‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Злата

Потомственная дворянка из княжеского рода Углицких, потомок Святителя Феодосия Черниговского, Злата Яхлакова унаследовала благородство своих предков.

См. также

Прошло больше года с той поры, когда мы впервые побывали в доме священника Михаила Осипенко в г. Крымске Краснодарского края, где мироточат многие иконы, написанные самим батюшкой Михаилом и его дочерью. И вот мы снова здесь. На этот раз нас встречали совсем как своих, да и мы рады быть в доме, где верующие люди призывают Имя Божие. День нашего приезда пришелся на праздник Успения Пресвятой Богородицы. 

Обрадовало нас известие о том, что кресты и иконы продолжают мироточить — на праздник Преображения Господня миро истекало весь день, и дочь отца Михаила Наталия рассказала: "Целый день сливала в баночку миро, но так и не удалось увидеть, как оно появляется".
Почти двухсотграммовая баночка мира набралась, — определили мы на глаз. Показали нам еще две иконы: Покров Пресвятой Богородицы и Царевича Димитрия Угличского. На одной из них миро розовое по цвету
В разговоре Наталия припомнила, что на старинной иконе греческого письма "Сошествие Святаго Духа на Апостолов" огненные языки, сходящие на Апостолов, были нетрадиционно разноцветные. Обычно их пишут одноцветными. Батюшка пояснил: "Апостолы ведь заговорили на разных языках после сошествия на них Святаго Духа". Возможно, упомянутая Наталией икона приоткрыла связь двух разновременных событий. Миро в доме Осипенко цветное, и на иконе языки пламени тоже разноцветные…
— Это миро нерукотворное, — говорит батюшка, — чудо Пресвятой Троицы. Для Творца нет препятствий, где и в какие времена творить чудеса. "Ты еси Бог творяй чудеса!.." (Пс. 76, 15).
Были случаи, когда уже собранное с икон миро прибавлялось. А вот чудесным образом возникший в сосуде с двухцветным миром белый крест, который мы видели в прошлом году, теперь растворился, и на его месте лег темный след крестом.
Время исследует происходящее, а нам грешным хочется сохранить увиденное и передавать в преданиях нашим потомкам. Ведь и мы когда-то начинали свой путь к вере с преданий — рассказов бабушек, чтений Житий святых. Такие традиции складывались во многих семьях. Такие традиции были и в семье Златы Сергеевны, мамы Наталии Осипенко. Потомственная дворянка из княжеского рода Углицких, потомок Святителя Феодосия Черниговского, Злата Сергеевна несла в себе благородство своих предков, данное им Богом, чтила святость, была твердой в вере. Христианкой она была абсолютной! Весь мир воспринимался ею духовно, он открывался ей словом Божиим. И — удивительно! — фотографии Златы Сергеевны мироточат, как и иконы…
Наталия рассказала, что первые уроки любви ко всему живому получила от мамы. В детстве Наташа часто болела, поэтому ей довелось чаще всего бывать рядом с мамой. Однажды девочка увидела в руках у мамы… паука-крестовика. Мама говорила с ним: "Какой ты красивый! И почему тебя все боятся? Какие ножки у тебя пушистенькие… И совсем ты не страшный…"
При этом она его гладила указательным пальчиком так нежно, легко, — и Наташа попыталась повторить это как бы воспаряющее — и такое естественное движение маминой руки. От этого становилось так хорошо. И вместе с тем посещало раскаяние и стыд за свою нелюбовь. Даже комар чувствовал себя уютно на ее руке. Подождав, пока он закончит свою "трапезу", Злата Сергеевна тихонько говорила: "Ну что — напился? Теперь лети!"
Когда Злата Сергеевна умерла, Наталия в безмерном горе часами стояла у гроба матери. "Не знаю, как долго это длилось, — но все время, что я стояла так, наблюдала, как множество крохотных букашек, жучков, червячков, и таких, каких я вообще не видела раньше — насекомых ползли вереницей по дорожке мимо мамы. Я подумала: они прощались с ней! Как она любила все живое вокруг!.." Вот так, не причиняя вреда ни одному живому существу, она сумела прожить всю свою жизнь. Был случай в Красноуфимске — Злата Сергеевна стала гладить подбежавшую бездомную собаку, жалея: "Какая красивая собачка!" Кто-то стоявший рядом в ужасе воскликнул: "Злата Сергеевна, да это же волк!" — "Волк? Какой хороший!.." Ничто не могло изменить ее отношения к теплому живому существу, смотревшему на нее преданными глазами.
А как тянулись к ней люди! Одна из сестер Наташи вышла замуж поздно, ближе к тридцати годам, не потому что не могла найти себе достойного спутника, а просто — так хорошо было с мамой, не хотелось от нее уходить! Да и остальные старались быть поближе к матери.
Она была княгиня. Очень скромная, она ни в чем не подчеркивала свое превосходство, но имела покровительственную доброту к людям. С ней было всем хорошо. Как-то одна мусульманка заметила над Златой Сергеевной благодатное свечение — и не могла отказаться от мысли подойти к ней ближе и познакомиться. Все закончилось тем, что Злата Сергеевна прочитала ей несколько страниц из Библии, и женщина, заливаясь слезами, в раскаянии за свою жизнь приняла решение креститься в Православие. Так она и поступила.
Сочувствие безграничное было к людям! Поэтому каждый находил у Златы Сергеевны приют и утешение. Она была особенно благодатна в своем княжеском благородстве и христианском благочестии.
Наталия сидела в стареньком кресле, раскачиваясь в нем, — это, пожалуй, единственное, что выбивалось из общего достаточно скромного интерьера жилища. Заметив, что я присматриваюсь к этому креслу, Наталия сказала, что они купили его для мамы. Если считать, что вещи несут на себе отпечатки характера их владельцев, то это кресло действительно было под стать княжескому (не роскошное, но утонченно-изысканное, как ни удивительно — духовное!).
Потом, когда Наталия оставила нас на ночлег в этом доме, я с благоговением села в это кресло, и на меня нахлынули воспоминания о рассказанном Наталией. О жизненном пути Златы Сергеевны еще до замужества.
Маленькой девочкой Злата упала — и получила страшную травму! Проехала носом по земле — и чем-то острым, как бритвой, срезала его… Отрезанный нос принесли вместе с девочкой ее отцу, хирургу Сергею Яхлакову — в то время он еще не был священником, жил в миру. Подобных операций тогда не делали, но он рискнул! И сделал операцию просто блестяще: нос был пришит с ювелирной точностью и аккуратностью, на уровне микрохирургии. Даже маленького шрама не осталось на лице!
Долгое время семья Яхлаковых жила в Красноуфимске. Отец Златы,  протоиерей Сергий Яхлаков, служил в храме Святителя Иннокентия Иркутского. А в 1942 году на Крестовоздвижение протоиерея Сергия убили тайные сотрудники НКВД. Когда батюшку похоронили на кладбище, на его могиле был установлен деревянный крест. Прошло какое-то время, и однажды Злата Сергеевна увидела на кресте появившуюся неведомо откуда табличку со словами из Евангелия: "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28).В этом вроде бы не было ничего особенного. Если бы не одно "но": сама технология нанесения надписи была слишком совершенной для того времени…
Прошли годы, и Злата Сергеевна решила заменить деревянный крест на могиле отца. А на другой день после того, как новый крест был установлен на могиле, она увидела, что к нему прикреплен и прежний деревянный крест с той самой надписью…
Пришло время, когда убиенного протоиерея Сергия решили перезахоронить, как полагается, у алтаря храма, где он служил. Но когда выкопали место для погребения, раздался шум под землей. Заглянули внутрь выкопанной могилы — и увидели образовавшийся грот под алтарем храма. В этом узрели Божий Промысл, и батюшку захоронили под алтарем. Сейчас собраны документы на канонизацию протоиерея Сергия Яхлакова.
В городе Злата Сергеевна пользовалась уважением и авторитетом. Когда она вышла замуж за будущего священника Михаила Осипенко, городские власти вызвали Злату Сергеевну, чтобы призвать ее повлиять на своего мужа, писавшего иконы.
— Каких это "Богородиц" пишет ваш муж! — высказал свое возмущение председатель исполкома.
Злата Сергеевна, ничуть не растерявшись, с твердостью ответила:
— У вас седые волосы, смерть впереди, — и вы не знаете, что Богородица у нас одна?!
Эти слова прожгли чиновника — видимо, крещеного человека — словно огнем. Он, опустив голову, тихонько сел на стул и — закрыл совещание… Больше Злату Сергеевну по этому поводу не вызывали.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи застал меня в самарском храме Иоанна Богослова. После службы я задала вопрос его настоятелю, протоиерею Николаю Мезину о чуде, происшедшем в доме Осипенко. Что означает это мироточение?
— Если мироточат иконы, то это для укрепления людей в предстоящих испытаниях. Так я думаю, — ответил батюшка Николай. — Если где-то замироточили иконы, то это чудо относится именно к этим людям, к этому дому, к этому региону.
И ведь в самом деле — летом 2002 года Краснодарский край был эпицентром стихийного бедствия, и в Крымске селевые потоки снесли много домов, часть города стояла в воде… Краснодарский край всегда был в положении приграничном, это фактически одна из "горячих" точек.
После такого чуда должно быть благодарение за оказанную милость от Бога. В Православной России всегда после того, как проходили крестные ходы, за этим следовали праздничные службы, благодарственные молебны. В каждой церкви благодарили Бога всем миром за оказанную милость Божию. Если мы будем благодарны Богу, то Он нас помилует.
— Некоторые не признают мироточение икон в доме Осипенко подлинным… Приходилось слышать, что это миро имеет запах вещественный, земной, а ведь оно должно благоухать.
— А кто знает благоухание мира!? — возразил отец Николай. — По общим замечаниям, оно должно благоухать, как белые лилии — Архангел Гавриил явился Божией Матери с веткой белых лилий. На земле и то есть много видов лилий: белые, дневные, ночные… — и каждый цветок отличается своим ароматом. Во всем мудрость Божия. А потом — мироточат святые символы и образы Христа, Божией Матери, угодников Божиих — в нашем ли это разуме рассуждать о вещественном явлении милости Божией! Я так думаю, что это миро нужно раздать по церквям, помазывать людей, продолжать молиться и благодарить Бога за укрепление в вере.

На фото: Злата Сергеевна Яхлакова — в юности; Протоиерей Михаил Осипенко; Святое миро от мироточивых крестов; Мироточивые и нерукотворные (слева, меньшего размера) кресты.

Ирина Евстигнеева
19.12.2003
1083
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru