Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Проповедь в День России

12 июня в Самаре прошел второй международный фестиваль «Рок над Волгой».


Легендарный солист Deep Purple Ян Гиллан в этот день получил в подарок от игумена Сергия (Рыбко) (на снимке справа) Владимирскую икону Божией Матери.
12 июня в Самаре прошел второй международный фестиваль «Рок над Волгой».

Его организаторы на официальном сайте фестиваля широко прорекламировали праздничное действо, сообщив, что пройдет мероприятие по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (позже эта информация не подтвердилась). Еще в информационном сообщении говорилось, что к многотысячной аудитории, собравшейся возле Самары на поле «Красный Пахарь», обратится с проповедью игумен Сергий (Рыбко). Два этих известия позвали меня на фестиваль, который длился около двенадцати часов. Выступали группы очень популярные. Среди них «Аквариум», «Машина времени», «Король и шут», «Сплин», «Алиса», певица Пелагея… В стойкой пробке транспорт, сильная жара, много пьяных — это дорога на рок-фестиваль… на котором собралось не менее двухсот тысяч зрителей…
После выступления группы с жутковатым названием «Мордор» всему ее составу настоятель двух московских храмов — Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, и Преподобного Сергия Радонежского в Бибирево — игумен Сергий (Рыбко) дарит Православные календари и что-то объясняет. Пробираюсь к отцу Сергию и прошу его ответить на несколько вопросов.
— Батюшка, объясните, почему Православная Церковь, которую вы здесь представляете, решила принять участие в светском фестивале? Сейчас пост и не время для песен и танцев…
— Да, я с вами согласен, — говорит отец Сергий (Рыбко), — петь сейчас нельзя, и танцевать нельзя, но проповедовать — можно. Пусть здесь поют и танцуют, но здесь меня слушают… Дело проповедника — быть там, где его слушают и слышат. Меня сегодня здесь очень хорошо приняли и внимательно отнеслись к слову о Боге.
— Правда ли, что сам Святейший Патриарх благословил проведение фестиваля «Рок над Волгой»?
— Святейший Патриарх Кирилл благословил не все это мероприятие, а мою миссионерскую деятельность на рок-фестивале. Я монах Русской Православной Церкви и без благословения Священноначалия ничего делать не могу. И присутствую здесь только по благословению Патриарха. Моя деятельность заключается в выступлении перед любой аудиторией, о своем пребывании потом доложу во всех подробностях Священноначалию: и как встречали организаторы, и как слушали люди слово пастырского благовестия. Недавно как член Межсоборного присутствия от миссионерской комиссии я написал доклад к Архиерейскому Собору, где веду речь о том, что рок-концерты надо использовать для Православных проповедей. Уже несколько раз были опробованы выступления на молодежных музыкальных фестивалях, и они дали свои результаты. С 2002 года, еще с благословения ныне покойного Патриарха Алексия II, я занимаюсь миссионерской деятельностью. И могу сказать, что на рок-концертах, где собираются думающие молодые люди, которые пока ищут свой путь, нужно говорить о Боге…
— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если ему поставят кафедру в аду, то даже там он будет проповедовать. Можно вашу проповедь на рок-фестивале сравнить со словами Святителя?
— Нет, нет и еще раз нет… Люди здесь ведут себя достаточно достойно, и сильно выпивших лично я не встречал. По своему опыту человека, вышедшего из «неформальной» молодежи, могу сказать, что рок-музыка заставляла нас думать и искать смысл жизни. Когда начинаешь серьезно мыслить, то рано или поздно приходишь к одному верному решению – нужно стать Православным человеком. Философия различных неформальных групп строится на поиске себя в этом мире, на поиске истины, и думающий человек приходит к пониманию Божественного начала всего сущего. В этот момент из человека мечущегося, горланившего на рок-фестивалях песни, рождается Христианин. И рок-музыка помогает сделать в этом направлении первые робкие шаги.
— А я видела здесь много пьяных, и им, похоже, безразличны ваши слова…
— Почему молодые люди пьют или употребляют наркотики? Молодая душа приходит в мир с высокими и благородными идеалами, ищет светлое, но не находит. Юные очень болезненно это переживают, их не удовлетворяет то, что их окружает, и душа начинает погибать, вернее, уничтожать себя через служение греху. Почему люди становятся пьяницами? Потому что они не видят, для чего нужно жить трезво… Их жизнь пуста и безсмысленна, и от такой жизни они убегают в загулы. Пытаются уйти от действительности, но тем самым делают ее ужасной. Эти несчастные не знают ответов на вопросы, зачем создан человек, почему он пришел в мир. Надо рассказать им, что есть высокий и самый главный смысл — служить Богу, служить ближним.
— В своей проповеди вы призвали хранить Православную веру. Как вы думаете, собравшуюся публику заинтересовало ваше выступление?
— Сегодня во время проповеди среди многотысячной аудитории только один человек крикнул гадость и пытался прогнать меня со сцены. Но всегда будут гонители, и всегда будут слушатели, будут и добрые слушатели, которые даже со временем станут всей своей жизнью служить Христу. Примерно треть московских батюшек во времена своей молодости играли на каких-нибудь музыкальных инструментах в различных рок-группах… Теперь они служат Господу. Мы все с этой грешной земли, нас не в капусте же нашли, мы все обыкновенные люди… До кого-то уже дошло понимание истинности Православной веры, кому-то еще трудно сделать шаг к ней, да порой человек и не знает, куда этот шаг и в каком направлении делать. Через рок-музыку многие сделали первый шаг в поисках Господа. Слушая тексты песен российского рока, человек определяет границы добра и зла… В его душе идет поиск чего-то высшего… Все мои друзья по движению хиппи, все, кто слушал в молодости рок-музыку, сейчас стали Православными людьми, монахами, монахинями, женами священников.
— Выступления Православного священника на молодежных концертах многими оценивается как дело вредное…
— У священника нет права не замечать вот этих людей, которые составляют аудиторию рок-концертов. Будучи еще Митрополитом Смоленским и Калининградским, в 2006 году, ныне Святейший Патриарх Кирилл собрал Православных священников, среди которых был я, и рок-музыкантов, среди них были Константин Кинчев («Алиса») и Юрий Шевчук («ДДТ»). Всего собралось около пятидесяти человек, как противников, так и сторонников русского рока. Будущий Святейший Патриарх выслушал многих выступающих и на три часа уединился, после чего сделал такое заявление: «Русский рок есть духовное явление, и Православная Церковь должна всячески с ним сотрудничать». Многие тогда обрушились с критикой, но, тем не менее, сказанное было сказано. И в своей работе я всегда основываюсь на этих словах. Я считаю, необходимо священникам работать в этом направлении.

Юный фанат «Алисы» приветствует рок-музыкантов.
Люди не роботы, они меняются. Их духовные поиски мы просто обязаны поддерживать и проповедовать среди них Слово Божие. Я занимаюсь миссионерством уже не первый год и вижу, как с каждым разом меняется отношение людей к выступлению батюшки, могу сравнить, как это происходило несколько лет назад и какое всеобщее внимание теперь к моим проповедям. Сегодня несколько тысяч зрителей слушали внимательно, и я даже скажу — трепетно, слова о вере. Может быть, кто-то первый раз в своей жизни услышал Православного батюшку, и сегодняшний рок-концерт будет для кого-то первым шагом ко Христу… Хочется на это надеяться. Есть такое пророчество святого Патриарха Тихона, где он говорит, что насколько быстрым было духовное падение русского народа, настолько же будет стремительным его подъем. Патриарх Тихон предрекал те дни, когда пастырь, просто идущий по улице, будет вызывать у народа любовь и уважение. Ко мне отнеслись на рок-концерте как к VIP-гостю, это радует и вселяет надежду, что к Церкви даже светские люди относятся благоговейно…
— Вы сказали, что каждый третий батюшка Московской епархии в молодости играл на каком-нибудь музыкальном инструменте. На чем играли вы?
— На барабанах и гитаре, порой и сейчас приходится постучать. У нас при храме есть рок-группа, и иногда, когда нет барабанщика, ребята просят помочь и поддержать их песенный ритм.
— А этим вы разве не роняете сан священника, угождая людским прихотям?
— После монастыря я был назначен настоятелем городского храма. Одни задачи у священника, который служит в тихом сельском месте, совсем другие – у священника в мегаполисе. Чтобы общаться с людьми, надо знать их язык, понимать, чем они живут, чем дышат. А тем более если ты хочешь обратиться к молодежи, то без рок-музыки сложно обойтись. Много лет назад молодые люди устраивали рядом с Оптиной пустынью лагеря. Ставили палатки в лесу, на озере, носящем поэтическое название — озеро Любви. Целое лето там кто-то жил, и братия проводила беседы. Как это происходило? Расскажу про нас с отцом Мелхиседеком (Артюхиным), я тогда был рясофорным иноком. Нас приглашали посидеть у костра… Там, где молодые люди и девушки, как правило, есть гитара. Беру гитару, что-нибудь бренчу — это вызывало интерес. Молодые люди никак не ожидали, что человек в подряснике может играть на гитаре, да еще что-нибудь из Beatles или Deep Purple. Начинались вопросы, и беседы длились подолгу, порой за полночь, уже и костер успевал прогореть. Потом многие изъявляли желание принять Крещение, молились на Богослужениях, исповедовались и причащались. Когда я стал настоятелем московского храма, то ко мне приезжали люди и благодарили за то, что на тех беседах у костра они впервые услышали слово Божие.
— Был ли в вашей практике выступление, на котором было сложно говорить?
Выступает Константин Кинчев (группа «Алиса»).
— Был такой дикий случай, только я вышел на сцену, как один панк стал кричать: «Убей в себе Христа!» Он орал, как заведенный. Я его спросил спокойно: «Зачем убивать-то?..» Тот ответил, что не знает, что так все кричат, потом стушевался и ушел. Мне было жаль этого парнишку, который безсмысленно повторял чужую глупость. В его голове слишком много мусора… На одном фестивале я вышел на сцену, и вдруг на нее, как горох, посыпали неформалы, встали, легли, сели, я ничего понять не мог. Оказалось, они решили с живым батюшкой пофотографироваться — это хорошо, значит, цель была достигнута, с ненужным человеком никто фотографироваться не будет.
— Кому из музыкантов на сегодняшнем фестивале вы преподнесете подарки?
— Группе Deep Purple буду дарить Владимирскую икону Божией Матери…
— А в группе есть Православные?
— У вокалиста Яна Гиллана Православная жена, и они недавно венчались в Православном храме на грузинской земле. Икона — это тоже проповедь, есть случаи, когда люди приходили к Богу только от одного взгляда на икону. Хочется поддержать этим подарком Яна Гиллана и его жену, которые через ошибки и сомнения идут к Богу.
— О чем вы хотели сказать сегодня слушателям?
— Здесь, на нашей земле, где вот сейчас гремит со сцены рок-музыка, проходит черта между вечностью и временем. И живя на земле, мы вступаем уже здесь в вечную жизнь и здесь должны начать жить по ее законам. Об этом и хотелось мне сказать всем собравшимся на празднике нашей России.
Ольга Круглова
Фото автора и Г. Александровой
21.06.2010
Дата: 21 июня 2010
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru