Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

«Лик Твой, Господи, ищу я»

Господь оставил нам на земле Свой последний портрет, по преданию, запечатленный на Святой Туринской Плащанице.

Господь оставил нам на земле Свой последний портрет, по преданию, запечатленный на Святой Туринской Плащанице.

«Спаси мя сиянием Лика Твоего Пречистого», — взывал в написанном им Покаянном каноне ко Господу Иисусу Христу оптинский иеромонах Василий (Росляков), погибший от рук изувера на Пасху 1993 года. Во все времена Христиане молитвенно искали встречи с Ликом Господа Иисуса Христа, изображали Его на иконах, поклонялись Ему. И на великое счастье наше Господь оставил нам на земле Свой последний портрет, по преданию, запечатленный на святой Плащанице («И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе» (Мф. 27, 59-60). Вскоре в Христианском мире произойдет событие большой важности: весной этого года в Турине будет открыт доступ к этой святыне и Христиане всего мира потянутся туда на поклонение Святому Лику. Рассказать о Туринской Плащанице мы попросили нашу соотечественницу, Зою Григорьевну Суровцеву, профессиональную переводчицу и гида, которая постоянно проживает в Турине (Италия) вот уже 20 лет и с 2004 года сотрудничает с Епархиальной комиссией по Святой Плащанице. Она перевела на русский язык буклеты о Плащанице Туринского кафедрального собора, где хранится эта святая реликвия. Зоя Суровцева также переводила на русский язык телевизионные интервью президента комиссии и директора международного центра по изучению Плащаницы для Первого российского телеканала. С 10 апреля по 23 мая сего года Зоя Григорьевна Суровцева будет единственной русскоговорящей представительницей Протокольной комиссии, которая будет обслуживать всех важных гостей и паломников, приезд которых ожидается в Турин по случаю выставления Святой Плащаницы для всеобщего обозрения и поклонения.

— Как рядовые итальянцы, жители Турина, воспринимают Святыню, как относятся к ней? Является ли Плащаница самой важной реликвией этого древнего города? Чем еще известен и знаменит Турин?
— Плащаница, эта святая реликвия, является неотъемлемой частью Турина с 1578 года и по настоящий день. Могу сказать, что она очень почитаема рядовыми католиками, поскольку является важным свидетельством и подтверждением Христианской веры, поэтому и отношение к ней очень трепетное. В Турине существует Сообщество друзей Плащаницы, созданное еще в XVI веке и которое продолжает свою деятельность в настоящее время. Как религиозная реликвия Плащаница является самой важной не только для Турина, но и для всего Христианского мира по совершенно очевидным причинам. 4 мая, ежегодно, проводится торжественный молебен в Кафедральном соборе Турина по случаю празднования Плащаницы, что было установлено еще в 1506 году Римским папой Юлием II. Сообщество друзей Плащаницы создало также Музей, посвященный ее истории, научно-исследовательским работам, проведенным по ее изучению, — в Музее находятся уникальные экспонаты. Многие жители Турина посвящают свое время Плащанице, добровольно и беcплатно работая как в музее Плащаницы, так и во время ее выставления на всеобщее обозрение, когда Турин становится центром всемирного паломничества. Весной этого года ожидается наплыв около 2 миллионов паломников, которые попадут в заботливые руки жителей Турина, свято почитающих Плащаницу.
Турин известен не только этой реликвией. Начну с того, что в 1861 году он стал первой столицей объединенной Италии, которая до этой даты была раздробленным государством. Турин уже с 1563 года стал развиваться как столица Пьемонтского княжества, куда Савойский княжеский род перевел столицу из Шамбери (Франция). Хочу подчеркнуть, что Турин очень своеобразный и интересный город, и в этом вы сможете сами убедиться, приехав сюда хотя бы ненадолго. Турин — город «социальных святых», которые в XIX веке посвятили свою жизнь служению обездоленным, больным и бедным; этим святым поклоняются и помнят до сих пор. Недалеко от Кафедрального собора находится собор Тела Господня (Corpus Domini), который построили на месте евхаристического чуда, свершившегося в далеком 1453 году. Много других красивых церквей, построенных в архитектурном стиле «барокко» и посвященных разным святым католической церкви, среди которых Королевская церковь Святого Лаврентия (chiesa di San Lorenzo) и Пресвятой Утешительницы (chiesa della Consolata), покровительницы Турина, глубоко почитаемой жителями этого древнего города. Светский Турин знаменит своими автомобилями («Фиат»), автоматическим метро (единственное в Италии), Египетским музеем и Музеем кино, дворцами и замками, которые являются мировым достоянием и охраняются ЮНЕСКО. Турин известен своим шоколадом, хлебными палочками (grissini) и вермутом, которые родились здесь в XVII-XVIII веках, и многим другим. Всего не расскажешь в двух словах, но могу с уверенностью сказать: приезжайте в этот чудесный город и убедитесь сами в моих словах!
— Расскажите вкратце известную на сегодняшний день историю Плащаницы Христа Спасителя. Как она попала в Турин? Есть ли «темные места» в ее уже более чем 20-вековом существовании?
— Точная документация, связанная с историческими событиями Туринской Плащаницы (Sindоne di Torino), появляется только со второй половины XIV века, когда она попадает во владение Готфрида де Шарни, Лирей (Франция). В 1453 году его наследница Маргарита де Шарни передает Плащаницу герцогу Людовику Второму Савойскому, который хранит ее в Шамбери. Точно неизвестно, по какой причине и безвозмездно ли она передала эту реликвию представителю Савойской династии. Но существуют сведения, что была она продана, о чем Савойский род всегда предпочитал умалчивать, дабы не оскорблять религиозные чувства своих подданных. В 1506 году, 4 мая, Папа Юлий II дает разрешение на общественное поклонение Плащанице. В 1532 году Плащаница, хранившаяся в часовне Шамбери, пострадала от пожара, следы которого сохранились на ней до настоящего времени. В 1578 году герцог Эммануил Филиберто Савойский перевозит Плащаницу в Турин, чтобы сократить пешее паломничество архиепископа Милана Карла Борромейского, ставшего впоследствии католическим святым, который очень почитал Святое Полотно и возле него дал обет совершить паломничество в случае завершения разразившейся эпидемии чумы. С его именем связано название самой красивой площади Турина, которую называют «гостиной» города, площадь святого Карла. С тех пор Плащаница навсегда осталась в Турине.
В 1694 году для Плащаницы по проекту аббата Гуарино Гурини была построена роскошная часовня (Cappella della Sindone), возвышающаяся над Кафедральным собором. В 1898 году Плащаница была впервые сфотографирована адвокатом Секондо Пиа, который соорудил для этой цели специальный фотоаппарат больших размеров, хранящийся в Музее Плащаницы. В 1973 году, 23 ноября, состоялся первый телевизионный показ Плащаницы. В 1978 году, с 26 августа по 8 октября, состоялось ее выставление на всеобщее обозрение в связи с четырехсотлетием переноса Плащаницы из Шамбери в Турин.
В 1983 году, после смерти короля Гумберта Второго Савойского, находившегося в изгнании, согласно его завещанию, Плащаница переходит в собственность главы Католической церкви папы Римского. Главное условие завещания — «Плащаница никогда не должна покидать Турин», поэтому ее судьба осталась навсегда связанной с Турином. В настоящее время папским хранителем Плащаницы является архиепископ Турина, кардинал Северино Полетто. В 1988 году были проведены исследования радиоуглеродным методом, которые в настоящее время считаются не совсем точными и достоверными. В 1993 году Плащаница временно переносится за главный алтарь Кафедрального собора Турина для проведения реставрационных работ в часовне Гуарини. В ночь с 11 на 12 апреля 1997 года, за несколько дней до окончания реставрационных работ, страшный пожар разрушает часовню Гуарини. Плащаница была спасена пожарниками Турина. В 1998 году, с 18 апреля по 14 июня, состоялся публичный показ в связи со столетием первой фотографии Плащаницы, сделанной адвокатом Секондо Пиа. В 2000 году, с 12 августа по 22 октября, состоялся очередной публичный показ Плащаницы в связи с празднованием у католиков Святого года. В 2002 году завершены окончательные консервативные реставрационные работы на Плащанице, с заменой подкладки (голландское полотно)

Плащаница в фотографическом позитиве: так она предстает взгляду того, кто ее рассматривает (фото Giandurante 2002).

Фотографический негатив Плащаницы, полученный из превращения цветной фотографии в черно-белую (фото Giandurante 2002).

и снятием заплаток треугольной формы, сделанных еще в 1534 году монахинями ордена Клариссы.
Вот вкратце история этого полотна, которое продолжает привлекать внимание верующих всего Христианского мира. «Темных пятен» в истории существования Плащаницы не существует, во всяком случае, об этом ничего не известно широкому кругу верующих, поэтому и нам не стоит плести сеть каких-либо догадок в этой связи, а оставить эту святыню для духовного общения с Господом.
— Известны ли вам какие-то чудеса от этой святыни? Ведется ли запись чудесных случаев, связанных с Туринской Плащаницей? Что вам известно необычного, яркого о современной истории Плащаницы? Что вы можете сказать о Лике Христа, запечатленном на Плащанице, отличается ли он от привычного иконописного Образа Спасителя?
— Насколько мне известно, видимых чудес от этой святой реликвии не было, во всяком случае, об этом никогда не говорилось и не велось никаких записей, как это происходит с другими реликвиями. Может быть, это связано с тем, что Плащаница никогда не находилась в близком контакте с верующими, то есть к ней нельзя прикладываться. Нужно также учитывать тот факт, что она являлась частной собственностью Савойского рода, поэтому к ней никогда не было широкого доступа, за исключением всеобщих показов, которые всегда исключали прямой контакт со Святым Полотном. Современная история Плащаницы довольно проста, без ярких событий, все по той же причине, что она никуда не вывозится за пределы Турина и хранится за семью замками.
По поводу того, как выглядит на Плащанице Лик Христа, я могу сказать следующее: на основе научных исследований, а не моих впечатлений (так как у меня никогда не было такой возможности наблюдать за работами, проводимыми на Плащанице), он практически мало отличается от привычного иконописного Образа Спасителя, в чем можно убедиться, посмотрев экспонаты Музея Плащаницы. Там есть стенд, посвященный этим сопоставлениям, которые очень впечатляют своим сходством. Поэтому приглашаю всех верующих посетить этот Музей, который принадлежит Сообществу друзей Плащаницы, дабы убедиться своими глазами в этом поразительном сходстве.
— Почему так редко Плащаницу открывают для поклонения верующим? Почему именно в этом году будет открыт доступ к Святыне? Бывают ли русские паломники у Святой туринской Плащаницы? Какие впечатления их охватывают во время поклонения этой великой Христианской реликвии?
— Как я уже сказала, Плащаница принадлежала Савойской династии, поэтому только они могли распоряжаться реликвией и решать вопрос о ее публичном показе. Как ни странно, в прошлые века Плащаница выставлялась гораздо чаще, чем в современную эпоху. Савойский род выставлял ее по случаю женитьб и трауров, в связи с рождением наследников, по случаю побед, одержанных в различных битвах и войнах. Это было подтверждением могущества Савойской династии. Многие аристократы расписывали фресками, изображающими Плащаницу, свои дворцы, чтобы отдать дань уважения Савойскому роду. В Пьемонте, во многих городах, можно найти до сих пор сохранившиеся фрески с изображением Плащаницы на старинных зданиях. Плащаница была известна всем, и все хотели приобщиться к святой реликвии. Вот этим и объясняется ее повсеместное изображение. Причина выставления Плащаницы весной этого года очень проста, поскольку связана с празднованием в 2011 году 150-летия со дня объединения Италии. Дело в том, что мэр города Турина обратился к архиепископу Турина, папскому хранителю Плащаницы, с просьбой о ее выставлении в 2011 году, для привлечения туристов. Архиепископ Турина, кардинал Северино Полетто, сделал запрос Папе Римскому Бенедикту XVI, и было решено выставить ее на поклон весной 2010 года, дабы не смешивать религиозное событие такой важности со светским событием, которому Римско-Католическая церковь не придает такой важности по ряду исторических причин. Хочу подчеркнуть, что не существует и никогда не существовало никакой периодичности в выставлении Плащаницы на всеобщее обозрение! Католическая церковь старается избегать выставления по причине хрупкости святого полотна. Русские паломники, как и простые туристы, хорошо осведомлены о существовании Туринской Плащаницы, поэтому сразу же задают вопросы о ее местонахождении и изъявляют желание посетить Кафедральный собор, где она находится.


Ящик, где хранится Святая Плащаница в Кафедральном соборе Турина. Покрывало было подарено Сообществом друзей Плащаницы 4 мая 2005 года.
Поскольку в соборе, перед Плащаницей, не разрешается разговаривать, а только созерцать и молиться, я предлагаю сначала зайти в Королевскую церковь Святого Лаврентия, которая находится на площади перед Королевским дворцом и посмотреть в боковом приделе фотографию Плащаницы на ткани, в натуральную величину, сделанную еще в 30-е годы, где довольно хорошо видны передний и задний оттиск тела Иисуса Христа со следами мученичества, а также находится витрина со стилизованными предметами, связанными с мученической смертью Иисуса Христа, и макрофотографии отдельных элементов Плащаницы. Этот храм стал первым местом выставления Плащаницы в 1578 году. После этого паломники могут помолиться у самой Плащаницы, которая находится за стеклянной витриной, закрытая от глаз, в своем хранилище, о котором я расскажу ниже. Многие прикладываются к боковой витрине, где это разрешено, и на лицах людей видны сильные эмоции, которые они испытывают при этом. Кто-то говорит о сильной «энергетике», которую они чувствуют после соприкосновения со святыней, кто-то называет это благодатью. Но ясно одно: никто из них не остается равнодушным!
— Каковы условия хранения Плащаницы? Кто те люди, которые непосредственно отвечают за сохранность Святыни? Вы лично с ними знакомы — расскажите о них. Как они относятся к тем сомнительным «выводам» некоторых ученых, которые своими исследованиями пытаются опровергнуть подлинность Святыни? Какова официальная точка зрения Римско-Католической церкви по поводу этих научных гипотез?
— Плащаница всегда хранилась в свернутом виде. Как правило, она была сложена в несколько слоев и завернута в шелковую ткань алого цвета, которую закрывали сургучными печатями, чтобы не было возможности заменить ее. Когда меняли шелковую ткань, ее разрезали на кусочки, к которым привязывали бирку с сургучной печатью, заверявшей ее подлинность, и давали верующим. Все это есть в Музее Плащаницы, где также хранится деревянный ларец, в котором ее привезли из Шамбери в Турин, а также серебряная рака, украшенная драгоценными камнями, в которой она хранилась в часовне Гуарини до 1993 года. С 1997 года было принято решение хранить Плащаницу в развернутом виде, в натуральную величину, по причине того, что при складывании льняной ткани нарушается изображение на святом полотне, особенно лика. Плащаница находится в ящике, в растянутом виде на алюминиевой подставке, которая может быть вытащена наружу через боковую герметичную дверцу, под газом аргоном. Этот ящик имеет форму параллелепипеда, который впечатляет своими размерами: длина 4,64 метра, ширина 1,38 метра, высота 2,82 метра, а вес — 2,5 тонны.


Зоя Суровцева рассказывает о Плащанице Православному монаху из России 4 мая 2005 года в Кафедральном соборе.
Нижняя и боковые поверхности сделаны из двойного слоя бронированной стали, в то время как на верхней поверхности установлено противоударное бронированное стекло. Ящик поддерживается тележкой, которая позволяет поднимать его вертикально. Хранение Плащаницы в таком виде позволяет поддерживать благоприятную температуру, влажность и давление для сохранности святой реликвии. За сохранность святыни непосредственно отвечает Папский хранитель, Архиепископ Турина, который опирается на Епархиальную комиссию по святой Плащанице, в которую входят разные специалисты, среди которых есть и профессор химии. Я знакома с президентом комиссии, священником и профессором теологии Джузеппе Гиберти, который известен своими работами по изучению Библии и который посвятил всю свою жизнь Плащанице. Могу только сказать: чудесный человек! Тесно дружу с секретарем этой же комиссии, монахиней ордена Кармелиток сестрой Марией Кларой, которая мне всегда дает нужные советы, помогает в вопросах, связанных с Плащаницей, и которой я помогаю с огромным удовольствием в вопросах, касающихся приема Православных верующих. Также хорошо знакома с директором Музея Плащаницы Джанмария Дзакконе, который написал много работ по Плащанице и который отдает все свое время этой святыне. Всех их характеризует одно — преданность Плащанице, лучистый и светлый взгляд! Как сказал во время службы 4 мая 2005 года, в день празднования Святой Плащаницы, архиепископ Турина кардинал Северино Полетто, «верующему человеку не нужно доказательство достоверности Плащаницы. Кто верит — тот верит в ее подлинность, а кто не верит — тому не помогут никакие доказательства».


Римско-Католическая церковь не «противится» научно-исследовательским работам по продолжению изучения святой реликвии. Уже давно готово целое досье по этому поводу и только ждет разрешения Папы Римского, если, конечно, оно когда-нибудь будет дано. Как вы понимаете, святыня эта очень хрупкая и нужно ее беречь, чтобы верующие могли созерцать ее и поклоняться как величайшей Христианской реликвии.

В центре — хранитель Плащаницы архиепископ Турина, кардинал Северино Полетто, справа от него — Православный монах из России, слева — директор Музея плащаницы Джанмария Дзакконе, автор многих работ по Плащанице.

— Расскажите о пожаре, который был несколько лет назад в храме, где хранится Плащаница. Как удалось спасти Святыню?
— Пожар возник в ночь с 11 на 12 апреля 1997 года в результате короткого замыкания, возникшего в одном из помещений Королевского дворца, который находится за Кафедральным собором и связан с ним часовней Гуарини, где ранее находилась святыня. Пожар перекинулся в часовню и полностью разрушил все внутреннее убранство. Как я уже сказала, с 1993 года Плащаница была помещена за главным алтарем Кафедрального собора и в ночь пожара ее вынесли именно оттуда пожарники. Спасти Плащаницу удалось только потому, что она находилась в противопожарном ящике, и благодаря скорости и мужеству пожарников, которые все силы бросили на ее спасение. В эту ночь дул сильный ветер с Альп, который не давал возможности потушить пожар, поэтому работать пришлось в сложных условиях. Пожар был виден издалека. Все это показывали по телевизору, и помню очень хорошо, как все присутствующие на площади взорвались аплодисментами, когда пожарник вытащил ящик с Плащаницей в целости и сохранности и показал всей площади. Как вы можете догадаться, для туринцев этот пожар был большим ударом и все испытали огромное облегчение от вести, что их святыня была спасена!
— Как и когда можно попасть в Турин, для поклонения Плащанице?
— Выставление Плащаницы на всеобщее обозрение начнется с 10 апреля и продлится до 23 мая. Она будет выставлена в Кафедральном соборе Турина. Для поклонения Плащанице необходимо забронировать день и время визита на сайте www.sindone.org, где есть страница на русском языке со всеми необходимыми сведениями, или по телефону + 39 0114399901. Без брони можно будет зайти в собор, через центральные ворота, и посмотреть только издалека на Плащаницу. Паломники, которые забронировали посещение, будут проходить перед святыней. Визит к Плащанице беcплатный, длится один час. Ход в собор начнется у Нижних королевских садов, будет проходить вдоль стен Королевского дворца, а затем по его подземным галереям с выходом к развалинам римского театра, а оттуда — вход в Кафедральный собор, к Плащанице. Нужно подойти к Нижним королевским садам в назначенное время, где у вас проверят вашу бронь и откуда вы начнете продвигаться к Кафедральному собору. По пятницам и в последнюю неделю выставления Плащаницы продлено время посещения до 22.30 часов. В центре Турина и в окрестностях Кафедрального собора будут организованы пункты бронирования посещения в последнюю минуту, как это происходит в турагентствах. В Турин можно добраться самолетом: есть рейс из Москвы в Турин 3 раза в неделю; через Милан, самолет из Москвы каждый день, из Милана в Турин — поезд ходит каждый час или автобус; через Рим, из Рима в Турин — поезд или самолет. Также можно добраться в Турин из Женевы (Швейцария), правда, только на автомобиле. У Женевы есть прямое сообщение поездом только с Миланом. Кто пожелает приехать в Турин, чтобы поклониться святыне, нужно поторопиться, так как желающих очень много, уже миллион паломников забронировали посещение через сайт и ожидаются еще около 800 тысяч человек, а может, и больше. Добро пожаловать в Турин!

Наша справка. Американские ученые из Института космических исследований NASA после серии необычайно сложных исследований Туринской Плащаницы выдали заключение, в котором утверждается: «Для нас, ученых, возможность фальсификации отпечатка на Плащанице была бы большим чудом, чем Воскресение Христа, ибо это означало бы, что науке XX века не сравниться с изощренностью фальсификатора XIV века, что звучит более нелепо». К. Э. Стивенсон и Г. Р. Мабермас после опубликования результатов исследований Плащаницы написали: «Как ученые, мы не можем руководствоваться гипотезами веры, однако в деле Плащаницы верить более разумно».

Научные исследования однозначно говорят о том, что такой реликвии, как Туринская Плащаница, сегодня изготовить не в состоянии никто, а тем более никто не мог сделать этого в Средневековье. Туринская Плащаница является, безспорно, величайшей реликвией Христианства.
Известный итальянский писатель Витторио Мессори, автор книги «Переступить порог надежды», утверждает, что последний пожар в Туринском кафедральном соборе мог быть очередной попыткой уничтожения Плащаницы. На страницах итальянской газеты «Oggi» 23.04.1997 года он напомнил, что в 1972-73 годах пять раз отмечались неудавшиеся попытки поджога. Неоднократно сатанисты проникали через окно в крыше внутрь капеллы для совершения «черных месс». Также и в 1991 году грабители пытались вскрыть пуленепробиваемый заслон и украсть Плащаницу.


 Мужественный 44-летний пожарный Марио Трематоре выносит из огня великую святыню.

Во время последнего пожара лишь чудом удалось спасти ее от полного уничтожения. Итальянский пожарный, который, рискуя жизнью, спас Плащаницу, говорил, что в момент разбивания молотком пуленепробиваемой капсулы думал лишь о том, что эту реликвию может спасти только он. Говорил, что слышал внутри себя голос Бога, придавший ему мужество и нечеловеческие силы, чтобы сделать это.
Мужественный 44-летний пожарный Марио Трематоре имеет жену 38-ми лет и двоих детей. Он — верующий Христианин, а не коммунист, как лживо сообщило телевидение. Трематори убежден, что чудом избежал смерти.
«Во время спасения Плащаницы падали большие блоки мрамора, куски потолка. Только благодаря сильной вере в Бога, — говорит Трематори, — мне удалось разбить молотком пуленепробиваемый заслон и вынести серебряную раку со святой реликвией».

Антон Жоголев
11.03.2010
Дата: 11 марта 2010
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru