Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

«Нужно создавать деятельные Православные общины»

Интервью со священником и профессором Александом Половинкиным.


Немолодой седовласый человек в рясе, с крестом быстрым шагом шел мне навстречу по одной из центральных улиц Волгограда. Уже вместе мы пересекли дорогу и приблизились к знаменитому дому Павлова. Рядом с ним, на площади Ленина, когда-то стоял храм Святителя Николая, а сейчас на этом месте — памятник Ильичу. «Есть у нас такое желание — воссоздать этот храм при нашем вузе», — сказал батюшка. Через пару минут мы уже находились в здании политехнического университета, в небольшом кабинете, недавно выделенном руководством специально для отца Александра.

Жизненный путь священника Александра Половинкина не назовешь обычным — уже хотя бы потому, что священнический сан он принял в 62 года. Профессор, доктор технических наук шесть лет назад неожиданно стал священником — наверное, к удивлению многих. Однако связи с родным вузом он не потерял, и в университете учит студентов основам Православной веры. А еще этот энергичный, деятельный человек, помимо церковного служения, занимается просветительской работой, пишет Православные книги… И тем для разговора у нас оказалось довольно много.
— Отец Александр, в зрелые годы вы перешли из мира науки в мир церковный. Как это случилось?
— Я вырос в неверующей семье, как и большинство людей в советский период. Очень любил науку, с юности имел к ней тяготение. В школе и в вузе твердили: наука доказала, что Бога нет. Говорили и еще одну ложь: якобы все великие ученые были неверующими. И эти две неправды запечатлелись в моем сознании. Многие годы я занимался наукой и испытывал от этого большое удовлетворение. А в 1983 году меня неожиданно направили работать ректором Волгоградского политехнического института, в основном для усиления работы по компьютеризации. Я был специалистом в этой области. Я приехал в Волгоград, занимался компьютеризацией института и продолжал свои научные разработки. И через четыре года Бог мне послал несколько ЧП подряд. С одной стороны, это было аморальное поведение студентов, в том числе коллективное, с другой — уголовные дела. В нашем вузе арестовали пять преподавателей во главе с проректором за взятки на экзаменах. Все это произвело на меня очень сильное впечатление. Я понял, что компьютеризация — хорошо, но еще нужна серьезная воспитательная работа. А какую воспитательную работу вести?
Почти год я изучал литературу, встречался с разными людьми и спрашивал у них совета: что предпринять, чтобы остановить падение нравственности? Ответа я не получил. Но затем у меня произошла случайная встреча с одним человеком. Она была короткая, в поезде, — в течение, наверное, полутора часов. Этот человек, выслушав меня, сказал: «Есть такая книга, в которой дается ответ, как вам поступить. Да вы, возможно, ее читали…» Я спрашиваю: «Какая книга?» И он ответил: «Это Евангелие». Я признался, что не читал Евангелия. Но эта встреча послужила толчком к тому, чтобы начать изучать Евангелие. Я понял, что эта книга совсем другая и в корне отличается от тех научных книг, которые я много читал и сам писал. И года два я постигал Евангелие. Может быть, за эти труды Господь неожиданно дал мне веру. Это была сразу вера убежденная и в то же время безграмотная.
— Вера от знания или вера от сердца?
— Я ее именно умом постиг, а постигнув умом, стал молиться, ходить в храм. И затем понял, что само исповедование веры — оно уже от сердца.
Мы с Митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом создали в городе Православный университет. Владыка — ректор университета, я его первый заместитель. Ну и поскольку я тогда уже регулярно посещал Богослужения, постигал веру, Владыка Герман предложил мне принять священнический сан, сказал, что уже пора учить студентов основам веры в сане. От его предложения до моего рукоположения прошло два года.
— Расскажите о своем опыте преподавания основ Православной культуры в политехническом университете.
— У нас «Православная культура» — предмет по выбору, но он указан в расписании, по нему зачет сдается. Выбор идет из трех дисциплин: «Православная культура», русский язык и профессиональная этика. Я боялся начинать, думал, что на «Православную культуру» мало кто пойдет. Но оказалось, что для студентов это наиболее привлекательный предмет. И больше половины студентов выбрали эту дисциплину. Я шестой год ее преподаю, пока у студентов только двух факультетов. Каждый год программа меняется, она строится творчески, чтобы студентам было интересно.
Расскажу один эпизод. Когда я преподавал «Православную культуру» первый год, проректор института сказал мне: «Ну, вы преподавайте этот предмет, только о Боге ничего не говорите. Не вздумайте там молиться! Вы о культуре учащимся рассказывайте». Я провел четыре занятия, потом попросил студентов: «Напишите на листочках, что бы вы хотели еще от меня услышать». Ведь важно знать, что им интересно. Собрал все эти бумажечки — их было около двухсот — и стал их разворачивать, читать. И меня поразило, что примерно две трети листочков содержали одни и те же просьбы: расскажите о молитвах, дайте нам самые сильные молитвы, расскажите, как правильно молиться. Студенты просили именно о том, против чего был один из руководителей вуза. Я сразу включил это в план. Мы записали на занятиях главные молитвы. Обычно на одних занятиях студенты сидят лучше, на других — хуже. На занятиях о молитве было тихо, все слушали внимательно, никто не мешал…
Примерно раз в три недели мы служим в университете молебны, приурочиваем их к каким-то праздникам. Беседы о праздниках я стараюсь увязать с современной жизнью.
— А как сейчас называется ваша должность в политехническом университете?
— Как был, так и остаюсь профессором кафедры автоматизации и проектирования. И еще я по-прежнему преподаю одну профессиональную дисциплину (раньше преподавал несколько дисциплин) — по инженерному творчеству. У меня есть две книги по инженерному творчеству, но они были написаны чисто с профессиональных позиций. А сейчас я на духовной основе излагаю этот предмет. Объясняю, что это не только умственное, а созерцающее творчество — с Божьей помощью. И студентам это тоже интересно.
— В университете есть студенты иных вероисповеданий…
— Ко мне на занятия не раз приходили студенты-мусульмане, они добровольно записывались. Они очень дисциплинированные, хорошо слушают. Сдают зачет, я спрашиваю: вы исповедуете мусульманскую веру? «Да, исповедуем». Я говорю: а зачем же вы ходили на Православные занятия? Ответ у всех примерно один и тот же: я много узнал нового, это для меня полезно.
— После Православных занятий, общения со священником в душах многих молодых людей появляются росточки веры…
— Но до храма, к сожалению, дело часто даже не доходит. Это же целый путь. А проявившийся интерес к вере у молодых людей убивается неверующими окружающими и светскими средствами массовой информации. Это оружие очень мощное. Мы по мере сил пытаемся решать эту проблему. Деканы нескольких факультетов, которые меня поддерживают, предложили вести курс по Православной культуре еще один семестр, ведь одного семестра явно недостаточно.
У меня вышло две книги по Православию. Первая — «Пробуждение России (преодоление барьера неверия и маловерия)». По сути, я писал в ней о себе и своих друзьях. Вторая вышла по заказу Министерства образования, она называется «Православная духовная культура». Это тоже основы Православной культуры, но только не внешней культуры. Я пытаюсь ответить на вопрос, как человеку внутри себя разобраться. «Православную духовную культуру» издали шеститысячным тиражом, он быстро разошелся, недавно выпустили еще столько же экземпляров. А третья книга, которую я писал три года и сейчас передал в издательство, дерзкое название имеет: «Как создать и сохранить счастливую семью». Эта книга, думаю, заинтересует студентов.
Главная причина распада семей — это отсутствие веры. Нет веры — нет Божией помощи. Некоторые люди приходят, говорят: как же так, наши дети даже венчались, а через год разбежались. Где же Бог? В этой книге есть глава, посвященная венчанию. Венчание должно быть осознанным, оно должно быть воспринято молодоженами глубоко, а не просто как маленький спектакль в храме.
— Отец Александр, вы еще являетесь настоятелем храма при волгоградском молокозаводе…
— Храм Рождества Христова в административном здании молочного завода — это домовая церковь, но в нее в основном приходят люди со стороны. К сожалению, немногие работники предприятия являются прихожанами нашего храма. Вначале их было больше, но со временем завод попал в очень тяжелую ситуацию, его пытаются обанкротить, уничтожить, ликвидировать, и это все подавляет людей. Есть прихожане и из политехнического университета, немало интеллигенции приходит в храм.
Многие приходят и удивляются: мы никогда не думали, что в административном здании такой красивый храм будет! Он действительно получился красивый. Храм создан в основном благодаря усилиям генерального директора предприятия — Виталия Григорьевича Фесюна. Он много вложил сил и средств. В итоге получился такой уютный, домашний храм. Служим мы в воскресенье и в праздничные дни. Раза три в год совершаем крестные ходы вокруг предприятия, особые молебны.
— Руководство молокозавода к совету священника прислушивается? — Да, иногда директор завода советуется со мной по разным вопросам — может быть, просто как с более старшим и опытным человеком. Мы молимся за молокозавод на каждой Литургии. У нас есть особые ектении (прошения — прим. авт.) о поддержке завода и его директора. И, наверное, это оказывает свое влияние, — так директор считает. Потому что теоретически завод уже давно должен быть обанкрочен и ликвидирован. Как в Сталинградской битве — немцы много раз считали, что город уже пал, а он все стоит, держит оборону… (О непростых проблемах этого предприятия «Благовест» писал в № 16, см. статью «Царицынские мужики».)
— Занимаетесь ли вы миссионерской деятельностью?
— У нас в Волгограде по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа уже шесть лет существует Спасо-Преображенская община. Она притянула людей и из семи-восьми других городов России. Например, в Москве живет 15 членов нашей общины, в Воронеже группа человек десять, в Волгограде — человек 15. Члены общины — это уже воцерковленные люди. У нас нет никаких ограничений, членами общины могут быть и миряне, и священнослужители, и мужчины, и женщины. Митрополит Герман — духовный руководитель нашей общины, но каждый «общинник» имеет право иметь духовником того священника, кого он считает нужным.
Раз в два года у нас бывает 11-дневный соборный семинар в Спасо-Преображенском монастыре. В августе прошлого года был третий семинар, на следующий год будет четвертый. Владыка Герман участвовал в последних двух семинарах и сказал: «Я вижу, у вас родилась по сути межепархиальная Православная община». Объединились люди с общими интересами и делами. Основная наша задача — миссионерское, духовно-нравственное просвещение и укрепление людей. И здесь имеет смысл сотрудничать людям из разных городов, обмениваться опытом. В этом году у нас свой сайт появился в интернете. Может быть, кто-то пожелает с нами сотрудничать. Главное условие — чтобы мы занимались общими делами и имели личное общение, пусть не постоянное.
Мы провели конференцию на Рождественских чтениях в Москве по проблемам семьи. У нас в Волгограде была конференция по проблемам семьи и общинного делания. Мы даже замахнулись на создание своего института.
В нашей Спасо-Преображенской общине родилась молитва. И мы эту молитву распространяем, поскольку она очень актуальна для нашего времени. Она отражает состояние в стране и нашу общинную деятельность. Мы, члены общины, читаем эту молитву каждый день. Наша община выпускает также сборники проповедей, тематические брошюры по разным вопросам Православия.
Три года назад после семинара у нас вышла брошюра «Глобализация и Россия». Над ней мы долго работали. Затем дали почитать нашему Владыке Герману. Он прочел и сказал: «Документ очень серьезный». Кое-какие пожелания высказал, дополнения сделал. В 2003 году на Рождественских чтениях мы эту брошюру раздавали. Владыка попросил добавить туда информацию об ИНН, об опасности цифровой идентификации людей. Он сказал: «Мне столько вопросов задают об ИНН, я буду отсылать прихожан к этой брошюре». На Рождественских чтениях меня два человека из других епархий независимо друг от друга спросили: «Я прочитал вашу брошюру. А что, на самом деле ваш Владыка это благословил?» Я сказал: «А он сам здесь присутствует, можете спросить». Наш Владыка Герман — человек очень взвешенный, мудрый и смелый.
Сейчас готовится вторая редакция брошюры, которая называется «Защитим и возродим нашу Родину». Скоро я поеду в Москву, буду с нашими общинниками ее обсуждать. Первая редакция была — «Как нам остановить терроризм».
— Если коротко сформулировать — как остановить терроризм?
— Терроризм — это частность. Сейчас настоящая война ведется с Россией, и нам нужно разворачивать противодействие. Чтобы остановить терроризм и победить в этой войне, нужно, во-первых, возрождать в народе крепкую Православную веру. В учебных заведениях серьезно учить основам веры, но не насильственно, а всех желающих (таких достаточно много). Во-вторых, нужно восстанавливать крепкую многодетную семью. Ведь сегодня две трети семей распадаются. И третье: чтобы победить, нужно создавать деятельные Православные общины. Когда в России наступали трудные периоды нашествий, агрессий, всегда возникали деятельные, крепкие Православные общины. Они были главной силой противодействия.
— Вчера в Волгограде прошел крестный ход с чудотворной Урюпинской иконой Божией Матери…
— Лет пять-шесть назад, когда к нам в Волгоград первый раз привезли Урюпинскую чудотворную икону Богородицы, я находился в штабе крестного хода, и мы рассуждали, сколько людей придет на крестный ход с этой иконой. Население города — около миллиона. А протяженность крестного хода с Урюпинской иконой — всего пять километров, от Свято-Духова монастыря до Казанского кафедрального собора. Один человек говорит: «Конечно, больше ста тысяч придет!» Ну вот, вы уже улыбаетесь… Другой говорит: «Да нет, ста тысяч не будет, но пятьдесят-то тысяч точно придет». Начался крестный ход. Пришло… не более полутора тысяч человек. И если бы даже Святейший Патриарх призвал всю Россию на крестный ход — хорошо, если пришло бы десять процентов русских людей…
Вообще в России духовность народа — от одной области к другой — заметно отличается. Чем ближе регион к центру, тем духовность выше. Верхнее Поволжье тоже относится к центральной части страны, Нижнее Поволжье — это уже другое. А Волгоград — Нижнее Поволжье.
Когда в центральной России бываешь, спрашиваешь Православных людей, оказывается, что большинство из них с корнями Православными. Были у них предки-молитвенники, которых они помнят или знают. А в Волгоград народ приехал из разных мест строить тракторный завод. И это не самые благочестивые люди были, здесь разный люд собрался. Второй раз после войны собрались восстанавливать город мобилизованные. И поэтому здесь нет Православных корней и традиций. Крещеных много, а исповедующих веру — очень мало…
Напоследок отец Александр показал мне аудиотехнику и лежавшие рядом кассеты, объяснил, что в задачи Спасо-Преображенской общины входит и восстановление песенной культуры.
— Мы сначала потеряли умение петь, а затем потеряли желание слушать эти шедевры — духовные, народные, патриотические песни. Отмирание души произошло… Я родился в селе Ершовка Челябинской области. И помню, как две недели весной, перед севом, все село пело. Сначала пять дней в неделю пели мужчины, а на следующей неделе пять дней пели женщины. Они и зимой собирались, пели. Сейчас мы хотим собрать и записать лучшие песни — с пояснениями, хотим восстанавливать песенную культуру — хотя бы культуру слушания.
На восьми предприятиях страны члены нашей Православной общины ведут миссионерскую работу, — добавил отец Александр. — В их числе тольяттинский ВАЗ. Раз в три недели я встречаюсь с работниками волгоградского автодорожного треста, кислородного завода. Беседы провожу, если кто желает исповедоваться — исповедую прямо на предприятии, ведь некоторые до храма не могут сами дойти. Мы должны искать пути проповедования веры…
Записала Татьяна Гусельникова.


Молитва Спасо-Преображенской общины
о создании и укреплении Православных общин и возрождении России


Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Дай мне силы, решимость, разумение, радение и смирение любить Тебя, ближних и Отечество наше разоряемое и помоги мне, Господи, не быть равнодушным к погибели детей и страны нашей Российской.
Боже! Дай мне верных, разумных, решительных, смиренно любящих и без страха радеющих об Отечестве друзей и сподвижников и сподоби мя, Господи, и самому быть таковым.
Боже! Будь со мною и со страною нашей — Третьим Римом, и с моею семьею, и с моими друзьями и сподвижниками и помоги нам, Господи, объединить наши силы и защитить семью и народ от растления, обнищания, терроризма и создать могучую Державу Россию.
И не дай мне, Господи, и сегодня быть в безделии и бездействии по делам Твоим, и помоги мне, Боже, быть в угождении Тебе, а не лукавому.
Святые угодники Божии, Преподобные Сергие Радонежский и Серафиме Саровский, благоверный великий князь Александр Невский, праведный Иоанн Кронштадтский, святой Николае Чудотворче и все новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас и нашей Православной общине, и дай нам, Господи, необходимую помощь в исполнении воли Твоей и возрождении Святой Руси на нашей земле.
Пресвятая Богородица, спаси нас и детей наших. Аминь.

22.10.2004
1042
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1




Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru