‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"И в землю отыдеши…"

Православные обсуждают проблему перезахоронения тела В.И. Ленина.


Сердце России

В наши дни Москву по-разному называют — "Вавилон", "новый Содом"… Все чаще коренные москвичи слышат в Москве от "беженцев" с юга: "Уезжайте в свою Россию из нашей Москвы!". И, к сожалению, во всех этих эпитетах доля истины есть. Но только доля. Ведь Москва, Россия — суть понятия всеохватные и всеобщие, в которых тонут все кажущиеся сейчас гибельными обстоятельства. И при всей ее нынешней уличной блудливости, мерзости и черноте Москва остается нашей религиозной столицей, сакральным центром России.
"И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою…" (Откр. 21,17). Наши предки даже внешний вид Кремля постарались максимально связать с обликом Горнего Иерусалима. Например, стены Белого города, построенные в XVI веке, имели двенадцать ворот, по трое на каждую сторону света — в подражание Горнему Иерусалиму. Стена, таким образом, приобретала священное значение. А высоту Спасской башни сделали именно 144 локтя. Я не поленился проверить: высота Спасской башни до звезды (по справочнику) — 67,3 м, локоть — примерно 47 см, получилось — 143,2 локтя!
Многие башни Кремля носят религиозные названия — Спасская, Никольская, Благовещенская, Петровская, Константино-Еленинская, Троицкая, есть и Царская башня. Башни венчал двуглавый византийский орел…
В старину собор Василия Блаженного имел 25 куполов. Знатоки увязывают это с образами 24 старцев из Апокалипсиса, сидящих вокруг Престола Агнца.
Есть и другое толкование замысла этого собора — в центре наиболее высокий и мощный купол, позолоченный — это Христос. А вокруг 24 малых купола с самыми различными орнаментами и формами — персидскими, индийскими, западными и проч., это различные языческие народы и племена, населяющие нашу страну, которые Россия призвана привести ко Христу.
В Государевом саду в Замоскворечье, напротив Кремля, в XVII веке были устроены 144 фонтана — во образ 144 тысяч праведников.
Кремль — мистическое сердце России! Вот почему с таким ожесточением глумились над этой святыней богоборцы-большевики…
…И словно венчает Кремль — гигантская, уходящая в небо на 81 метр, огненная Свеча — колокольня Иоанна Великого. Белоснежная, со сверкающим на солнце золотым куполом: символизирует всемирную мощь централизованного Русского государства, а может — столп огня Духа Святаго, низходящего с Неба на Русь Православную…
Симфония в камне!

Некрополь у Кремлевской стены

Есть смутные сведения о том, что Петр I давал распоряжение захоронить у стен Кремля казненных стрельцов. Но настоящего некрополя у стен Кремля раньше не было. Регулярные, систематические захоронения там начались в 1917 г. Сначала в братских могилах похоронили "героев революции", а затем это место "облюбовала" советская элита — Я. Свердлов, Ф. Дзержинский, М. Фрунзе, генсеки. В стене — прах И. Сталина, М. Горького, С. Кирова, В. Куйбышева, С. Орджоникидзе, К. Цеткин, Н. Крупской и других.
Там лежат и герои-космонавты, известные ученые — С. Королев, И. Курчатов, М. Келдыш, видные военачальники. Но разве кто-нибудь считался тогда с предсмертным желанием самого человека, или с волей его семьи? Не посчитались даже с желанием жены Ленина! Было решение Политбюро — и точка. Думаю, родственники этих людей сейчас были бы только рады, если бы урны с прахом их близких обрели, наконец, христианское упокоение в земле. Однако останки сжигали и — в стену. Все это напоминает почти забытые древние языческие культы.
Да, в некоторых монастырях существуют костницы — помещения, где пребывают частицы костей усопших монахов. В Псково-Печерском монастыре после внесения усопшего монаха в пещеру-усыпальницу мгновенно и навсегда исчезает запах тления и прекращается само тление. Б.Н. Ельцин, рассказывают, этому в свое время очень удивлялся и все выспрашивал у настоятеля, "чем же он их мажет"…
Вспоминаю случай из Киево-Печерского Патерика, когда после праздничной Пасхальной Литургии радостный монах открыл дверь одной из пещер и громко крикнул отцам, святые мощи которых пребывали там уже многие столетия: "Отцы! Христос Воскресе!" И тут же оттуда услышал громовое соборное — "Воистину Воскресе!". Монах упал без чувств, а когда пришел в себя, постригся в схиму и ушел в затвор.
Сомневаюсь, что на 7 ноября что-то похожее может случиться в Мавзолее…


Сорок взрывов



Когда спешно готовили котлован для первого Мавзолея, саперы ночью произвели сорок взрывов мерзлой земли у кремлёвской стены. При этом даже повредили под землёй фундамент первоначальной, старинной стены Белого города. Прочитав об этом, невольно отметил про себя — молитву "Господи, помилуй!" ведь тоже читаем сорок раз…
Вскоре после окончания строительства деревянного Мавзолея в нём сломался ватерклозет и стала фонтанировать фановая труба. Рассказали об этом и Патриарху Тихону. Тот отозвался кратко и выразительно: "По мощам и елей".


"Товарищ, выньте руки из карманов…"



Два раза был в мавзолее — в 1965 и в 1990 годах. Запомнилось гигантское количество охраны, ощущение, что за каждым смотрят. Пока двигался в очереди по площади, замерз на ветру, сунул руки в карманы куртки. Однако при подходе к двери Мавзолея выскочил сотрудник и вежливо попросил: "Пожалуйста, выньте руки из карманов, товарищ"! Позже, когда стал много ездить по монастырям, не раз с усмешкой вспоминал того сотрудника при виде мощей святых угодников Божиих и их "охраны" — худеньких монахинь и престарелых иеромонахов.


Жало смерти, ада победа


И если Кремль — это кусочек Рая на земле, земная часть Небесного Иерусалима, то Мавзолей — как будто земной кусочек преисподней. Видимое и временное торжество тления и смерти! Поистине, вот оно — жало смерти и победа ада…
Ведь, по сути, мавзолей В.И. Ленина — прекрасная иллюстрация безпомощности материализма и атеизма. Вокруг "мощей" Ильича трудится целый институт, выпотрошили и набальзамировали все его тело, но даже та оболочка, что от него осталась, — и та разлагается. Богоборцы посрамлены и в этот раз.


Пергамский алтарь



"И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа"
Апок. 2,12-13
В любом путеводителе по Берлину упоминается, что с 1914 г. в одном из музеев города находился "Пергамский алтарь" — "престол сатаны". Его обнаружили немецкие археологи, и он был перемещен в Германию. Шведская газета "Свенска Дагбладет" 27 января 1948 г. сообщила: "Советская Армия взяла Берлин, и алтарь сатаны был перемещен в Москву. Странно, что долгое время пергамский алтарь не был выставлен ни в одном из советских музеев. Зачем нужно было перемещать его в Москву?"


"Был у вавилонян идол…"



"Был у Вавилонян идол, по имени Вил…" (Даниил 14,3)
Архитектор Щусев, построивший в 1924 г. мавзолей Ленина, взял за основу проекта этого надгробного памятника пергамский алтарь. Всю необходимую о нем информацию он получил от Фредерика Поульсена — признанного авторитета в археологии. Внешне мавзолей возведен по принципу устроения древневавилонских языческих капищ — зикуратов, из которых самый известный — Вавилонская башня, упоминаемая в Библии. Да и совпадение инициалов самого последовательного марксиста, лежащего ныне на престоле сатаны в нововавилонском зикурате, и древнего идола Вила не слишком ли многозначительно?
Поистине, жуткий контраст между божественным Кремлем и пугающим мавзолеем.


Пока Ленин в мавзолее…



Широко известны пророчества святых и мнение современного подвижника — игумена Германа (Подмошенского), сотаинника духовного писателя и молитвенника иеромонаха Серафима (Роуза) о том, что пока этот "друг детей" не захоронен в земле, Россию ничего хорошего не ждет. Подлинное возрождение не наступит. А что думают об этом жители Симбирска — Ульяновска?
— Главное, чтобы Ленин был похоронен как положено, в земле. А где — неважно, это безразлично, — сказал мне Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. Что душа Ленина в аду — в этом у Владыки нет никаких сомнений. Но лучше, конечно, считает он, похоронить Ильича в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище, рядом с его матерью. Тем более, что известно мнение Н.К. Крупской, которая настаивала именно на этом варианте.
Руководитель Государственного историко-мемориального заповедника им. В.И. Ленина г. Ульяновска Александр Николаевич Зубов считает, что лучше Ленину остаться в мавзолее. Но если соответствующее решение Правительства России будет принято, то лучше пусть местом захоронения станет Ульяновск, а не Санкт-Петербург. Здесь могила его отца — Ильи Николаевича Ульянова. Эта могила входит в сферу забот заповедника и поддерживается в отличном состоянии. По инициативе А.Н. Зубова по старинным рисункам был восстановлен Православный крест на надгробном памятнике отца Ленина. Он был убран большевиками, чтобы не смущать советскую молодежь. Восстановлена ныне и табличка — "Илье Николаевичу Ульянову от детей и сослуживцев".
Настоятель Всехсвятского храма г. Ульяновска иерей Алексий Скала много сделал для возрождения исторического облика кладбища бывшего Покровского монастыря, в пределах которого осталась могила отца Ленина. Он также автор книг по истории Симбирской епархии. Вопрос о возможном перезахоронении Ленина в Ульяновске коснулся его еще в 1991-92 гг. Тогда, по его словам, на одном из приемов у бывшего губернатора Ульяновской области Ю.Ф. Горячева — тот неожиданно спросил священников, как они отнесутся к тому, если будет принято решение о перевозе тела Ленина для перезахоронения в Ульяновск. По словам отца Алексия, Владыка Прокл сказал, что Церковь в этом участия принимать не будет. "Отпевать его не будем", — сказал он. Как возможная площадка захоронения могла рассматриваться пустующая полянка на кладбище бывшего Покровского монастыря — посередине между сохранившейся могилой И.Н. Ульянова и восстановленной (отцом Алексием Скала — авт.) могилой будущего местночтимого святого Симбирской епархии блаженного Андрея Огородникова (прославлен в 1998 г. -авт.). Чтобы не допустить этого, священством был инициирован и быстро решен вопрос о постановке на этой полянке часовни с поклонным Крестом в память о христианском упокоении на этом кладбище монахов и многих видных граждан Симбирской губернии. Что и было сделано.
Отец Алексий поделился и своим видением разрешения этого долголетнего "узла". Он считает, что федеральным властям следует принять решение о создании в Москве, в престижном месте города Государственного Некрополя (по типу Арлингтонского кладбища в Вашингтоне — авт.), разработать его Устав и перезахоронить туда всех (!), кто захоронен у Кремлевской стены, включая Ленина. Те, чей прах после сожжения находится в стене, в новом Некрополе будут помещены в специальный колумбарий. Относительно Ленина — его перезахоронение должно быть только в землю. Вернее, того, что от тела Ленина осталось. По словам отца Алексия, это даже не тело, а "оболочка тела": мозг Ленина — в Институте мозга, внутренности давно удалены, иначе бальзамирование было бы невозможно, черепная коробка вскрыта… По сути, от тела Ленина почти ничего не осталось.

Умершего потому и называют покойником, что его останки пребывают в покое. А покой для них может быть только в земле. Даже язычники, создавая мумию своего фараона, хана, племенного вождя, в дальнейшем прятали ее — в пирамидах, в курганах, в различных склепах, чтобы никто не мог ее найти и потревожить. А что мы видим с Лениным? Это даже не язычество!.. Выпотрошили все тело и поставили его на всеобщее обозрение!
Вот мы приходим к мощам святого (отец Алексий при этом показывает на храм, где пребывают нетленные мощи святого Андрея Блаженного — авт.), и мы знаем, что душа его в Горнем Иерусалиме, а плотью он здесь, среди нас. Мощи святых мы обретаем для того, чтобы, во-первых, через них этому святому молиться было проще, а во-вторых, получать от этих мощей благодать Божию. Между душой святого на Небесах и его телом на земле существует постоянная незримая духовная связь. А что с Лениным? Поскольку душа его во аде, а плоть выставлена напоказ на земле, то между ними тоже есть связь мистическая, но только вот какую черную "благодать" получит посетитель мавзолея?
Мавзолей нужно снести, а на его месте уместно поставить часовню в честь Иконы Божией Матери "Державная", поскольку именно Сама Пречистая Матерь приняла державу и скипетр, т.е. руководство Россиею, после отречения русского народа от своего Царя — святого Николая II. Над воротами Кремлевских башен обязательно нужно снова поместить иконы: на Троицкой — Троицы, на Спасской — Спаса Нерукотворного, на Никольской — Николая Чудотворца…
Директор Музея-Мемориала им. В.И. Ленина Валерий Александрович Перфилов считает, что в ближайшем будущем решения федеральных властей о перезахоронении тела Ленина не будет. В обществе хватает и более важных проблем. Когда вырастут новые поколения граждан России, общество, может быть, позволит себе это. Нужно подождать еще не один десяток лет, чтобы это перезахоронение прошло безболезненно.
Народный артист России, артист "Театра одного актера при Музее-Мемориале В.И. Ленина" в г. Ульяновске Анатолий Иванович Устюжанинов играл роль Ленина в кинофильме "Красные колокола". По его мнению, перезахоронение Ленина — не первоочередное дело сейчас в стране. Надо выздороветь, успокоиться. Но если уж такое решение будет принято в Москве, Ульяновск имеет право принять тело вождя. И не обязательно хоронить его рядом с отцом — место в районе Ленинского Мемориала на высоком берегу Волги также вполне бы подошло. Ведь нужно предусмотреть еще и соображения охраны, безопасности "тела". У Мемориала это сделать будет проще. А то сейчас и такое бывает — трупы великих людей воруют из могил…
А вот что считают молодые ульяновцы.
Дария, студентка III курса УлГТУ:
— Все, что связано с Лениным, мне глубоко безразлично. Актуальность этого вопроса отошла так далеко, что мне нет разницы, в Мавзолее ему быть — так в Мавзолее, в Ульяновске — так в Ульяновске…
Михаил Колотилин, абитуриент УлГУ:
— Ненормально, когда умерший человек покоится не в земле. Желательно его похоронить. На Родине — в Ульяновске или в Санкт-Петербурге.
Студент медфака УлГУ Владимир негативно относится к перспективе возможного появления могилы Ленина в Ульяновске — "и так он столько бед наделал в Симбирске". Пусть лежит где-нибудь подальше от нашего города. Но не в Мавзолее — так как место умершего человека только в земле.
"…земля еси, и в землю отъидеши". Бытие 3-19.
Сергей Серюбин, г. Симбирск.

Мать В.И. Ульянова-Ленина Мария Александровна Ульянова, две его сестры — Анна и Ольга, а также муж Анны Марк Тимофеевич Елизаров похоронены на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Волковское кладбище состоит из двух частей: обычного кладбища и некрополя/ Некрополь "Литераторские мостки" — филиал Государственного музея городской скульптуры. Как музей под открытым небом, он был основан в 1935 году. Здесь похоронены крупнейшие русские писатели, выдающиеся ученые, деятели искусства XIX — XX вв. В 1952 году по распоряжению Совета Министров СССР над могилами Ульяновых по проекту скульптора М.Г. Манизера и архитектора В.Д. Кирхоглани сооружен памятник — скульптурный комплекс, перед которым находится очень большая площадка: газон с посаженными цветами и вокруг дорожки. Место просторное, соседние могилы находятся на значительном расстоянии от захоронения Ульяновых, что предполагает техническую возможность не только произвести здесь захоронение Владимира Ильича, но и соорудить над захоронением надгробный памятник довольно большого размера.
Администрация Музея городской скульптуры, в чьем ведении находится некрополь, членораздельного ответа по поводу возможности такого захоронения на данный момент не дала. При личной встрече секретарь посоветовала написать письменный запрос по электронной почте на имя директора музея Владимира Николаевича Тимофеева. Ответа не последовало. Когда я через 10 дней позвонила, мне ответили, что письмо читали, но что ответить не знают, и попросили перезвонить еще раз на днях. Насколько я поняла, вопрос там считают очень щекотливым и опасаются какой-либо ответственности за тот или иной ответ.
Во время весенней просушки некрополя мне удалось переговорить с заведующим "Литераторскими мостками" Геннадием Николаевичем Васильевым. На вопрос, ходят ли к могиле Ульяновых коммунисты, он ответил: "Не то слово! Недавно человек восемьдесят приходило". Хотя, когда потом 10 мая я пришла фотографировать могилу, у нее лежала пара скромненьких цветочков, тогда как могилы Блока, академика Павлова, актеров Стржельчика, Толубеева, Бруно Фрейндлиха и других знаменитостей, покоящихся неподалеку, все были в цветах. Так что какое-то особое почитание этой могилы, на мой взгляд, сомнительно.
Поминают ли Марию Александровну в церкви — Геннадий Николаевич не знает, хотя сам он верующий и в церковь ходит; ничего об этом не слышали и священники церкви святого Иова Многострадального, которая расположена на Волковском кладбище. На территории же самого некрополя находится полуразрушенная Воскресенская церковь постройки XVIII века, поэтому все поминовения, касающиеся "Литераторских мостков", проходят в Александро-Невской Лавре.
Геннадий Николаевич по поводу возможности перезахоронения Ленина в некрополь сказал, что сложно отвечать на такой вопрос. "Нужно, чтобы время прошло. И тогда Бог сам все решит. Сейчас еще огромный процент коммунистов в стране. Вы
что, хотите новых конфликтов? Путин же сказал, что пока он у власти, никаких перезахоронений не будет. И не надо сейчас. Вот пройдет время, может, приведут в порядок здесь церковь. Тогда можно будет думать о перезахоронении Ленина".
Ольга Захарьян,
г. Санкт-Петербург


72% россиян считают, что останки Ленина нужно захоронить по Православным традициям, 22% считают, что не нужно, и 6% затруднились ответить, — таков результат социологического опроса центра Общественного мнения "Априори", проведенного в преддверии дня рождения Ленина в апреле 2004 года. Социологи говорят о наметившейся тенденции — абсолютно четко прослеживается, что чем моложе человек, тем хуже он относится к Ленину.
Как сообщает "Интерфакс", в московском правительстве считают, что тело Ленина рано или поздно следует предать земле. "Это придется совершить. Если мы — страна христианская, то, безусловно, человек должен быть похоронен", — заявил заместитель мэра в правительстве столицы Михаил Мень. Отвечая на вопросы агентства, он отметил, что "Ленин был крещеным человеком, несмотря на то, что жестко боролся с Церковью… Рано или поздно его тело должно быть предано земле, но сегодня нам абсолютно не до этого — в стране очень много проблем, и такая, как захоронение Ленина, — не первая и не самая главная. Но еще раз повторю, — сказал он, — с христианской точки зрения это придется совершить".

Послесловие.
Вокруг Ильича и его монументального наследия порой и теперь еще возникают просто фантасмагорические ситуации. Так, в селе Конь-Колодезь Липецкой области священник Иоанн Чепрасов после долгих безплодных обращений к местным властям с просьбой убрать памятник Ленину с территории, отведенной под храм, вынужден был решать этот вопрос своими силами… Памятник был снесен, и тогда поднялись возмущенные коммунисты: кто позволил, верните нам памятник!.. Пригрозили подать в суд на священника.
Мы позвонили в Липецкое епархиальное управление. На вопрос, как развивается ситуация, секретарь Липецкого Епархиального управления протоиерей Василий Бельчук ответил:
— Да никак не развивается. Сняли памятник — и сняли. Засыпали это место. Правда, коммунисты все еще выступают, требуют, чтобы мы силами епархии памятник восстановили, — но мы на это не обращаем внимания.
— Они же хотели подать в суд?
— Подавали. Но все решилось просто. Батюшка переехал на другой приход — не то чтобы из-за этого памятника, у него свои проблемы были. Во-первых, и власти районные против того, чтобы этот памятник восстанавливать. Во-вторых, как памятник он нигде не числится. К тому же он не является произведением искусства. Ну а в-третьих, мы давно уже писали прошение на имя Главы администрации и других официальных лиц, чтобы этот памятник перенести в другое место. Потому что он стоял на территории будущего храма. Там служба уже совершается, храм строится, другой священник служит. Власти все тянули с этим вопросом, тянули — ну и дотянулись… Так что все у нас нормально. Храм есть, а памятника Ильичу уже нет. Более я ничего не могу сказать.

См. также

На снимках: могила Ильи Ульянова в Симбирске (Ульяновске); мавзолей Ленина на Красной площади; могила матери Ленина — Марии Ульяновой в Санкт-Петербурге.

Сергей Серюбин.

13.08.2004
1031
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru