‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Крем Азазелло

Есть один роман, который сыграл в истории нашего народа особую таинственную роль. Речь идет о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова, — это откровение от бесов, крупицы правды в нем перемешаны с ложью…


Есть один роман, который сыграл в истории нашего народа особую таинственную роль. Речь идет о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова. Через этот роман, напечатанный в журнале «Москва» в 11-м номере 66-го года и 1-м 67-го, прошла вся читающая Россия.
Замысел и начало работы Булгакова над романом относятся к 28-му году. Булгаков продолжал работать над «Мастером и Маргаритой» вплоть до своей смерти в марте 40-го года. Существует загадочная фраза Сталина: «Наша сила в том, что мы и Булгакова научили на нас работать». В соответствии со словами самого Булгакова рукопись его романа «не сгорела» и была явлена миру через 26 лет после его смерти. (Обращает внимание, в каком году: в цифре 1966 две прямые и одна перевернутая шестерка.) Правда, текст романа был существенно сокращен, в нем было сделано 159 купюр, но главное осталось. Говорят, что, почти утратив дар речи, Михаил Булгаков умолял жену донести свое главное произведение до людей.
В эпоху тотального атеизма, когда в нашей стране многие даже не подозревали о существовании духовного мира и никогда не держали в своих руках Библию, главный труд жизни Булгакова «Мастер и Маргарита» стал неким откровением. Роман читали и перечитывали, его знали почти наизусть. Он стал «евангелием» советской интеллигенции, со своими «заповедями блаженства», пусть не сформулированными, как настоящие, но вполне определенными. Так, например, В.Боборыкин в своем исследовании «Михаил Булгаков» в 1991 году писал, что роман потряс не только души читателей, но и те основы, на которые они опирались. Он открыл им, что существует иное понимание добра и зла, свободы и несвободы, жизни тела и жизни духа, а это было чревато переоценкой ценностей.
С самого своего появления роман «Мастер и Маргарита» привлекал многих мастеров кино. Но выявилось еще одно его странное свойство: он не поддается экранизации. При том что у него стремительный и занимательный, почти детективный сюжет, яркие типажи, гротескные массовые сцены. Известны лишь единичные случаи экранизаций. Это югославско-итальянская версия «Мастера и Маргариты» Александра Петровича 1967 года. Версия романа «Пилат и другие», осуществленная польским режиссером Анджеем Вайдой в 1971 году на западногерманском телевидении. У нас роман экранизировал Юрий Кара в середине 90-х годов. Но зритель фильм так и не увидел. Начались какие-то необъяснимые распри между режиссером и продюсером. Копия сейчас находится у продюсера.
Поставить «Мастера и Маргариту» мечтали Алов и Наумов, Элем Климов, Эльдар Рязанов, даже Феллини. Но всем им что-то мешало, каждому — конкретная причина, но всем роман одинаково не давался в руки.
У одной из лучших и самых глубоких наших актрис Маргариты Тереховой есть версия этого феномена. Она приезжала в Самару в октябре прошлого года, чтобы выступить в кинотеатре «Художественный» перед фильмом Андрея Тарковского «Зеркало». В дружеском кругу в гостях у православного писателя Алексея Солоницына кто-то сказал Тереховой, что она могла бы быть лучшей экранной Маргаритой и посетовал, что этого не произошло. Но актриса не выглядела польщенной, напротив.
— Вас не удивляет, что до сих пор не вышло ни одной серьезной киноверсии этого романа? — спросила она. — Сколько сегодня снимают фильмов про вампиров — и ничего. А с «Мастером и Маргаритой» — никак не выходит! Просто до сих пор мало кто понимает, насколько это серьезное дело — кино, какая у него сила.
Маргарита Терехова поделилась своей личной версией. Начала она издалека.
Есть такой знаменитый каскадер Александр Карен, который сейчас живет в Париже. Его фильм «Объездчик» обошел весь мир. Он был актером, но зарабатывал на жизнь каскадерством. И с ним случилась совершенно загадочная история. В Париже на соревнованиях, выполняя простейший трюк, Карен неожиданно упал головой вниз. Через три часа ему сделали операцию, но с тех пор он прикован к инвалидной коляске. У Карена хорошая пенсия, он живет в Париже. «Ты понимаешь, где я живу? — говорил он Тереховой. — На улице Каскадеров!»
Маргарита Терехова приходила в Москве к нему в больницу: «Саша, что произошло?» И он сказал ей, что был обольщен романом «Мастер и Маргарита».
А позже признался в главном: перед прыжком он молился дьяволу. Терехова опешила: «Как?» — «Если захочешь, сразу поймешь как… Я хотел набраться злости». Момент падения он не помнит.
— Мы все были обольщены этим романом, — говорила Маргарита Борисовна.— Я восприняла его с таким восторгом! Но там хорошо говорится о силах тьмы, добро и зло — все как бы смешано, и разницы-то никакой нет. Это и называется обольщением. Только меня все время уводило от этого романа. Я даже отрывков из него никогда не читала. Мне не хотелось. Моя версия: наш трагический и чудесный Михаил Афанасьевич Булгаков во время написания этого романа был обольщен. А как и каким образом, мы не знаем.
Маргарита Терехова ходит в храм, причащается, читает святых отцов.
Не мог не повлиять роман, по словам известного булгаковеда Чудаковой, и на биографию самого Булгакова, который, как его Мастер, стал искать помощи у сатаны. Булгаков умер в 49 лет. Конец добровольных слуг сатаны всегда ужасен. Известно со слов жены, что во время работы над дьявольской книгой Булгаков много… молился. Но молился он, как и тот каскадер, темным силам.
Все на земле совершается по благословлению или по попущению Божьему. Появление романа было попущено Богом, как сейчас этого попущения нет на то, чтобы появился его экранный двойник. Почему — можно только предполагать. Известно, что книжный текст, даже воздействуя на читателя, оставляет свободу восприятия, не полностью подчиняет себе. Кино же, Маргарита Терехова права, способно магически воздействовать на подсознание человека и лишает его свободы воли. Сейчас, когда открыты храмы, доступно Евангелие, экранизация романа стала бы соблазнением многих. Видимо, Господь по милосердию Своему к людям не дает этому осуществиться.
Роман Булгакова — это откровение от бесов, крупицы правды в нем перемешаны с ложью. Задача дьявола — исказить образ Христа. И главный заказ, который выполнял Булгаков, может быть, сам до конца того не ведая, — исказить образ Спасителя. Главы, посвященные евангельским событиям, в подарочном издании романа, вышедшем в Петрозаводске, желтого цвета. Их невозможно читать без содрогания и отвращения. Нам внушается, что Евангелию верить нельзя. Иешуа говорит: «Ходит один и неверно записывает за мной. Я однажды заглянул и ужаснулся», — это о евангелисте Матфее. Палач дает Иешуа губку, пропитанную водой (не уксусом!). Иуда зарезан по приказу Пилата, а не наложил на себя руки, не поверив милосердию Божию.
Иешуа, под которым в романе подразумевается Христос, — добрый и слабый человек. Это человек, а не Богочеловек. Говорит: «Я своим умом дошел до этого», — тогда как Иисус подчеркивал, что выражает волю «Пославшего Меня». Сообщает, что в Иерусалим вошел пешком, а не верхом на осле. То есть, согласно ветхозаветным пророчествам, он не настоящий Мессия. Он ничего не предвидит, не знает своей судьбы. Униженно просит у римлян его отпустить. Так отрицается искупительная жертва. Иешуа — злая и гнусная пародия на Иисуса Христа. Он слаб и в то же время — великий маг: читает мысли Понтия Пилата, снимает ему головную боль, предсказывает грозу. Булгаков договаривается до того, что Иешуа просит(!) Воланда, чтобы он взял с собой Мастера и наградил вечным покоем. Всегда особенно важен конец. Роман кончается тем, что Понтий Пилат молит Иешуа: «Скажи, ведь казни не было?». И Иешуа ему отвечает: «Ну, конечно, не было». Имеющий уши да слышит. Не было казни — не было искупительной жертвы Христа, нет спасения. Вот ради чего и писалась эта страшная книга. А защита только — у темных сил. Они наградят вечным покоем. Этот «вечный покой» — пресный буржуазный дом, где Мастер и Маргарита будут коротать вечность. Путь в этот «рай» сатаны лежит через насильственную смерть. Азазелло убивает любовников, дав им выпить кровавое отравленное вино.
Л. Скорино писал в журнале «Вопросы литературы»: «И Мастеру, и Иешуа ясна тщета человеческих усилий что-либо изменить в мире. Роман представляет собой мрачную романтическую капитуляцию перед злом».
Но эти желтые страницы встречи Пилата и Иешуа имеют поразительный эффект достоверности.
Это яростное иерусалимское солнце, ласточка, которая стремительно влетела в колоннаду, чаша фонтана, преследовавший прокуратора запах розового масла. Может быть, так оно все и было — и Булгакову частично открыли правду. Таинственным образом писатель правильно указал расположение мест, связанных с евангельскими событиями, хотя они были открыты археологами после его смерти. Для того, чтобы мы, поверив в одно, поверили и в другое: в искаженный образ Христа.
Автор этой книги очень искусно, с помощью смешных и забавных сцен втягивает читателя в черное юродство, черную мессу, которую отслужили в Москве. Особенно забавно то, что никто не верит в реальность темных сил. Однако разве не вызывает содрогание отрезанная голова Берлиоза, оторванная — Жоржа Бенгальского, признанный шизофреником и заточенный в психушку Иван Бездомный? Гнусность в том, что Булгаков в глубине души совершенно не сочувствует жертвам.
Ни у кого из жертв нет никакой особой вины, они виноваты тем, что попались бесам на дороге. Берлиозу оторвали голову потому, что нужна была его квартира. А потом, во время похорон, его голову похитят из гроба и Воланд будет пить кровь из его черепа на балу.
Это ритуальное жертвоприношение. И сейчас, говорят, члены сатанинских сект ловят случайных прохожих и совершают над ними ритуальные убийства в «стиле Воланда»…
Нам внушается, что Воланд наказывает только плохих людей, для хороших он безопасен. И даже не чужд высоких чувств.
В романе люди безсильны перед злом — да ведь они не защищены крестом, молитвой, верой в Бога. Деталь: «в доме в пыли и в паутине висела забытая икона». Сам Булгаков и персонажи поминают лукавого на каждой странице. В одной лишь сцене кухарка хотела поднять руку для крестного знамения, на что Азазелло грозно закричал: «Отрежу руку!» Испугался…
Лучшие люди у Булгакова — те, кто с восторгом приветствует зло. Такова его любимая героиня Маргарита, красавица, смелая, готовая на все ради любви. Но присмотримся к ней повнимательнее. Только в моменте ее встречи с Мастером есть чудо и дыхание любви. Их блудная связь в подвале, подальше от людских глаз, уже, честно говоря, мало романтична. Азазелло дает Маргарите жирный желтоватый крем, натерев им лицо и все тело, она помолодела и стала ведьмой. В «Молоте ведьм» средневековья описана тайна такого крема: основа его — кровь человеческих жертв… Итак, в награду за восторженную готовность служить силам зла дается молодость и даже титул королевы! Обещание молодости — дьявольский соблазн тленной плоти. Маргарита, став ведьмой, «стала свободной, свободной от всего», — с восторгом пишет Булгаков. Ему нравится, что она безстыдно показалась голой соседу, разгромила квартиру критика Латунского и крушит заодно стекла в других квартирах. Безсмысленное разрушение и жестокость — вот она, дьявольская «свобода»! Прилетев к реке, Маргарита «произнесла длинное непечатное ругательство». Ее не смущает, что на балу у сатаны ее дважды моют в крови. Она не отказывается и пьет кровь только что убитого на ее глазах барона Майгеля, конечно, «наушника и шпиона». Вот такая «симпатичная» голая дамочка. Заметим: у Маргариты не было детей, у нее коротко стриженные волосы…
Но Господь поругаем не бывает. Роман стал тем распутьем, через которое прошла Россия, и каждый сделал свой выбор. Для одних путь через «Мастера и Маргариту» лежал в храм. Потрясенные открытием духовного мира, они, обратясь к Православию, открыли для себя мир истины, оставив позади роман, его полуправду и его наглую ложь. Он сыграл в их жизни роль, противоположную той, которую ему предуготовили вдохновители писателя. Господь повернул зло ко благу. Теперь же роман читать не стоит. По учению святых отцов, изучать и знать глубины сатанинские человеку не полезно.
Другие же по-прежнему читают и перечитывают роман, упиваясь его бесовской прелестью. Темные силы прельщают читателя своей кажущейся безграничной властью, своей мнимой свободой и обещанием ее человеку. Стоит с ними «подружиться» — и получишь безграничную власть. Как приятно думать, что стоит только помазаться кремом Азазелло, и станешь всесильной, и тебе поклонятся бесы. Булгаков слукавил: человека, продавшегося бесам, они мучительно пытают, прежде чем бросить в геенну. Для того, чтобы это понять, стоит посмотреть на тех прельщенных, кто рядом с нами — несчастных наркоманов, сатанистов. Уже при жизни они становятся живыми мертвецами.
В Курске в середине 70-х годов на улице ВЧК разыгрались события, подобные булгаковским, о них писала «Курская правда». В одной женщине открылся бес чревовещания. Он издевался над горожанами, над властями, милицией, над всем городом. В этих событиях участвовало множество людей, вызывали милицию, но все было тщетно. Состоялось посрамление всей совдепии от беса. А нужно было позвать священника…
Когда я начала работать над этим текстом, мне неожиданно принесли «в подарок» якобы на Рождество гель для тела — розового цвета. Что-то показалось в нем странным, и, к счастью, выяснилось: гель — от некоей особы, занимающейся магией. Вот он, крем Азазелло! Покропив «подарок» святой водой, я его выбросила.

Людмила Белкина
04.02.2000
3260
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
7 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru