Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Подвиг Митрополита

В Санкт-Петербурге открыт памятник Священномученику Вениамину, Митрополиту Петроградскому и Гдовскому.


В Санкт-Петербурге открыт памятник Священномученику Вениамину, Митрополиту Петроградскому и Гдовскому.

Настоящая поэзия порой сродни пророчеству. И читая сейчас стихи Анны Ахматовой, написанные в 1922 году, только удивляешься, как точно угадан в них путь Русского Православия:
И выходят из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим — в леса Саровские
Стадо сельское пасти.
Анна — в Кашин,
уж не княжити,
Лен колючий теребить.
Провожает Богородица,
Сына кутает в платок,
Старой нищенкой оброненный
У Господнего крыльца.
В сокровенную глубину народной души прятались тогда наши святыни, чтобы в дивном сиянии и славе вернуться к нам, когда мы окажемся готовы к этому.
То золото, которого в период «изъятия церковных ценностей» так жадно искали в наших храмах Ленин, Троцкий и Зиновьев, никуда не ушло от нас. Переплавленное страданиями, оно сохранилось в подвигах новомучеников — истинном сокровище Православной Церкви.
Об этом и вспоминал я 28 августа 2009 года, когда у церкви Успения Пресвятой Богородицы в присутствии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира открывали памятник Святителю Вениамину, Митрополиту Петроградскому, который соорудили здесь по проекту ктитора храма Валентина Леоновича Ковалевского.
Простерев в благословении руку, встал бронзовый Митрополит на том месте, где, быть может, стоял он живым, благословляя прихожан храма святой равноапостольной Марии Магдалины, храма, который он так любил…
Авторам памятника скульптору Виктору Шувалову и архитектору Вадиму Мельникову удалось создать глубокий и исторически выверенный образ Святителя.
Мягкий и уступчивый Митрополит Вениамин (Казанский) был избран Господом, чтобы первому выступить против обновленцев — за-хватчиков в рясах, измаранных в кабинетах ГПУ.
…Митрополит Вениамин входит не только в сонм Петроградских святых, но и Самарских. Ведь в городе на Волге он одно время возглавлял Духовную семинарию.
Смотришь на величественный памятник и представляешь, как 26 мая 1922 года Митрополит Вениамин слушал сладкоголосого протоиерея Введенского, повествовавшего, что, дескать, Патриарх Тихон, в силу сложившихся обстоятельств, передал управление Церковью Временному Церковному управлению. Когда Введенский смолк, Митрополит Вениамин, даже не взглянув на мандат, объявил, что отлучит от Церкви и Введенского, и Красницкого, и Белкова, если они не принесут покаяния в самовольном захвате церковной власти.
И тогда Введенский начал униженно канючить, что если Владыка не доверяет ему, пусть отдаст его под церковный суд, и суд примет правильное решение. Но Митрополит не поддался на эту уловку, и 28 мая его послание было прочитано в петроградских церквях.
В.Д. Красницкий скажет потом на процессе:
— Это был, конечно, самый большой удар, который нанесли нашему Церковному управлению представители монашествующего духовенства…
Красницкий давал эти показания, когда отлучение с обновленцев по настоянию ГПУ было снято, но страх его не рассеялся и тогда. А когда послание Митрополита только-только было оглашено в храмах, Введенского охватила настоящая паника.
В тот же день он явился к Митрополиту Вениамину в сопровождении чекиста И.П. Бакаева, и тот по-чекистски жестко предъявил Митрополиту ультиматум. Или — или. Или Митрополит снимает отлучение с Введенского, или его самого ожидает немедленный арест и расстрел.
— На все воля Господня… — ответил чекисту Митрополит Вениамин. — Ступайте с Богом.
1 июня, утром, из Москвы пришла телеграмма: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал… О результатах операции немедленно сообщите. Начсоперупр ГПУ Менжинский».
С обыском, который в соответствии с указанием Менжинского делался особенно тщательно, чекисты задержались. Александр Иванович Введенский явился, чтобы занять канцелярию, когда Митрополита еще не успели увезти в тюрьму.
Введенский, однако, не смутился. Со свойственной ему наглостью подошел к Владыке и попросил… благословения.
— Отец Александр… — отстраняясь от него, сказал Митрополит. — Мы же с вами не в Гефсиманском саду.
28 августа 2009 года, когда начинался Крестный ход от храма Успения Божией Матери, небо еще было затянуто тучами, но когда подошли к памятнику, засияло солнце.
Наверное, оно сияло так же, как 4 июля 1922 года, когда подсудимым на процессе петроградских церковников предоставили последнее слово.
«День был солнечный, яркий. Вся фигура Митрополита была освещена. Говорил просто, как всегда. Он сказал, что к самому обвинению он относится спокойно, но не может отнестись спокойно к тому, что его здесь назвали «врагом народа».
— Народ я люблю и отдал за него все, — сказал Митрополит, — и народ любит меня.
«Потом, — вспоминает очевидец, — забыв о себе, перешел к установлению алиби отдельных обвиняемых. Называя каждого по имени, он говорил: «Распоряжения ему были даны мною. Он должен был подчиниться». И все так. Ни звука о себе»…
— Вы подсудимый, — проговорил тогда председатель трибунала. — Вам дано последнее слово для того, чтобы вы сказали что-либо о себе…
— Что же могу о себе сказать? — ответил Митрополит. — Я не знаю, что вы скажете мне в своем приговоре: жизнь или смерть? Но что бы вы ни сказали, я осеню себя крестом и скажу — слава Богу за все».
Митрополита Вениамина приговорили к смертной казни и в ночь на воскресенье, 13 августа расстреляли возле станции Пороховые по Ириновской железной дороге.
Говорят, что перед смертью Митрополита и тех, кто был расстрелян вместе с ним, обрили и одели в лохмотья. Казнь была совершена тайно… Делалось все, чтобы скрыть ее дату.
В понедельник, 14 августа, в первый день Успенского поста, духовным чадам Митрополита Вениамина, принесшим для него передачу, сказали, что «граждане Казанский, Шеин, Ковшаров и Новицкий потребованы и отправлены в Москву…»
«Отправить в Москву», «дать десять лет без права переписки» — эти почти тотемические обозначения исполненных смертных приговоров изобретались работниками большевистского «правопорядка», потому что страх смерти в них самих был сильнее революционного сознания…
После расстрела начали делить вещи расстрелянных… «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» (Мф. 27, 35). Эти Евангельские слова почти буквально повторились в Петрограде, в 1922 году. Из документов Дела мы видим, что вещи делили между собою сотрудники трибунала.
Обновленец Красницкий совершенно справедливо говорил на процессе, что не предприми своих решительных действий Митрополит Вениамин, не решился бы опубликовать свое послание и Митрополит Агафангел. Может быть, чекистам и удалось бы заставить его отмолчаться…
И вот исполненная подлинного величия картина открывается перед нами. Падает, сраженный безчисленными врагами, богатырь, но — рано торжествовать нечисти! — на замену ему поднимается другой богатырь. Подвигами Петроградского и Ярославского Митрополитов, по сути дела, открывается страница деятельной борьбы Православной Церкви с обновленческой, а по сути перерожденческой ересью.
Наши светочи, адаманты веры… Они были сделаны из такого же человеческого материала, как и мы все. И как мы все, они иногда оказывались слабыми в час испытаний, переживали, безпокоились, зачастую думали не так, как хотелось бы нам, чтобы думали наши святые. Только у них всегда в решающий момент находилась сила, чтобы преодолеть свои безпокойства, свою слабость. И силу эту давала им вера.
«Трудно, тяжело страдать… — сказал в своем последнем письме, написанном в камере смертников, Митрополит Вениамин. — Но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу, и всецело предаться Воле Божьей. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя…»
И смотришь на памятник Митрополиту, вставший на Охте возле блокадной церкви Успения Божией Матери, и кажется, что эти слова великого утешения и произносит Святитель Вениамин, поднявший в благословении руку…
И нам надо только услышать эти слова и открытой душою принять их.

На снимках: памятник Священномученику Вениамину, Митрополиту Петроградскому; храм Успения Божией Матери на Охте.

Николай Коняев
г. Санкт-Петербург
03.09.2009
908
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru