Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

"Противостоять злу может лишь человек, сохранивший веру"

Первый проректор Самарской Духовной семинарии игумен Вениамин (Лабутин) отвечает на вопросы Православной газеты "Благовест".


Первый проректор Самарской Духовной семинарии игумен Вениамин (Лабутин) недавно принял участие в радиопередаче "Пастырь добрый", подготовленной редакцией Православной газеты "Благовест" на радиостанции "Голос Самары" (третья кнопка проводного радио). Целый час в прямом эфире он отвечал на вопросы радиослушателей и ведущей передачи заместителя редактора Православной газеты "Благовест" Ольги Ларькиной. Мы публикуем (в сокращении) текст этой передачи.

— Самарская Духовная семинария предназначена готовить образованных пастырей для Православных приходов. Ограничиваетесь ли вы в своей деятельности только этой задачей? Или, по вашему мнению, семинария призвана влиять на духовную жизнь всего города?
— Действительно, семинария играет очень важную роль в жизни Самарской епархии. Святитель Филарет Московский, выдающийся богослов ХIХ века, говорил, что Православная Церковь дышит двумя легкими: это монастыри и духовные школы. И ректор Самарской Духовной семинарии Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий особое внимание обращает на духовное образование. В1994 году трудами и заботами Владыки было создано первоначально двухлетнее духовное училище, а в 1997 году указом Святейшего Патриарха Алексия II оно было преобразовано в Самарскую Духовную семинарию. Сейчас у нас обучается на очном пастырском отделении 156 человек, 35 на регентском и 160 заочников. Я бы не сводил роль семинарии только к подготовке кадров для служения Церкви, хотя это тоже очень важно. Мы готовим также миссионеров, проповедников. Самарская Духовная семинария стала подлинным духовным центром нашего города. В храме преподобных Кирилла и Марии поют три семинарских хора, ежедневно проходит Богослужение. У нас единственный среди провинциальных епархий церковно-исторический музей, замечательная библиотека. Действуют Православный лекторий, воскресная школа, курсы по подготовке катехизаторов. То есть люди идут к нам и для того, чтобы получить знания о Боге, и чтобы через покаяние и молитву облегчить свою душу, побеседовать со священником и приобщиться к Православной культуре. Деятельность семинарии многогранна. Это и проведение праздничных концертов, научных и богословских конференций. Наши студенты несут Слово Божие людям, проповедуя в школах, Домах ребенка, центрах реабилитации, домах престарелых, в вузах.
— Кто он — "среднестатистический" сегодняшний студент семинарии?
— Большинство современных семинаристов люди молодые, от 18 до 21 года, выпускники школ. Некоторые из них отслужили в армии. Это молодые люди, которые тянутся к Богу и хотят послужить Ему в качестве пастырей. Как правило, это люди из верующих семей, но есть и ребята, чьи родители просто лояльно относятся к религии. У нас достаточно жесткие требования на вступительных экзаменах. В отличие от светских учебных заведений для нас очень важен нравственный облик студентов, поэтому у нас закрытое учебное заведение. Семинаристы регулярно посещают Богослужения, живут они в семинарии, несут необходимое послушание. Мы требуем, чтобы они при поступлении обязательно имели рекомендации от своего духовника, чтобы не менее года несли послушание в храме, знали основы Православного вероучения. Но главное, чтобы у них было стремление посвятить свою жизнь служению Богу.
— В последние годы Самара становится одним из духовных центров Поволжья. Есть ли перспективы создать на базе семинарии и Духовную Академию?
— Уровень преподавания у нас сейчас значительно повысился. Решены бытовые проблемы, построены новые корпуса. Всесторонне усовершенствуется учебный процесс. У нас первых, наверное, среди духовных школ произошел переход на вузовскую систему преподавания. Созданы научные кафедры, большое внимание уделяется научной работе и студентов, и преподавателей семинарии. Многие наши выпускники учатся в аспирантуре Московской Духовной академии. Святейший Патриарх Алексий II и председатель учебного комитета Священного Синода Архиепископ Верейский Евгений высоко оценили уровень преподавания в нашей духовной школе. У нас есть очень хорошие перспективы создания Самарской Духовной Академии, которая стала бы правопреемницей Казанской Духовной Академии, существовавшей до революции. Над этим вопросом серьезно работает руководство семинарии. Я думаю, в ближайшие годы мы увидим положительные результаты.
— Вы по светскому образованию историк, причем изучали в институте историю белогвардейского движения. Хотелось бы, чтобы вы прокомментировали те драматические события, которые сейчас происходят в Зарубежной Церкви.
— Проблемы Зарубежной Русской Православной Церкви — это наша боль. Трагическое разделение произошло в 20-е годы, значительная часть наших соотечественников оказалась за рубежом, и в их числе такие выдающиеся иерархи Церкви, как Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), Архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский), будущий Первоиерерх Зарубежной Церкви. Они образовали в 1921 году Синод по управлению зарубежными приходами, который оставался под контролем Святейшего Патриарха Тихона. Но, к сожалению, их Синод находился под сильным влиянием радикальных кругов. Когда в 1927 году Митрополит Сергий (Страгородский) выступил с Декларацией о лояльности к Советской власти, то Зарубежный Синод отказался признавать всякие полномочия Русской Православной Церкви.
За прошедшие десятилетия нас обвиняли в разных грехах, нередко голословно и несправедливо. Были, конечно, различные скорби и искушения, но были они и у Зарубежной Церкви. Мы можем вспомнить, например, печально известное послание Анастасия (Грибановского), который в июне 1941 года одобрил крестовый поход Германии "против безбожных большевистских орд", — это тоже не лучшая страница в истории Зарубежной Церкви. Но сейчас встает вопрос о необходимости воссоединения. Ведь Русская Зарубежная Церковь не может существовать как отдельная поместная Церковь, это зарубежная часть единой Русской Православной Церкви. Сейчас в Зарубежной Русской Церкви два крыла. Есть люди, придерживающиеся здравых взглядов, во главе с Архиепископом Берлинским Марком, который выступает за налаживание связей с Московским Патриархатом, за последующее воссоединение. Есть группа ревнителей не по разуму — это бывший Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви Митрополит Виталий, который порой называет нашу Церковь "церковью схизматиков", то есть использует богословски неверные термины, и даже заявляет о безблагодатности наших церковных таинств. Но к счастью эта группа в меньшинстве, ее влияние падает, и несколько месяцев назад на заседании Синода Митрополит Виталий ушел в отставку. Сейчас события в Зарубежной Церкви развиваются бурно, и вскоре мы узнаем, какие изменения там произошли. Думаю, эти изменения назрели, необходимо преодолеть раскол, вызванный трагическими событиями революции и гражданской войной, и воссоединиться обеим частям Русского Православия. К этому призывает и наш Патриарх Алексий II.
— Отец Вениамин, расскажите немного и о себе.
— Я происхожу из семьи коренных самарцев. По линии мамы это были благочестивые и достаточно известные до революции люди, они занимались торговлей зерном. Прабабушка была на канонизации преподобного Серафима, посетила все основные святыни Императорской Руси. В годы гонений в нашем доме жил Архиепископ Самарский Александр (Трапицын), ныне прославленный как священномученик. Это Небесный покровитель нашей семьи. Потом он был арестован и сидел в лагере, и с ним по одному делу была репрессирована моя бабушка, ныне покойная Прасковья Петровна Никифорова. Помню, когда я был маленьким, до моего поступления в школу она ежедневно водила меня в Покровский собор на Божественную литургию. Благодатные семена, которые она посеяла, впоследствии дали плод, и по окончании исторического факультета пединститута я решил связать свою жизнь со служением Богу. В январе 1992 года Владыкой Евсевием я был рукоположен во диакона, в ноябре того же года — в сан священника. Я был полтора года настоятелем Варваринской церкви в Нефтегорске (районный центр Самарской области — ред.), а с августа 1994 года исполняю послушание в Самарской Духовной семинарии.
— Есть проблема, которая сейчас коснулась буквально всех. Проблема ИНН стала во весь рост уже перед каждым россиянином…
— Я все-таки надеюсь, что произойдут позитивные изменения. То, что произошло 11 сентября в Америке, что происходит сейчас, должно всех нас заставить задуматься о нашем будущем. Невозможно создавать некое мировое сверхгосударство, которое будет жестко контролировать всех своих граждан, когда действительно нас всех пронумеруют, заставят всех веровать в некие ценности западного мира, мира потребления, для нас неприемлемые. Господь создал мир многообразным. Нельзя его пытаться привести к одному знаменателю, к тому же далеко не самому лучшему. Я думаю, такое понимание должно наступить у многих политиков, деятелей культуры. Если мы не изменимся, если будем продолжать агрессивное следование непонятным для нас методикам политическим и духовным, мы окажемся перед катастрофой, более даже глобальной, чем многим представляется.
Проблема ИНН многих безпокоит. Всех нас безпокоит давление, которое оказывается для того, чтобы заставить людей принять ИНН. Хотя Святейший Синод заявил, что принимать номер или нет — это дело каждого христианина, одновременно Синод заявил, что выступает против агрессивности в этом вопросе как с той, так и с другой стороны. Надо уповать на милость Божию, надо молиться, и я думаю, что каждый для себя к каким-то определенным выводам придет.
Проблема глобализации очень серьезная. И противостоять этому злу может только человек, сохранивший свою веру, который молится, который читает святых отцов, который болеет сердцем за возрождение Святой Руси.
— Что вы посоветуете тем молодым людям, которые сейчас определяют свой жизненный путь?
— Мы, христиане, оптимисты, и не можем с пессимизмом смотреть в будущее. Господь сказал: "Мужайтесь, Я победил мир". И мы знаем, что рано или поздно зло исчезнет. Останется Господь и Церковь, которую Он основал. А молодым людям, которые задумываются о будущем, я бы пожелал быть честными, никогда не лгать. И искать Истину. В этом случае они обязательно придут ко Христу.

Ольга Ларькина
09.11.2001
1017
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru