Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Призыв к покаянию

В Башкирии начала кровоточить икона Господа нашего Иисуса Христа.


Для чего Господь посылает нам Свои чудеса? Кому они предназначены? Тем, которые сами идут к Нему, или хотя бы ползут, то и дело тыкаясь носом в грязь? Нет, не для них. Эти и сами знают, что Бог есть, что не отменял Он Свои заповеди, как не отменял и обещание награды за их исполнение. Этим людям чудеса не так уж нужны.

Чудеса нужны нам, «каменюкам», укоренившимся во грехе так, что встряхнуть нас, заставить задуматься о своей окаянности пред Богом и людьми, кроме явного чуда, наверное, уже ничего не сможет. Вот и плачут иконы, мироточат, благоухают. Обновляются, горят и не сгорают, являются нам «из ничего» то на камне ручья, то на стекле киота… А если кровоточат?
Те, кто был рядом с кровоточащей иконой Спасителя из села Державино Оренбургской епархии, наверняка запомнили и запах настоящей человеческой крови, и подспудное ощущение тяжести своих грехов, вновь распинающих Спасителя. Кровоточение там началось в 2000 г. тоненькими струйками, а через полгода уже весь Лик Спасителя был залит Кровью! Четвертой группы, как на Туринской Плащанице. «Яви нам чудо, и мы уверуем», — льстиво заявляли иудеи Спасителю. И что? Многие ли уверовали? Многие ли потом пошли за Христом? Малое стадо.
Кровоточение иконы — феномен страшный. Как любое чудо — это знак из невидимого для нас духовного мира. Но знак настолько грозный и устрашающий, что даже и не знаешь — а не последний ли он?
И вот в Башкирии, в рабочем поселке Нижнетроицк близ города Туймазы в доме Ларисы Ибраевны Нечаевой 15 июня этого года внезапно начала обильно кровоточить икона «Господь Вседержитель». К тому времени икона была у нее в доме всего несколько дней, — ее привез из Сибири внук родной сестры Ларисы Ибраевны. Икона стояла в доме на почетном месте рядом с другими, когда бабушка заметила, что на лике Спасителя начали вдруг набухать капельки красной жидкости. Шла вторая половина дня. Пришел мальчик — владелец иконы. Догадался накинуть на икону белую тряпочку и побежал через все село к Русаковой Валентине Ильиничне — председателю приходского совета. «Баба Валя, баба Валя, — почти кричал он, — с иконы кровь идет, — наверное, моя бабушка умрет!» Валентина Ильинична успокоила его как могла. Она вгорячах провела пальцами по жидкости и, испугавшись, машинально обтерла о платье. Как потом она мне говорила, запах был настоящей крови! Они вместе с мальчиком подставили под икону чашечку, благоговейно, «со страхом Божиим и верою» отнесли в храм и поставили пред Царскими Вратами. Уже в это время кровоточение было обильное и лужицы крови на блюдечке быстро росли. Ночь кровоточащая икона провела в храме.
Особого описания требует сама икона. Размером примерно 20 на 30 сантиметров, писанная на дереве. Шпонки расположены с торцов иконной доски. Имеет неглубокий ковчег. Поля иконы составляют около трех сантиметров. Общий фон — светло-желтый, верхнее поле имеет небольшую трещину. В правом нижнем углу, если смотреть от наблюдателя, иконная доска имеет небольшой откол по полю. На левом и правом полях помещены небольшие ростовые иконы: слева — Михаила Архангела, справа — имя святого не разобрал, по одеянию — святитель или древний пророк, в правой руке держит книгу. По нижнему полю в небольших отверстиях, залитых воском, со слов В.И. Русаковой, помещены шесть святынь: частица мощей святителя Иоанна Тобольского и пять частиц землицы — с дивеевской Канавки, с Афона, с Ганиной Ямы, со Святой Земли, от Симеона Верхотурского… Евангелие открыто на словах: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные…».
Мест истечения крови замечено четыре — с обеих ланит и с обеих рук Спасителя. По внешнему виду икона старинная, написанная не ранее 100-150 лет назад. По рассказам бабушек, эта икона и раньше, еще в Сибири, в последнее время источала чудесное благоухание на каждый Господний праздник, а на Светлой Седмице всегда на правой, благословляющей, руке Спасителя появлялись три маленькие капли благоухающей жидкости.
Поскольку кровоточащих икон в России известно всего две — в с. Державино Оренбургской области и здесь, невольно напрашивались аналогии. Их слишком много: обе иконы — Спасителя; обе — «Господь Вседержитель»; обе начали кровоточить в домах у мирян, обычных, простых людей; обе — не в крупных городах, а в глубинке. В обоих случаях сначала было мироточение, а потом кровоточение. В обоих случаях по поводу их появления возникли (как и водится на начальном этапе!) небольшие трения с ближайшим духовенством. Обе иконы однажды «случайным» образом встретились в этом сельском храме: нижнетроицкая стояла перед Царскими Вратами на аналое, а на иконостасе, справа от Царских Врат висела та самая, державинская икона.

Рабочий поселок Нижнетроицк — глубинка современной Башкирии. Поселок большой, экономику его целиком определяет суконная фабрика. Когда-то она работала в три смены — сейчас еле сводит концы с концами. Огромная безработица, пьянство, молодежь гибнет. Именно сюда пришла икона, чтобы явить свое чудо! Значит — здесь Ей и быть должно! Так захотел Сам Господь: «…не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2,17).
А привез икону в этот поселок русский мальчик — Владислав Кузнецов, пока — просто Владик.
Наутро 16 июня позвонили настоятелю Свято-Троицкого храма с. Верхнетроицкое протоиерею Сергию Макарову — первому из батюшек, поскольку он был ближе (всего в пяти километрах). Отец Сергий приехал с матушкой сразу же, около семи часов утра, и внимательно обследовал икону. Пришедшие в храм женщины увидели, что глаза Спасителя полны капель, похожих на слезы. Они подумали, что сейчас эти слезы будут стекать с иконы, но вместо этого потекла оттуда еще одна струйка Крови!
Трудно сразу же духовно верно истолковать чудо кровоточения. И бабушки на радостях вначале читали перед иконой какой-то из акафистов. Отец Сергий, в отличие от них, настроен был более трезво и порекомендовал читать Канон покаянный ко Господу — акафистное «Радуйся!» при виде текущей Крови ему показалось неуместным. Как только бабушки начали читать Покаянный Канон, течение крови моментально прекратилось. Ту самую белую тряпочку, пропитанную несколькими капельками крови, бабушки подарили отцу Сергию.
В то же утро подъехал из г. Туймазы вызванный по телефону благочинный округа протоиерей Вячеслав Архангельский, настоятель храма Андрея Первозванного. Приехал он со своим братом, священником из Ульяновска Николаем Архангельским. Отец Вячеслав произвел подробнейшее освидетельствование иконы и составил соответствующий акт для доклада Правящему Архиерею Уфимской епархии — Архиепископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону.
Молва о нижнетроицком чуде быстро разнеслась по округе. Стали приезжать многочисленные паломники со всей Башкирии, ехали даже из Белоруссии, Украины, Сибири. Соседние приходы приезжали целым клиром, с батюшкой, с хором — служили у иконы в день по шесть молебнов. Заходили и мусульмане — видя струившуюся Кровь Спасителя, приходили в смятение и страх; один их мальчик восьми лет даже… перекрестился.
Живущие рядом с храмом татары настолько прониклись уважением к этому чуду, что приходили и говорили: «Если нужна какая помощь от нас — обращайтесь, мы вам всегда поможем».
Мальчик, привезший икону из Сибири, взял капельку Крови с иконы и размешал ее в стакане с Крещенской водой — Великой Агиасмой. Затем этой водой окропил все иконы храма Александра Невского. Буквально со следующего дня начали обновляться, светлеть пять икон — Николая Угодника, Алексия, человека Божия, Царя Соломона, Апостола Андрея Первозванного и пророка Моисея. Лики прояснились, нимбы стали ярко сверкать, надписи сделались разборчивыми, посветлели краски, фигуры стали совершенно различимы.
Есть и первые случаи исцелений, ведь неслучайно мои новые знакомые в поселке говорят: «Господь — наша последняя надежа!»
Женщина молодая, на костылях, — три дня ездила к иконе, молилась, плакала, на четвертый приехала и говорит: «Смотрите — я же пришла своими ножками!»
Другой случай: у мужчины печень сильно болела, так сильно болела! Он тоже несколько дней молиться ходил, потом радостно сказал всем, что уже второй-третий день боли не чувствует.
Храм в этом поселке на сегодняшний день не охраняется, и потому местные бабушки приняли решение хранить икону на дому у жителей поселка. Причем икона перемещается по поселку в «хаотическом» порядке, больше одного-двух дней она в одном доме не находится. Так что когда я приехал и попросил Валентину Ильиничну допустить меня к иконе, то даже она — председатель приходского совета — точно не знала, в каком доме святыня находится в этот момент. После нескольких телефонных звонков дежурную хранительницу образа определили, и моя встреча с иконой состоялась в одном из домов. А что делать? За икону они очень переживают. Хозяева дома, в котором находится святыня, почти непрерывно молятся перед ней. Но если только к иконе приедут паломники, бабушки заверили, — икона сразу же будет в храме — хоть днем, хоть ночью!
Протоиерей Сергий Макаров поделился со мной своими размышлениями о происшедшем чуде.
— Мне трудно оценить это событие. Когда я узнал о нем, я не удивился, я уже был готов к нему. Потому что наша сегодняшняя жизнь логично приводит к тому, что иконы начинают кровоточить. Сомнения, впрочем, поначалу были… Взял ее в руки, хорошенько разглядел. Да, то, что запеклось на иконе, безусловно — кровь. Она именно струилась с Лика Спасителя. Сейчас у меня никаких сомнений нет, что это именно кровь. Для меня даже излишним является делать анализ ее. Уверен, что это будет четвертая группа — такая же, как на Туринской Плащанице и на Державинской иконе. Боюсь только, что события вокруг этого несомненного чуда пойдут по накатанным рельсам бизнеса. Также не хочу, чтобы думали, что, мол, нас посетила особая благодать, милость Божия, какой-то Его особый Покров. Наоборот, мы живем так уныло, в таких грехах и нестроениях находимся, что Бог, чтобы нас вразумить, вновь вынужден Кровь источать Свою. И тем показывает, что времени не существует: как Он изливал Кровь Свою две тысячи лет назад, так изливает до сих пор. Событие кровоточения иконы — это событие общего Домостроительства Божиего, процесса вечного, а Жизнь Вечная земными словами не описывается. Хочу, чтобы у нас, находящихся пред таким чудом, было ощущение несовершенства нашего пред Богом, ощущение внутреннего покаянного плача, было желание сказать: «Господи, я мало что значу».
Я не знаю, как оценивать это событие. Иногда страшно, оторопь берет. Как еще Богу к нам обратиться, чтобы нас вразумить? Посмотри, даже к этому чуду многие жители поселка относятся, вежливо говоря, теплохладно. Уровень бытовых разговоров.
— Полезно ли об этом чуде известить всю Россию? Полезно ли, чтобы сюда ехали люди отовсюду? Или это событие хоть и яркое, но все-таки местного масштаба?
— Коль скоро это явление не рядовое, коль скоро многие из нас — люди сомневающиеся и неверующие, то затем, чтобы убедиться, что Господь — совершенно реальная Личность, Богочеловек, что это действительно было, что Кровь, которую Господь излиял за нас на Кресте, — это Истина, и день сегодняшний это подтверждает, мне кажется увидеть это весьма полезно каждому. Хоть верующему, хоть неверующему. Чтобы убедиться, что действительно икона Иисуса Христа источает Кровь! Лишь бы у человека было чистое сердце. Но если Господь и этим чудом не вразумит людей, то… — что еще?!
— Все средства вразумления нас Богом уже исчерпаны?
— Не знаю. Господь словно молотом разбивает наши окамененные сердца. Почему в наше время нет чудес воскресения умершего человека кем-нибудь из духоносных старцев? Ведь как бы нынешние люди сказали? — «А, инсценировка, договорились». То есть, люди, наоборот, только грехов бы себе набрали.
— Как Вы думаете, будет у этой истории какое-то продолжение?
— Конечно, будет. Я уверен, что безсмысленных, случайных, безсвязных событий не бывает. Во всем, что нас окружает, — Разум Божественный. Потом, когда наша земная жизнь закончится, мы увидим, что все эти случившиеся события должны были состояться именно тогда-то и именно там-то. Потому что жизнь — она Божья! И кровоточение этой иконы для каждого из нас будет составным звеном его личной цепочки жизни.
— Что бы вы пожелали тем, кто захочет поехать к этой дивной иконе?
— У нас тогда все к лучшему пойдет, когда будет сердце болеть. Хотим мы, чтобы у нас жизнь повернулась к светлому? — Надо чтобы у нас сердце за это болело. Болело за желание найти Истину и в этой Истине самим находиться.

Послесловие.
Продолжение этой истории не заставило себя долго ждать. 11 августа в Нижнетроицк приехала мама Владика Кузнецова и забрала икону в Тюменскую область.
«Приезжайте к нам, будем очень рады! — сказал мне по телефону настоятель храма Рождества Богородицы в г. Урае Тюменской области священник Иоанн Юрцун. — Завтра икона будет у нас». Я посмотрел на карту, с третьей попытки нашел г. Урай и мне стало грустно… Далеко это! И подумалось — хорошо, если икона была бы выставлена в Тобольском Кремле, в кафедральном соборе епархии, или в Тюмени. И, конечно, хотелось бы хотя бы раз в год встречать икону в Башкирии, на месте явления чуда…
А вот что удалось мне узнать от Владика Кузнецова. Наш разговор состоялся 12 августа. Я разыскал по телефону Владислава в Тюменском Духовном училище, где он успешно сдает вступительные экзамены.
— Владик, как у тебя оказалась эта икона?
— По благословению духовного наставника я три недели был келейником у игумена Василия. Было это в Тобольске в 2000 году. Отец Василий жил не в Кремле или в монастыре, а на квартире. Фамилии его я не знаю. Как и откуда оказалась эта икона у него — тоже не знаю. Он со своим благословением передал ее мне перед своей кончиной.
— Я слышал, ты не хотел, чтобы эта икона покинула Нижнетроицк, однако икона увезена в Урай. Как это произошло?
— На это было благословение нашего Правящего Архиерея — Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия.

Фото автора.

Желающим совершить паломничество к чудотворной иконе сообщаем адрес:
Тюменская область, Ханты-Мансийский национальный округ, г. Урай, ул. Узбекистанская, д. 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Настоятель — иерей Иоанн Юрцун. Тел.8-34676-29029. Разница местного времени с московским — 2 часа.
Проезд: до г. Екатеринбурга, далее — поездом до ст. Устье-Аха (пос. Междуреченский), далее — автобусом до г. Урай — 125 км по асфальтовому шоссе. Сквозного автомобильного проезда в Урай нет. Только «зимник».

На снимках: Кровоточащая икона Спасителя; жительница поселка Нижнетроицк с кровоточащей иконой Спасителя.

Сергей Серюбин
20.08.2004
1133
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru