Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Отклик на статью «Чтоб не пропасть поодиночке…»

На сегодняшний день меморандум о взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и старообрядцами подписан только с одним духовным центром староверия — Центральным Советом Древлеправославной Поморской Церви Латвии, председателем которой я являюсь.


Уважаемая редакция газеты "Благовест"!
Прочитал в вашем номере статью А. Ж.
"Чтоб не пропасть поодиночке…", и направляю публичный ответ на нее. Хотелось бы надеяться, что это мое письмо будет опубликовано.
С уважением, ст. наставник Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины Иоанн Миролюбов

Уважаемый автор!
В Вашей статье «Чтоб не пропасть поодиночке» видится нечто такое, что заставляет взяться за перо. Это и понятно: на сегодняшний день меморандум о взаимоотношениях между Русской Православной Церковью и старообрядцами подписан только с одним духовным центром староверия — Центральным Советом Древлеправославной Поморской Церви Латвии, председателем которой я являюсь. При этом следует иметь в виду, что в меморандуме и намека нет на какое-либо объединение, а речь идет всего лишь о нормализации отношений, причем особо выделяются те сферы, достижение взаимопонимания в которых выгоднее, пожалуй, старообрядцам. И это, действительно, говорит о силе Русской Православной Церкви. Хуже другое — как бы ни был благонамерен подписанный документ, реализация его может натолкнуть на самое откровенное сопротивление с обеих сторон.
Мне понятен и внутренне близок основной смысл Вашей статьи — необходимость и возможность духовного сближения всех русских православных людей именно в сегодняшних исторических обстоятельствах. Думаю, что это возможно даже при весьма различающемся понимании историософии России. Свое несогласие с некоторыми Вашими мыслями хотелось бы высказать не спора ради (на это, кажется, уже не остается времени!), а скорее из чувства долга.
Прежде всего, следовало бы Вас предостеречь от великой опасности, которая таится в словах «прав не тот, кто «прав», а прав тот, за кого Бог». И опасность в них поистине неизмеримая, поскольку этими словами легко можно оправдать и любую ложь, и любое преступление. Если Вы полагаете, что Бог, скажем, с патриархом Никоном, а не с протопопом Аввакумом, то это по крайней мере весьма спорно. В любом случае не стоит предвосхищать Суд Божий, на котором все мы, нужно думать, немало переоценим действительность. Не ясен критерий, по которому Вы одних оставляете с Богом, а других такой благодати лишаете. Если мерило всему время, то Аввакум почитаем не только в России, но и во всем читающем мире, образ же Никона, созданный братией Новоиерусалимского монастыря, профессором М.В. Зызыкиным и протоиереем Львом Лебедевым, совершенно фантастичен и не выдерживает научной итики. Можно, конечно, поклоняться и плоду воображения, но стоит ли? Да и вообще попытка видеть всех русских патриархов непременно в сонме святых видится мне и наивной, и даже, пожалуй, вредной. Это не что иное, как неосознанное проявление папизма.
И еще одно замечание. Можно с вами согласиться в том, что раскол Русской Церкви в XVII веке был «наименьшим из зол». Вообще Русский раскол и, соответственно, феномен старообрядчества — явление чрезвычайно сложное и многомерное. В принципе, есть основания упрекать староверов в филетизме, попытке «национализировать» православие. Но не филетизм в старообрядчестве главное. Старообрядчество — это вполне обоснованная и закономерная реакция на секуляризацию церковной жизни (староверы говорят: обмирщение). Конец XVII и XVIII века были сложными и тяжелыми для русской церковной действительности: волна так называемого Возрождения, Ренессанса дошла до России. Особенно ярко это видно по тому, что происходило в церковном искусстве — иконографии, музыке, архитектуре.
Духовное заменялось душевным, иконы — картинами. Не стану возражать, что, скажем, партесное пение красиво, но оно не так глубоко церковно, как древнее, знаменное. И один из признаков внутреннего духовного оздоровления нынешней церковной жизни Русской Православной Церкви — пусть пока частичный возврат к древлеправославной иконографии и возрастание интереса к знаменному пению не под воздействием старообрядцев, а вполне спонтанно.
Изменения церковной жизни нагляднее всего видны именно в церковном искусстве, но касались они буквально всех ее сторон (и весьма существенно!) — и канонической, и вероучительной и т.д. Можно задать такой вопрос к современному православному читателю: как бы он реагировал, если решением Синода Русской Православной Церкви духовные семинарии вдруг стали сейчас переводиться на обучение латынью (на старших курсах — полностью, как в XVIII веке), и по католическим программам и методикам? Вряд ли это не вызвало бы, по меньшей мере, серьезного безпокойства, протестов. Нельзя не отметить, что образованные старообрядцы хорошо понимали необходимость исправления богослужебных книг, понимали и зависимость церковных обрядов от времени. Их протест был обусловлен методом исправления (вернее его отсутствием — по новоизданным греческим книгам), жестокостью гонений на инакомыслящих и, главное, проклятием собственной церковной старины. Иной вопрос: можно ли было три века назад предотвратить церковный раскол? Не хочется сейчас давать оценки и обсуждать степень вины той или другой стороны. Достаточно признать, что основания для протеста у старообрядцев, разумеется, были. Сейчас же полезнее смотреть вперед, искать возможности для сотрудничества на духовной ниве. И это уже не благопожелание, это действительно диктуется временем.
То, что возможность сближения или хотя бы заметного потепления в отношениях с Русской Православной Церковью старообрядцы, в особенности лидеры духовных центров, будут воспринимать по-разному, нетрудно было предвидеть. Противостояние официальной Церкви, действительно, у многих заложено «в генной памяти родов», поэтому неудивительны и крайние формы реакции, вплоть до истерической. Говоря же коротко — благоразумные люди благоразумно к подписанию меморандума и относятся. Я смог в этом многократно убедиться. В частности, на встрече председателей духовных центров старообрядцев-поморцев стран Балтии, Польши и Белоруссии в Риге 21 июня с.г. Что касается реакции «снизу», то она весьма благожелательна, если только не находится в зависимости от «ревнителей» не по разуму. Но есть и свои «ястребы», в особенности из неофитов, которых немало в больших городах и которых старообрядчество привлекает своей явной или мнимой радикальностью. Однако, на страницах православной газеты целесообразно было бы говорить о другом: в какой мере сама Русская Православная Церковь готова к такому сближению? Нет ли у нее своих «ястребов»?
Статья «Чтоб не пропасть поодиночке…» заканчивается письмом «воссоединившейся с Церковью» старообрядки. Возникает естественный вопрос: если она присоединилась к Русской Православной Церкви, поменяв старый обряд на новый, то какая же она теперь старообрядка? К такому ли сближению готовы старообрядцы? Если же она осталась старообрядкой, то каким образом она молится в новообрядческом храме и как к этому относится местный священник?
Определенная проблема состоит в неподготовленности в большинстве своем приходского священства к реальному контакту со старообрядцами. Имея по нынешним временам весьма поверхностное церковно-историческое и богословское образование, многие приходские священники отпугивают от себя старообрядцев порою чудовищными представлениями о церковном расколе XVII века. Прискорбно, но сегодня совсем не трудно найти церковных активистов и даже священнослужителей, которые слыхом не слышали о постановлениях собственной иерархии и даже церковных соборов (1971 г. и др.).
Следует признать, что ныне единоверие генетически почти не сохранилось, да и не могло сохраниться при определенных для него Синодом в XIX веке правилах существования. Сейчас возникающие по инициативе «снизу» приходы старого обряда РПЦ находятся в полной зависимости от расположения или антипатии ним местных архиереев.
Еще более острая проблема — агрессивные нападки на старообрядчество в православной прессе. Многого стоят хотя бы статьи некой Н.Михайловой (журнал «Москва» — в рубрике «Домашняя церковь (!), газета «Радонеж» и др.). Сами по себе статьи невежественны и даже циничны (когда речь заходит о том, были ли староверы преследуемы), написаны таким «земным» стилем, каким-то советским газетным штампом-жаргоном, который выдает в авторе человека совершенно нецерковного, не понимающего сути христианства и его ценностей.
И снова возникает вопрос: значит кому -то определенно выгодно, чтобы и в такое апокалиптическое и ответственное время русских православных людей разделяла стена? Кажется, «Москва» и «Радонеж» — издания патриотические, болеющие за русский народ, но позиция этих изданий представляется во многом странной и неожиданной. Совсем нетрудно обозвать всех, не состоящих под омофором Патриарха маргиналами, еретиками и т.п., тем более, что раскольников всякого рода теперь вообще предостаточно. Выразить всем глубокое презрение и подчеркнуть их полную ничтожность! Кто же будет собирать всех воедино, не забывая о любви? Только тот, у кого сила и с кем Бог!

С уважением ко всем читателям «Благовеста»,
ст. наставник Рижской Гребенщиковской общины
Иоанн Миролюбов, кандидат богословия.

От редакции.
Нас порадовала и даже несколько удивила реакция одного из духовных лидеров современного старообрядчества на статью «Чтоб не пропасть поодиночке…», опубликованную в N 19”99. Не со всеми выводами Иоанна Миролюбова мы согласны. Так, оставляем на его совести утверждение, что современные приходские священники «в большинстве своем» не готовы к серьезному разговору со старообрядцами. Не согласны мы и с его оценкой деятельности патриарха Никона. Но общий пафос его письма, сам тон ее свидетельствует, что мы имеем дело не с озлобленным «идеологом» (каких, к сожалению, много в среде современного старообрядчества, о чем с сокрушением говорит и сам автор письма), а с патриотом России, вдумчивым христианином.
Многие христиане, к сожалению, не понимающие сущности раскола, занимают крайние точки зрения на эту духовную трагедию. И даже в наше «последнее» время еще не готовы к взаимному диалогу и проявлению духа любви.
Нас разделяет, да, многое. Но Тот, Кто объединяет нас, сказал: «Будет едино стадо и един Пастырь» (). Вот почему мы посчитали возможным опубликовать письмо Иоанна Миролюбова. Честный диалог, быть может, сейчас не менее важен, чем подписание «меморандумов». Нас радует, что такой диалог начался. Что же касается недоуменного вопроса старообрядческого наставника: «Если она (Галина Бенкенштат — ред.) присоединилась к Русской Православной Церкви, поменяв старый обряд на новый, то какая же она теперь старообрядка», — отвечаем ее же словами из другого, пришедшего уже после публикации письма:
«Да, нелегко мне было переступить порог нашей церкви. Два года были психологические метания. Ведь с шестилетнего возраста была научена креститься двоеперстием и молиться такими молитвами, где есть небольшие, но все же различия. Но вот на Троицу сего года Бог сподобил меня прийти в церковь на исповедь и св. Причастие. Сейчас стараюсь в каждое воскресенье быть в церкви и причащаться. Очень по душе мне Божественная литургия! Стараюсь пением принимать участие в ней. У нас уже образовалась небольшая община, и так хорошо и благолепно получается пение, в котором принимают участие прихожане. Для меня воскресная служба в церкви — светлый праздник…»
Так что ответ, по-нашему, ясен. Старообрядка она — бывшая. Воссоединившись со Святой Церковью, Галина не только ничего не потеряла, но так много приобрела!
11.11.1999
Дата: 11 ноября 1999
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru