Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Нужна ли нам Православная мода?

Заметки с Пасхального творческого вечера «Пасха Красная» в Москве.


Заметки с Пасхального творческого вечера «Пасха Красная» в Москве.

Об авторе.
Екатерина Сиренева замужем, детей пока нет. Живет и работает в Москве, в модельном бизнесе. Прихожанка храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово (г. Москва, м. «Домодедовская»).

Недавно по работе мне довелось поучаствовать в необычном мероприятии - Пасхальном фестивале «Пасха Красная», проходившем в ювелирной компании «Эстет». Темой вечера был Православный «дресс-код», в программе были заявлены показы «Православной моды» (сознательно беру в кавычки, позже объясню, почему), концерт, дискуссия с Председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. А заключал программу «Православный фуршет».
Впечатление от мероприятия осталось неоднозначное. С одной стороны, чем больше Православие входит в нашу повседневную жизнь, тем лучше. Может быть, и такая, скажем уж откровенно, светская тусовка, кому-то поможет ближе познакомиться с Православной культурой, принесет тем самым какую-то пользу. С другой стороны, к Православию, с моей точки зрения, сие действо имело весьма мало отношения. «Православный фуршет» (хотя сами понятия фуршета и Православной трапезы, на мой взгляд, не вполне совместимы) с куличами и крашеными яйцами, детский хор, поющий молитвы, красивейшие (и баснословно дорогие) иконы, выставленные в витринах, фортепианное сочинение известного композитора на религиозные мотивы вполне вписывались в тематику вечера.
Православная мода...
Как будут выглядеть завтра прихожанки наших храмов - можно представить уже сегодня.
На снимках - модели Православной одежды, представленные на Пасхальном фестивале (справа - авторская работа Вячеслава Зайцева).
Главным событием фестиваля стали показы Православной одежды, об этом и хотелось бы поговорить подробнее. Моя точка зрения, как специалиста в вопросах моды, следующая: Православной моды как таковой нет и быть не может. Ибо что такое мода? Это некие тенденции, меняющиеся каждый сезон, как правило, навязываемые нам рекламодателями, дизайнерами, модными журналами и т.д. Придумывающими очередной «тренд сезона», который затем выплескивается на улицы. Трудно представить себе прихожанку Православного храма, которая каждый раз будет всерьез задумываться, пойти ли ей на службу в желтом платке или в синем (есть, правда, и здесь свои традиции: ведь синий - цвет Богородицы, зеленый - праздника Пресвятой Троицы). Или церковный журнал, где будут писать что-нибудь вроде «в этом сезоне в храмы модно надевать юбки-клеш». Абсурд, скажете вы, и будете полностью правы. Не говоря уже о том, что вообще-то Православным Христианкам (говорю преимущественно о женщинах, поскольку мужчинам одежда, как правило, не очень интересна) вроде бы не пристало тратить деньги на погоню за меняющимися тенденциями и уделять слишком большое внимание следованию моде.
Предпочтения верующих людей в одежде крайне консервативны, стиль, как правило, не меняется десятилетиями. И вот здесь можно и нужно поговорить не о Православной «моде», а именно о Православном стиле как устойчивой совокупности определенных элементов в одежде, который на протяжении ряда лет принципиально не меняется - для женщины это длинная юбка, максимально закрытое тело и покрытая голова (платок). Можно ли здесь придумать что-то новое и нужно ли? Модельеры, представившие свои коллекции на Пасхальном фестивале, считают, что да, можно предложить и здесь свежие идеи. Были показаны, например, вышитые льняные платья, отделанные кружевом, наряд, сплетенный в технике «макраме», все в той или иной степени отвечает заявленному в программе Православному «дресс-коду»» (не считая полупрозрачных кружевных сарафанов).
Но мне лично непонятно следующее. Когда речь заходит об одежде для Православной женщины, в подавляющем большинстве случаев нам демонстрируют изделия, сшитые по моде прошлых веков.  Нам, современным горожанкам, жительницам мегаполисов, предлагают нарядиться чуть ли не в сарафаны с кокошниками. Да, нужно сохранять народные традиции, но лишь как предмет искусства, а не следовать им в повседневной жизни. Понятно, что верующего человека никакой одеждой от храма не оттолкнуть. А вот сомневающиеся часто и не без оснований говорят: «все эти верующие так ужасно одеты, постоянно в черном, юбка в пол, платок по самые брови». Так и хочется сказать - нет же! В храме от нас не требуют этого! Если человек сам придет к каким-то ограничениям в одежде, если ему так комфортно, пожалуйста - я сама в церковь на службы, как правило, надеваю длинную черную юбку и свитер, поскольку именно в черном чувствую себя достаточно незаметной, настраиваюсь на молитвенный лад, но платки у меня всегда цветные. Наверное, в церкви в принципе не слишком уместны яркие цвета, не считая больших праздников. Но ведь мы идем в храм на встречу с Господом! Церковная служба для верующих - огромная радость! Так что мешает добавить в одежду для посещения церкви немного оптимизма? С одной стороны, безусловно, об одежде в храме вообще лучше думать поменьше, с другой - стоит ли впадать в крайности и одеваться нарочито бедно, некрасиво, безвкусно? Я думаю, нет, ведь наше тело - это вместилище духа Божьего, и, как писал классик, «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Отчего бы не разработать нарядную, но при этом скромную, с соблюдением всех Православных традиций, одежду, в которой работающие женщины могли бы не только посетить храм, но и пойти после службы в офис, при этом не привлекая недоуменных взглядов сослуживцев? К сожалению, то, что предлагают журналы, специализирующиеся на Православной тематике (например, уважаемая мною «Славянка»), с моей точки зрения, как и большинства моих верующих подруг, нельзя назвать даже отдаленно привлекательным. Увы, это, как правило, нечто серо-коричневое, все тех же старорусских фасонов, ужасно сфотографированное и преподнесенное зрителю. Понятно, что отчасти это вопрос бюджета, который в упомянутых журналах практически отсутствует, но и весьма низкобюджетные «Журнал мод» и «Крестьянка», тем не менее, делают съемки в аналогичном стиле намного лучше. Если уж браться за подобные темы, интересные читательницам, надо делать это хорошо. 
Признанный всеми корифей отечественной моды Вячеслав Зайцев, которого весьма уважают в том числе и в церковной среде за его вклад в развитие национальной русской культуры, продемонстрировал на фестивале коллекцию расписных телогреек (да-да!) из павловопосадских платков.
Ярко, жизнерадостно, но… опять же не очень практично, все-таки не каждый день у нас Масленица или народные гуляния, нужна определенная смелость, чтобы носить такие вещи каждый день. И стоит заметить, они далеко не всем по карману. Хотя если рассматривать его коллекции в целом, я бы взяла на себя дерзость назвать его модельером, творящим в духе Православия. В его платьях нет ни грамма пошлости, все очень благородно, практически всегда обязателен головной убор для завершения образа, красиво уложенные волосы.
Конечно, это вещи не для храма, но в повседневной жизни в них можно одеваться, не боясь оскорбить самые взыскательные вкусы. В 2000 году в изготовлении его коллекции принимали участие золотошвейки одного из знаменитых российских монастырей.  Да и сам дизайнер не раз говорил о том, что его вдохновляют наши Православные традиции.
Можно отметить также дизайнера Тамару Добролюбову, которая создает уникальные вещи полностью ручной работы, с «изюминкой», оригинальные, но вполне годящиеся для повседневной жизни.
Русская земля богата талантами, и художниками-модельерами в том числе, но они преимущественно сидят по своим мастерским и творят без всякой поддержки. Их изделия мало кто может себе позволить приобрести, ведь из-за большого количества ручного труда продукция их очень дорогая. И люди предпочитают одеваться в дешевый китайский обезличенный трикотаж.
Я считаю, что стиль одежды для Православных необходимо пропагандировать, и, если угодно, прививать народу вкус к красивой и притом благочестивой одежде. Ведь и длинные юбки, и закрытая одежда могут быть целомудренными и в то же время приятными глазу. На пасхальном фестивале зашла речь об открытии «Православных бутиков». Думаю, это все же некоторое преувеличение, и до этого дело вряд ли дойдет. Но пусть хотя бы каждый сам уже сейчас сможет выбрать из всего многообразия представленной в магазинах одежды то, что наилучшим образом отвечает именно его представлениям о том, как должен выглядеть Православный Христианин.
В конце дерзну высказать свое личное мнение. Одежда не мешает нашему спасению, она лишь отражает внутренний мир человека, а не формирует его. И пусть уж лучше женщина зайдет в церковь в брюках, чем не зайдет вообще (с этим, наверное, многие не согласятся!). Но тем не менее, здесь есть свои нормы и традиции, которые, безусловно, нужно уважать и воспитывать в себе культуру стиля одежды, не привлекающей ненужного внимания, не вызывающей вожделенных взглядов и вместе с тем женственной, элегантной и сдержанной.
Однажды в Австрии после показа моды меня познакомили с Православным священником, настоятелем храма Святителя Николая в Вене. Мне было немного неловко стоять в вечернем платье с бокалом шампанского в руке перед батюшкой. Но он был настроен благодушно и отозвался о состоявшемся тогда показе продукции российских дизайнеров примерно так: «Сама по себе красота - творение Бога, она не может быть греховной. Если все эти наряды разжигают тщеславие и зависть, тогда это действительно грех, а если, как ваш сегодняшний показ, несут людям радость и удовольствие от созерцания красоты, то какой же это грех?»
Хотелось бы пожелать нашим дизайнерам побольше таких коллекций, которые несут людям радость приобщения к миру прекрасного.
Екатерина Сиренева
руководитель выставочных проектов, г. Москва
23.04.2011
Дата: 23 апреля 2011
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru