребностям как простого, так и образованного населения. В течение 1892 года было проведено десять чтений.
Все чтения начинались в семь часов вечера и сопровождались хором архиерейских певчих. Вход был безплатным. Вот имена тех, кто стоял у основания чтений и был первыми лекторами: кафедральный протоиерей Валериан Лаврский, протоиерей Казанского собора Н.И. Боголюбский, священник церкви Николаевского сиротского дома И.А. Панормов, священник Ильинской церкви А.М. Матюшенский, ректор Духовной семинарии Архимандрит Серафим, священник Ильинской церкви Е.Н. Веригин. Предметы чтений были: «О значении веры в науке и жизни», «Христианское учение о любви к человечеству», «Гефсиманский подвиг Господа нашего Иисуса Христа, Его душевная мука в последнюю ночь земной жизни», «О жизни и значении Преподобного Сергия для Отечества» и т.д.
Чтение ректора Духовной семинарии Архимандрита Серафима «О воскресении мертвых: как воскреснут умершие и в каком теле предстанут» произвело такое впечатление и так понравилось, что по просьбе публики было повторено еще раз, уже за небольшую плату в пользу Братства. Как видим, чтения носили религиозный характер и читались лицами духовного звания. Все лекции, по-видимому, были достаточно интересны: ни в одном отчете нет жалоб на нехватку публики.
В 1893 году публичные чтения продолжали проходить в зале Думы, и их было уже семнадцать, в последующие годы их количество продолжало возрастать. В 1897 году, то есть на шестой год существования Братства, чтения прошли по двадцати семи темам. Братство становилось известно мирянам и успешно реализовывало одну из своих задач. В 1901 году осуществилась наконец давняя мечта общества об организации отдельных чтений для образованной публики. Их стали проводить в зале Биржи для публики, интересующейся научно-богословской апологетикой. Появилось как бы два курса. В зале Думы говорилось об основах Православия. В зале Биржи обсуждались сложные, спорные предметы. В тематике второго курса отмечаются лекции о Соловьеве, Гоголе, Ницше, Л.Н. Толстом. Это были уже серьезные, вдумчивые рассуждения, сами лекции носили клубный характер. Они продолжались и в следующие годы. В 1907 году возникла идея, поданная священником П.Г. Третьяковым, пригласить на лекции в Думу в качестве лекторов светских лиц. Но идею отклонили, посчитав, что для самарской публики духовное лицо обладает большим авторитетом.
В 1908 году по предложению тогдашнего Правящего Архиерея Преосвященного Константина Братство взяло на себя организацию празднования 1500-летия преставления Иоанна Златоуста. 14 ноября были произнесены речи священником А.А. Рождественским, преподавателями семинарии К.А. Казанским, А.Ф. Бечиным. Этой же дате были посвящены чтения в Думе.
14 декабря 1909 года священник А.Ф. Бечин в докладе в Совете Братства отмечает, что в ряде городов для лекций на религиозные темы так называемого народного университета приглашают профессоров, не преданных Церкви, и они часто дают ложное представление о религии. А.Ф. Бечин предложил для чтения лекций на волнующие темы (богословские, философские, естественнонаучные) приглашать только профессоров из духовных академий, светских высших учебных заведений, преданных Церкви.
Раздвинулись географические рамки чтений. Священник А.П. Сердобов вел их в Засамарской слободе, священник А.А. Краснослободский продолжал чтения в поселке Новый Оренбург, священник П.В. Смирнов читал в Мещанском поселке, священники П.П. Разцветов и С.Ф. Богородицкий — в больничной церкви. 23 апреля 1914 года по просьбе председателя церковно-приходского попечительства села Покровского Самарского уезда князя А.А. Щербатова было решено оказать селу помощь в организации подобных чтений по духовно-просветительским вопросам, а также в устройстве библиотеки.
30 мая 1914 года в Братстве были выделены четыре комиссии по основным видам деятельности. Одна из них должна была заниматься организацией народных бесед и чтений. Этот факт свидетельствует о систематизации работы и ее расширении. Остальные три комиссии должны были заняться проверкой братского имущества (особенно складов), финансов, составлением примерных церковно-приходских библиотек. В комиссию по народным чтениям вошли протоиерей В.В. Лаврский, священники А.Ф. Бечин, Недельский. Несмотря на то что были прекращены чтения в зале Биржи, так как это мешало ее работе, зато был открыт специальный зал для религиозно-нравственных чтений от Алексиевского Братства в новых торговых Троицких корпусах. В августе 1914 года открылись чтения в нижнем этаже Троицкой церкви. По-прежнему действовали все вышеуказанные филиалы публичных чтений.
С началом Первой мировой войны количество лекций и бесед резко возросло (за 1914 год — 137). Братство таким образом активно включилось в оказание духовной помощи населению в тяжелую пору. С учетом времени поменялась тематика выступлений: «Наши обязанности ввиду настоящего военного времени», «Голос Божий к человеку в настоящей великой войне», «Война с христианской точки зрения». В Троицкой церкви просвещение прихожан шло и в будни (по средам и пятницам) с 18 до 21 часа. В будни число слушателей доходило до двухсот, по выходным их было гораздо больше.
11 декабря 1916 года с благословения Его Преосвященства Братство на специально созванном собрании городского духовенства поднимает вопрос о борьбе с хулиганством. Говорилось о важности и серьезности этой проблемы, обострившейся в годы войны. Подчеркивалось значение для борьбы с этим явлением духовно-нравственных чтений, смягчавших нравы в это жестокое время.
В принципе, уже эта деятельность ставила Алексиевское Братство на важное место в обществе. Религиозно-нравственные чтения и беседы оказали большую помощь населению, заостряя его внимание на моральных принципах Христианства, призывая к доброте в то неспокойное время. Часто чтения и беседы оказывались началом других братских дел, необходимость которых выявлялась в ходе встреч с населением Самары. Братство занималось также оказанием непосредственной помощи священникам. На заседании Совета от 12 августа 1892 года, то есть в первый год работы Братства, было заслушано заявление Благочинного Бугурусланского уезда священника села Понормовки Петра Леонидова о высылке для церквей книг на сумму двести рублей, которые можно было бы использовать для составления внебогослужебных собеседований. Заявление стало поводом к обсуждению вопроса о помощи не только одному священнику Петру Леонидову, но и другим. В решении было поручено товарищу Председателя Совета протоиерею Н.И. Боголюбскому составить каталог книг для церковных библиотек, необходимых приходским священникам. В шестом заседании, 16 сентября, этот список книг был заслушан и признан целесообразным. Позднее список был напечатан в «Самарских Епархиальных ведомостях» как руководство духовенству.
Вслед за публикацией списка книг, в 1893 году, Братство делает новый шаг в оказании помощи священникам отдельных районов. Важное значение для них приобрело посредничество Братства в приобретении книг. Все чаще сельские священники начинают высылать деньги на приобретение нужных книг или поручают выслать книги наложенным платежом, обозначая цель их использования. Совет по своему усмотрению делал выбор и выполнял их просьбы.
В свою очередь низшее духовенство вносило посильную помощь в дела Братства. Например, на седьмом заседании 1892 года было заслушано заявление священника села Богдановка Николаевского уезда Павла Колоярского о его желании передать в дар Братству под помещение склада книг свой дом, находящийся в третьей части города Самары. Впоследствии дар был принят, и склад долгое время находился в этом доме.
Еще одной формой духовно-нравственного просвещения стало создание в 1893 году общественных читален в виде витрин с текстами нравственного содержания, открытых в общественных местах. Они находились на Воскресенской, Казанской, Ильинской, Троицкой (близ храма) и Алексеевской площадях, около Архиерейского дома и на железной дороге. Такая форма нравственного общения присутствовала до самого закрытия Братства.
Постепенно Алексиевское Братство пришло к издательству и распространению духовной литературы.
12 ноября 1892 года протоиерей Н. Боголюбский предал в дар Братству написанную им брошюру. Братство отпечатало ее в количестве 1200 экземпляров. В нее вошли: поучение в день пятисотлетия Сергия Радонежского и чтение на эту тему. В 1896 году Братство издало в количестве 10 тысяч экземпляров написанные Епископом Самарским Гурием «Ответы крестьянину Потапову». Это была противораскольничья брошюра.
В 1893 году с благословения Его Преосвященства издание «Епархиальных ведомостей» перешло в ведение Братства. Решили, что цели у Братства и издателей одинаковы и это им взаимно поможет. Немалое число изданий, присылаемых в редакцию на обмен, могло помочь Братству в устройстве библиотеки и читальни в Самаре. Редакция «Ведомостей», как и ранее, сохранила экономическую самостоятельность. То есть в какой-то мере это объединение было номинальным, выразившимся в помещении на титульный лист заголовка: «Издается при Самарском епархиальном Алексиевском Братстве». Но сам факт передачи периодического издания поднимал престиж Братства. Несомненно, что в лучшую сторону это повлияло и на «Епархиальные ведомости». В1893 году там был открыт отдел библиографии, где печатались сведения, отзывы о новых книгах и брошюрах. Эти сведения в первую очередь предназначались священникам. С 1913 года «Ведомости» стали издаваться вновь независимо от Братства. Страницы «Епархиальных ведомостей» стали своеобразной трибуной, где выступали наиболее активные члены Братства. К 10-й годовщине существования Братства была произнесена и опубликована речь Н. Казанского «Заветы минувшего» о деятельности Братства. В публикации автор проводил параллель с деятельностью старых просветителей и главным считал сплочение людей во вновь строящемся крае. В Самаре — постоялом дворе на дороге переселенцев — он считал необходимым объединять разрозненные элементы под крылом Церкви. В 1902 году эту тему продолжили обсуждать.

В июне 1902 года была опубликована еще одна проблемная статья «Новые задачи Братства Святителя Алексия». Вопросы, поднимаемые в ней, по масштабности и глубине касались не только Братства, но и всей Русской Православной Церкви в наступавшем XX веке. В статье говорилось о необходимости сближения общественного управления с деятельностью приходских попечительств, объединения всех верноподданных для утверждения нравственных начал в семье, школе, общественной жизни. Приводится в пример Петербург, где работает общество религиозно-нравственного просвещения, имеющее свой храм, сеть проповеднических пунктов, обществ трезвости, библиотек и читален. Описывались подобные общества или их зародыши в Москве, Киеве, Харькове, Варшаве, Орле, Екатеринбурге, Владикавказе, Ярославле. Некоторые из них имели церковно-просветительские, другие — пастырские, третьи — благотворительные задачи. Внимая потребностям духовенства и подражая другим епархиям, Алексиевское Братство, по мнению автора, должно изменить свои задачи. Необходимо усилить свою деятельность в попечительстве, в укреплении нравственных начал. Само слово «братство», считал автор, требует осуществления в жизни принципа «все люди — братья». Ему необходимо быть центром, вокруг которого группировались бы все начинания. «Начать нужно с привлечения юных сил, светских лиц, сочувствующих просветительским целям. Вспомнить об униженных и оскорбленных, подобрать детей на улицах и воспитать их для Божьего храма. Широкая организация воскресных школ, ежевоскресные проповеди, чтения, руководство обучения воспитанников на месте. Возникнет одухотворенный, связанный епархией союз. Другого пути нет. Надо посадить дерево и оберегать».
Тогда Алексиевское Братство переживало момент, общий для всех Братств в России. Они росли, ширились и занимали все более важное место в обществе. В «Самарских Епархиальных ведомостях» мы находим интересные страницы об этом. Епархиальные Братства начинают образовывать свои отделения по уездам и по приходам. Приводились как пример Киевская, Волынская, Черниговская и Подольская епархии. Государь Император принял на себя звание Первого братчика и пожелал успеха братскому делу. В уездных и приходских Братствах, также как и в епархиальных, преследовали разные цели: благотворительную, просветительскую, миссионерскую и экономическую. Появляются новые виды деятельности для Православного населения. Черниговское Братство, например, устраивало товарищества, ссудно-сберегательные кассы и другие кооперации.
Интересно, что вопрос о реформировании Братств в этом плане поднимался даже в Государственной Думе. В тех же «Самарских Епархиальных ведомостях» мы читаем, что депутаты национальной фракции Государственной Думы внесли законопроект о реформах церковно-приходских Братств. Основная идея законопроекта — приблизить Братства к низшим слоям населения, возложить на них экономические функции по поддержанию крестьянских кредитных и кооперативных учреждений. Предложено организовать при Братствах кредитные ячейки, прототипом которых послужил Почаевский на Волыни банк. Обновленные Братства должны сослужить великую государственную службу в юго-западном крае.
Алексиевское Братство не поднимало таких работы, но расширяло и углубляло свою Православную деятельность. Новой формой работы наряду с издательской стало распространение духовной литературы. Братство, как безплатно, так и в кредит, по более дешевым ценам снабжало книгами церковные школы. Кроме того, книгами снабжались храмы, создавались склады и магазины для распространения духовной литературы среди населения. В этом плане с самого начала своей деятельности Братство планировало открыть центральный книжный склад в Самаре и его филиалы в уездах. 29 апреля 1893 года в Совете было решено выписать книг для складов на сумму 700 рублей и просить отцов протоиереев уездных городов епархии указать, при какой церкви и кто из священников мог бы безвозмездно взять на себя функции заведующих складами. В июне были получены ответы уездных протоиереев, из которых ставропольский протоиерей Н.П. Богоявленский, Бугурусланский Е.Н. Вершин, Николаевский Ф. Лебедев изъявили желание взять на себя эти послушания. В августе из Петербургского епархиального во имя Пресвятой Богородицы Братства были получены выписанные Советом книги. Они были разделены на семь частей и вместе со списками отосланы на имя уездных протоиереев. В 1894 году Братство официально открыло в доме, пожертвованном священником П.М. Колоярским, центральный книжный склад. За 1894 год на этот центральный книжный склад поступило книг на 3967 рублей 14 копеек. Из центрального склада на уездные книг распределили на 942 рубля 71 копейку. Помимо классических изданий — Библии и Житий святых — закупались и другие книги. В том же 1893 году были выписаны такие издания, как «История Русской Церкви» в 12-ти томах Митрополита Макария, «12 месяцев Житий святых» Митрополита Филарета и его же пять периодов «Истории Русской Церкви», «Руководство по истории Русской Церкви» Добросклонского, «История Христианской церкви» Робертсона. Эти книги, конечно, не пошли в массовую продажу, но составили основу библиотеки.
На книжном складе была организована правильная конторская отчетность. Первым заведующим складом был избран П.Н. Рузский, приведший все в порядок. В 1897 году было принято решение о снабжении в кредит духовенства и школ, что, безусловно, являлось большой помощью просвещению.
Распространение литературы становилось настолько важным, что в 1901 году Братство делает еще одно крупное приобретение. Покупается дом госпожи Шумовой на Заводской улице, 23. было потрачено девять тысяч рублей: 6650 рублей взяли из специального капитала, скопленного в прежние годы, остальные деньги — из расходного капитала. В доме Шумовой организуют сразу склад и магазин (в среднем и нижнем этажах). Верхний этаж сдают под квартиру, что дает дополнительный доход Братству. Выгоды были очевидны: поместили магазин и склад в одном доме, старый дом сдали за 300 рублей в год, верхний этаж нового — за 384 рубля.
С 1905 года для Братства наступает трудный период. Отчеты говорят о неблагоприятном положении вследствие неурожая, крайней нужды населения, возбужденном общественном настроении. Война, революция 1905-1907 годов не могли не коснуться Братства. В следующие годы положение не улучшилось. Общий недород хлеба, экономические проблемы, повышение цен на жилье, по словам Председателя Совета братства действительного статского советника А.П. Херувимова, едва давали возможность сохранить старую деятельность. Из филиалов сообщали, что распространение книг идет крайне плохо. 27 мая 1907 года этот вопрос даже обсуждался на Общем Собрании Братства.
В 1906 году постановлением от 13 января отчет о деятельности Братства принят ревизионной комиссией. Общее Собрание ввиду общественного напряжения решено было не собирать. В селе Абдулино сгорел книжный склад с книгами на сумму 344 рубля 90 копеек.
Созданная при самарском складе библиотека была приведена в порядок, и ее каталог в 1907 году был опубликован в «Епархиальных ведомостях» с тем, чтобы начать выдавать книги. Ввиду недееспособности филиалов центрального склада встает вопрос об их закрытии. В селе Пестравка два пожара в 1908 году уничтожили книг на сумму более 400 рублей. По постановлению Общего Собрания от 17 апреля 1908 года филиалы отделений центрального книжного склада были закрыты. Книги были возвращены назад.
Несмотря на возникавшие трудности, связь с уездами не прерывалась, а деятельность полностью не прекращалась. Свидетельством тому опубликованные факты, подобные следующему. В 1910 году в поселке Новый Оренбург, где Братство активно помогало в постройке нового храма, была оказана помощь в организации библиотеки и предоставлено священнику С.Ф. Богородицкому 50 рублей на покупку книг.

Окончание следует.

На снимках: икона Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея России чудотворца; видный член Алексиевского Братства протоиерей Александр Бечин позднее погиб в застенках ГУЛАГа.

Ян Налимов
г. Самара
07.03.2008
967
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru