Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

Годы трудов и молитв

Двадцать лет Архипастырского служения Митрополита Сергия на Самарской земле.

Двадцать лет Архипастырского служения Митрополита Сергия на Самарской земле.

23 февраля 1993 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Епископ Азовский Сергий (Полеткин) был назначен Управляющим Самарской епархией — Епископом Самарским и Сызранским.

Годы служения Митрополита Сергия на Самарской земле, безусловно, уже принадлежат истории не только Самарского края, но и истории всей Русской Православной Церкви, истории нашего Отечества. Самарская губерния — крупный экономический и культурный регион России, а епархия (ныне Митрополия), расположенная в ее административных границах, имеет более чем полуторавековую историю, исполненную значимых духовных событий и свершений.

Если мы с вами бросим хотя бы беглый взгляд на историю Самарской епархии последних двух десятилетий, то увидим, что они по своему значению и насыщенности событиями нисколько не уступают годам становления епархии в XIX веке.

Назначение Владыки Сергия на Самарскую кафедру совпало с тяжелым временем для Отечества. Страна переживала не только политический распад и экономический коллапс, но и невиданную по своему размаху духовную интервенцию, посягавшую на душу русского народа. Народа, у которого вначале отняли Православную веру, а теперь стремились насадить культ золотого тельца, заменив одни ложные лозунги — про коммунизм — другими, еще более лживыми.

Можно смело утверждать, что эти два десятилетия архипастырского служения Владыки Сергия на Самарской земле стали поистине временем «собирания камней», временем созидания и борьбы за души людей, опустошенных десятилетиями атеистической пропаганды. Выросли целые поколения «иванов, не помнящих родства». И Епископ Сергий, став Самарским Архипастырем, будет об этом говорить постоянно. «Отрыв от духовных основ исторического бытия, — с горечью скажет Владыка Сергий в одном из своих выступлений, — неизбежно повлек за собой всесторонний, всеохватывающий кризис нашего общества. Ведь народ, не имеющий понимания своей исторической судьбы, своих святынь и традиционных идеалов, не может нормально существовать и развиваться, так же, как человек, лишенный памяти, не может полноценно жить».

День, в который Владыку Сергия назначили на Самарскую кафедру, совпал с общенародным праздником почитания воинов — защитников Отечества. Случайное ли это совпадение? У Бога ничего случайного не бывает. Ведь защита Отечества во все времена считалась долгом священным, благословляемым Церковью. Достаточно вспомнить слова святителя Филарета (Дроздова), Митрополита Московского: «Плохой гражданин земного Отечества и Небесного недостоин». А в начале девяностых годов ХХ века, впрочем, как и сейчас, наше Отечество особенно нуждалось в своих защитниках. Защищать надо было не столько свою землю, сколько душу народа: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Это хорошо понимал Владыка Сергий, в свое время блестяще закончивший Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

Еще до своей хиротонии во Епископа Азовского Владыка Сергий несколько лет (с 1983 по 1989 гг.) был ближайшим помощником Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (ныне — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины). А поскольку Митрополит Владимир последовательно занимал должность Экзарха Западной Европы и Управляющего делами Московской Патриархии, то Владыке Сергию, который вел все делопроизводства Ростовской епархии, а затем и заведовал канцелярией Московской Патриархии, приходилось вникать во все тонкости дел по управлению не только Ростовской епархии, но и многих других епархий Русской Православной Церкви. Став же в 1989 году Епископом Азовским, Владыка Сергий приобрел еще и ценный опыт архипастырского служения, так пригодившийся ему после назначения на Самарскую кафедру.

5 мая 1989 года, вручая Епископу Сергию посох после его Архиерейской хиротонии, Митрополит Владимир говорил: «Твори то, что служит славе Божией, прославлению Церкви Христовой, пользе Отечества». Этому призыву своего наставника Владыка Сергий будет неукоснительно следовать все годы своего Архипастырского служения на Самарской земле. Центральным постулатом многих проповедей Самарского архиерея будет мысль, что без возрождения Православия невозможно и возрождение России.

Владыка Сергий родился 14 апреля 1951 года в деревне Ханино Рязанской области в многодетной крестьянской семье и в крещении получил имя Виктор. Красота русской природы Рязанского края, воспетая Есениным, оставила в душе будущего Архиерея неизгладимый след. «Близость природы сильно влияла на мой внутренний мир», — признается Владыка в своей автобиографии. А в одном из своих интервью, вспоминая свое детство, он говорил: «Пасху Христову отмечали всегда. Мы ходили в храм на ночную службу за 15 километров от дома. Возвращались обратно утром, шли по лесу, светило солнце и пели птицы — это было действительно незабываемое время. Время, когда душа общается с Богом, переполняется чувством радости».

И по сей день многие из нас удивляются работоспособности Самарского архиерея, который в свои шестьдесят лет не уступит и молодым. А разгадка сего феномена лежит в воспитании Владыки, когда закладываются основные черты характера. Семья Полеткиных жила скромно, и Виктор с ранних лет познал тяжелый крестьянский труд. Повезло Виктору и со своим первым духовным наставником — Архимандритом Серафимом (Урбановским), которого он называет «прекрасным батюшкой». Отец Серафим был настоятелем Успенского храма в селе Стружаны, куда маленький Виктор вместе с родителями ходил на службы сквозь леса и гати, а весной через залив по воде. Отец Серафим и определил дальнейшую судьбу молодого человека. Когда Виктор окончил строительный техникум, то отец Серафим рекомендовал его Епископу Рязанскому Симону, и тот направил будущего Архиерея иподиаконом в Борисоглебский собор.

Епископ Сергий. Первый год на Самарской кафедре. Фото из архива редакции.

А затем Московская Духовная семинария, где под сенью Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, по признанию Владыки, он «провел лучшие годы своей жизни».

Промысл Божий, всегда благой и совершенный для человека, Владыка Сергий ощущал на себе постоянно. В своей речи, произнесенной им 4 мая 1989 года при наречении его в Епископы, он скажет: «С чувством глубокого благоговения повергаюсь перед Промыслом Божиим, безпредельная благость Которого с детства многократно проявлялась в моей жизни и вела меня по церковному пути, смиренно покоряюсь вашему выбору с искренним и твердым намерением быть ревностным исполнителем предложенного мне долга». Именно ревностным исполнителем своего архипастырского долга он и явил себя по прибытии в Самарскую епархию. «Одной из главных задач моего архипастырского служения на Самарской земле, — напишет впоследствии Владыка Сергий, — считаю духовное просвещение».

Что же скрывается за этим емким понятием — духовное просвещение? «Встав во главе вверенной моему попечению Самарской епархии, — говорил Епископ Сергий, — своей основной задачей как архиерея я видел налаживание активной церковной приходской жизни на ее территории». Итогом духовного просвещения, по мысли Правящего Архиерея, должно стать воцерковление народа. Но воцерковление невозможно без храмов, большая часть которых была полностью разрушена, а другая лежала в руинах. Не промыслительно ли то, что Владыка Сергий в свое время закончил строительный техникум? Ведь с самого прибытия в епархию в 1993 году и по сей день неустанной заботой Архиерея станет строительство новых и восстановление порушенных храмов. На навязчивые вопросы журналистов — для чего это надо столько храмов, будет полушутя отвечать: «Больше храмов, меньше тюрем».

Ко дню назначения Епископа Сергия на Самарскую епархию в ней числилось 92 прихода. Но не стоит обольщаться этим количеством. Большая часть этих приходов ютилась в помещениях, едва приспособленных для Богослужения. Во многих ранее разрушенных храмах работы по восстановлению только начались. Так что большинство из этих 92-х приходов возродились под Архиерейским омофором Владыки Сергия. В итоге же двадцатилетнего