Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Бойтесь равнодушия…

«Не бойтесь врагов — они могут лишь убить вас, не бойтесь друзей — они могут лишь предать вас. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия происходят предательства и убийства».

«Не бойтесь врагов — они могут лишь убить вас, не бойтесь друзей — они могут лишь предать вас. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия происходят предательства и убийства».
Бруно Ясенский.


Современное общество — и наше российское общество не исключение — столкнулось с новой, непривычной и очень серьезной опасностью: разрушением традиционных семейных связей и ценностей, а также деградацией отношений между людьми в целом. Как никогда, между поколениями, да и между всеми людьми пролегла пропасть отчуждения. По словам афонского старца Паисия Святогорца, наше время характеризуется всеобщим равнодушием.
Когда-то много лет назад мне, тогда еще молодому сотруднику органов внутренних дел, довелось конвоировать одного из членов банды, занимавшейся убийствами и грабежами. Кровавый след их преступлений тянулся через многие регионы нашей страны. Немало сирот тогда осталось по городам и весям.
В середине 90-х годов орудовала банда, которая грабила и убивала преимущественно водителей-«дальнобойщиков». Зона их «деятельности» была от южного региона вплоть до Подмосковья. Обосновались же они в Армавире. Было много жертв и пропавших без вести. Главарь банды был крайне опасен. Следствием было установлено, что часть награбленных вещей реализовывалась через известный в городе магазин. Раскрыл преступления и изобличил преступников прекрасный профессионал и человек — оперуполномоченный Армавирского уголовного розыска Анатолий Иванович Чернов.
Надо сказать, что человек, которого я конвоировал, сам непосредственно никого не убивал, был на вид вполне интеллигентен. Он выступал пособником в скупке и перепродаже награбленного имущества, заведомо зная о его происхождении. Этот гражданин попросил у меня закурить, на что получил категорический отказ в свойственной для юношеского возраста эмоциональной форме. А конвоируемый искренне удивился и ответил, что зря я на него гневаюсь, ведь он, в отличие от известных граждан Б. и К., никого не убивал, невинной крови на его руках нет. Я же ему тогда сказал, что не будь пособников и попустителей, то и людей бы не убивали.
И вот недавно теперь уже другой молодой сотрудник милиции рассказал мне, как ловили насильника — растлителя малолетних девочек. И вот, прибыв по вызову на новое место преступления, работники милиции с удивлением узнали, что по этому преступлению имеются свидетели. Кто-то видел, как преступник хватал маленькую девочку, кто-то видел, как он тащил ее за гаражи… Мой рассказчик спросил у одного из свидетелей — тому было 25 лет, — почему же он, если видел начало совершения злодеяния, не воспрепятствовал ему. Ведь преступление совершал бродяжного вида мужик предпенсионного возраста! «А что бы я сделал, а как…» — был ответ молодого человека.
Эх, люди добрые, да ведь если бы это был единичный случай. К сожалению, трусость и равнодушие в наше время приобрели повальный характер. Трудно надеяться на помощь окружающих в сложной ситуации. Кричи, не кричи — будь готов к тому, что ты останешься один на один со своей бедой. Очень бы не хотелось осуждать людей, ведь недостатки и слабости бывают у всех. Гигантов духа вокруг себя мы редко можем теперь увидеть. Не потому, конечно, что их нет. Но они, вероятно, скрыты от нас втайне. А вот мы…
Кто сейчас выскочит на улицу, услышав крики о помощи? Вполне возможно при этом получить удар ножом или железным прутом по голове, быть забитым до смерти разъяренными звероподобными преступниками. Или они потом могут отомстить тебе или твоим близким. Кто захочет быть свидетелем в уголовном процессе, чтобы не ушел от законной ответственности убийца, насильник, грабитель или вор?
Это сложный вопрос для современного человека. Но он одновременно и простой, как проста всякая правда.
Я часто думаю о том, почему были смелыми наши предки. Почему русскому солдату не было равных во всем так называемом цивилизованном мире. Справедливо считается что, по крайней мере в Европе, есть только две великие армии: немцы и русские. Первые сильны дисциплиной, а вторые — духом. Оговорюсь при этом, что Русская армия была в Берлине четыре раза, немецкая в Москве — никогда.
Что же это за дух, который позволял русскому солдату одерживать победы, зачастую над противником, имеющим значительное численное и техническое превосходство? Японцы, эти сверхвоинственные самураи, глубоко почитают подвиг русских моряков крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец», вышедших в одиночку на бой с целой японской эскадрой и одержавших в этом бою моральную победу над противником.
Или другой яркий пример стойкости и героизма, уже из недавнего нашего прошлого. Во время Великой Отечественной войны Илья Каплунов, моряк-тихоокеанец, обо¬роняя Сталинград, не дрогнул перед множеством танков врага. Три танка он подбил из противотанкового ружья. Взрывом снаряда ему оторвало ногу, но он продолжал сражаться, гранатами подбил еще три танка, новым взрывом оторвало левую руку, но он сумел до своей гибели еще и еще ра¬зить врага. Немцы, пораженные его стойкостью, остановились и отступили. Погибшего моряка-героя окружали девять горящих немецких танков!
А сколько еще можно назвать славных имен героев. Вся история России — это история оборонительных и освободительных войн, история безпрецедентной стойкости и отваги.
Пример из русской истории: итальянский поход Александра Васильевича Суворова, знаменитый переход через Альпы на помощь союзникам по долгу рыцарской чести. Соотношение боевых потерь в эту кампанию составило до 75 погибших врагов на одного погибшего русского солдата (!). Теперь все это кажется сказкой, былиной. А ведь это — историческая правда.
И при всем при этом как отличительная черта Русской армии — искренняя доброжелательность к побежденным народам.
Кто же был этот русский солдат? Да в основной массе своей простой мужик-землепашец, представитель самой мирной профессии на земле. Ведь Россия до XX века, да и в начале его еще была аграрной державой. Были, конечно, и профессиональные военные дворянского сословия, и казаки. Но это, как сейчас принято говорить, был спецназ. Духом же Русская армия сильна была вся, а не только элитные ее части. Оканчивались войны, проносилась гроза, и крестьянин возвращался к своим исконным мирным занятиям. Чтобы, когда Родина вновь окажется в опасности, стать плечом к плечу вместе с такими же простыми русскими людьми на ее защиту.
Теперь, из XXI века, нам понятно, что вместе с традиционной Российской государственностью в начале XX века рухнуло и здание народной души. Конечно, революция стала возможна не в одночасье. Она зрела, по мнению некоторых исследователей, на протяжении последних ста и более лет. Вольнодумство и нигилизм проникали в Россию с «просвещенного» Запада, закончившего гильотиной. Но как заманчивы были слова: свобода, равенство, братство… И как пришел потом Наполеон, сам себя считавший уже чуть ли не воплощением антихриста.
Но отрезвление от революционного опиума до конца уже не наступило. Кризис 1917 года закончился не выздоровлением, а гибелью больного российского общества. Вся беда в том, что оно и не хотело выздоравливать. И вот тут в небывалой доселе полноте проявило себя равнодушие.
Равнодушие ни с чем не сравнимое и необъяснимое. Равнодушие к настоящему и будущему своей Родины, своих детей и далеких потомков, к себе, к окружающему миру.
Март 1917 года. Вынужденное отречение от престола законного Русского Царя, вырванное чуть ли не силой у него предавшими своего Верховного Главнокомандующего генералами. Февральская революция с ярко выраженной масонской окраской. Практически полное безразличие или мечтательная эйфория русского общества во время крушения многовековой традиционной русской государственности — Февральской катастрофы. У Русского Самодержца, за редким исключением, не осталось верноподданных. Процессы неудержимой деградации и разложения российских государственных институтов стремительно понеслись после февраля 1917 года.
Октябрь 1917 года. Большевистский переворот. Приход к власти международного, как теперь понятно — криминального, и как теперь принято говорить — террористического интернационала. Триумфальное шествие советской власти по необъятным просторам России. Мало кого это трогает, мало кого безпокоит. Новая власть сразу же показала свое звериное, демоническое лицо. И когда все же началось сколько-нибудь организованное сопротивление, из Ростова в 1918 году в Ледяной Поход на Екатеринодар уходила Добровольческая Армия в количестве менее трех тысяч человек, а качественно: офицеры, юнкера, кадеты, студенты, гимназисты. В то время как тысячи кадровых военных кутили в ресторанах и кафе Ростова. Их это как будто не касалось. Они не были трусами, но им было все равно.
Когда-то Ф.М. Достоевский пророчески писал о том, что если в России произойдет революция, она будет стоить Отечеству «100 миллионов голов». Потери России за период советской власти, включая революцию, гражданскую войну, голод, насильственную коллективизацию, репрессии всех слоев населения, чудовищные военные потери соизмеряются с этой цифрой.
Ярким всплеском душевной и духовной силы народа стала Великая Отечественная война. Но вот прошли годы. И оказалось, что опять никому и ни до чего нет ровным счетом никакого дела. «Как бы чего не вышло… Меня это не касается…»
1992-93 г.г. Сплошная приватизация общенародного общегосударственного достояния посредством неименных ваучеров. В это время многие, очень многие отдали свой кусочек Родины в буквальном смысле за бутылку водки. И нам, по большому счету, было все равно.
Октябрь 1993 года. Расстрел парламента из танковых орудий в самом центре Москвы. Этот ужас, который не увидишь даже в странах Латинской Америки, транслировался в прямом эфире, а нам, за редким исключением, было все равно.
Когда на Кавказе шла война — страшная, кровавая, — многие ли знали, что в данный момент происходит на театре военных действий? И вообще, за что мы там воюем?
В Москве, в фойе знаменитой Бородинской панорамы, я видел выставку, которая называлась «Дети рисуют войну». Дети есть дети во все времена. Только читая подписи к рисункам, я понял, что они нарисованы в 1914-1918 гг. Маленькие мальчики и девочки рисовали Первую мировую войну. Поразительно, но дети изображали конкретные боевые операции и битвы у определенных населенных пунктов. Выходит, даже дети тогда знали, где и как воюет Армия их страны. А ведь тогда не было телевидения, как сейчас. Да что по нему теперь увидишь.
В свете усиленного навязывания нам так называемой «ювенальной юстиции» непонятно, почему на государственном уровне начинает выстраиваться такая модель, когда вместо грамотной профилактики и эффективной борьбы с детскими правонарушениями и преступностью нам предлагается жить в таком обществе, где ребенок может засудить своих родителей за малейшую провинность. Его смогут отнять у родителей под предлогом того, что они как-то не так его воспитывают. На их взгляд — не так. В случае если ребенок потеряет обоих родителей, его вряд ли оставят на воспитание родным бабушкам и дедушкам, а под различными предлогами передадут на воспитание в казенные дома. А «право» несовершеннолетних девочек на совершение аборта не только без согласия родителей, но даже и без их уведомления? И, в целом, никаких обязанностей — только права ребенка. Расти, дитятко, как кривой саксаул, в какую хочешь сторону. Потом вырастешь, государство с тобой разберется.
Что-то никак не падает у нас «население» мест лишения свободы, несмотря на все прогрессирующую гуманизацию уголовного законодательства. Сначала мы нравственно искалечим человека телевидением и вседозволенностью, а потом будем «исправлять» его в местах не столь отдаленных…
Ужесточаются наказания за сексуальные преступления. А вокруг рекламируется, показывается и навязывается сплошной разврат. Это плохой каламбур, злой, но наш дом стал похож на Содом.
А вот самое главное право ребенка — на жизнь, не быть убитым самым жестоким и безчеловечным образом, когда он находится еще в утробе матери, — наша правовая система, к сожалению, не регламентирует и не защищает. Речь идет об узаконенных абортах. Не приведи Господь кому-то побывать в абортарии и увидеть, что там происходит. С нас вполне хватит кадров видеосъемки оттуда. Кто это видел, не забудет уже никогда.
Самое страшное, что мы и к этому уже совершенно привыкли.
Мне кажется, что под маской равнодушия часто скрывается боязливость или трусость. Да ведь что получается. Сам Христос Спаситель сказал, что «нет больше той любви, как если кто поло¬жит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Бог есть Любовь см. Ин…), и значит как нам иначе понимать эти слова Спасителя, как не то, что погибший за других по смерти своей обретет спасение и Вечную жизнь. Разве это не великое чудо — за один только великодушный поступок получить безценную награду у Самого Христа? Наверно, так и строили свою жизнь по правде наши предки. Они не боялись. Они знали, что являются людьми, а не животными. И что после смерти они не обречены быть просто съеденными червем и ничего не останется, кроме трухи. К большому нашему сожалению, современный человек очень часто именно так и думает. А ведь как хочется пожить, повеселиться, и то, и се, а тут вдруг все возьмет да и закончится. «Умру — лопух вырастет».
Правды ради нужно отметить, что в недавние безбожные времена, да и сейчас еще встречаются люди, хотя и неверующие во Христа (быть может, только пока), но глубоко порядочные, добрые и смелые. Но ведь все сотворил Господь. И каждая душа, по святоотеческому определению, по природе Христианка. Только таких людей, как говорят — «просто хороших», в последнее время становится все меньше. Видимо, пришло то время, когда нужно делать выбор, с кем ты: со Светом или с тьмой. В условиях, когда уже почти персонифицированное зло вышло на открытую борьбу с Добром, на разделительной полосе не устоять.
В этом разница жизни с Богом — и без Бога. Поэтому мы и трусим, что не верим. Поэтому нам и все равно. Если равнодушие и не проистекает из трусости непосредственно, то, вероятно, очень уж близко стоят эти явления друг к другу. По-настоящему смелый, цельный человек всегда отзывчив, великодушен и не глух к чужому горю и нужде. Надо бы и нам стараться становиться такими же людьми. А примеров положительных у нас для этого немало.

Об авторе. Майор внутренней службы Алексей Юрьевич Петрик — начальник отдела специального учета в следственном изоляторе 2 УФСИН России по Краснодарскому краю (г. Армавир). Преподает в Армавирском Православно-социальном институте на кафедре гражданского права и процесса. Прихожанин Свято-Троицкого собора в г. Армавире.
С данной статьей выступал на региональной вузовской научно-практической конференции «Духовные ценности: светские и духовные измерения», проведенной Армавирским Православно-социальным институтом 17 декабря 2009 г.

Алексей Петрик
г. Армавир Краснодарского края
18.02.2010
1374
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru