‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Годы трудов и молитв

Двадцать лет Архипастырского служения Митрополита Сергия на Самарской земле.

Двадцать лет Архипастырского служения Митрополита Сергия на Самарской земле.

23 февраля 1993 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Епископ Азовский Сергий (Полеткин) был назначен Управляющим Самарской епархией — Епископом Самарским и Сызранским.

Годы служения Митрополита Сергия на Самарской земле, безусловно, уже принадлежат истории не только Самарского края, но и истории всей Русской Православной Церкви, истории нашего Отечества. Самарская губерния — крупный экономический и культурный регион России, а епархия (ныне Митрополия), расположенная в ее административных границах, имеет более чем полуторавековую историю, исполненную значимых духовных событий и свершений.

Если мы с вами бросим хотя бы беглый взгляд на историю Самарской епархии последних двух десятилетий, то увидим, что они по своему значению и насыщенности событиями нисколько не уступают годам становления епархии в XIX веке.

Назначение Владыки Сергия на Самарскую кафедру совпало с тяжелым временем для Отечества. Страна переживала не только политический распад и экономический коллапс, но и невиданную по своему размаху духовную интервенцию, посягавшую на душу русского народа. Народа, у которого вначале отняли Православную веру, а теперь стремились насадить культ золотого тельца, заменив одни ложные лозунги — про коммунизм — другими, еще более лживыми.

Можно смело утверждать, что эти два десятилетия архипастырского служения Владыки Сергия на Самарской земле стали поистине временем «собирания камней», временем созидания и борьбы за души людей, опустошенных десятилетиями атеистической пропаганды. Выросли целые поколения «иванов, не помнящих родства». И Епископ Сергий, став Самарским Архипастырем, будет об этом говорить постоянно. «Отрыв от духовных основ исторического бытия, — с горечью скажет Владыка Сергий в одном из своих выступлений, — неизбежно повлек за собой всесторонний, всеохватывающий кризис нашего общества. Ведь народ, не имеющий понимания своей исторической судьбы, своих святынь и традиционных идеалов, не может нормально существовать и развиваться, так же, как человек, лишенный памяти, не может полноценно жить».

День, в который Владыку Сергия назначили на Самарскую кафедру, совпал с общенародным праздником почитания воинов — защитников Отечества. Случайное ли это совпадение? У Бога ничего случайного не бывает. Ведь защита Отечества во все времена считалась долгом священным, благословляемым Церковью. Достаточно вспомнить слова святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского: «Плохой гражданин земного Отечества и Небесного недостоин». А в начале девяностых годов ХХ века, впрочем, как и сейчас, наше Отечество особенно нуждалось в своих защитниках. Защищать надо было не столько свою землю, сколько душу народа: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Это хорошо понимал Владыка Сергий, в свое время блестяще закончивший Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

Еще до своей хиротонии во Епископа Азовского Владыка Сергий несколько лет (с 1983 по 1989 гг.) был ближайшим помощником Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины). А поскольку Митрополит Владимир последовательно занимал должность Экзарха Западной Европы и Управляющего делами Московской Патриархии, то Владыке Сергию, который вел все делопроизводства Ростовской епархии, а затем и заведовал канцелярией Московской Патриархии, приходилось вникать во все тонкости дел по управлению не только Ростовской епархии, но и многих других епархий Русской Православной Церкви. Став же в 1989 году Епископом Азовским, Владыка Сергий приобрел еще и ценный опыт архипастырского служения, так пригодившийся ему после назначения на Самарскую кафедру.

5 мая 1989 года, вручая Епископу Сергию посох после его Архиерейской хиротонии, Митрополит Владимир говорил: «Твори то, что служит славе Божией, прославлению Церкви Христовой, пользе Отечества». Этому призыву своего наставника Владыка Сергий будет неукоснительно следовать все годы своего Архипастырского служения на Самарской земле. Центральным постулатом многих проповедей Самарского архиерея будет мысль, что без возрождения Православия невозможно и возрождение России.

Владыка Сергий родился 14 апреля 1951 года в деревне Ханино Рязанской области в многодетной крестьянской семье и в крещении получил имя Виктор. Красота русской природы Рязанского края, воспетая Есениным, оставила в душе будущего Архиерея неизгладимый след. «Близость природы сильно влияла на мой внутренний мир», — признается Владыка в своей автобиографии. А в одном из своих интервью, вспоминая свое детство, он говорил: «Пасху Христову отмечали всегда. Мы ходили в храм на ночную службу за 15 километров от дома. Возвращались обратно утром, шли по лесу, светило солнце и пели птицы — это было действительно незабываемое время. Время, когда душа общается с Богом, переполняется чувством радости».

И по сей день многие из нас удивляются работоспособности Самарского архиерея, который в свои шестьдесят лет не уступит и молодым. А разгадка сего феномена лежит в воспитании Владыки, когда закладываются основные черты характера. Семья Полеткиных жила скромно, и Виктор с ранних лет познал тяжелый крестьянский труд. Повезло Виктору и со своим первым духовным наставником — Архимандритом Серафимом (Урбановским), которого он называет «прекрасным батюшкой». Отец Серафим был настоятелем Успенского храма в селе Стружаны, куда маленький Виктор вместе с родителями ходил на службы сквозь леса и гати, а весной через залив по воде. Отец Серафим и определил дальнейшую судьбу молодого человека. Когда Виктор окончил строительный техникум, то отец Серафим рекомендовал его Епископу Рязанскому Симону, и тот направил будущего Архиерея иподиаконом в Борисоглебский собор.

Епископ Сергий. Первый год на Самарской кафедре. Фото из архива редакции.

А затем Московская Духовная семинария, где под сенью Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, по признанию Владыки, он «провел лучшие годы своей жизни».

Промысл Божий, всегда благой и совершенный для человека, Владыка Сергий ощущал на себе постоянно. В своей речи, произнесенной им 4 мая 1989 года при наречении его в Епископы, он скажет: «С чувством глубокого благоговения повергаюсь перед Промыслом Божиим, безпредельная благость Которого с детства многократно проявлялась в моей жизни и вела меня по церковному пути, смиренно покоряюсь вашему выбору с искренним и твердым намерением быть ревностным исполнителем предложенного мне долга». Именно ревностным исполнителем своего архипастырского долга он и явил себя по прибытии в Самарскую епархию. «Одной из главных задач моего архипастырского служения на Самарской земле, — напишет впоследствии Владыка Сергий, — считаю духовное просвещение».

Что же скрывается за этим емким понятием — духовное просвещение? «Встав во главе вверенной моему попечению Самарской епархии, — говорил Епископ Сергий, — своей основной задачей как архиерея я видел налаживание активной церковной приходской жизни на ее территории». Итогом духовного просвещения, по мысли Правящего Архиерея, должно стать воцерковление народа. Но воцерковление невозможно без храмов, большая часть которых была полностью разрушена, а другая лежала в руинах. Не промыслительно ли то, что Владыка Сергий в свое время закончил строительный техникум? Ведь с самого прибытия в епархию в 1993 году и по сей день неустанной заботой Архиерея станет строительство новых и восстановление порушенных храмов. На навязчивые вопросы журналистов — для чего это надо столько храмов, будет полушутя отвечать: «Больше храмов, меньше тюрем».

Ко дню назначения Епископа Сергия на Самарскую епархию в ней числилось 92 прихода. Но не стоит обольщаться этим количеством. Большая часть этих приходов ютилась в помещениях, едва приспособленных для Богослужения. Во многих ранее разрушенных храмах работы по восстановлению только начались. Так что большинство из этих 92-х приходов возродились под Архиерейским омофором Владыки Сергия. В итоге же двадцатилетнего управления епархией общее количество приходов возросло более чем в три раза.

И все же главной проблемой духовного просвещения новый Самарский архиерей считал нехватку кадров — священников. Тех, кто будет руководить строительством этих храмов, а затем и служить в них, просвещая народ светом Христовой истины. На вопрос корреспондента телеканала «Скат», с какими проблемами он столкнулся, когда возглавил Самарскую епархию, Владыка, не задумываясь, ответил: «Когда я приехал в епархию, не хватало священников, поэтому первым моим делом стало открытие Духовного училища». Духовенство, по мысли Владыки Сергия, должно было отвечать самым высоким требованиям, предъявляемым к пастырям Церкви. «Современному человеку, который является наследником эпохи религиозного геноцида, — скажет он, — подчас очень сложно разобраться в своей душе, найти здоровый источник удовлетворения своих высоких потребностей ума и сердца. Помочь ему — задача душевно чуткого, но в то же время компетентного, богословски и разносторонне развитого пастыря, стремящегося к пониманию того, чем живет современное общество».

Имея личный опыт учебы в одной из ведущих Духовных школ Русской Православной Церкви — Московской Духовной Семинарии и Академии, — а затем и опыт преподавания, (с 1982-1983 год он являлся профессорским стипендиатом на кафедре «Основного богословия» МДА), Владыка понимал всю трудность и сложность открытия Духовной семинарии в Самаре. Надо практически все создавать с нуля. И Владыка принимает решение приступить к выполнению этой задачи поэтапно.

В первый год своего управления епархией Епископ Сергий все усилия направляет на приобретение здания, годного для этих целей. К 1994 году его усилия увенчались успехом, и епархии было передано трехэтажное здание общей площадью 500 кв. метров, в котором и было открыто Самарское епархиальное Духовное училище. Владыка незамедлительно приступает к реконструкции здания и его расширению. В результате этой титанической работы к основному зданию было пристроено два современных корпуса, где разместились удобные аудитории и благоустроенное общежитие для студентов. В 1997 году Духовное училище преобразовывается в Духовную семинарию. Ректором вновь открытой семинарии Священный Синод Русской Православной Церкви назначает самого Епископа Сергия.

Став ректором, Владыка в короткий срок открывает в семинарии три факультета: пастырский, регентский и заочный. Перед научно-педагогическим коллективом Владыка ректор ставит задачу, чтобы каждый преподаватель имел ученую степень и звание.

Десять лет, с 1973 по 1983 год, Самарский архиерей провел под сенью святой обители Троице-Сергиевой Лавры. Здесь же, под благодатным покровом Игумена всея Руси Преподобного Сергия Радонежского, 23 декабря 1984 года он принял монашеский постриг с именем Сергия. Кому же как не Владыке Сергию понимать огромное значение возрождения монашеской жизни для становления Православия в России. В своем сочинении на соискание степени кандидата богословия «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» он писал: «Монашество есть не что иное, как воплощение в новых условиях того исконного, евангельского понимания Христианства, которое определяет жизнь всей ранней Церкви. В этом отречении от мира проявляется деятельная христианская любовь к людям».

Ко времени прибытия Епископа Сергия на свою кафедру, в епархии был открыт единственный монастырь — Иверский. Но практически все основные труды по возрождению Иверской обители проходили в течение последних двадцати лет и велись под непосредственным архипастырским попечением Владыки Сергия. Кроме этого монастыря Владыка Сергий благословил открытие еще шести обителей, о которых имеет постоянное архипастырское попечение.

Особенно дорог Владыке Сергию Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка. Эту святую обитель наш Архипастырь называет «зримым знаком духовного возрождения на богоспасаемой Самарской земле». Ежегодно Владыка совершает паломничество на Святую Гору Афон, особый удел Матери Божией. Именно эти поездки на Афон и подвигли Владыку в красивейшем уголке своей епархии воздвигнуть монастырь, посвященный Божией Матери. На живописном берегу Волги стоит эта белокаменная златоглавая обитель, устремленная к небу сорокаметровой колокольней, как символом устремления к Богу души Православного человека. «Радостно сознавать, — пишет Владыка Сергий, — что верующие люди называют святую обитель в Винновке «Волжский Афон». Это — поистине высочайшая оценка моего и братии скромного труда по строительству и благоустройству Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря».

После пяти лет успешной деятельности по управлению Самарской епархией Священноначалием Русской Православной Церкви Епископ Сергий был возведен в сан Архиепископа.

Октябрь 1999 года стал знаменателен для Самарской епархии Первосвятительским визитом Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх высоко оценил увиденное им на Самарской земле, сказав, что «Епархия входит в грядущее тысячелетие сильная своей Православной верой и традициями и просвещенная неустанными трудами своего клира».

Последующие годы управления Самарской епархией Архиепископом Сергием стали подлинным прорывом в деле просвещения и образования. Владыке удалось поставить проблему духовного образования на государственном, светском уровне и блестяще ее разрешить. Основы для решения этой задачи были заложены еще в первом десятилетии управления епархией. Так, в 1995 году по благословению Владыки Сергия в городе Тольятти открылась Православная классическая гимназия. Это уникальное учебное заведение возглавил доктор философских наук, кандидат богословия протоиерей Димитрий Лескин, став безсменным директором гимназии и главным помощником Архиерея во всех образовательных программах епархии.

Еще в 1999 году Правящему Архиерею удалось преодолеть предубеждения губернских чиновников от образования и подписать договор между Самарским епархиальным управлением и областным департаментом образования о совместной работе. Это в свою очередь позволило уже в 2003 году установить плодотворное сотрудничество между Самарской Духовной семинарией и Самарским институтом повышения квалификации работников образования с целью подготовки учителей для преподавания «Основ Православной культуры» в общеобразовательных школах. На базе школы № 54 «Воскресение» г. Самары была создана экспериментальная площадка министерства образования и науки Самарской области по разработке методики Православной педагогики.

Став членом совета ректоров вузов по Самарской области, Владыка употребил все свое влияние для установления доверия и тесного сотрудничества Церкви и людей науки. В этом Архиепископ Сергий видел обоюдную пользу, как для Православной веры, так и для Отечества. В своем приветственном слове на совете ректоров вузов в 2005 году Владыка говорил: «Общество обращает свои взоры на Церковь и высшую школу, а значит, и на нас, руководителей вузов, как на силу, способную противостоять распаду и вымиранию нации».

Владыка Сергий благословляет паству. 1995 год. Фото из архива редакции.

В 2006 году была создана межвузовская кафедра теологии, заведующим которой по благословению Архиерея стал протоиерей Димитрий Лескин. Опыт создания такой кафедры для России был безпрецедентным на то время. В вузах Самары по благословению Владыки создавались домовые храмы. Храм в честь святой мученицы Татьяны, построенный возле Самарского государственного университета, стал подлинным архитектурным украшением города и самого университета. Еще три домовых церкви действуют при ВУЗах Самары: это храм святой мученицы Татьяны при Самарском государственном техническом университете, домовой храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при Самарском государственном университете путей сообщения и храм в честь Сошествия Святаго Духа при Самарской гуманитарной академии.

Отдельно надо отметить создание Епархиального детского образовательного центра, который объединил десятки образовательных центров, созданных при храмах и монастырях епархии. В этих центрах, как правило, открывали кружки детского творчества и народного промысла, спортивные секции и воскресные школы для детей и взрослых. В 2007 году Правительство Самарской области своим постановлением поддержало инициативу Архиепископа Сергия по созданию при Православных приходах Самарской области сети культурно-просветительных центров для духовного и нравственного воспитания и организации досуга детей и молодежи. Согласно этому постановлению, такие центры теперь могут получать финансовую помощь от губернии.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в центре Автозаводского района Тольятти строится архитектурный ансамбль, выдержанный в высоких традициях древнерусского зодчества, создание которого находится в центре внимания и постоянных забот Правящего Архиерея. Поволжский Православный Институт имени Святителя Алексия, Митрополита Московского призван стать светским высшим учебным заведением, где будут органично сочетаться гуманитарное и теологическое направления обучения. Он будет готовить не столько служителей Церкви, сколько квалифицированных специалистов в области гуманитарного образования, которые по окончании вуза смогут трудиться в социальной, культурной, религиозной и образовательной сферах.

За двадцать лет управления епархией Владыки Сергия Самарский край преобразился не только внутренне — духовно, но и внешне. Практически все города и крупные села украсились вновь построенными или восстановленными храмами. Столица губернии — Самара — теперь на своих главных магистралях сверкает золотом куполов, которые преобразили ранее унылый пейзаж однотипных городских застроек.

Самым значимым украшением Самары стал Храм-памятник на площади Славы, построенный трудами и заботами Владыки в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия. Храм посвящен двум юбилейным датам — 2000-летию Христианства и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Во время визита в епархию Святейшего Патриарха Алексия в 1999 году состоялась торжественная закладка этого храма. Всеми строительными работами, и даже разработкой архитектурного проекта, руководил лично Владыка Сергий. Этот поистине великолепный храм Византийского стиля, ставший подлинной жемчужиной в архитектурном ансамбле города, был построен в кратчайший срок, менее чем за три года. 5 мая 2002 года, на праздник Святой Пасхи в нем была отслужена первая служба.

Минуло десять лет с того памятного дня. Храм давно уже стал эмблемой города, показываемой на телевизионных заставках и открытках. Самарцы не представляют своего города без этого храма, но мало кто знает каких усилий и душевных переживаний стоило Архиерею убедить власти разрешить строительство Храма-памятника в самом центре города напротив здания администрации области.

В одном очерке невозможно перечислить все свершения и дела за эти два десятилетия. Достаточно отметить, что на двадцатом году управления Самарской епархии она настолько численно возросла приходами и духовенством, и, конечно же, прихожанами, что Владыка Сергий счел необходимым обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением об образовании двух новых епархий в Самарской области. В марте 2012 года Священный Синод в ответ на это прошение постановил образовать в пределах Самарской области Самарскую Митрополию, включающую в себя Кинельскую, Отрадненскую и Самарскую епархии, а Архиепископ Сергий был назначен главой Самарской Митрополии и Правящим Архиереем Самарской Епархии.

Теперь начинается новая история, история вновь созданной Самарской Митрополии, которую возглавил Владыка Сергий уже в сане Митрополита. Этот очерк хочется закончить словами самого Митрополита Самарского и Сызранского Сергия: «В сегодняшнем мире нужно научиться быть соработниками Богу, и тогда возможно обретение счастья уже здесь на земле. А что такое счастье? Это полнота бытия, которая без Бога невозможна».

Протоиерей Николай Агафонов,

клирик самарского храма в честь святых Апостолов Петра и Павла, член Союза писателей России.

2615
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru