Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Настоящая духовная литература побуждает нас к покаянию...»

См. также

Марина Гончаренко. Остров безсовестных. Рязань, «Зерна», 2011 г. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Может ли легкое, увлекательное чтение наталкивать на глубокие размышления? Может ли Православная книга, поднимающая очень серьезные вопросы, быть такой захватывающей, что от нее трудно оторваться? Читая повесть Марины Гончаренко «Остров безсовестных», я поняла, что — может. Взяла ее в руки, ни о чем не подозревая, приготовившись следить за сюжетными перипетиями, а книга вдруг разбередила в душе самое сокровенное, скрытое от всех и даже от самой себя, заставила посмотреть на себя со стороны и задать себе вопрос: а что с моей совестью происходит? 

Настоящая духовная литература — та, что побуждает нас к покаянию и исправлению своей жизни, та, после которой ты уже не можешь оставаться таким, как прежде, а становишься хоть немножечко чище и лучше. В этом смысле повесть Марины Гончаренко и есть — без преувеличения — настоящая духовная литература. 

Повесть написана в жанре антиутопии. По законам этого жанра автор выделяет в современном мире наиболее опасные, с его точки зрения, общественные тенденции и показывает модель будущего — такого, каким оно может стать, если люди не начнут задумываться о происходящем уже сейчас и не будут принимать мер по исправлению ситуации. Антиутопии — это всегда книги-предупреждения, их авторы кричат нам: люди, остановитесь, смотрите, какая беда может произойти, если вы не одумаетесь, не покаетесь! В антиутопии Марины Гончаренко выбрана очень актуальная для нашего времени общественная тенденция — потеря совести. В будущем, которое рисует нам автор «Острова безсовестных», совесть людям удаляют на операционном столе в обязательном порядке — якобы для их же счастья, чтобы никакие душевные муки уже не мешали достигать успеха любой ценой и предаваться всевозможным удовольствиям, которые раньше считались обществом греховными. 

Для тех читателей, которые привыкли к реалистической литературе и не любят фантастику, скажу — не надо бояться слова «антиутопия». На мой взгляд, если убрать некоторые детали (хирургические операции по удалению совести, полицию совести, которая отлавливает и в своих застенках жаждет сломить тех, кто с совестью расставаться не хочет, и некоторые другие), то мы увидим самую что ни на есть реальную нашу современную жизнь. Многие ситуации, описанные в книге, узнаваемы и даже, к сожалению, типичны. И в наши дни нередко, чтобы преуспеть, бизнес-партнеры стремятся «скушать» друг друга… И в наши дни для части людей супружеская измена уже не считается чем-то из ряда вон выходящим, и в популярных «гламурных» журналах точно так же пишут статьи о том, что супружеские измены якобы «снимают стресс и укрепляют (!) семейные отношения»… И в наши дни есть семьи, которые предпочитают не рожать детей или растить всего одного ребенка — потому лишь, что с детьми так много хлопот и трат… И в наши дни все чаще вместо живого четвероногого друга детям предпочитают покупать заводных собак и кошек — опять же чтобы не тратить время и силы на заботу о живом существе… И в наши дни те, кто даже в мелочах всегда поступает по совести, выглядят в глазах большинства окружающих неудачниками, а то и вовсе ненормальными… 

Но сильнее всего задела меня в этой повести мысль о том, что в предательстве совести нет мелочей. И если даже мы не совершаем больших, явных грехов — все равно, увы, совесть наша замарана, как бы мы себя ни успокаивали и каких оправданий бы себе ни подыскивали. С самых первых страниц я вспомнила давно забытый случай, мальчика, подошедшего ко мне с маленьким птенчиком в руках: «Может, возьмете его себе? Он же погибнет…». И я точно так же, как герой повести Виктор, отвечаю: «Ну куда мне его? Да я и не знаю, как его кормить и что с ним делать…» А сколько раз мы проходим мимо лежащего на улице пьяного человека: времени нет с ним возиться, на работу опаздываем, да и было уже такое — как свяжешься с таким вот пьяницей, непременно из-за него в неприятную историю попадешь… И идешь себе мимо, делая вид, что не замечаешь… А сколько раз, выходя из храма, мы добросовестно раздаем просящим милостыню по рублю и в глубине души считаем себя очень милосердными, радуемся тому, что выполнили христианский долг — а на самом деле ведь мы остались к этим людям равнодушными и настоящей помощи они от нас так и не получили. Мы всего лишь откупились от них и от их несчастий. Книга учит тому, что мелочей не бывает, и тому, что можно жить и без компромиссов с совестью — так, как героиня повести Трина. Это, оказывается, очень трудно — жить по совести. 

Мы ежедневно делаем выбор — как поступить, послушать свою совесть или в очередной раз ее растоптать… Беречь свою совесть, делая ее более чуткой, или же стараться от нее избавиться — это, наверное, и есть главный выбор всей нашей жизни. Именно для этого выбора нам дан Богом великий дар — свободная воля. «Запомни, что бы они ни делали, без твоей свободной воли они не в силах вырезать совесть. Они могут убить тебя, превратить в тупое существо, но совесть забрать без твоего желания они никогда не смогут», — так говорит Трина Виктору, предупреждая его о том, что, выбрав жизнь с совестью, он автоматически становится изгоем и подвергается смертельной опасности. И получается, что, когда мы попираем свою совесть и при этом пытаемся оправдываться какими-то внешними обстоятельствами, мы лукавим — никто и ничто не может нас заставить идти против совести, у нас свободная воля, мы сами, а никто другой, совершаем большие и малые преступления — «переступления через совесть».

И еще одна очень важная тема поднимается в книге. Как люди верующие, мы знаем, что совесть — это голос Бога в душе человека. В повести «Остров безсовестных» нам показаны еще и такие персонажи: поистине удивительные «верующие» — с вырезанной совестью. Они не пропускают Богослужений, неукоснительно исполняют все церковные установления, строго держат посты — но при этом их абсолютно не волнуют проблемы ближних. Они даже выдумали себе оправдание, переврав Писание: «Каждый сам да несет свой крест!» (на самом деле звучит так: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24) — и совсем забыли про «Друг друга тяготы носите…» Они требуют от священников «инструкцию» — как поступать во всех случаях жизни, они не способны сами думать, сами делать добро. Их восприятие Бога — темное и страшное, они только пугают неверующих сродников и малых детей тем, что «Бог накажет», они забыли, что вера, жизнь в Боге — это огромная радость. Какое серьезное обличение! Какое своевременное напоминание всем нам, что только исполнять положенное по Уставу Церкви — это еще недостаточно  для того, чтобы называться Христианином. Христианин — это тот, кто без раздумий кидается на помощь всем — человеку, птенчику — любому живому существу, которому нужна наша помощь. Всех прощает, всех жалеет, согревает любовью. А без этой любви — грош цена постам и поклонам.

Когда читала книгу Марины Гончаренко, в голове все время всплывали слова иеромонаха Серафима (Роуза): «Сегодня уже позже, чем мы думаем». Уже пора, давно пора всерьез делать выбор, жить по совести, стараться быть христианами не только по названию, а по сути. Не пожалейте времени, прочтите эту книгу. Она доставит вам несколько приятных вечеров — и много пищи для размышлений и поводов для покаяния. 

Подготовила Ирина Кузнецова. 

Книгу можно приобрести в Самаре в Православном магазине «На Радонежской». Стоимость книги  160 руб. Магазин работает ежедневно с 10.00 до 20.00 по адресу: г. Самара, ул. Сергия Радонежского, д. 9. Вход с улицы Сергия Радонежского, в районе Семинарии. Телефон для справок в Самаре: (846) 334-69-28.

Редакция может выслать эту книгу почтой. Для этого вам нужно позвонить по телефону  редакции (846) 932-78-06  и сделать заказ. Или направить заказ письмом на e-mail редакции: blago91@mail.ru   Заказанная книга будет выслана вам наложенным платежом. Цена книги без учета почтовых расходов указана выше. Просим вас обязательно выкупать заказанные книги, иначе редакции придется нести незапланированные расходы.

Дата: 14 октября 2011
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru