Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

"Наша опора — духовность России"

Интервью с Главой г. Курска С.И. Мальцевым.


Своим сегодняшним днем полумиллионный Курск полностью обязан иконе "Знамения" Божией Матери Курской-Коренной, обретение которой некогда возродило давнюю Новгород-Северскую землю после татарского разорения. Величайшая святыня не только Курска, но и всей России, эта икона пребывает в Русской Православной Церкви Заграницей, в США. Согласно пророчествам, она должна вернуться на родину. Что можно сделать для того, чтобы приблизить время возвращения святыни? Этот духовный вопрос всерьез волнует главу города Курска Сергея Ивановича Мальцева, которого куряне второй раз выбрали своим градоначальником. Сергей Мальцев — кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского, которым Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил курского мэра за "внимание к трудам по возрождению порушенных святынь и строительству новых храмов".

— Попыток вернуть икону "Знамения" Божией Матери было предпринято много. Я поддерживаю усилия курской общественности, которая добивается того, чтобы икона хотя бы на время прибыла к нам, чтобы все Православные могли помолиться возле нее, — говорит глава г. Курска С.И. Мальцев. — Одним из условий моей предполагавшейся поездки в США было встретиться с владельцами иконы, но, когда это условие не исполнилось, я не поехал. К сожалению, от нас зависит далеко не все.
— Сергей Иванович, наверное 90 процентов граждан, избравших вас главой города, — Православные люди. По традиции, по крещению, по вере. Как вы понимаете свою миссию градоначальника одной из порубежных южнорусских "крепостей", которой с недавнего времени стал древний Курск?
— Больше чем 90 процентов курян — Православные. Но мы испытываем очень мощное давление извне. В разное время мне на стол легло больше десяти обращений с просьбами об открытии, строительстве храмов от неправославных, представителей иных конфессий. Я сначала не понимал, откуда они брали деньги для столь масштабных целей. И ведь власть обманывали. Обманным путем строили храмы. Просят: дайте нам два участка земли рядом, мы многодетные; приносят проект большого дома, а что внутри будет — не говорят, — мол, потом разберемся. Это значит, что их интерес — развалить Россию не только экономически, но и духовно. А на мой взгляд, наша опора — духовность России, ее соборность, истоки в вере Православной.
- Вы чувствуете себя защитником веры своего народа?
— Видимо, да. Но я, с другой стороны, чувствую себя защищенным верой. И спрашиваю себя: почему ж Православные не строят храмов? И вношу предложение: построить в самом заселенном районе города сразу несколько церквей.
— Взаимодействие светской и духовной власти в Курске приносит свои плоды?
— Я бы не хотел говорить о "плодах", все только начинается. Четыре года назад мы ввели в школах города факультативный курс Православной культуры. Меня обвиняли в "крайностях": "Вы что, Закон Божий в школы тянете?" Со мной пытались даже судиться. Я же ввел в школьный курс начальную военную подготовку. На меня опять подали в суд. А за что? Мне ведь страшно было за ребятишек, которые воюют в Чечне, они ж не могут автомат в руках держать. Тогда глава города принимает решение: ввести в курские школы дисциплину "Основы воинских знаний". Мы первыми в России узаконили эти учебные курсы. Но ведь этого мало. Никогда учитель не расскажет, что такое десять заповедей, — так, как это сделает священник. Мы не остановились на достигнутом. Я подписал постановление, и Великая Суббота перед Пасхой была объявлена в школах выходным днем. А за две недели до этого я призвал в школы священников, и теперь у нас за каждой школой закреплен батюшка, который рассказывает ребятишкам о великих праздниках.
Или вот получаю письмо от руководителя похоронного треста: на новом кладбище нет ни храма, ни часовни, дайте разрешение строить вместе с епархией. Ну разве это не приятно?
А что такое крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной? Это праздник. Я для себя определил: чтобы люди повернулись лицом к этому событию, к святыне, надо объявить день крестного хода Днем города.
— Есть мнение, что не стоит совмещать песни и пляски с крестным ходом по главной улице.
— А многовековая традиция ярмарок в Коренной пустыни, у места явления иконы "Знамения" Божией Матери — разве не завершение крестного хода? Но не было на Руси ярмарки без скоморохов, вина и веселия.
— Сергей Иванович, вы — глава того города, который являлся земной родиной Преподобного Серафима Саровского. Собираетесь ли вы сделать что-нибудь для того, чтобы память об этом великом русском святом жила в сердцах курян, например, назвать именем Преподобного Серафима одну из курских улиц или площадей?
— Это было бы проще всего и, наверное, неправильно. Его родители строили великолепный Сергиево-Казанский кафедральный собор в самом сердце нашего города, и назвать его именем улицу — это значит поставить его имя в ряд имен, а он не рядовой. Мы проявили инициативу назвать новый атомный корабль, который будет построен вместо погибшего атомохода "Курск", именем Преподобного Серафима Саровского. Это так же величественно, как и "Курск". Эти имена нельзя разделить, как один организм, отдельно они существовать не могут. Увековечить так — согласен. У моряков ведь такая традиция: именем погибшего корабля новый не называют. Атомохода "Курск" в истории не будет больше никогда.
— Это трагично, но верно. Гибель атомной подводной лодки "Курск" стала последней трагедией города Курска в XX веке. Ведь затонувшую субмарину и город объединяет одно имя. Изменились ли жизнь города, его пульс после катастрофы в Баренцевом море?
— Боль осталась, она не проходит. Я помню, как представлял Президенту Путину капитана корабля Лячина. Отношения между нами были очень близкие... А куряне все сделали, чтобы сохранить традиции. К новому 2001 году отвезли в Ведяево подарки детям, конфеты, вещи — все как обычно... Духовное, душевное непотопляемо. Это металл, корпус корабля мог утонуть, а души потопить нельзя.
Одна из матерей погибшего 20-летнего матроса посадила сад этой весной. Детишки-школьники ведрами носят воду, чтобы полить березки, которые будут расти в память о погибших воинах. У нас теперь даже молодожены в день регистрации приходят поклониться не вечному огню, они несут цветы к памятнику погибшим... И если где-нибудь в России боль прошла, то в Курске — нет.
— Не стихают голоса противников глобализации. На нашем региональном уровне это выразилось в решении Курской областной Думы обратиться к Президенту и Председателю Государственной Думы РФ с призывом отказаться от принудительной идентификации физических лиц и присвоения людям ИНН. Чем мотивировали депутаты необходимость принятия такого очень важного и уникального решения?
— Я как депутат был инициатором внесения в повестку дня заседания областной Думы этого вопроса об ИНН. Надо же было кому-то набраться смелости поднять эту тему. Честное слово, обидно за Православную страну. Да, мы провинциалы, да, мы обыватели, но почему мы позволяем себя унижать, топтать свое родное? Это у нас в крови, что ли, все разрушать до основания? Давайте уважать религию, под знаменем которой мы живем, корни-то наши в Православии. Нашел же выход из положения Пенсионный фонд: он тоже всех нас выстроил по порядку, но написал, что фамилия моя Мальцев и имя мне наречено, не цифра — имя. Уважать надо самих себя. Не говорю уже о концлагерях, где каждый был пронумерован, лишен имени. Депутаты Думы восприняли такую инициативу без лишних вопросов, с пониманием сути дела, а Курская Дума — очень неоднородный по своему составу орган власти. Мы хотели напомнить о необходимости уважать Конституцию Российской Федерации, гарантирующую свободу совести граждан. И, кстати, наши белгородские и брянские коллеги согласились подумать над тем, чтобы поддержать наше обращение против всеобщей идентификации физических лиц.
— Вы верите в то, что Курск когда-нибудь возродится в былой славе и будет влиять на русскую жизнь, как это было во времена "Слова о полку Игореве"?
— Я верю, что такое время настанет. Да, сегодня Курск — пограничный город, но не может быть границы в душе. Три великих славянских народа непременно объединятся. Верю, что мы до этих дней доживем. А народ наш умнее нас и видит дальше нас. Его возможностей нельзя недооценивать.

Евгений Муравлев, г. Курск
15.06.2001
910
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru