Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

На реку Великую (окончание)

вновь пришел Крестный ход.

Начало

Праздник на реке Великой

6 июня с самого утра к реке Великой устремился народ. К купальне и источнику мгновенно выросли очереди. Но недалеко от деревянного храма есть специально обустроенное местечко для купания паломников прямо на реке. Здесь немноголюдно — и я иду к деревянным мосткам. Речная вода вначале обжигает холодом, но стоит трижды с молитвой окунуться — и уже не хочется выходить на берег, такое тепло и свежесть разливаются по всему телу. Уже вчера Господь даровал нам ясную погоду, и в самый праздник солнце ослепительно сияло, золотые блики сверкающей россыпью украсили спокойную гладь реки. Великая не так уж велика — по нашим, волжским представлениям. Но, видимо, не в земных мерках дело…
А возле храма, где завершается ранняя Литургия, множеством людских ручейков разлились очереди на исповедь. Желающих исповедаться так много, что даже тревожно становится: успеем ли — ведь уже и поздняя Литургия началась…
Успели!.. Все пространство перед храмом и до святого источника запружено молящимися. Здесь не только пришедшие крестным ходом. Многие приезжают на праздник: помолятся, отстоят Литургию и молебен, омоются в освященной воде — и возвращаются домой на машинах и автобусах. Многие участники хода тоже завершают в Великорецком свой путь. Мои самарские попутчицы еще вчера колебались: у Светланы здоровье слабое, может быть, ей с дочкой вернуться? Но батюшки, к которым она подходила за советом, говорили одно: надо идти дальше. Господь укрепит, Святитель Николай поможет!
В прежние годы на реке Великой Литургия в этот день служилась Архиерейским Богослужением. В этот раз Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа среди духовенства не видно, и женщина рядом со мной сокрушается:
— Неужели Владыка не приедет? Как-то без него осиротело…
Но недолгой была печаль вятичей: ударили и запели радостно Архиерейским звоном колокола — Владыка прибыл! И, кажется, еще ярче засияло солнце, когда люди в живом коридоре устремились под благословляющую руку Владыки. Хотя еще шла Литургия, вскоре большинство стоявших перед храмом поспешили к святому источнику — там начался торжественный молебен, Митрополит Хрисанф совершил его в сослужении многочисленного духовенства. К тому же нам объявили, что Святые Дары уже кончаются, всех причастить не удастся. Словно мощная волна отхлынула от храма, но многие остались стоять — даст Бог, причастимся, а нет — так и на то святая воля Его!
— Христос вчера и днесь Той же, — увещевал священник, — причаститесь в Вятке…
Но мы стояли и про себя молили: «Господи, накормивший пятью хлебами пять тысяч голодных, умножи Святые Дары!..» И многие, многие еще и после меня причастились Святых Таин! А я ведь стояла в одном из последних рядов…
Не удалось попасть на молебен, но всем достались безценные капли освященной воды, которой священники щедро кропили паломников.  
И — словно бы растворилась усталость, мучившие боли исчезли, и если бы в этот момент нам сказали: «Пора идти дальше», — уверена, не только мне было бы легко и радостно идти. Но нам дали отдохнуть весь этот день и еще полночи. Чтобы в три часа ночи мы полные сил вышли из Великорецкого.

«Придите вси труждающиися…»

На Литургии протоиерей Сергий Гамаюнов сказал в проповеди:
— Все, что есть самого лучшего, дорогого и святого, мы находим в Великорецком крестном ходе и в этом празднике. Было время, когда в крестном ходе участвовали до двадцати тысяч человек, шедшие из Хлынова на это святое место. Были и времена, когда враги Церкви пытались отобрать у нее этот крестный ход и ее святыню — икону Святителя Николая. Так, в 20-е годы обновленцы попытались захватить крестный ход. Но отстояли Православные христиане и ход, и икону. А во времена хрущевских гонений, когда были изданы специальные постановления о борьбе с крестным ходом, — немногие, единицы, малое стадо Христово — но тем не менее они остались мужественными воинами, сподвижниками Святителя Николая. Они, рискуя и свободой своей, и здоровьем, и даже жизнью, шли сюда, чтобы не прервалась эта традиция, чтобы потом, когда Господь благословит, крестный ход вновь наполнился, как полноводная река, и чтобы вновь тысячи и тысячи приходили сюда причаститься этой Пасхальной радости. И мы с вами — наследники этой святой многовековой традиции, кому Господь даровал по молитвам Святителя Николая принять в свои сердца эту святыню, принять в свои руки чудотворный образ. Мы совершаем этот крестный ход для того, чтобы исполниться духовными дарами и чтобы исполнить обет, данный благочестивыми предками. И исполняя этот обет, мы учимся жить по послушанию, слышать волю Божию и исполнять ее. За каждым стоящим сегодня здесь много близких, сродников, которые просили нас на этом святом месте помолиться о здравии болящих, страждущих, о упокоении усопших. И все мы учимся жить заботой о другом, молитвой о другом, учимся Евангельской любви. Мы идем в крестный ход для того, чтобы научиться по-евангельски нести свой жизненный крест.
Наверное, нигде, как в крестном ходе, так не воспринимаются слова Священного Писания, которые Господь сказал Своим ученикам и всем нам: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии…» Нигде, как в крестном ходе и во время Божественной литургии, мы так не ощущаем, что Церковь Небесная столь близка Церкви земной. В крестном ходе не только мы, но и святые угодники Божии, все мы вместе и идем, и молимся. И Святитель Николай всегда с нами — близок, рядом, слышит и молится о нас. Этот праздник и крестный ход — великий дар Божий, но надо уметь его принять, удержать и передать. Радуется сердце, что в крестном ходе и здесь, на берегу реки Великой, ежегодно все больше и больше маленьких детей. И правы родители, которые не боятся взять своих детей. Потому что им в самом ближайшем будущем надо будет принять эту традицию и так же передать ее другим. И пока ходит крестный ход на реку Великую, мы знаем: есть Вятская страна, есть святая Вятка. Можно отнять какое-то внешнее достояние, но святыню, которая в сердце, никому не удастся отнять. Потому что Господь создал Свою Церковь, и врата ада не одолеют Ее.
Во время проповеди то и дело вскрикивала и рычала одержимая девочка, и ее красивое личико искажалось нечеловеческой злобой. А отец Сергий напоследок пожелал всем идущим в крестном ходе донести Пасхальную радость в свои дома, и поделиться ею с ближними — и сохранить до следующего крестного хода.

«А следов-то твоих я не видел…»

Днем удалось не только отдохнуть, но и услышать удивительные истории.
Кировчанке Татьяне в 2004 году шедшая с ней рядом в крестном ходе паломница из Омутнинска поведала:
— В прошлом году я шла и все думала, что дома осталась картошка неокученная, что время уходит. Дошла до села Великорецкого и скорей к игумену Тихону: «Батюшка, благословите меня после молебна уехать домой — работа срочная!». Игумен сразу не дал благословения: «А ты подумай хорошенько, точно ли надо тебе ехать». — «Нет, батюшка, обязательно надо ехать прямо сейчас».
Батюшка, скрепя сердце, благословил паломницу, и она уехала. Картошку окучила, но хорошего урожая не дождалась. Весь год ни в чем ей не было удачи. Все валилось из рук, очень много несчастий было в ее семье. В этом году решила — пойду полностью!
А еще эта же паломница сказала Татьяне:
— Вместе с нами идет один молодой парень, бывший солдат — показала бы его тебе, да где там: народу больно много, не найдешь! Он служил в Чечне и был очень тяжело ранен, врачи думали, что не выживет. До этого он не был таким уж сильно верующим. А тут взмолился: «Святитель Николай, помоги! Если ты меня излечишь, я в Великорецкий крестный ход пойду!» И надо же — случилось чудо: он действительно встал на ноги. Приехал домой, вот где было счастье!
Подошло время, и он собрался в Великорецкий крестный ход. Но друзья стали отговаривать: «Куда тебе, такому слабому, идти! Мы тебя на машине отвезем в Великорецкое — так же отстоишь там службу, искупаешься в источнике!..» Он согласился: действительно, какая разница! И съездил в Великорецкое на праздник, отстоял Литургию, молебен, причастился и искупался в святой воде, набрал ее с собой. Приехал домой. А ночью ему приснилсястоял Литургию, молебен, причастился и искупался в святой воде, набрал ее с собой. уходит. нести ее в свои грады и села, в сво Николай Чудотворец и сказал с укором: «А следов-то твоих я не видел!..»
И солдат понял, что как бы ни было трудно, надо во что бы то ни стало пройти этот крестный ход! До конца! И вот идет вместе с нами…

Предстоятель крестного хода

В пути мне удалось договориться с предстоятелем крестного хода игуменом Тихоном (Меркушевым) об интервью, пусть очень коротком, и на следующем привале батюшка ответил на несколько — сколько успела задать — вопросов:
— Как получилось, что в начале 90-х годов возродился Крестный ход? Кому Господь положил на сердце эту идею?
— Никто из тех людей, которые стояли в начале возобновления этой традиции, совсем и не думал, что будут возрождать Великорецкий крестный ход. Просто священники на правах простых паломников, трудников, принимали в нем участие.
— То есть это было стихийное движение?
— На Вятке о древней традиции крестного хода знают все. И естественно, каждый верующий человек, почитая Святителя Николая, желает принять участие в крестном ходе. Поэтому даже не в 90-х годах — где-то с 1989 года, после празднования 1000-летия Крещения Руси, мы стали ходить крестным ходом вместе с народом. Сначала мы даже не брали с собой облачения, надевали подрясник, наперсный крест и шли простыми паломниками. Но во время крестного хода читают акафист, и поскольку лучше и благообразнее эти службы совершать по чину Церкви, пришла идея совершать молебны. И священники вышли к Владыке с просьбой о его Архиерейском благословении. Чтобы канонически совершать молебны и был бы назначен предстоятель крестного хода — священник, возглавляющий этот крестный ход.
Основы и устав крестного хода заложил клирик нашей епархии иеромонах Матфей (Кочеров). В то время он был еще протоиереем Геннадием. Он сильно заболел, но Господь исцелил его от рака, и отец Матфей продолжает пастырское служение на приходе села Белое Фаленского района. После болезни он несколько раз принимал участие в крестном ходе. Но последнее время, видимо, не дерзает участвовать. Традиции крестного хода сложились благодаря тому, что он правильно канонически его оформил, заложил основные принципы.
— А в чем особенность устава? Я впервые слышу о том, что у крестного хода есть устав!
— Во-первых, на каждый крестный ход распоряжением или указом Правящего Архиерея благословляются священники, которые отвечают за проведение или встречу крестного хода, совершение Богослужения на реке Великой. Не произвольное моление, где и как вздумается, а четко разработанное молитвенное шествие. На протяжении крестного хода служатся молебны Святителю Николаю — простые и с акафистом. Еще одна особенность отличает наш крестный ход от других: у нас не поощряется народное пение.
Батюшка Геннадий вообще был против неканонических песнопений. В крестном ходе разрешалось исполнять только те песнопения, которые могут звучать в церкви.
— Ну а на привале?
— На привале раньше вообще никто не пел. Потому что привал — это место отдыха. Всему свое время. Крестный ход — это время молитвы, привал — время отдыха. Люди должны отдохнуть. Если же кто-то начнет петь, привлекая и других, то могут люди смутиться: я вот кушаю или пошел за водичкой, а люди вот какие высокодуховные — совершают песнопение… Петь во время крестного хода имеют право только учиненные певцы. У нас есть старший регент, который создает такие хоры, назначает старшего в группе, заботится и о размещении певчих на привалах и на ночлег, об их питании. И отвечает за то, чтобы они ни в чем не нуждались, как-то скрасить их быт суровый. Потому что они очень много трудятся. Ведь только представьте: идти в течение полутора или более часов и непрестанно петь! И без того тяжело нести рюкзак, выбирать дорогу, чтобы не упасть в грязь, перелезть через дерево — и при этом нужно еще петь! Это очень большой труд. У нас насчитывается до пяти-шести хоров.
— Все-таки в чем сила Великорецкого крестного хода?
— Раньше считалось — не знаю, как сейчас, потому что сейчас много крестных ходов, — что это один из самых торжественных, многолюдных и многотрудных крестных ходов. Конечно, с одной стороны, нам бы хотелось этим даже немножко потщеславиться, что, мол, вот мы какие, вятские, какой у нас крестный ход, — но мы говорим это с оговоркой, потому что та информация, которая у нас есть о крестных ходах в других епархиях, может быть неполной. Ну и сила в том, что это один из старейших крестных ходов на Руси, что совершается непрестанная молитва угоднику Божию Николаю, которого так почитают и так любят на Руси…
— …и который так отзывчив на наши молитвы…
— … вот эти особенности так выделяют Великорецкий крестный ход из множества других. Каждый год наш крестный ход собирает все больше и больше друзей из других епархий. И для них, и для вятских людей крестный ход — это прежде всего духовная радость. И по отзывам старых людей, которые ходили еще в 60-е годы, в период гонений, я знаю, что для них было великой радостью пройти этот крестный путь за иконой Николая Чудотворца к месту явления святой иконы и здесь насладиться отдыхом, покоем, умиротворением.
И чем еще украшается Великорецкий крестный ход — тем, что мы созерцаем Божий мир, красоту нашего края, нашей земли. Мы погружаемся в атмосферу чистоты, благозвучия птиц, вдыхаем ароматы полей, лесов. Мы, жители городов, всего этого лишены… И для нас участие в крестном ходе во всех отношениях дело нужное, полезное и спасительное. Это и духовный отдых, и молитва, и труд одновременно, и встреча со старыми и новыми друзьями.
Крестный ход воспитывает юношество. Вот есть у нас священники известные — сейчас я на них смотрю и вспоминаю время, когда они еще воспитанниками духовного училища или просто мирянами принимали участие в крестном ходе. И закваска, которую они получали в крестном ходе, побуждала их к более ревностному служению Церкви и Богу, и они принимали священный сан.
— Диву даешься, сколько в крестном ходе детей!
— Родители стараются приобщать детишек, и дети идут с желанием. Вот в этом крестном ходе в селе Монастырском ко мне обратились две молоденькие воспитательницы детского дома. Попросили благословения пойти в крестном ходе с 23 детишками-сиротами. В Великорецком мы с ними встретились, и когда я спросил этих детей: «Ну как вам — интересно ли, не трудно? Может, вы устали?» — они ответили: «Нет, мы пойдем и дальше, нам здесь очень нравится». И мне подумалось, что, видимо, эти дети в своем интернате так мало получают духовного, светлого, и даже ознакомление с родной землей, соприкосновение с природой так отрадно действует на их души, что они готовы терпеть и трудности пути, и, может быть, холодные ночи. Мы шли под дождем, и они промокли, измозолились, но с терпением все это преодолевали ради той духовной чистоты, которую они видели и к которой сами прикоснулись. Конечно, такие случаи и нас преисполняют чувством долга, ведь как священники мы имеем определенный долг перед Богом и людьми. Священники идут бок о бок, и крестный ход нас объединяет. Такое молитвенное общение нас укрепляет в служении пастырском.
— На лесной дороге нам встретился крест с надписью «Великорецкий крестный ход». Давно ли и с какой целью он установлен?
— Да, года четыре назад мы специально выезжали по осени, установили три металлических креста в местах возможных ошибок, отклонений от правильного маршрута — как указатели, где нужно сворачивать. Потому что мы возвращаемся из сел той же дорогой, но есть моменты, когда нужно с уже проторенной дорожки свернуть в сторону, чтобы дальше идти другим маршрутом. Обратный путь пролегает уже по другим селам.
— Батюшка, хотя бы в нескольких словах расскажите о том, как возрождается ваша Великорецкая обитель.
— Мы еще ничего такого не делаем, что можно считать возрождением обители — пока только привыкаем к месту, обживаем его. 16 февраля получено благословение Святейшего Патриарха Алексия мне быть строителем Великорецкого монастыря, а сейчас идет период ознакомления. Надеюсь, что на Вятке найдутся люди, благоговейно верующие, которые пожелали бы посвятить себя Богу. Такой монастырь необходим нашей земле. Какое-то особое значение придавать ему, я думаю, преждевременно. Просто это возможность вятским верующим, мужчинам, всецело посвятить себя Богу и жить по уставам монашеским нашей Русской Православной Церкви.
— И я вот только что стала невольной свидетельницей того, как к Вам обратился один участник крестного хода со смиренной просьбой о благословении на монашеский путь…
— Ну да, он подошел как раз перед нашим интервью…
Уже после того, как был выключен диктофон, батюшка Тихон неожиданно сказал:
— Так, значит, вы из самарской газеты «Благовест»… А знаете, у нас в епархии один — тогда еще будущий — священник через вашу газету, через рубрику Православных знакомств, несколько лет назад нашел себе матушку! Они оказались так похожи друг на друга! Я благословил их, и они повенчались и сейчас очень хорошо и счастливо живут.

Воистину Воскресе!

В помяннике среди моих благодетелей после крестного хода прибавилось столько новых имен!.. Когда совсем невмоготу было идти, Святитель Николай прислал на помощь своего тезку — ижевца Николая Соколова, и он без лишних слов вскинул на плечи еще и мой рюкзак, и сумки Светланы и Вики.
А еще было — идущий впереди отрок вдруг повернулся и, глядя поверх наших голов радостно-изумленными светлыми глазами, в полной тишине тихонько ответил неслышному Кому-то:
— Воистину Воскресе!
…8 июня Великорецкий крестный ход вошел в свой «стольный» город и прошел по его улицам, от храма к храму. И дивный образ Святителя Николая вновь благословил Вятскую землю — и всех, породнившихся с нею на крестном пути.

На снимках: Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф говорит проповедь участникам Крестного хода; Великорецкая обитель; предстоятель крестного хода игумен Тихон (Меркушев).

Ольга Ларькина
Фото автора
24.06.2005
1225
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru