‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Наркомания — это грех"

У сотен тысяч отчаявшихся людей в России есть надежда вернуться к нормальной, бодрой, здоровой жизни. И это может сегодня сделать именно Церковь.


Статистика распространения наркотиков в России ужасает. По сведениям Московской Патриархии, число больных наркоманией составляет около 3-х миллионов человек. Причем речь идет в основном о молодых людях. Под вопросом оказалась само выживание нации как целостного организма. Это должно пробудить от благодушия и спячки все наше общество, если мы таковым являемся. Каждый человек с живой душой — священник, врач, учитель, военный, инженер, — никто не может остаться в стороне от огромной проблемы: пока будет спрос на наркотики, они будут завозиться и продаваться. А спрос рождается в растленной грехом и праздностью человеческой душе. Ответственность с наркоманом поэтому, несомненно, делит его семья. Не потому ли именно семья как последнее прибежище нравственных устоев в светском обществе несет сегодня огромные потери? Против нее работают многие хорошо организованные силы. Сегодня, чтобы выжить, в своей семье каждый должен стать Мининым и Пожарским. Если мы еще способны не только покупать и продавать, но и проявлять мужество и совершать поступки. Каждый на своем месте. Как, например, иеромонах Анатолий Берестов, который будучи доктором медицинских наук, профессором, одним из ведущих детских психологов России, главным врачом престижнейшего московского реабилитационного центра инвалидов ДЦП, не переставая быть высококлассным врачом, психологом и педагогом, стал монахом, священником и организовал Душепопечительский центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Центр занят реабилитацией наркоманов и людей, пострадавших от сект и оккультизма. Меня поразили беседы с его подопечными возле храма Воскресения Словущего, что на Крутицком подворье в Москве. В этом храме настоятельствует иеромонах Анатолий, и этот храм внес полный переворот в жизнь тех ребят, с которыми мне довелось встретиться. Батюшка попросту вернул этих молодых людей к жизни: они избавились от наркозависимости. Люди, приехавшие в Душепопечительский центр из разных уголков России полгода назад безнадежно больными, сегодня явно отличаются от своих сверстников дорого доставшейся им серьезностью суждений, свойственной воцерковленным людям. Сначала это стало для меня большой загадкой, хотя я заранее прочел книгу отца Анатолия "Возвращение к жизни", да и с самим автором поговорил, пытаясь выяснить, в чем состоит его метода лечения наркоманов. Но метода эта оказалась насколько простой, настолько же и действенной: и в личности самого пастыря, и в его подопечных я увидел прежде всего способность к поступку, желание и стремление пойти за Христом.

Распространено мнение, что наркомания — это социальная болезнь. Иеромонах Анатолий Берестов определяет ее иначе: наркомания — это грех. Сегодня это понимают уже и врачи. Присутствовавший на конференции "Россия без наркотиков" (ноябрь 2000 г., Сретенский монастырь) министр здравоохранения РФ Шевчук прямо сказал, что наркомания — болезнь не столько тела, сколько души, и находится она скорее в ведении священников, чем врачей.
А коли так, то и разговор должен идти совсем о другом: о человеческой душе, а не о пугающей статистике. После встреч с отцом Анатолием и его подопечными я понял, что у сотен тысяч отчаявшихся людей в России есть надежда вернуться (или вернуть своих детей) к нормальной, бодрой, здоровой жизни. И это может сегодня сделать именно Церковь.

Давид приехал в Душепопечительский центр из Житомира в сентябре 2000 года. Хотя ему не более 19 лет, уже с 1995 года он стал токсикоманом. Почти сразу начал курить, а через пару лет и колоться, принимая наркотики опиумной группы. Спрашиваю паренька:
— Что ты чувствовал в эти годы?
— Полное безразличие к жизни, постоянные мысли о самоубийстве и никогда не оставляющий страх перед чем-то или кем-то. Как будто кто-то стоит за плечами.
— Родные, наверное, пытались лечить?
— Конечно. Был в больнице, но там только ломку снимают, а потом — все сначала.
— А как ты попал к отцу Анатолию?
— У меня хорошая, воцерковленная сестра. Она внушала мне давно, что просить нужно Божией помощи. Не поучала, не читала мне мораль, а очень деликатно наставляла. Она мне и сказала об этом Центре. Когда я приехал сюда в 1999 году, я быстро (месяца за полтора) прошел внешнюю реабилитацию. Здесь в Центре сначала попадают к врачам-специалистам (невропатологи, психологи). Мне показалось, что дальше я справлюсь сам, да и школу надо было заканчивать. Я уехал в Житомир, решив: "Колоться больше не буду". Но это был самообман, непонимание, что лечить нужно не по медицинским только, а прежде всего по духовным "показаниям". Через год я опять приехал лечиться к отцу Анатолию (Берестову).
— А как ты понял, что главное в избавлении от наркозависимости это Божья помощь?
— Это случилось на первом же молебне, когда увидел людей с радостными, спокойными лицами. Я знал, что эти люди, как и я, прошли через наркотики. И я подумал: "Так значит можно освободиться?" Потом были исповедь, Причастие. Каждую неделю. Через два месяца у меня пропал страх, который меня угнетал все время. С каждым днем становилось легче и легче. Сильно помогали мне молитвы родных и отца Анатолия.
— А срывы у тебя в это время бывали?
— К сожалению, да. Выпил два раза пиво. Надо было идти исповедовать свой грех, а батюшку не хотелось расстраивать. Пытался исповедоваться в рядом стоящем храме апостолов Петра и Павла. Но тут же понял, что это неправильно. Сразу вышел из храма и пошел к отцу Анатолию. Тогда я понял, что ближе него у меня человека теперь нет.
Кроме Давида, мне удалось побеседовать еще с несколькими молодыми людьми: Валерием, Никитой, Денисом, Ильей. Все они приехали к иеромонаху Анатолию (Берестову) в конце 2000 или в самом начале 2001 года. Реабилитацию прошли полностью, но ведут себя очень осторожно, не считают, что они теперь застрахованы от рецидивов. Самое большое впечатление от разговоров с ними — это, во-первых, их не совсем обычный вид (перенесенные страдания как бы неуловимо проглядывают в выражении глаз, мимике, но точно определить, в чем именно это выражается, — трудно) и, во-вторых, не по возрасту строгая и серьезная вера в Бога. Они как бы уже увидели Того, Кто вытащил их из бездны. Сейчас они жалеют, что раньше не узнали Его, а ведь Он не раз протягивал каждому из них свою спасающую руку. Ребята эти явно чувствуют над собой руку Господню, понимают: все, что с ними случилось, — Промысел Божий. Разговаривая с ними, ощущаешь, что благодарность к Богу переполняет их сердца. Их шесть человек, они "ветераны" на Крутицком подворье. Каждый день несут послушания, а живут на даче у батюшки, в Софрино. Священник называет их "группой поддержки". Они и в самом деле много помогают ему, прежде всего влияя на новеньких своим собственным примером. Режим у них строгий, как в армии или в монастыре: утренняя молитва, поездка в Москву на послушания, вечером опять молитва — и спать. Сами они вполне понимают, что успех избавления от греха наркомании — в укреплении воли, иначе говоря, — в борьбе с дьяволом. Никита, бывший студент и наркоман, а теперь человек, готовящийся вступить на духовную стезю, сказал об этом: "Погибающий должен сам сделать навстречу Христу хотя бы один шаг, а Господь не замедлит сделать ему навстречу десять шагов".
Илья рассказал мне о том, что до армии год принимал наркотики сильной группы. Затем два года в армии провел без наркотиков. А когда вернулся домой, снова принялся за свое.
— А как же ты в армии обходился без наркотиков? Ведь, наверное, и ломка была? — спрашиваю его.
— Была ломка. Но мне некогда было там о наркотиках размышлять. Времени нисколько не оставалось, и к тому же — всюду строем. А вечером приходил в казарму, едва успевал голову на подушку положить — сразу засыпал от усталости. Когда вернулся домой, тут же вспомнил про наркотики. Просто время свободное появилось.
Кстати сказать, Никита пришел к отцу Анатолию, имея уже опыт лечения в центре "Кундала", где использовался опыт йоги и так называемая 12-шаговая программа, разработанная в США протестантами. Илья девять раз лежал в 17-й наркологической больнице, кололся шесть лет!
Спрашиваю у ребят: "А в чем особенность лечебных методик в неправославных центрах?" Никита, лечившийся в "Кундале" у С.С.Маршака (родственника знаменитого детского писателя), отвечает:
— Да методики-то вроде у всех хорошие. Но помогает ведь Бог. И надо идти туда, где Он помогает.
Кстати сказать, многочисленные неправославные "центры", целители и даже секты — это настоящая беда, сопутствующая процессу наркотизации страны. Люди, отчаявшись найти помощь в традиционных лечебных заведениях, готовы платить любые деньги ради своего любимого чада тем, кто заявляет, что может исцелить от недуга. И деньги уходят огромные, — далеко не всем по карману. А Душепопечительный центр на Крутицком подворье работает на благотворительных началах. Тут уж благодарные родители сами дают, сколько могут и хотят. Центр отца Анатолия существует прежде всего на средства, заработанные от иных видов деятельности, в частности, от организованного при Центре издательства. Иное дело —  самозванцы-коммерсанты. Одна консультация у них может стоить 350 долларов. А в итоге — новый круг страданий.
Никита продержался в центре "Кундала" два месяца без наркотиков, а затем последовал срыв.
Сейчас эти шестеро ребят живут нормальной человеческой жизнью. Они почувствовали радость жизни, у них появились планы и мечты, о которых, правда, рассуждают сдержанно: "Как Бог управит". Теперь они, полгода назад специально "выдернутые" из привычной среды (это обязательное условие лечения), могли бы вернуться домой, батюшка им это уже разрешает. Да вот не торопятся ребята уезжать от отца Анатолия. Трое из шестерых обитателей софринской общины готовятся к поступлению в Духовное училище. Существенную помощь в этом им оказывает Николо-Угрежский монастырь, что в г.Дзержинске Московской области. В 2000 году двое питомцев иеромонаха Анатолия (Берестова) поступили на высшие богословские курсы при Перервинском храме этого монастыря.
Слава Богу, что в России еще есть такие подвижники, как иеромонах Анатолий! Будучи доктором медицинских наук, профессором, он со студенческих лет был человеком христианского миропонимания, а затем стал и священником (его рукополагал сам Патриарх Алексий II). Своей глубокой верой, сочетающейся с образованностью, он и не угодил мафии, "заказавшей" врача-подвижника киллеру. К счастью, молодой человек, наемный убийца, когда узнал, что его будущая жертва — священник, отказался стрелять в отца Анатолия. За это он был жесточайшим образом изувечен, и сам священник вызывал ему скорую помощь. После этого случая иеромонах Анатолий (Берестов) стал создавать Душепопечительный центр на Крутицком подворье.
Центр этот существует уже пять лет. Через него прошли тысячи человек, причем не только наркоманы. Отец Анатолий помогает и тем, кто заблудился в жизни и на иных дорогах, прежде всего сектантам. А также людям, занимавшимся ранее магией, сатанизмом, оккультизмом, но затем покаявшимся и захотевшим обновить свою жизнь. Из таких людей более пятиста вернулись с его помощью в Церковь, к общению с Богом.
Когда я после долгой беседы с батюшкой приехал на Крутицкое подворье, чтобы воочию убедиться в результатах его подвижнического труда, меня удивило, как много людей было в храме, причем не только страдающих от наркомании, но и их родителей, родственников. Было видно, что среди них много приезжих. Все они с упованием на Божью помощь выстояли весьма долгую церковную службу, потом специальный молебен. Каждый после Литургии надеялся попасть к батюшке для беседы, попросить совета и помощи. Отец Анатолий принял сначала своих окормляемых, затем всех вновь пришедших.
За время существования Центра его руководитель посетил десятки городов России: от Магадана до Минска и от Салехарда до Черного моря. Везде помогает открытию и становлению реабилитационных центров. Последние его поездки были в Иркутск, Новокузнецк, Ноябрьск. При этом отец Анатолий читает просветительские лекции, выступает по телевидению, на радио, пишет статьи и книги. В нем чудным образом соединились три поистине святых дара: священника, врача и педагога. Главный его метод, объясняющий секрет успеха, — это уважительное отношение к человеку, как бы низко он ни пал. Он никогда не выступает в качестве судьи, он считает своим долгом помогать и милосердствовать.
От многих из тех, кто обитает на Крутицком подворье, отказались товарищи, друзья, общество, от некоторых — даже родные. Не отказался только Господь. Отец Анатолий не устает повторять, что слово "наркоман" не должно пугать и отталкивать. И в книгах своих (а их уже шесть), и в устных беседах он настойчиво проводит одну простую, но такую важную мысль: наркоманы — это падшие, но — люди, и грешно их отталкивать от себя! К сожалению, известны случаи, когда священники не хотят даже исповедовать таких людей. Такой случай рассказали мне на Крутицком подворье. А ведь в каждом человеке сохраняется образ Божий. Без понимания этого ничего доброго из лечения наркоманов получиться не может. Ведь вытаскивает из ямы угодивших туда овец Сам Господь, наш Пастырь. Священник же, врач (а иногда и педагог) только помогают Ему. Ребята, прошедшие через добрые руки отца Анатолия, безконечно ему благодарны. Сам же иеромонах Анатолий считает, что главным условием излечения наркомана является его безусловное и глубокое, серьезное воцерковление, все большее укрепление в вере.
Пока я готовил эту статью, в жизни руководителя Душепопечительского центра произошло важное и радостное событие: за большие заслуши перед Церковью он был награжден орденом Святого Великомученика Трифона.
Иеромонах Анатолий (Берестов), к счастью, не одинок в своей подвижнической деятельности. Несколько лет назад мне довелось познакомиться в Михайловском женском монастыре, что под Ульяновском, с замечательным врачом-священником, кандидатом медицинских наук, руководителем братства трезвости, настоятелем храма Флора и Лавра в селе Ям Московской области иеромонахом Валерием (Ларичевым). Многие годы подвизаются на этом же поприще врач-психиатр протоиерей Алексий Бабурин, иеромонах Димитрий (Дудко). Церковь первая перешла от разговоров к конкретным и, главное, результативным делам, правильно определив природу болезни: наркомания — это грех!

Владимир Мельник,

г. Москва

13.07.2001
1573
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru