Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

«Река Божия наполнилась вод…» /Часть пятая/

Недавний пожар в Ипатьевском монастыре вновь наполнил о том, что святыня по-прежнему находится в плену у музейных работников.

Начало см.

Недавний пожар в Ипатьевском монастыре вновь наполнил о том, что святыня по-прежнему находится в плену у музейных работников.

Ипатьевский монастырь

В обнищавшей сегодняшней Костроме Ипатьевский монастырь самое бойкое место. Вокруг него сложился доходный туристический бизнес, в котором свою часть получают музеи, экскурсоводы, торговцы, таксисты. Никто из них не заинтересован в том, чтобы монастырь возродился как центр Православной духовности. Показательно, что в 1998 году, когда Великий князь Георгий Михайлович Романов достиг династического совершеннолетия, изначально планировалось, что присягу на верность России и династии 16-летний цесаревич будет приносить в Костроме. Но в последний момент ему в этом было отказано: губернатор сослался на то, что может быть народное возмущение(?), а в местной думе заседает «левое» большинство. И присяга была принесена не в Ипатьевском монастыре, где началась Династия Романовых, а в Иерусалиме. А Кострома постепенно превратилась в своеобразный «центр» безработицы, где, по некоторым оценкам, не могут найти применение своих сил около шестидесяти процентов мужчин трудоспособного возраста.
Характерно, что на постаменте памятника посвященного 300-летию династии Романовых до сих пор возвышается вскарабкавшийся туда весьма карикатурный «Ильич»… Может быть, и из-за этого тоже не попустил Господь звучать тексту присяги в этом городе, в котором до сих пор оскверняются священные символы русской государственности.
В монастыре, где некогда жил Михаил Романов, сейчас хозяйничают музейные работники. Причем, если раньше, в отсутствие подлинных хозяев, музейщики хоть как-то пытались «заполнить вакуум» — сохранить если не древние Православные традиции, то хоть какие-то элементы «церковности», то сейчас эта сфера почти полностью коммерциализовалась. Теперь здесь временщики на всем зарабатывают деньги. На истории, на вере, на патриотизме. За каждый шаг здесь нужно платить, за фотографии, просто за вход в храм. Хочешь услышать пение хора — пожалуйста, только плати (ох, уж эти ладные девушки в расписных кокошниках и юноши в строгих костюмах! В Ярославле, в храме XV века такие вот горе-хористы пели «Эй, ухнем» иностранцам под древними фресками собора…). Раньше в Романовских палатах была замечательная экспозиция, посвященная расстрелу Царской Семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга (начало и конец Династии произошли в зданиях с одним названием). В 1995 году меня потрясло то, что там было представлено. Сейчас палаты «на реставрации», но после реставрации будет уже другая выставка, посвященная славному прошлому Династии, а о Ипатьевском расстреле вряд ли и упомянут…

Впрочем, за восемь лет произошли и позитивные перемены. Так, уже несколько лет в Ипатьевском монастыре подвизается несколько монахов. Их, правда, трудно разглядеть в туристической толчее, но все же им удалось «окопаться» на этом важнейшем плацдарме. Если Бог даст, до будущего наступления. История отношений музейных работников и законных владельцев монастыря по праву преемственности была не простой. Долгое время «хозяева» попросту игнорировали монахов. В расположенном возле Ипатьевского монастыря и приписанном к нему храме я говорил об этом с насельником «царской» обители иеромонахом Игнатием.
— Монахи пришли сюда в 1994 году, — рассказывает он. — Их тут встретили «в штыки». Меня тогда здесь не было, всего четвертый год я тут подвизаюсь. Но братия рассказывает, что даже собаками их травили. Сейчас эти дикости остались в прошлом. Но все же экскурсоводы по-прежнему иногда показывают на нас туристам и называют «экспонатами XVI века».
— Хорошо вам здесь подвизаться?
— Место уж очень шумное. Раньше торговля велась за монастырскими стенами, а сейчас и в самом монастыре начали уже торговать… Еще, бывает, туристов «боярами» наряжают. На все это тяжело смотреть.
— … в Угличе не только «боярами», а даже и «царем» одевают.
— У нас до этого еще не дошло…
— Сколько монахов в монастыре?
— Число братии все время меняется, но обычно восемь-десять человек. Настоятель —
Архимандрит Павел. Служим в этом храме, за территорией монастыря. Храм старинный, XVII века. По праздникам и воскресеньям нам разрешают служить в главном монастырском соборе, но верующие не любят туда ходить: там много туристов. С большей охотой сюда приходят молиться…
Битва за монастырь — духовная брань — еще только начинается. Но ясно, что отсюда монахи уже не уйдут. В тот день, когда я был в обители, до монастыря еще не дошел многолюдный крестный ход, устремившийся сюда из далекого уральского Екатеринбурга — от места расстрела Царской семьи до места, где началась Династия Романовых. Сейчас, наверное, крестный ход уже там. С нами крестная сила!..

Когда верстался номер, стало известно, что в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре произошел пожар, в результате которого дотла сгорел уникальный памятник древнерусского зодчества — храм из села Спас-Вежи, построенный в 1628 году. Уникальность храма была в том, что он был построен на сваях. Сохранились еще только два подобных храма — оба в Кижах. Сгоревший храм находился на территории Нового двора, недавно переданного монастырской общине, но и сейчас доступного для туристов и экскурсантов. Пожар начался вечером 4 сентября, когда музей был еще открыт и на территории монастыря находились туристы, в том числе и иностранные. Пожару сразу была присвоена высшая категория сложности. Столб пламени достигал в высоту 50 метров. Огонь быстро перекинулся на близко стоящую угловую башню и стену, и они также сильно пострадали от огня. Основная версия причины пожара — непотушенный и брошенный кем-то из туристов окурок. На территории музея деревянного зодчества туристам разрешалось курить! Наместник монастыря архимандрит Павел многократно обращался к руководству музея с просьбами запретить курение для туристов на территории обители, но его просьбам не вняли. А за несколько дней до пожара, 30 августа, Ипатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он призвал максимально ускорить процесс возвращения Ипатьевского монастыря Русской Православной Церкви. Но и это, по-видимому, не проняло крепко засевших в монастыре музейных работников. Пока не известно, повлияет ли трагический инцидент на ускорение передачи монастыря законным владельцам.

На фото: Памятник трехсотлетия Династии Романовых в Костроме до сих пор находится в поругании; Общий вид Ипатьевского монастыря; За вход в этот храм музейные работники до сих пор взимают плату как с туристов, так и с паломников.

Окончание следует

Антон Жоголев
Фото автора
13.09.2002
Дата: 13 сентября 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru