Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Преподобный Силуан Афонский

Краткое житие.


Краткое житие.
Преподобный Силуан Афонский (мирское имя — Симеон) родился в 1866 году в селе Шовском Тамбовской губернии Лебединского уезда в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. Возлюбив Господа всей душой, юноша желал принять постриг, однако сначала пришлось поступить на воинскую службу. Молодой, красивый, сильный юноша в шумной суете начал забывать зов Божий к иноческому служению. Но однажды он в тонком сне увидел, как в него проникает “злосмрадный змий”. Почувствовав отвращение, он проснулся и услышал слова Самой Пресвятой Богородицы: “Ты проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на то, что ты делаешь”. Юноша горячо раскаялся перед Господом и возблагодарил Божию Матерь. К нему вернулось желание посвятить свою жизнь Богу. 

Осенью 1892 года Симеон был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне. Сначала его послушанием была тяжелая работа на мельнице, позднее хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. В 1896 году он был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с тем же именем.
Однако и на Святой горе Симеон подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе. Сознание того, что он снова опечалил Божию Матерь, потрясло послушника. Он стал много и усердно молиться, Иисусова молитва вскоре вошла в его сердце и стала совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен преподобным от Пресвятой Богородицы по сокрушенной молитве перед Ее образом. Но возникли новые искушения — тщеславие и гордость, доводившие до отчаяния. И тогда Господь непостижимо явился послушнику во время вечерни в храме Пророка Божия Илии и духом ввел его в Небесную обитель. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать, подобная благодати мучеников, наполнила его. Однажды познав Духом Святым Божественную любовь, он начинает глубже и острее переживать потерю благодати: “Она теряется нами за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, она оставляет нас за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам, …и опустошенная и унылая душа скучает тогда о Боге, как скучал отец наш Адам по изгнании из рая”.
Постоянно пребывая в подвиге, он спал урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, ограничивал себя в еде, советуя кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться; отсекал свою волю, считая, что это приносит пользу большую для души. “За то страдаем мы, — пояснял старец, — что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство”.
Однажды во время трапезы кто-то из монахов стал говорить о том, что русские работники на Афоне уступают европейцам. И вообще разве можно сравнить, скажем, немецкого рабочего и русского… Старец Силуан, обычно молчавший, вдруг возразил: “Русские всю душу, все свои помыслы отдали Богу и потому не занимаются с таким же рвением, как иные народы, земными делами. Но молиться гораздо труднее, чем делать земные дела. Если бы русские хотели заняться устроением земной жизни, а не небесной, то преуспели бы больше других народов”.
Но диавольские нападения возобновились. В одну из таких ночей он с сокрушением воззвал: “Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи, что делать, чтобы они не мешали мне?” — “Гордые всегда так страдают от бесов”, — был ему ответ. “Господи, научи, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?” И в сердце прозвучал ответ Бога: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”. По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться неприступной для врагов: она признает себя достойной вечной муки и нисходит во ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и тем самым избегая отчаяния.
Постепенно в молитве его начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Вся жизнь его была сердечной молитвой до великих слез. “Молиться за людей — это кровь проливать, — утверждал преподобный. — Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет”. В молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая глубокие тайны души.
Старец Силуан писал, что узнать, имеем ли мы в себе благодать Святаго Духа, можно лишь по тому, любим ли мы своих врагов. Если любишь врагов своих и молишься за них, значит, стяжал эту благодать, если же в сердце нет любви к ним — нет и Духа Святаго в душе.
11/24 сентября 1938 года схимонах Силуан мирно скончался. Спустя пятьдесят лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых.
Ученик схимонаха Силуана, архимандрит Серафим (Сахаров) издал ставшую известной по всему миру книгу “Старец Силуан”. Ее перевели на несколько европейских языков. 13 июня (31 мая ст. ст.) празднуется память всех Святых, во Святой Афонской Горе просиявших. В их числе мы молитвенно поминаем нашего русского святого — Преподобного Силуана Афонского. Память его 24/11 сентября.

cм. также:

04.06.2004
Дата: 4 июня 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru