Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

«Нужно миссионерствовать с любовью»

Интервью с руководителем миссионерского отдела Самарской епархии священником Алексием Богданом.


Вот уже более пяти лет миссионерский отдел Самарской епархии возглавляет ключарь Покровского кафедрального собора иерей Алексий Богдан. За эти годы религиозная палитра Среднего Поволжья не претерпела принципиальных изменений, но наметились новые тенденции, встали новые задачи. И значительно возросла ответственность епархиального миссионера. Ведь порой Православным приходится выдерживать жесткий конкурентный натиск иных религиозных движений. И в этой борьбе за души людей мы не имеем права пятиться и отступать. От наших поражений и побед зависит не только будущее России, но и вечное спасение сотен и тысяч людей, еще не сделавших свой религиозный выбор.

— Недавно на улицах города появился баптистский плакат: «Молись, не дожидаясь грома…» Там изображен мужчина, творящий крестное знамение… Что вы об этом скажете? Могли бы мы в ответ вывесить на улицах города свои плакаты?
— Порой все упирается в средства. Финансирование некоторых культов на 70-80 процентов идет из-за рубежа, — говорит иерей Алексий Богдан. — И не всегда мы можем себе позволить то, что делают иные религиозные течения в области миссионерства. Не всегда можем, например, раздавать безплатно нашу духовную литературу, как это делают представители других религий. Ведь ими нередко проводится «бомбардировка любовью», как замечает известный сектовед Дворкин. «Если у тебя нет какой-то вещи, то мы тебе ее дадим, устроим, предложим…» А плакаты Православные не редкость на улицах Самары: когда был праздник святых Кирилла и Мефодия, наши плакаты висели по всему городу… Но все же это не наш стиль. Нельзя низводить проповедь Воскресшего Христа на уровень обычной рекламы.
— Слово «секта» в Православной среде давно устоялось. Оно не является оскорбительным, а просто констатирует факт отрыва от Церкви. Но на юридическом языке такого термина нет. Как вы это прокомментируете?
— Слово «секта» означает усеченность, неполноту. Ведь сектанты преподносят обычно какую-то одну сторону вероучения, причем порой в искаженном виде. Только такой смысл мы и вкладываем в это слово. Ничего оскорбительного в нем нет. А если кто-то оскорбляется, то совершенно напрасно. На одном собрании в администрации один из лидеров самарских протестантов сказал: «Хорошо хоть сейчас нас перестали называть сектой, а называют церковью…» Слово «церковь» переводится как «собрание верующих». В этом смысле можно применить это слово и к сектантам: они тоже собираются вместе, чтобы молиться, совершать свое богослужение. Но только Церковь Православная обладает полнотой догматического вероучения и мистической жизни в Таинствах. Если у нас в Церкви семь таинств, то большинство протестантов признает лишь два таинства — крещение и причащение… Если у нас, помимо Священного Писания, есть и Предание, то у протестантов только Библия…
— Почему многие русские люди попадают в секты?
— Я думаю, люди идут туда не ради корысти. Человек осмысляет жизнь свою. Видит ложь ее, греховность, пустоту. Господь начинает призывать человека. Человек хочет ответить на этот призыв. Но в этот момент ему встречаются не Православные люди, а кто-то из протестантских проповедников. Ему говорят о Евангелии, о Христе… Но происходит подмена ценностей, и человек, сам не понимая того, попадает в сеть… Если бы вовремя нашла этого человека Православная литература, если бы он имел возможность поговорить с батюшкой — он стал бы членом Церкви. Порой представители иных культов используют в своих целях самые добрые движения души — стремление к свету, к Богу… Книжечка, вовремя брошенная в почтовый ящик, приглашение на богослужение в молельный дом — все это порой приводит человека на иной путь. И он постепенно становится полноправным адептом этой религиозной общины…
— Одному моему знакомому баптисты подарили Новый Завет. На нем даже стоит благословение лидера их общины. Можно ли Православному пользоваться этой книгой?
— Можно читать, но только пусть не забудет наклеить на обложку книги Православный крест. А перевод-то наш, синодальный, канонический. Некоторые люди приносят такие книги в храм с просьбой их… освятить. Нет! Священное Писание само все освящает. Но все-таки лучше постепенно приучать себя к чтению Священного Писания на церковнославянском языке. Сначала это нелегко, но потом вы поймете, как это важно. Вот пример: в русском переводе Евангелия есть слова: «исследуйте Писания, ибо через них вы думаете иметь жизнь вечную» (Ин. 5, 39). А в славянском говорится не «исследуйте», а «испытуйте». Есть разница! Одно дело читать и понимать, и другое дело — опытно проверять, через исполнение…
— Нам часто говорят: и мы, и вы — верим в Христа, наши веры по сути ничем не отличаются…
— В 1993 году в Самару приезжала протестантская миссия «Волга-93». В музее им. Алабина они устроили выставку картин на тему «Жизнь Иисуса Христа». Все это было грандиозно, качественно. Я ради интереса ходил туда, и у меня состоялся разговор с экскурсоводами. И вот эти мило улыбающиеся люди, как только речь зашла о Православии, о культурных традициях нашей страны, вдруг проявили страшную агрессию. И я от них услышал, что Россия — это чуть ли не «престол сатаны»… И так было обидно слышать это от русских людей, из уст наших соотечественников!.. Они говорили, что у нас варварская страна, — и я понял, что эти люди совершенно оторваны от своих корней. Еще я заметил, что у каждого культа есть ядро, состоящее из проповедников, лидеров. А основная масса их «прихожан» то и дело мигрирует из одной религиозной общины в другую. Из них все выжимают в одном месте, и они перемещаются в другую секту. Виссарионовцы все приносят своему лидеру — вплоть до квартир, а когда у них уже нечего брать, эти люди становятся не нужны своим лидерам. Но у них остается навык существования в тоталитарной общине. И они идут к другим, дальше…
Секта опасна еще и тем, что, вступая в нее, человек начинает утрачивать свои прежние связи — родственные, профессиональные… И через какое-то время он уже становится не способен вернуться к нормальной жизни. Известно по опыту работы священников храма «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке в Москве, где занимаются реабилитацией жертв тоталитарных культов: чтобы кришнаита вернуть в прежнее состояние, нужен целый год работы! И то лишь в случае, если сам он хочет возвратиться к нормальной жизни. В некоторых общинах происходит страшное изменение сознания. Естественно, не обо всех культах я говорю. Например, никаких психотехник с изменением сознания я не знаю у баптистов, которые когда-то тоже, наверное, считались сектой, отделившейся от лютеранства и англиканства. А сейчас из-за своей достаточно долгой истории в нашей стране они признаются традиционной конфессией. Но вы все-таки обратите внимание — на их рекламном плакате изображен человек, совершающий крестное знамение. А ведь это лукавство! Креста баптисты не признают, и значит, они используют здесь нечестный прием. Это какой-то все-таки сектантский подход! Хотя нельзя не отметить, что у протестантских культов на территории России происходит некая трансформация: они вынуждены приспосабливаться под окружающую среду. Не отвергать явно крест, не говорить, как раньше, что в преломлении они причащаются лишь вином и хлебом, но уже говорить о Теле и Крови Христа… Но как бы ни разнился по степени отступления от Истины один неправославный культ от другого — мы-то ведь знаем поговорку о ложке дегтя…
— Если случилась беда и человек все-таки попал в секту, что бы вы посоветовали его родственникам, встревоженным такой ситуацией?
— Все зависит от того, как долго человек находится в секте. Пока он не начал участвовать в их «таинствах» (например, крещении), у него еще есть критическая самооценка и есть возможность вырвать его оттуда. Но как только происходит инициация в новом культе, он сразу отторгается от благодати, и возвращение в Православие затруднено. Адепт секты уже не слышит никаких аргументов, в нем действует дух прельщения. Святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Духовная прелесть есть усвоение ложной мысли и жизнь в соответствии с ней». А на ранней стадии родственники адепта должны собирать информацию о религиозной общине, об их вероучении, об их лидере. Смотреть, какие стороны деятельности этой секты противоречат российскому законодательству. Но самое главное — должна идти молитва об оступившемся. Ну а если человек в секте уже несколько лет находится, «вытащить» его оттуда человеческими усилиями вряд ли возможно. Это может сделать только Господь. И чтобы молодые люди не попали в секту, нужно заранее рассказывать детям о пагубности сектантства и, главное, приобщать их к Православной Церкви. Выработать духовный иммунитет можно только одним способом — приобщив ребенка к Православию. Родители должны интересоваться духовной жизнью своих детей. Если увидите у него на столе какую-нибудь оккультную книжку, или вырезки из газет про НЛО, или убирались в его комнате и случайно обнаружили какие-то сектантские книги, — нужно бить тревогу. Если дело далеко не зашло, скорее «лечите» его благодатью. Свозите по святым местам, приведите в храм на исповедь и Причащение…
— Кто-то нам возразит: ну и что плохого, если молодой человек будет ходить не в ночной клуб, а на религиозные собрания к иноверцам? Там ни курить, ни пить его не научат. Ну а все же на практике с чем столкнутся родственники, когда близкий человек попадет в секту?
— Смотря о каком культе идет речь. Если о таком, как, например, «Белое братство», то дело может и до самоубийства дойти… Ну а если в более умеренный культ попадет, то могут быть финансовые потери: когда духовному лидеру передаются квартира, другая недвижимость… Но даже не это самое страшное. Близкие люди вскоре обнаружат, что этот человек противопоставил себя всей родне. Внутренне отделился от семьи. Считает, что он сам уже спасен, а все вокруг него тяжкие грешники…
— Почему так легко попадают во всевозможные протестантские культы наши соотечественники, в массе своей принявшие крещение в Православном храме?
— Фактически протестантизмом сегодня «болеет» и значительная часть Православных верующих. Когда вам говорят: я верю в душе — и участие в церковной жизни вроде бы для меня не обязательно, — то это «протестантизм» в Православии. На этой зыбкой почве человек и подвержен воздействию протестантских религий. Человек этот, как правило, ни разу не исповедовался и не причащался. А ведь Причастие есть свидетельство того, что человек живет в Церкви. Если бы Бог действительно был в нашей душе, мы бы творили чудеса, а мощи наши были бы нетленными и благоухали… А мы смердим, когда умираем. Значит, говоря о Боге «в душе», эти люди заблуждаются.
— Расскажите о новых приемах миссионерской работы.
— Относительно новый вид современного Православного миссионерства — это привоз в город какой-то великой святыни: чудотворной иконы, святых мощей… В наш город привозили недавно святые мощи Преподобномученицы Елисаветы. Были чудотворные иконы Николая Угодника, Серафима Саровского. Тысячи людей пришли в храмы, чтобы приложиться к этим святыням. Многие впервые узнали о том, каким великим духовным богатством обладает наша Святая Церковь! Этот способ миссионерства очень успешен. А в Москве еще делают так: когда народ выстраивается в длинную очередь к святыне, в это время священник-миссионер через микрофон рассказывает об этой святыне, о почитании святых мощей в Православии, о почитании чудотворных икон…
Наши известные миссионеры — Святители Николай Японский, Макарий (Глухарев), Иннокентий (Вениаминов) — миссионерствовали с любовью и самоотвержением. Святитель Иннокентий жил вместе с алеутами, по сути дела жил в тех же условиях, что и они. И привлекал людей любовью. Алеуты чувствовали благодать и обращенную к ним любовь. Это — главное! Никакие «технические» приемы этого в миссионерстве не смогут заменить.
— А как вести миссионерскую работу верующим людям среди своих сослуживцев, людей маловерующих или совсем не верующих? Как их приобщать к Православию?
— Жизнью своей надо миссионерствовать. И не нужно допускать противопоставления: я, мол, пощусь, а вы нет… Апостол Павел писал: «который не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14, 3). Ведь это уже гордыня и может только оттолкнуть людей. Мягкость нужно проявлять, терпение, никого не осуждать. Не нужно силком навязывать свою веру. Навязывать должны ребенку родители. Иной раз даже и заставлять пойти в храм, встать на молитву. А в коллективе это вызовет только противление. Но если тебя спрашивают, нужно обязательно рассказывать о Православии.
— Можно ли перекреститься на крест, что находится на куполе инославного храма?
— Нет, нельзя. Согласно апостольским правилам, запрещается молитвенное общение с иноверцами. Если молишься с иноверцем, значит, признаешь его вероучительную доктрину…
— Летом мне пришлось побывать в органах юстиции, в том отделе, где занимаются регистрацией религиозных организаций. Заведующая этим отделом с сочувствием относится к Православию. И вот она мне сказала, что у нас в регионе ситуация нормальная, но ее коллеги из Сибири говорят, что там на один Православный храм регистрируется две-три протестантские общины…
— Информацией по Сибири я не владею. Но понятно, что Сибирь — это лакомый кусок для транснациональных корпораций. Цель духовной экспансии там очевидна: это трансформация национального самосознания русских людей в духе «общечеловеческих ценностей». Им нужно добиться, чтобы в итоге большинство населения этого края считало, что богатые природные ресурсы Сибири являются неотъемлемой частью всего «мирового сообщества»… И тогда не будет протестов, когда наши недра начнут отчуждаться от России и передаваться в иные руки. Наверное, потому и такая брань идет именно за Сибирь. Чтобы отобрать у нас нефть, газ, алмазы, нужно, чтобы люди там по менталитету ничем не отличались от американцев и европейцев. А без религиозной «обработки» это недостижимо. И потому вкладываются деньги в религиозную экспансию.
— Как грамотно ответить сектанту, который завязывает беседу на улице, в общественном транспорте, звонит в дверь?
— Не вступать в беседу! Грехопадение произошло тогда, когда Ева дала змею себя опутать словами. А ведь начало разговора было вроде бы безвинным: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте» (Быт. 3,1). Дают вам листовку? Возьмите ее, чтобы сжечь. А то она может попасть кому-то другому в руки.

"Православие по-прежнему впереди с большим отрывом…"

В органах юстиции Самарской области зарегистрированы 225 Православных приходов, 83 общины мусульман, 21 община христиан веры евангельской (пятидесятников), 19 организаций Евангельских христиан баптистов, 8 — адвентистов, 6 — методистов, 4 — иеговистов, 3 — мормонов, 2 общины кришнаитов. Помочь разобраться в том, какие тенденции скрываются за этими сухими цифрами, мы попросили консультанта отдела по взаимодействию с общественными организациями, по делам национальностей и религиозным конфессиям Администрации Губернатора Самарской области Дмитрия Дмитриевича Грешнова.
— Православие по-прежнему идет впереди с большим отрывом. Следом за ним идет ислам, количество последователей которого пополняется в основном за счет татар и мигрантов из южных регионов России и стран СНГ. Закон запрещает нам вести статистику по количеству верующих, но мы можем представить примерную религиозную палитру, зная национальный состав населения Самарской губернии. Количество зарегистрированных религиозных организаций не всегда адекватно общей численности последователей этого культа. Приведу только один пример: в селе Алькино Похвистневского района действует сразу четыре (!) мечети и медресе.
«Взрыв» развития протестантизма начала девяностых годов постепенно закончился. По-прежнему эти религиозные организации впитывают в себя определенную часть населения, но все же общее число протестантов в Самарской области относительно не велико. Некоторые из протестантов, как например традиционные для наших мест баптисты, стараются идти на контакт с властью, быть открытыми. Но в целом эти общины представляют достаточно небольшой слой населения.
— Есть ли у государственных органов какие-то проблемы со Свидетелями Иеговы, с другими культами?
— С точки зрения выполнения российских законов претензий к иеговистам почти нет. Единственное, что настораживает, это их отказ по религиозным мотивам от переливания крови. И здесь определенный конфликт с законодательством все же возможен. 24 января на самарскому ТВ этой проблеме была посвящена передача. Мальчик из семьи иеговистов попал в аварию, потерял много крови. А родители запретили делать ему переливание крови. Пришлось переливать искусственную кровь, специально приезжал их врач-консультант из Петербурга. Мальчик, можно сказать, чудом остался жив… По телевизору давал свой комментарий прокурорский работник, и он отметил, что такое отношение к переливанию крови может вступать в противоречие с российским законодательством.
Я сравнительно мало общаюсь с представителями протестантских религий по одной причине: эти культы еще только развиваются и из-за малочисленности их вес в обществе относительно невелик. В основном государственным органам приходится контактировать с религиозными организациями, имеющими наибольшее количество приверженцев и внесших наибольший вклад в становление Российского государства. Это в первую очередь Православие и затем ислам…
Но мы никому не можем запрещать исповедовать ту религию, которую они для себя избрали. Недавно ко мне приходили язычники-ведийцы. Сказали, что хотят зарегистрироваться и организовать у нас «капище». Я им ответил: исполняйте Российские законы и если вы хотите исповедовать язычество — это ваше право. У них есть шанс пройти регистрацию.
— Возможно ли сегодня на законодательном уровне противостоять тем религиозным культами, которые уводят людей из лона Церкви?
— Нужно воспитывать своих детей в Православном духе, и тогда не возникнет этих проблем. Ко мне приходили люди, жаловались, что их родственники оказались в каких-то неправославных культах. Но все они сами были неверующими. «Я всю жизнь не верил в Бога, и теперь мои дети ушли к последователям Виссариона. Что мне делать?». Типичная ситуация.
— Саентологи зарегистрированы в Самарской области?
— Церковь саентологии у нас не зарегистрирована. Но есть последователи Хаббарда, которые говорят, что не занимаются религией, а занимаются вопросами организации производства. Но на религиоведческом совете Самарской области встал вопрос об общественной организации «Тэта», проводилась религиоведческая экспертиза. В результате было установлено, что эта организация имеет признаки религиозной. Заключение религиоведческого совета было передано в органы юстиции для принятия соответствующих мер. Органы юстиции занимаются регистрацией и контролем деятельности религиозных организаций.
— Известны ли вам случаи, когда работников какой-то фирмы принуждали пройти какие-то саентологические тесты и проч.?
— Такие случаи известны. К нам поступали заявления граждан по поводу как раз такого принуждения сотрудников некоторых организаций к прохождению различных тестов и одитинга. По поводу вовлечения граждан в саентологический одитинг мы в рамках полномочий правительства Самарской области принимаем соответствующие меры. В случаях, когда нарушаются права граждан и верующих, когда предпринимаются попытки насильственного вовлечения людей в саентологический одитинг, нельзя молчать. Нужно, чтобы люди обращались к нам за помощью. У государства есть возможность защитить своих граждан от противоправных действий.
— Что, на ваш взгляд, помогло нашей Церкви удержать лидерство в регионе?
— Думаю, значительную роль сыграли Православные средства массовой информации. И тут нельзя не сказать о «Благовесте» — его значение очень велико. И хотя активность Православных людей не кажется очень заметной, но даже этими темпами (может быть, уже недостаточными) Русская Церковь пока еще «перешибает» активность представителей иных религий..

Антон Жоголев
04.02.2005
861
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru