Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Знамение времени

Чужой среди своих

Бывший преподаватель Самарской духовной семинарии иеромонах Амфиан (Вечелковский) открыто заявил о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Бывший преподаватель Самарской духовной семинарии иеромонах Амфиан (Вечелковский) открыто заявил о своей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Вот и случилось то, что, наверное, когда-то должно было случиться. Бывший преподаватель Самарской Духовной семинарии иеромонах Амфиан (Вечелковский) заявил публично о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. На официальном сайте Самарской епархии появилось краткое извещение: «В связи с появившимися в СМИ сообщениями о том, что иеромонах Амфиан (Вечелковский) объявил себя геем, Правящим Архиереем Самарской и Сызранской епархии принято решение о передаче данного дела на рассмотрение епархиального церковного суда. Иеромонах Амфиан (Вечелковский) в настоящее время находится за штатом Самарской и Сызранской епархии и не является преподавателем Самарской Православной духовной семинарии».

Все случившееся имеет как условно «хорошую», так и безусловно плохую сторону.

Трудно поверить, что этот человек отказался от веры, от служения под напором своих извращенных страстей и интеллектуальной гордыни.

«Хорошую» — потому что безобразие не может же длиться безконечно. А человек, давно уже и публично пропагандирующий извращения на своей странице «В контакте» и при этом до недавних пор являвшийся преподавателем Самарской Духовной семинарии и продолжающий быть заштатным клириком, — каждой секундой своего нелепого и извращенного пребывания сразу на двух стульях приносил неисчислимый вред Православию. Да, человек он образованный, знаток древних языков. Но это как раз тот случай, когда образованность явно не пошла ему на пользу. Чему может научить семинаристов такой, с позволения сказать, «ученый муж»? Ничему хорошему — это точно.

А что здесь плохо — тоже понятно. Молчать в тряпочку о своих извращениях о. Амфиан ведь не собирается. Не для того он так долго терпел все эти муки непонимания в среде нормальных преподавателей и студентов. И весь интернет теперь узнает, как в Церкви преследуют геев и свободу мысли. Житья мирным содомитам не дают, не дают даже преподавать семинаристам Новый Завет, как это столько лет делал Вечелковский. Не говоря уже об учении Дарвина про обезьян (!) — к слову, у о. Амфиана на обезьянах какой-то странный «пунктик». И многие теперь соблазнятся от его откровений. В основном, конечно, те, кто и так «обманываться рад».

Несколько лет назад мой сын с недоумением показал мне свою переписку «В контакте» с этим «преподавателем». Я посоветовал Даниле срочно убрать из списка «друзей» имя этого человека, созвучное «анафеме» (пусть не обижаются на меня достойные пастыри и монахи, носящие это же имя! не о них сейчас речь...). Потому что даже формально нельзя таких людей держать в друзьях. Даже в шутку — невозможно. И сын, конечно же, тут же мою просьбу выполнил.

...Но тем, кто по долгу службы и учебы был вынужден общаться все эти годы с о. Амфианом, так просто от него не было возможности отгородиться. И теперь вот хотя бы эти люди вздохнут с облегчением. Ни на минуту не сомневаюсь в том, что решения церковного суда будут скорыми и однозначными. Про Иуду-предателя в Евангелии есть страшные слова: «Лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14, 21). Наверное, не будет уж очень большим преувеличением сказать нечто подобное и про людей, которые по своей нераскаянности в страшных, смертных грехах и по решению Священноначалия лишаются сана. Судить об этом, конечно, не мне... Но и сам о. Амфиан (Артем Вечелковский, теперь лучше бы так его называть) понимает: его «карьере» ученого монаха пришел конец. И уже подыскивает себе что-то другое. Сейчас он тщетно надеется, что достаточно ему просто объявить себя частным лицом, закрыть за собой дверь — и все сразу наладится. Подыщет себе новую специальность... Пока не видно, чтобы он понял, в какую страшную бездну рухнул. Еще лететь и лететь ему в эту бездну вверх тормашками. До страшного удара оземь ему еще вроде бы далеко. Но — неизбежно. А пока лишь кривляние и эпатаж на его странице «В контакте». Что будет дальше — посмотрим. Пока жив человек, до последнего вздоха есть надежда на покаяние. Хотя... есть ведь и строгие слова Христа о том, что ждет соблазнивших «одного из малых сих».

И я, и многие мои знакомые прекрасно понимали: о. Амфиан для Церкви, для нашей епархии — мина замедленного действия. И когда-нибудь жахнет эта бомба клеветой и помойными «разоблачениями». Брызг от всего этого будет много. Но... переживем как-нибудь. И не такое переживали. «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2, 19).

Еще лет пять назад из-за о. Амфиана едва не разразился в нашей семинарии нешуточный скандал. Тогда талантливый румяный преподаватель в монашеской рясе с дрожью в голосе признался студентам, что Дарвин... прав! И он, преподаватель, дескать, больше не хочет обманывать студентов, как это делал раньше, когда излагал другие, недарвиновские теории происхождения человека. Тогда один (!) семинарист открыто отстоял Православие в святых стенах Православного учебного заведения. Слава Богу, нашелся такой! Назову даже его по имени — Илья Бакулин. Он не побоялся спора с авторитетным педагогом, прямо и публично выразил несогласие с дарвиновской, считай «обезьяньей», ересью преподавателя. Студенту этому даже грозил отец Амфиан исключением из семинарии. Но епархиальное руководство тогда строго одернуло преподавателя-дарвиниста. Студента того защитили. И отец Амфиан вроде бы отступил тогда, правда, неискренне и ненадолго.

Он и сейчас продолжает стоять на позициях дарвиниста-эволюциониста и считает, что запрещать ему преподавать эту дикую, давно опровергнутую ересь студентам — это чуть ли не душить свободную мысль. А что же его оппонент? Самое странное, что Илья Бакулин теперь уже из Петербурга с удовольствием виснет на странице «В контакте» бывшего своего преподавателя Артема Вечелковского. Видно, те плевелы, умело зароненные в душу юноши на уроках странного преподавателя, все же со временем дали свои тлетворные плоды. Когда соблазняются даже лучшие...

Да, многие знали, чего можно ждать от этого преподавателя, но молчали. И я не исключение. Тоже, как и все, молчал. И вот дождались... Такого позора, такого безстыдства наша Митрополия, наверное, еще не видела. Этот «все еще священник» (с его же слов) Амфиан теперь имеет наглость утверждать, что, мол, среди руководства Епархии немало таких же, как он, нетрадиционных. А это уже клевета и поклеп. Сознательный, расчетливый удар по Церкви. Что же, протодиакон Андрей Кураев, теперь в озлоблении вывешивающий у себя на сайте чуть ли не списки подозреваемых, может быть доволен: в городе на Волге у него есть достойный ученик-сапер. Взрывает он Церковь изнутри почти столь же умело и даже «жертвенно». Только результатом все равно будет пшик. Вот увидите...

Почему мы молчали? Этот вопрос я обращаю в первую очередь к себе. Ведь в непосредственной близости от Вечелковского находились до совсем недавней поры десятки будущих пастырей. Подавляющее большинство которых пришло в святые стены семинарии с искренним желанием служить Богу и людям. И... там их встречал на пороге странный такой интеллектуал «отец Амфиан». До недавних пор не только преподаватель, но и даже секретарь ученого совета семинарии! Такое в страшном сне разве только привидеться может... Есть от чего пошатнуться вере. И только сильные устоят. Я знаю одного почти мальчишку, который в этом году не пошел в семинарию из-за наличия в ней о. Амфиана. Окончил школу с золотой медалью и... поступил на исторический факультет. Чтобы от Амфиана подальше. А ведь столько лет алтарничал он и готовил себя к пастырскому служению! Но выдержать такое не каждому по плечу. А слухи о нетипичном преподавателе расходились все шире. И казалось, не будет этому позору конца...

Молчали мы, потому что слишком надеялись на тех, кому положено «не молчать» в таких ситуациях.
А надо было помнить слова Святителя Иоанна Шанхайского, что в особые периоды истории каждый из нас отвечает за всю Церковь. Каждый из нас! Лично! Наверное, такие времена уже и настают.

Надо бы вспомнить и про того, кто же в 2005 году принимал ставленническую исповедь перед рукоположением и постригом будущего иеромонаха Амфиана, и сделать нелицеприятные выводы — просто чтобы впредь не повторять таких болезненных, тяжелых ошибок. Не случайно, что история со священником-содомитом (простите за само соседство двух этих взаимоисключающих слов!) вышла на поверхность буквально на следующий день после другого скандального случая. Возле ИК №13 в поселке Спиридоновка был задержан правоохранительными органами во время передачи в тюрьму 50 граммов героина 30-летний дьякон одной из новообразованных епархий Самарской Митрополии. При этом он и сам находился в состоянии наркотического опьянения! Словно Бог хочет показать нам, какие неожиданные, тяжелые проблемы пришли уже и в церковную ограду. Чтобы мы не убаюкивали себя благостными ожиданиями и понимали, какие серьезные вызовы стоят перед нами.

В интернете появилось довольно легкомысленное объяснение случившемуся самого Артема Вечелковского (да, он теперь вновь так себя называет, к тому же в этом публичном обращении он написал: «я не считаю себя священником и не связываю себя с Церковью»). И что же? — вместо дерзкого признания, оказывается, была просто доверительная беседа с тольяттинским журналистом Евгением Халиловым о его не столь уж и тайных пороках. А уж тот по журналистской привычке придал всем этим его доверительным признаниям публичный характер... Этакая досадная случайность с 34-летним доверчивым простачком с рыжим пушком на щеках да в рясе... Ну и что, что семинаристы не раз писали на него жалобы в Епархию, обвиняя в растлении (по большей части интеллектуальном), в чем признается сам А. Вечелковский. Из-за последней такой жалобы ему даже пришлось этим летом и вовсе покинуть семинарию. Он как бы и недоумевает даже, почему вдруг дело приняло такую широкую огласку. «Ну и что же, что гей? Разве вы все об этом не догадывались? Разве я это так уж сильно скрывал? Но я ведь грамотный был преподаватель», — примерно такой ход мыслей этакого современного гонимого фанатиками «сократа». И даже от дарвинизма своего вовсе он и не думает отказываться. Напротив, считает все другие точки зрения на происхождение человека — недопустимыми в XXI веке. Все это нагромождение неслыханного абсурда свидетельствует об одном: по Божьему Промыслу пресеклась, наконец, столь резко эта «ученая карьера» преподавателя-содомита. И когда призванные говорить об этом слишком долго молчат, может вместо них (вместо нас, чего уж) заговорить кто угодно: от валаамовой ослицы и до тольяттинского журналиста включительно.

Но одно место в его «Апологии» (вместо покаяния — апология! Это заметьте...) все же нуждается в комментарии. «То, что я гей, я не скрывал никогда ни от кого с подросткового возраста: об этом было известно и в школе, и в университете, и родителям, и друзьям». А было ли это известно его духовнику, когда обсуждался вопрос о принятии сана? Ведь не мог же подкованный юноша не знать, как в Церкви относятся к содомии. Или думал, что для него будет сделано исключение? Вряд ли. Скорее, он просто скрыл этот свой грех. Думал, это все «так», не для него, а для «пипла» — и прокатит как-нибудь. Но вот хоть и через столько лет, а все же не прокатило. В одном из своих очередных интернет-оправданий Вечелковский пытается снять с себя ответственность, называет содомию не каким-то там сознательным грехом, а некой внешней силой, с которой одержимый недугом ничего не может поделать. Так ли это, мне неизвестно, хотя в Писании есть иные тому свидетельства. Как же иначе понять слова: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим. 9, 13)? Ведь речь идет об утробных младенцах, еще не совершивших в жизни ни хорошего, ни плохого. А вот приходится нести ответственность в том числе и за будущие свои поступки, и за родовые грехи... Так что не все тут так однозначно: болезнь, мол, да и всё... Пс. 138, 16 — «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Быть может, тяжелый порок гомосексуализма попускается как раз тем душам, которые по будущим делам своим или прошлым поступкам своих предков каким-то образом «заслужили» его? Но это уже такие сферы, о которых я не могу и не имею права судить.

Но уж точно в одном выборе Вечелковский был совершенно свободен. Он, будучи геем, не мог и не должен был идти в монашество и священство. Это тот выбор, который он сделал самостоятельно и сознательно. И это как раз тот выбор, за который придется теперь по всей строгости отвечать.

Почему именно содомия вызывает такое предельно отрицательное к себе отношение в церковной среде? (см. Ап. Павел: «Мужеложники... Царства Божия не наследуют». 1 Кор. 6, 9-10). Почему именно на Содом и Гоморру, а не на другие поганые (в древнем значении) языческие и тоже весьма нечестивые города был обрушен библейский гнев Небес? Наверное, потому что этот порок как-то особенно мерзок в очах Божиих. Это, наверное, чувствуют и сами одержимые этим грехом, отсюда их настойчивое стремление навязать свою «культуру», свое мировосприятие всему обществу. Парады гордости и прочую шокирующую нормальных людей демонстративную грязь. Сейчас и вовсе пошли они в наступление по всему фронту. Не всегда сознательно, но хотят заразить и нас тем же, чему они сами по какой-то неведомой причине оказались подверженными. Грех этот влияет и на тело, и на душу, и, главное, на дух. Вот почему есть строжайшие каноны (о которых прекрасно знает Вечелковский!), запрещающие геям принимать священный сан.

Вот как рассуждает о темных тайнах пола в своем «Дневнике» современный богослов протопресвитер Александр Шмеман: «Общим у всех гомосексуалистов является эгоцентризм, невероятная занятость собою... Нормальный человек может быть и часто бывает развратником. Недавно появились книги о [президенте США Джоне] Кеннеди, якобы не пропустившем ни одной секретарши. И все же так очевидно, что не в этом, не в грехах — была жизнь Кеннеди. У гомосексуалистов, однако, их гомосексуализм так или иначе окрашивает собой всё в их жизни: творчество, «служение», решительно всё. Окрашивает и, в каком-то смысле, определяет. Несомненно ощущается эта болезненная одержимость. Это всегда душный мир, из него всегда хочется как бы выйти на свежий воздух».

Вечелковский пишет своей интернет-аудитории: «В Церковь я пришел, чтобы стать лучше. Мне кажется, я стал». Но исцеления, преображения души все же не произошло. И все же ведь до самого конца у него был выбор! Ну, не справился со своим грехом, опустил весла. Наверное, есть такой отвратительной слабости какие-то свои объяснения. Но тогда тихо уйди за штат, прекрати служить, прекрати преподавать в семинарии. Не скверни того, что и для тебя свято! Не заражай сакральное пространство семинарии своими крайне либеральными взглядами (наверное, и у них тоже есть какая-то биохимическая причина? Теперь уж и не знаю даже...). Тихо выйди из храма как пастырь, но останься в нем как кающийся грешник. Главное, кайся, и при этом не привлекая к себе и своим извращенным страстям ничьего внимания. Это не сделает тебя нормальным, но невольно вызовет хоть какое-то уважение к тебе и к тому, как ты борешься с собой. И Бог может призреть на твои отчаянные мольбы, на смиренное осознание своей греховности. Не вреди же, наконец, тому, что, как ты сам признаешь, сделало тебя лучше. …Нет! Он сознательно пошел по богоборческому пути. Насмешки, осуждение всего и вся. Конец этого пути уже и сейчас проглядывается. Он страшен.

И все же каминг-аут (открытое признание в гействе) произошел у о. Амфиана не просто так именно сейчас. Это не «совесть заела», нет. Это он уже просто не мог находиться в Церкви. Задыхался в Ней, как человек из совсем другого теста. Трудно постоянно ощущать себя «чужим среди своих». И вот нестерпимо к таким же запутавшимся, чужим потянуло… Тем более что и в семинарии его после еще одной жалобы студента-первокурсника начали задвигать... Сам же он успел наговорить в первых своих интервью, что находиться в Церкви, где в штыки восприняли выходку «Пусси Райот», где не аплодируют глумлениям над Христом в постановке «Тангейзера», где возможны такие выходки, как недавно в Манеже, — он больше просто не мог. А на самом деле все проще и трагичнее. Господь долготерпел, но время прошло, а покаяние так и не наступило. И вот наконец о. Амфиана Сам Христос попросил не только из семинарии, а уже и из Церкви — «с вещами на выход».

Господь тогда начинает действовать, когда на нас уже надежд никаких.

Нечего делать отцу Амфиану среди нас. Теперь его ждет совсем иная жизнь. Это его выбор. Как говорится, чемодан, вокзал, гоморра…

...А если серьезно, то несмотря ни на что Церковь наша была, есть и будет — Святая, Соборная и Апостольская. И если пристанет к ней вдруг какое-то грязное пятно — то лишь временно, ненадолго. Глядь — и нет его уже, пятна этого. И куда подевалось — Бог весть.

Антон Жоголев.

P.S. В последних строках своей «Апологии» Вечелковский пишет: «Прошу прощения у тех, кто почувствовал себя обманутым мной; у всех, кто стал коситься на других, порядочных, честных священников». Возможно, еще какие-то хотя бы проблески христианского мироощущения в нем пока что имеются. И сейчас еще остается слабенькая надежда, что он тихо уйдет из Церкви на все четыре стороны света — никого не обвиняя при этом и ни в чем не оправдываясь. Просто исчезнет с поля зрения тех, кому столько соблазна вольно или невольно причинил. Не станет делать своей новой «профессией» разрушение того, чему когда-то все же пытался служить. Будем надеяться на это. В таких вальпургиевых сюжетах хороших концов не бывает. Ну, хоть бы из возможных не самый плохой...

* * *

На вопрос Артему Вечелковскому от группы поддержки в интернете, не думал ли он сменить конфессию на ту, где более терпимо относятся к геям, например, уйти к лютеранам или англиканам, — бывший преподаватель семинарии ответил так: «Раньше когда-то у меня была такая мысль, но сейчас я сменил конфессию радикально: на агностицизм».

…Мне кажется, что суд над этим несчастным уже состоялся. 

Дата: 25 сентября 2015
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
8
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru