Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Строится церковь в Ивделе…

В 30-е годы храм в центре Ивделя был превращен в пересыльный пункт ИвдельЛАГа. Многие здесь пострадали за веру в Бога: монахи, священники, их родственники и просто верующие люди.

Благовещенский храм в Ивделе.

На самом севере Свердловской области, в восточных предгорьях Урала раскинулся по берегам реки Ивдель город с одноименным названием. Его появление связано с промышленным освоением минеральных богатств Урала. Богатые месторождения россыпного золота были найдены по реке Ивдель и её притокам. 16 октября 1831 года на Знаменском прииске начали строить промывальную фабрику круглогодичного действия. Отслужили молебен в часовне, а потом работным людям было выставлено угощение. Спустя полтора века это событие было признано днем рождения Ивделя.

В 1852 году по благословению Епископа Пермского Неофита в самом центре селения был построен деревянный однопрестольный храм во имя преподобного Никиты Исповедника. Из святых икон, находившихся в этом храме, особым почитанием пользовалась Абалакская икона Божией Матери. Прихожане носили ее в свои дома в Пасхальную неделю, при закладке нового дома, при освящении жилищ, в день Ангела главы семейства.

В 30-е годы храм в центре Ивделя был превращен в пересыльный пункт ИвдельЛАГа или Учреждения Н-240. Эшелонами свозили в Ивдель со всей страны уголовников и «врагов народа». Многие пострадали за веру в Бога: монахи, священники, их родственники и просто верующие люди. Может, был в том Промысел Божий, что перед отправкой в лагеря на тяжелые испытания эти люди на пересыльном пункте в храме могли помолиться, укрепиться духовно. Ведь сотни заключенных сгинули в лагерях.

После войны храм был разобран, на его месте построили кинотеатр «Северный маяк», могилы священников остались при дороге или под ней. Только в 90-е годы, после того как в Ивделе появилась Православная община и в бывшем здании хозяйственного магазина открылся храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, рядом с кинотеатром был установлен памятный Крест на месте храма Никиты Исповедника. В 1912-1914 гг. в нем служил, ныне причисленный к лику святых, священник Аркадий Гаряев, который много потрудился для просвещения северных народов. Прихожане Благовещенского храма приходят крестным ходом к памятному Кресту, здесь служат молебны.

Екатеринбургская Духовная семинария начала работу по выявлению имен пострадавших в Свердловской области священнослужителей, с целью дальнейшего изучения их дел на предмет возможного прославления в лике святых. В ивдельском учреждении ГУФСИН получили разрешение на ознакомление с картотекой, которая содержит имена всех заключённых, когда-либо отбывавших наказание в сети Ивдельских лагерей. К сожалению, от большинства дел сохранились лишь карточки спецучета. В Ивделе совсем нет дел той эпохи, а в центральном архиве Екатеринбурга хранятся дела лишь тех заключённых, которые умерли в лагере. За два года работы с картотекой открыты более четырехсот имен монахов, священнослужителей и членов их семей, работа эта продолжается. Кто-то из этих людей умер в Ивдельских лагерях, кого-то отправили на поселение, некоторые были освобождены. А священник Павел Троицкий много лет числился по документам умершим, но как выяснилось, он чудом остался жив, выбрался из Ивдельских лагерей и еще много лет служил Богу и людям. Двое из тех, кто пострадал в Ивдельских лагерях, причислены к лику святых — это Сергей Иванович Кочуров и Анастасия Петровна Титова. А сколько их еще не явленных, одному Богу известно.

Приведу лишь несколько страдальцев за веру, в основном умерших в Ивдельских лагерях:

Автономов Иван Дмитриевич 1899 г.р. — священник, арестован в 1937г., статья 58

Андрианова Татьяна Афанасьевна 1886 г. — монахиня, арестована в 1937 г., ст. 58-10

Баклановская Анна Федоровна 1890 г.р. — жена священника, арестована в 1937 г., ст.58, умерла в лагере.

Барбарин Андрей Васильевич — священник, арестован в 1937 г., ст. 58-10, умер в лагере.

Белорусов Василий Федорович 1880 г.р. — священник, арестован в 1937 г., ст. 58-10, умер в лагере.

Бирюков Михаил Федорович 1881 г.р. — священник, арестован в 1937 г., ср. 10 л., умер в лагере.

Богатов Мефодий Иванович 1888 г.р. — иеромонах из монастыря Кискан Бендерского уезда, ст. 58, умер в 1942 г. в лагере.

Боровский Борис Александрович 1900 г.р. — сын священника, арестован в 1937 г., ст. 58, умер в лагере.

Брагило Иван Петрович 1898 г.р. — священник, арестован в 1937 г., умер в лагере.

Быстрозоров Николай Семенович 1889 г.р. — священник, арестован в 1937 г., умер в лагере.

Вексин Александр Павлович 1868 г.р. — священник, арестован в 1937 г., умер в лагере.

Вольская-Студитская Вера Николаевна 1889 г.р. — из духовенства, арестована в 1937 г., умерла в лагере.

Ворона Дмитрий Семенович 1874 г.р. — священник, арестован в 1937 г., умер в лагере.

Вознесенский Михаил Александрович 1881 г.р. — священник, арестован в 1937 г., умер в лагере.

Воскресенский Сергей Александрович 1903 г.р. — сын священника, умер в лагере.

Ильин Пётр Кириллович 1884 г.р., Тамбовская обл. — священник, учитель, ст. 58-1.

Карелин Аника Григорьевич 1876 г.р., Свердловская обл. — служитель культа, ст. 58.

Костырев Арсентий Иванович 1890 г.р., Лысьва, Свердл. обл. — служ. культа, ст.146.

Корыстин Алексей Митрофанович 1889 г.р., Воронеж, — священник, ст. 58-10.

Кочуров Сергей Иванович 1892 г.р. — священник, с. Троицкое Московской обл., ст. 58.

Кузнецов Николай Вениаминович 1885 г.р., Орловская обл. — б. священник.

Любичев Дмитрий Александрович 1886 г.р. — бывший священник, г. Харьков, ст. 54-6,11

Малинин Дмитрий Каллистратович 1887 г.р., Архангельская обл., служ. культа, ст. 58-1

Мачихин Василий Сергеевич 1881 г.р., Тамбовская обл., священник, ст. 58.

Мустафин Александр Иванович 1883 г.р., Мордовия. Священник, ст. 58-10.

Немыкин Павел Андронович 1888 г.р., Курская обл. Священник, ст. 58-10.

Осипов Иван Осипович 1881 г.р., Татарстан, русский. Бывший священник, профессия — плановик, ст. 58-10.

Пирютин Григорий Михайлович 1880 г.р., г. Борисоглебск. Священник, ст. 58.

Покровский Александр Михайлович 1888 г.р., Воронежская обл. Священник, профессия — художник-декоратор, ст. 58.

Савин Николай Иванович, 1865 г.р., г. Острогожск, Воронежская обл., священник, ст. 58-10.

Сиднев Марк Иванович 1872 г.р., г. Саранск, священник, ст. 58.

Смирнов Владимир Викторович, 1885 г.р., г. Ленинград, священник, ст. 58.

Соколов Валентин Евгеньевич 1872 г.р., Саратовская обл., служитель религиозного культа, ст. 58-10.

Тихомиров Иван Михайлович 1886 г.р., г. Уфа, б. священник, ст. 58.

Удинцев Вениамин Константинович, Петрокаменский р-н, Свердловская обл., служитель культа, ст. 58-10.

Ципляковский Пётр Семёнович 1873 г.р., Московская обл., священник, ст. 58. Умер 12.02.46 г.

Шишенков Дмитрий Пименович 1880 г.р., г. Саранск, священник, ст. 58-10.

Зиновий (в миру Николай Петрович Дроздов) 1875 г.р, Архиепископ Тамбовский, арестован в 1940 г. Находился в Ивделе, затем переведен в Богословлаг, где и скончался 9.09.1942 г.

В Ивдельских лагерях страдали 226 священников, 44 монашествующих, 55 церковнослужителей, 122 члена семей духовенства. Сегодня большинство могил не найти, так как на них не всегда ставили даже простые столбики с отметками, кто и когда захоронен. Зачастую осужденных хоронили в братских могилах. Кладбища для заключенных имели безсистемное расположение, не ограждались, могилы располагались между пней, кустарников и низкорослых деревьев. Теперь там сплошной лес. Предстоит открыть имена, обозначить места захоронения и продолжать работу в содружестве с архивом, музеем, средствами массовой информации.

А время уходит, люди, которые могут дать информацию, уходят. В прошлом году сгорел поселок Вижай, где были захоронения. На Талице, где томились и были захоронены репрессированные, уже давно все заброшено.

Ивдельская поэтесса Вера Шульская посвятила два стихотворения памяти жертвам политических репрессий.

У запруды

Здесь до сих пор надежная запруда.
Вода остервенело вниз летит.
Здесь сплава нет. И точно уж не будет.
Лишь горечь-память сердце бередит.
Туннель в скале — безвестным чудом света.
Диковиной невиданной — предстал.
О сколько ж рук творили «чудо» это?!
О сколько ж стонов лес окрестный знал!..
…Каменья-глыбы в стену превращались.
А речка — в озеро. Назвали Голубым.
Здесь от натуги жилы с кровью рвались.
Здесь жизни оборачивались в дым…
Как часовой адонис на поляне.
Купавки отдают поклон земной.
Здесь в каждой пяди эхо испытаний,
Здесь в пяди каждой — год тридцать седьмой.
Зачем душа вдруг сделалась дрожащей?..
На выступ этот снова я приду
Не здесь ли он томился, дальний пращур?
«Спаси, Господь…» — шептал в полубреду.
Здесь до сих пор надежная запруда.
Но безполезно вниз вода летит.
Ведь сплава нет. И точно уж не будет.
Слеза лишь чья-то мох густой кропит…

На Талице

Цветет багульник здесь цветами белыми.
Придет пора — брусничнику зардеть.
Но что со мной? Стою оторопелая…
Как будто кто-то произнес: «Нельзя… Не сметь…»
Роскошным лесом мне погост увиделся.
Ведь что ни холмик — дерево при нем.
Ступни бунтуют: «Вдруг кто… там обиделся —
По изголовьям, по сердцам зачем идем?».
Дожди размыли знак опознавательный:
Мол, рядом те, кого теперь уж нет.
(В скале высокой выбит был старательно
Отца народов сверхвнушительный портрет).
Ползли, ползли этапы за этапами…
Шумела речка Талица волной.
Медведь сердился: «Кто ж там сильной лапою
их всех сюда, сюда! — толкнул на берег мой?!»
Лесоповал шел умопомрачительно.
Секрет успеха наикрайнее прост:
Тайги простор такой… такой вместительный.
Да пополняющийся сотнями погост.
С березкой рядом памятник — единственный!..
Из труб железных крест сооружен.
Когда? Кому? Напрасен взгляд мой пристальный.
Глубокой ржавчиною монумент прожжен.
…Цветет багульник здесь цветами белыми.
Придет пора — брусничнику зардеть.
Передо мной погост… оторопелый он:
«Ну как забыть? Вот так забыть…
Да можно ль сметь?»

2008 г.

Мы не смеем забывать тех, кто пострадал за веру. На Руси была традиция строить покаянные храмы, храмы на крови, как же нужен храм в Ивделе!

Первый деревянный храм на Ивдельской земле, Троицкий, был построен 425 лет назад за один год. Второй, деревянный храм Никиты Исповедника, освящен в 1853 году, ровно 160 лет тому назад. В 50-е годы Никитинский храм полностью снесен.

Строительство нынешнего деревянного храма длится уже более десяти лет. Место под строительство храма было выделено в 1999 году на излучине реки. Храм надеялись построить и освятить к осени 2004 года. Но финансирование прекратилось, и строительство храма затянулось. Неужели настолько оскудела вера в людях, или стали люди духовно и материально бедны, что не можем осилить такое благое дело.

В настоящий момент внешние работы практически завершены, идут внутренние отделочные работы. Чтобы завершить строительство храма и его благоустройство, потребуется еще немало сил и средств. Настоятель ивдельского храма протоиерей Александр Мельников и прихожане просят всех добрых людей внести свою лепту в благое дело церковного строительства. В храме будут возноситься молитвы не только за живых и усопших жителей нашего города, а и за тысячи репрессированных, которые пострадали за веру на этой земле.

По всем вопросам можно обращаться в храм Благовещения Пресвятой Богородицы по адресу: 624590 Свердловская обл., г. Ивдель, ул. Механошина, 85, тел. (34386) 2-11-96. По этому адресу можно прислать и почтовые переводы, на имя протоиерея Александра Евгеньевича Мельникова.

Банковские реквизиты:

Получатель: Местная православная религиозная организация
Приход во имя Святого Благовещения г. Ивделя Свердловской области Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви.
ИНН 6610002049 КПП 661001001
Р/сч. 40703810864140000038 БИК 046521823
Кор. сч. 30101810810600000000823
Банк: ОАО «УБРИР» Филиал Серовский в г. Серове.
Назначение платежа: Пожертвование на строительство храма в г. Ивделе.

По благословению протоиерея Александра Мельникова материал подготовила Нина Новикова, прихожанка Благовещенского храма.
Дата: 12 апреля 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru