Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

"Колокольный звон — это проповедь о Христе"

Интервью с екатеринбургским звонарем диаконом Димитрием Бажановым.


Веселый колокольный звон поплыл над Екатеринбургом утром 19-го июля. Это звонили звонари на колокольне Свято-Троицкого кафедрального Собора. Совершив колокольный звон, они поспешили на центральную фестивальную площадку — Вознесенскую горку, где в полдень колокольным звоном открыли фестиваль Православной культуры "Царские дни". В дни фестиваля звонари поднимались на все главные колокольни города, и колокольный звон звучал все "Царские дни". Возглавлял артель юных и талантливых звонарей отвечавший на фестивале за номинацию "Колокольные звоны" архиерейский звонарь диакон Димитрий Бажанов. В свободную минуту он согласился ответить на вопросы.

— В Екатеринбурге до революции было много колокольного звона?
— Раньше в нашем городе было много колоколен с богатым набором колоколов. Был даже большой колокол весом в 16 тонн 200 килограммов. По пальцам можно было перечесть колокола в России, которые были больше его, — это Успенский колокол, Петербургский колокол на Исаакиевском соборе, Сысой в Ростове Великом. Этот колокол, к сожалению, был уничтожен в годы лихолетья. Я нашел в архиве специальные указы советской власти по поводу колоколов. Сначала их хотели просто уничтожить, но быстро поняли, что они пригодятся для нужд советской промышленности. В Советском Союзе не хватало меди для чеканки мелочи, и медь закупалась из-за рубежа. Поэтому подробно указывалось, как снимать колокола, готовить автогены, подводы, колокола не сбрасывать. Там, где люди отстаивали колокола, они оставались висеть. У нас в Ивановской церкви, которая никогда не закрывалась, был колокольный звон в годы войны.
— А сейчас в Екатеринбурге много колоколов?
— К счастью, сейчас ситуация улучшается, в нашей епархии хорошо представлены
колокола. Прежде всего потому, что у нас есть колокололитейный завод в Каменск-Уральске. Колокола этого завода звонят не только у нас, но и пол-Москвы ими увешано, и весь север страны, есть они и в Европе, и даже в Америке. Появляются доброхоты, которые жертвуют колокола, и у нас появляется все больше колоколен. Стоит их перечислить: одна из лучших в регионе колокольня Свято-Троицкого кафедрального собора, старинная колокольня Ивановской церкви (Иоанно-Предтеченский кафедральный собор), с сохранившимися старинными колоколами, колокольня на Уралмаше прихода в честь Рождества Христова.
— Далеко слышны в Екатеринбурге колокола?
— В Пасхальную и Рождественскую ночь, когда нет шума транспорта и предприятий, колокола слышно довольно далеко. Хотя им мешает высотная застройка домов.
— Отец Димитрий, что это за профессия — звонарь?
— Звонарь, скорее, даже не профессия, а призвание. Звонарем может быть не каждый человек, а, прежде всего, человек верующий. К тому же он должен обладать чувством ритма, музыкальным слухом и хорошим физическим здоровьем. Даже для того чтобы звонить минут десять, нужно очень сильно стараться. У меня были помощники-звонари, которые пришли из десанта, и они не очень долго выдерживали.
— С колоколами иногда происходят удивительные вещи. В Угличе в Храме Димитрия на крови сейчас показывают набатный колокол, в который зазвонил пономарь Федот, увидев убитого царевича Димитрия и созывая угличан. Колокол получил наказание: был сброшен с колокольни, ему оторвали "ухо", "язык", били плетьми и отправили в ссылку в Тобольск, куда угличане целый год тащили его на своих плечах. В ссылке колокол пробыл 300 лет и потом был возвращен в родной город в 1892 году. Как бы вы прокомментировали эти события, которые произошли с колоколом как с живой личностью?
— Таких исторических случаев, связанных с колоколами, немало. Так же поступили с вечевым колоколом в Новгороде Великом. Его секли и кинули в болото. Это показывает, что роль колоколов была очень большой не только в церковной, но и в общественной жизни. Благодаря колоколам Церковь выражала свое торжество, созывались люди на вече, русское общество выражало свои беды и победы, колокола звучали во время бедствий, созывая людей, они были замешаны в вечевых собраниях, в мятежах.
— У вас были такие случаи?
— Нет, у нас все-таки не такие глубокие и давние традиции, Урал начал по-настоящему христианизироваться только в XVIII веке. Верхотурье, конечно, более древнее.
— Екатеринбуржцы уже привыкли вставать под звон колоколов?
— К сожалению, этого сказать нельзя, наш город — это не центральная Россия, где люди в большинстве своем верующие, религиозные. Есть у нас даже такие, кому не нравится колокольный звон, и они пытаются вставлять палки в колеса, жалуются: "Почему это в центре города разрешены колокола, здесь дома жилые". Они не понимают, что первый "дом", с которого все начинается, это церковь.
— А когда начались колокольные звоны на Руси?
— С момента принятия христианства, то есть с конца X века. Колокола пришли на Русь из Византии, которая, в свою очередь, восприняла колокола из Западной Европы. Но, как видно из истории, именно на Руси колокола получили самое большое распространение. Расцвет колокололитейного и звонарного искусства у нас приходится на XV-XVII века. Русские колокола всегда славились мелодичностью и бархатностью голоса. Западные колокола имеют более точный звук. Там трудятся не над плавной мелодичностью колокола, которая создает неповторимый звон русской церкви, а именно над точным звуком, чтобы можно было построить какие-то гаммы. Колокольня на Западе в чистом виде распространена мало, в основном там представлены башенные колокольни, где колокола приводят в действие механизмы, и таким образом устраиваются концерты.
— От чего зависит звучание колокола?
— От того, как он отлит, как подвешен и кто в него звонит. Если сочетаются все эти три фактора, то звук получается очень красивый.
— Какова роль колокольного звона в возрождении России, которое, мы надеемся, произойдет?
— Колокольный звон является одним из видов проповеди о Христе. Если звонари хорошо подготовлены и чувствуют то, что делают, если они молятся перед тем, как подняться на колокольню, если это не просто отбывание времени, а любимое дело, то люди это тоже слышат, чувствуют и идут в церковь, где они уже слышат молитвы, пение хора и проповедь священника.

На снимке (внизу): "Ссыльный" угличский колокол спустя триста лет вернулся в родной город…

Людмила Белкина
06.09.2002
1203
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru


Warning: fopen(/home/b/blagovesrf/public_html/cache/desktop/public_page_8259): failed to open stream: No such file or directory in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1260

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1261

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1262