Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Житие и акафист святой блаженной Любови Рязанской

«Любушка наша» — так просто, по-сердечному называют ее в Рязани.


Угодница Христова

Блаженная Любовь Рязанская — наша святая заступница. «Любушка наша» — так просто, по-сердечному называет ее народ и с особой нежностью и благоговением хранит память об этой угоднице Христовой. Ее жизнь пришлась на тяжелое для России время. Революция 1917 года, гражданская война, гонения на Православную Церковь… Но Бог милостив. Для утешения и укрепления верующих Он посылает своих угодников. Таковой для рязанцев явилась блаженная Любовь, «граду Рязани дивное украшение».
Любовь Семеновна Сухановская родилась 28 августа (по старому стилю, 10 сентября по новому) 1852 года в Рязани, в семье небогатого пронского мещанина Семена Ивановича Сухановского и его супруги Марии Ивановны. У них к этому времени уже было двое детей: Василий и Григорий (умер в 1855 году). Через три с половиной года в семье родилась еще одна девочка. Младшую Любушкину сестренку назвали Ольгой.
Любушку крестили через два дня после рождения — 30 августа — в Никольской церкви, которую из-за того, что ее купол до реконструкции 1904 года возносился выше колокольни, в народе называли Николой-Долгошеей или Николой Высоким. Крещение в Николовысоковской церкви совершил настоятель храма протоиерей Петр Дмитриевич Павлов, отец знаменитого ученого Ивана Петровича Павлова.
Известно, что в 1873 году Мария Ивановна с семьей проживала в 5 квартале по ул. Астраханской; в 1881 году — на углу Владимирской и Воскресенской во флигеле дома № 660, принадлежащего псаломщице Анисье Александровне Лебедевой; с 1903 года и до своей смерти Любушка вместе с матерью и сестрой жила в доме № 646 по улице Затинной, рядом с домом их духовного наставника, протоиерея Входоиерусалимского храма Иоанна Космича Добротворского. В доме же отца Иоанна в годы гонений на Церковь проживал священномученик Иувеналий (Масловский), Архиепископ Рязанский и Шацкий.
Жили Сухановские бедно и очень стесненно. Мария Ивановна, Любушка и ее сестра Ольга размещались на 4,4 кубических саженях. Такой маленькой жилплощади не было ни у одной семьи города Рязани. Семен Иванович Сухановский к этому времени умер. Оставшись без кормильца, семья Сухановских стала одной из беднейших в Рязани, поэтому их духовный наставник отец Иоанн Добротворский часто ходатайствовал перед городскими властями о материальной помощи для них.
Сухановские жили благочестиво. И Господь не оставил их. Через Любушку Он излил Свою благодать не только на Сухановских, но и на всех рязанцев.
Вот как описывает схимонахиня Серафима (в миру Елена Александровна Масалитинова) Божью волю, явленную через блаженную Любовь Рязанскую: «Люба воспаряла духом ко Господу, а тело было расслаблено: в течение пятнадцати лет она не могла ни ходить, ни даже стоять на ногах. В комнате, где она лежала, находилась икона Святителя Николая Чудотворца, и Люба молилась ему и всею душою любила Святителя — она знала, как много добра он делал людям.
Но вот пришло время, и Господь призрел на немощную рабу и через угодника открыл ей волю Свою. Однажды, когда Люба в доме была одна, ей явился сам Святитель Николай Чудотворец. А когда мать, вернувшись, вошла в комнату, то увидела Любу, стоявшую на ногах. Увидев это, она удивленно воскликнула: «Дочь моя, ты ли это? Как же ты встала на ноги?»
Люба подняла руки к иконе Святителя и сказала: «Явился Божий угодник Николай и говорит мне: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй», — и я встала твердо на ноги, а он сделался невидимым».
Мать была очень обрадована таким событием, но вместе с тем и опечалилась предназначенным дочери юродством. Не раздумывая, пошла она к священнику своего прихода. Все рассказала ему и попросила совета. Священник, выслушав, ответил: «Воля Божия, не задерживай дочь, пусть идет и юродствует, от Господа стопы человеку исправляются». Мать покорилась воле Божией…
С тех пор Люба стала усердно молиться в рязанских церквах, особенно в Казанском женском монастыре, где подолгу жила у некоторых сестер, а чаще у игумении, умной, образованной и душевной женщины благородного происхождения.
Под сенью каменных сводов храмов, в таинственном полумраке мерцающих лампад глядели на Любу светлые лики угодников Божиих и призывали на подвиг, и слышались слова, сказанные ей Спасителем… и созревало у нее в сердце стремление к подвижничеству. И по Божьей воле она приняла на себя подвиг затвора, причем затвор этот был необычен. Люба заключила себя в своем доме в простенок между печью и стеной (по сути это был не только затвор, но и подвиг столпничества).
Несомненно, что в этот период жизни сформировался из нее человек сильной воли и возвышенной души. Как она молилась, что в это время видела и слышала? Все это ведомо только Богу.
Но прошло время… Любушка, простояв в затворе три года, вышла из него. Может быть, и на это имела она указание Свыше, ибо, когда приходило время, подвижники по воле Божией оставляли свое уединение и шли служить людям.
Молитва за других, добрый совет, ласка, чуткость, желание предостеречь от опасности, сострадание к людям стали ее уделом. Любу часто видели на улицах Рязани. Заходила она в лавки купцов и брала без спроса что нужно. Купцы не бранили ее, не гнали — они радовались: ведь это было верной приметой, что в этот день торговля будет удачной. Двери не закрывались. А некоторые купцы сами ее зазывали, но блаженная делала вид, будто не слышит, и проходила мимо.
Иногда, устав, Люба присаживалась на крылечко какого-либо дома, и ей давали что-нибудь из пищи. От одних она принимала охотно, а у других не брала. То же, что брала, до дома не доносила — раздавала дорогой нуждающимся. Бедные и нищие знали ее и любили.
Любушка обладала даром провидения. Были люди, боявшиеся прозорливости Любы. Были и такие, которые не верили и смеялись над ней. Она переносила все терпеливо — улыбка почти не сходила с ее лица, которое, кроме обычной приветливости, выражало и большую силу воли.
Одевалась Любовь Семеновна, или, как задушевно называли ее в народе, Любушка, просто. Носила цветные платья, а на голове платочек — то голубой, то розовый. Розовый цвет она любила особенно и хотела, чтобы по смерти ее гроб был обит розовой материей.
Любушка ко всем была добра, ласкова, но одна девушка, как вспоминали очевидцы, ее боялась. Боялась Любушкиной прозорливости. Девушка была неплохая, а страх у нее появлялся безотчетный. Как-то встала она рано утром и начала ставить самовар. Стала разжигать лучину да взглянула в окно и видит, что в калитку входит Любушка. Девушка, испугавшись, побежала скорее дверь запирать, чтобы блаженная не вошла. Но Люба уже вступила на порог и говорит: «А я спешила, боялась, как бы ты не заперла дверь». Потом достала из кармана шоколадную конфету и дала ей, сказав: «Вот тебе конфета, ты ее обязательно съешь. Только сама съешь, никому не давай». Девушка сделала, как сказала Любушка, и с того времени пропал у нее страх, и она всякий раз с радостью встречала блаженную.
Иногда, посещая своих знакомых и зная, где у хозяйки лежат ножницы и бумага, Любушка брала их и начинала вырезать какую-нибудь фигурку. А потом давала ее тому, кому было предназначено предсказание. А кто опасался таких предсказаний, тот заранее прятал ножницы. В таких случаях блаженная выщипывала фигурки из бумаги руками и все равно подавала предназначенное: кому дорога — лошадку или паровозик, кому замуж — веночек, а кому смерть — гроб. И делала она такие фигурки очень искусно. Подаст молча и уйдет. И все сбывалось.
Был такой случай. Послушница Евфросиния жила в Казанском монастыре в Рязани у мантийной монахини Артемии. Иногда Евфросинию навещала ее сестра, которой очень хотелось уйти в этот монастырь, но она была еще очень молода, и ее не принимали. Как-то пришла эта девица в монастырь и опять заговорила о своем желании быть монахиней. В это же самое время пришла к матушке Артемии и Любушка. Взяла она с комода ножницы и большой лист бумаги и проворно начала что-то вырезать. Потом все вырезанное разложила на столе. И что же там вышло? Круг, как монастырская ограда, церковь, клирос. Потом, указывая молодой девушке, сестре Евфросинии, на клирос, сказала: «Вот где будешь петь, будешь и читать». Пришло время, и поступила эта девушка в монастырь. Назначили ей послушание — петь на клиросе. Она оказалась обладательницей редчайшего голоса — женского баса. Кроме пения на клиросе, ее послушанием было также чтение «Апостола», то есть Деяний и Посланий святых Апостолов. С таким голосом в монастыре были только две монахини, которые чередовались между собой: то клирос, то чтение во время Литургии «Апостола». А когда монастырь закрыли, пела она в другой церкви почти до самой смерти.
Любушка задолго предвидела закрытие Казанского монастыря. Некоторым престарелым матушкам она говорила: «Вы косточки свои оставите в монастыре, а другие — нет».
Но вот наступил скорбный день: монастырь закрывали. Сколько слез было пролито! Сколько горя пережито! «Что ждет впереди?» — невольно задавала себе вопрос каждая из монахинь, покидая родной монастырь.
После монастырской тишины жизнь в миру страшила многих из них: на сердце была тревога, впереди — неизвестность. Но в этот день пришла в монастырь Любушка. Взволнованные и расстроенные, сестры окружили ее. Блаженная была серьезна и сосредоточенна, почти не говорила, лишь руками работала ловко и привычно: лист бумаги, ножницы… При виде вырезанных фигурок все стало ясно — кто замуж выйдет, кто уедет, а кто при храме жить и работать будет. Одной матушке Любушка вырезала церковь со сторожкой, колокол и сказала: «Тут жить будешь и сыта будешь». Десять лет прожила эта матушка при Введенской церкви, выполняя разную работу. Приходилось звонить и в колокол.
Впоследствии многие сестры Казанского монастыря, встречаясь друг с другом, вспоминали, что вырезала им Любушка, и убеждались, что все ею предреченное сбылось.
Были и другие случаи прозорливости блаженной Любови. «В нашу семью, — рассказывала одна женщина, знавшая Любушку, — она приходила как своя и всех нас любила. В то время в Москве умер мой отец. Мать решила перевезти его в Рязань и похоронить на Лазаревском кладбище. Хотя и трудно было сделать это в те нелегкие годы, но все же его перевезли и хоронили в Рязани. Была на похоронах и Любушка. Стали зарывать могилу, а она отошла немного в сторону одна и начала копать яму. Увидела это наша бабушка и с упреком говорит ей: «Любушка, что же вы делаете? Вторую могилу роете, ведь мы еще эту не успели закопать». Она в ответ: «А мы тут будем воробышка хоронить». Вскоре умер у нас в семье мальчик, которому было два месяца. Тогда-то мы поняли, для какого воробышка копала она могилу».
В одной семье было трое детей, и четвертый должен был народиться на белый свет. Зашла как-то к ним Любушка и говорит хозяину: «Константин Павлович, возьмите меня за себя замуж», — и улыбается так приветливо. Он тоже улыбнулся на ее слова и ответил: «Да я бы вас, Любовь Семеновна, с удовольствием взял замуж, да куда же мы жену мою, Пелагею Федоровну, денем?» На этот раз Любушка, как иногда и ранее случалось с ней, прямо сказала: «Умрет она». И действительно, женщина умерла при родах, оставив после себя четверых детей. После похорон был большой поминальный обед. Приглашена была и Любушка. Сидела она за столом молча, ни на кого не глядела, а как встала из-за стола, вышла — и с тех пор в доме этом никогда не бывала.
Приглашали Любовь Семеновну не только на похороны, но и на свадьбы, считая, что ее присутствие принесет молодым счастье. Но не всегда было так. Один богатый рязанский купец выдавал дочь замуж. Пригласили много гостей со стороны жениха и невесты. Свадьба была роскошной: богато сервированный стол, музыка, цветы. Жених тщательно скрывал, что имел сильное пристрастие к спиртному, и никто не подозревал в нем пьяницу. Каково же было изумление всех гостей и родных невесты, когда Любовь Семеновна, не знавшая ранее жениха, громко объявила за столом: «Жених — горький пьяница. И не будет молодая счастлива». Омрачилось веселье, и пожалели те, кто позвал блаженную. А потом, когда убедились в правдивости ее слов, любили и уважали ее по-прежнему.
Однажды пришла Любушка в свой дом. Тогда еще был жив ее дедушка. Совпало так, что, когда к дедушке зашел кум, пришла в это время и Любушка. Решил кум немного подшутить над Любушкой и спрашивает ее: «Вот что, Любовь Семеновна, скажите нам: когда вы умрете, кому же дом ваш достанется?» Улыбнулась блаженная и ответила: «Солдатам». Они стали смеяться над ее словами. Тогда никто и подумать не мог, что со временем дом действительно будет снесен и на его месте построят военный склад для солдатского снаряжения. Следовательно, место, где находился дом, действительно досталось солдатам…
Однажды три девушки-подруги готовились к экзаменам. Прослышали они про Любушку и решили пойти к ней спросить, как пройдут экзамены. Задумано — сделано. Пришли, но не успели еще перешагнуть порог домика Любушки, как она уже приветливо их встречает: «А это ко мне пришли… Катя, Шура и Лида». И всех правильно по именам назвала, хотя раньше их не знала. И стала говорить: «Экзамены у вас скоро, а вы боитесь. Ничего не бойтесь, все будет благополучно». Девушки ушли успокоенные. Экзамены были сданы успешно.
Двум маленьким девочкам предрекла Любушка дальнейшую судьбу. Она была частой посетительницей их родителей. Пришла она как-то к ним. Чистые детские души не опасались ничего, а потому доверчиво прильнули к блаженной: «Тетя Люба, расскажи нам, что знаешь». Любушка, улыбаясь, достала из кармана небольшой сверток, развернула его, и в руках у нее оказались две бумажные иконки: одну иконку с изображением святого благоверного князя Александра Невского подала старшей девочке, а младшей — иконку святой благоверной княгини Анны Кашинской. Впоследствии старшая сестра вышла замуж, мужа звали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского, и жили они в Москве близ станции метро «Александр Невский». Судьба младшей схожа с жизнью святой благоверной княгини Анны Кашинской: рано потеряв мужа, она осталась вдовой с двумя детьми.
Перед революцией, в 1917 году, ходила блаженная по улицам города и повторяла: «Стены Иерихонские падают, стены Иерихонские падают». Она уже была известной прозорливицей, и ее спрашивали, что это значит. Но Любушка слов своих не объясняла, и только когда все свершилось, стало ясно их значение.
О последних днях жизни и кончине блаженной Любови рассказывала Елизавета М., хорошо знавшая блаженную. «Недели за три до своей смерти пришла к нам в дом Любушка. Семья наша была большая, и всех нас она любила. Я в семье была младшей, и меня она любила особенно. В тот раз Люба, ласково называя меня по имени, сказала: «Лизонька, я скоро умру. Молись за меня Богу, приходи на могилку и песочек бери с нее. Гроб мой обей розовым». Я ее спрашиваю: «Песочек-то зачем мне?» Задумалась она на минутку и говорит: «Все же бери песочек, насыпай в банку с цветами — и в доме будет благодать».
Когда Любушка умерла, я была на работе. Вернувшись домой, узнала о ее смерти и тотчас пошла в ее дом. Чистенько убранная, лежала она в гробу, который был хорошо оструган, но ничем не обит. Тут я вспомнила просьбу Любушки — обить гроб розовым — и загоревала: как же мне исполнить ее просьбу?
Умерла она 21 февраля 1920 года. В магазинах тогда почти ничего не было. Материю продавали по талонам, а наша семья давно уже их отоварила. Больше — проси не проси — ничего не получишь. Как быть? Ну, думаю, пойду в магазин, попрошу хотя бы марли. Все же будет лучше, чем просто оструганный гроб. Пришла в магазин, стала говорить с заведующим: «Мне у вас хотя бы марли купить, гроб надо знакомой старушке обить, она заранее меня просила об этом».
Заведующий позвал мальчика-ученика: «Миша, там на полке есть у нас розовая марля, сходи и принеси». Я подумала: «Не смеется ли он надо мной, бывает ли марля розовая?» Но смотрю: несет мальчик ворох марли красивого густо-розового цвета. Никогда такой марли не было в продаже. Вот и обили ей «домик» в розовый цвет. Да кругом оборочки и бантики понаделали — красиво получилось. Так исполнилось предсмертное желание Любушки.
Зима 1920 года была тяжелой. Шла гражданская война. Люди страдали на фронте, страдали в тылу: не хватало хлеба, керосина, дров. В домах было холодно, как на улице. Вместо ламп по вечерам зажигали «моргасики», и при таком освещении дети учили уроки. Взрослые были озабочены тем, как достать пропитание для семьи. Казалось, каждый думал лишь о себе. Но когда узнали, что Любушка преставилась ко Господу и ее хоронят, люди все бросили и поспешили проводить блаженную в последний путь. Людей собралось так много, что со стороны милиции были приняты меры для охраны порядка. Так народ почитал память Любушки.
Любушка после смерти своей матери жила с сестрой Ольгой, которая относилась к ней снисходительно. Она не притесняла ее, не обижала, но не верила ей, говоря: «Блажь напускает на себя наша Люба». Воистину, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57). Когда же Ольга увидела огромное множество людей, сопровождавших Любушку в последний путь, горько заплакала: «Сколько людей знали мою сестру, одна я только не знала ее». Ольга пережила Любушку всего на три года, скончавшись в декабре 1923 года.
И после смерти не оставила рязанцев блаженная Любушка — множество чудес и исцелений совершалось по молитвам на ее могилке.
После смерти Любушки ее почитателями на могилке был поставлен небольшой памятник. Но с годами он разрушился, могилка пришла в запустение. И вот один военный поставил на свои средства крест и металлическую ограду. О себе он рассказал, что в последнее время его преследовали неудачи, кроме того, он был болен, и врачи не могли ему помочь. И тут во сне явилась ему Любушка и сказала: «Поезжай в Рязань, найди на кладбище могилу Любови Семеновны Сухановской, поставь вокруг нее оградку, после чего будешь здоров и счастлив». Он сделал все, как она ему сказала, и получил исцеление. С тех пор он ежегодно приезжал на ее могилку и служил панихиду.
А вот совсем недавний чудесный случай, произошедший в 2002 году. У рабы Божией Татьяны из города Александрова было сильное воспаление щитовидной железы. Она приехала в Рязань к своей матери. Узнав о ее болезни, родственница дала Татьяне масло, освященное на мощах блаженной Любови, иконочку и акафист. Татьяна помолилась, почитала акафист, а маслом помазываться не стала. Ночью видит она сон, как будто пришла она со своей матерью в храм. По храму идет священник с иконой в руках и говорит Татьяне: «Ты горлышко-то маслицем помажь, помажь…» Татьяна начала помазываться маслом и вскоре почувствовала себя значительно лучше. И свидетельств о подобных случаях очень много.
12 января 1987 года Любовь Семеновна Сухановская была причислена к Собору Рязанских святых как местночтимая святая — блаженная Любовь Рязанская. Согласно резолюции Святейшего Патриарха Пимена, день памяти установлен 8/21 февраля — в день преставления и 10/23 июня — в день празднования Собора Рязанских святых.
В 1992 году усердием наместника Свято-Иоанно-Богословского монастыря Архимандрита Авеля (Македонова) на Скорбященском кладбище на могиле блаженной Любови была устроена часовня, а накануне 800-летия Рязанской епархии, 23 июня 1998 года, ее святые мощи были перенесены в Николо-Ямской храм г. Рязани. Таким образом, крещеная в храме Святителя Николая, исцеленная Святителем Николаем, Любушка и почивает в храме своего любимого святого, которого всей душой почитала при жизни и вместе с которым находится ныне в Небесных обителях. Часть мощей осталась в часовенке над ее бывшей могилкой на Скорбященском кладбище. Сюда также многие приходят на поклонение святой блаженной.

Акафист святой блаженной Любови Рязанской

Кондак 1
Избранная от юных лет любовию Христовою, Егоже ради в подвизе юродства просиявшая, молитвеннице и заступнице дивная земли Рязанския, святая блаженная мати наша Любовь, хвалебное пение приносим ти, чтущии святую память твою, ты же ныне предстоящи со дерзновением Царю и Владыце всяческих, не престай взывати к Милостивому Спасу о нас, зовущих ти: Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Икос 1
Ангелом подражавшая в земном житии своем, еще от купели Любовию наречена бе, и, сию добродетель измлада стяжавши, безумием мнимым безумие мира презрела еси, темже призри на молитвы с любовию глаголющих тебе сице: Радуйся, от святыя купели Любовию нареченная; радуйся, сею добродетелию щедро обогащенная. Радуйся, от страждущия твоея плоти скорбь терпевшая; радуйся, пред образом Святителя Николая молитвы возносившая. Радуйся, чрез святаго угодника Божия исцеления сподобльшаяся; радуйся, по егоже глаголу в ризу юродства облекшаяся. Радуйся, подвиг сей яко крест свой на рамена вземшая; радуйся, во след за Христом его тако понесшая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 2
Видящи матерь твоя, блаженная Любовь, дивное твое исцеление, и, чудящися таковому странному тебе явлению, обуреваема сомнениями, шедше во храм, в немже вразумися пресвитером, рекшим: се воля Господня, темже благослови тя на подвиг сей многотрудый, Богу воспев: Аллилуиа.

Икос 2
Разум юродством сокрывшая в суетной жизни града большаго, смирением пламень страстей погашала еси, богоблаженная мати, тайных молитв твоих слезы и воздыхания кто изочтет? Мы же, сие воспоминающе, зовем тебе сице: Радуйся, образ терпения и незлобия явившая; радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая. Радуйся, чуждая миру, сущих же в нем не чуждавшаяся; радуйся, о людех скорбящих Богу молившаяся. Радуйся, в доме своем добровольно себе затворившая; радуйся, дивный сей подвиг от нас утаившая. Радуйся, пути указание от Бога приявшая; радуйся, на путь сей с радостию вступившая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 3
Силою Вышняго укрепляемая и промышлению Его повиновавшаяся, блаженная мати Любовь, ближним своим послужити хотящи, домашний затвор свой оставила еси и, яко истинная угодница Божия, непрестанно взывала еси Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи в себе, о блаженная мати, огнь любве Божественныя, возсияла еси яко светильник на свещнице, тьму наших грехов просвещая, и, подобно безплотным Ангелом, всегда воспаряла еси горе. Мы же во умилении глаголем тебе сицевая: Радуйся, странствию Христову поревновавшая; радуйся, стогны града Рязани прохождавшая. Радуйся, суеты земнаго мира отвергшаяся; радуйся, сладости райския вкусити сподобившаяся. Радуйся, жилище твое ради служения людям презревшая; радуйся, Небеснаго крова взыскавшая и получившая. Радуйся, вся красная мира ни во что же вменившая; радуйся, таковою жизнию любовь Божию людям показавшая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 4
Буря мирской суеты не возмогла есть поглотити тя, богомудрая Любовь, ты бо яко по суху пешешествовала еси по бездне житейскаго моря, уподобившися Спасителю нашему, благодарственно поя Тому: Аллилуиа.

Икос 4
Слышаще и видяще жители града Рязани таковое житие твое богоугодное, с любовию тя приимаху под кровы своя. Ты же чудесно их вразумляла еси, странным образом показующи уготованное им от Господа. Помози и нам, блаженная мати, творити волю Его всеблагую, да тако тя величаем: Радуйся, граду Рязани дивное украшение; радуйся, яко от беззаконий наших приводиши ны в сокрушение. Радуйся, грядущая, яко близ сущая, созерцавшая; радуйся, славы людския яко змия лукавствия избегавшая. Радуйся, мудростию на благое нас наставляющая; радуйся, потемненныя очи душ наших просвещающая. Радуйся, страсти яко гонителя фараона потопившая; радуйся, благодать Святаго Духа яко манну Небесную вкусившая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 5
Боготканною одеждою благодати облаченная, не взирала еси на лица и звания. Ни на почести временныя, мати наша, избегающи похвал и тщеславия, научи же и нас о единей славе Небеснаго Царствия пещися и Единому в Троице Богу славу возносити, вопия Тому: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше людие благочестивые многотрудное твое странствие, егда во утруждении на ступенях домов отдохнути тебе приключалося еси, хотяще умалити страдания твоя, брашно и питие приношаху. Ты же, подвиг свой сохранити желающи, блаженная мати, убогим сия раздавала еси. Мы же, дивящеся нищете твоей вольней, с любовию поем ти таковая: Радуйся, юрода словущи, мудрости нас наставляеши; радуйся, яко безумие мира юродством обличаеши. Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая; радуйся, ради тоя сладости вся земная нивочтоже вменившая. Радуйся, поношений и насмеяния к сердцу своему не допускавшая; радуйся, вся приносимая тебе нищим раздававшая. Радуйся, нестяжанию нас научающая; радуйся, богатство свое во Царстве Небеснем собравшая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 6
Проповедница велегласная явилася еси, богоблаженная мати, егда в годину смутную грядущия на нас напасти заведомо прорекла еси. Но и в тяжкия дни испытаний, егда мнози, страхом объяты бывше, бежаша, образом своим научала еси вопияти с надеждой Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия яве истинность словес твоих, в притче глаголанных, егда падоша стены иерихонския и держава Российская предана бысть поруганию. Умоли же Христа Владыку, о блаженная мати, да поможет нам иго сие понести и страдания наша умалит. Мы же тако тя ублажаем: Радуйся, посреде напастей нас не оставляющая; радуйся, страсти наша Небесною прохладою орошающая. Радуйся, из пучины отчаяния нас изводящая; радуйся, к тихому пристанищу нас приводящая. Радуйся, уныние сердец наших возвеселяющая; радуйся, изнемогающия силы наша ободряющая. Радуйся, во времена гонений твердо в вере стоявшая; радуйся, на милость Божию уповати нас научающая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 7
Хотя проявити величие любве и милосердия Своего к падшему роду человеческому, егда приближися время разорения обители Казанския от безбожник, не остави Господь в печали раб Своих и посла тя, блаженная мати наша Любовь, во утешение сестрам скорбящим, да тыя во дни искушений не отчаянием повергаются, но напасти сносяще безропотно, Богу хвалебную песнь воспоют: Аллилуиа.

Икос 7
Новое чудо явивше еси, достоблаженная мати, егда сестрам, во смятении сущим, грядущее прорекла еси и слезныя рыдания их умалила еси надеждою несумненною на Заступницу Матерь Божию. Сие убо изволение похваляюще, зовем ти тако: Радуйся, во ограду Казанския обители входившая; радуйся, тамо в келиях долгия дни пребывавшая. Радуйся, во страдании сущих утешавшая; радуйся, в бедах и напастех отраду подававшая. Радуйся, Христовых избранниц на путь к Небесному Жениху наставлявшая; радуйся, тяготы узкаго пути с ними разделявшая. Радуйся, яко путь грядущий им прорекла еси; радуйся, наказавшая путь сей благодаряще Бога проити. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 8
Странно и дивно бе житие твое непорочное, великими знаменьми бо многих от сна греховнаго возставляла еси к покаянию: овым исцеления подаваше, овым же скорую кончину возвещаше, иных же тайныя помыслы обличаше. Темже молим тя, Любовь блаженная, просвети нашу тьму безверия, ко исправлению нас наставляющи, да на Страшнем Судище Христове не постигнет нас участь шуия, но да сподобимся со избранными Всемогущему Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 8
Вся исполньшися любве Божественныя, даров Святаго Духа вместилище явилася еси: скорбящих утешающая, немощных защищающая, нищих оделяющая, недужных же исцеляющая, сего ради вопием ти: Радуйся, сирым и убогим помогавшая; радуйся, бедных и вдовиц окормлявшая. Радуйся, немощных верное защищение; радуйся, недужных скорое исцеление. Радуйся, теплыя молитвы за ны возносящая; радуйся, тем и всех нас к Богу прибегати научающая. Радуйся, дара прозорливости крайним смирением стяжавшая; радуйся, туне от сего дара требующим раздававшая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 9
Вся добродетелей исполнена бывши, Любовь блаженная, с молитвою на устех предала еси дух твой в руце Божии, Иже всели тя в Небесныя обители, идеже Ангельстии чини и святых собори радостно прияша тя. Ты же испроси и нам у Господа мирную кончину Христианскую, да воспоем Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещанныя недоумеют, како восхвалити тя, досто-блаженная мати, ибо пачеестественная многая преславная чудодействия еще в житии своем показала еси, но и по преставлении тоя благодатию Божиею творити не престаеши. Мы же, любовию понуждаеми, дерзаем пети тебе сице: Радуйся, многими добродетельми украшенная; радуйся, молитвеннице наша пред Богом дерз-новенная. Радуйся, тесным путем юродства до врат Небесных шедшая; радуйся, в чертог Небеснаго Жениха во гласе радования возшедшая. Радуйся, дивная мати, благия памяти достойная; радуйся, по блаженней кончине твоей Богом возвеличенная. Радуйся, века сего суемудрия отвергатися ны научающая; радуйся, чтущим любовию память твою в бедах и скорбех помогающая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 10
Спастися хотяй всем Господь откры чрез кончину твою благодатную, како достоит готовыми быти ко преставлению, егда девице некоей наказала еси, блаженная мати наша Любовь, гроб твой розовым тканием облещи, ибо не печаль, но радость в смертнем часе прияти сподобилася еси. Тако и ныне в Горнем Иерусалиме пребывающи, радостне поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стеною непроходимою жители рязанския в рыдании и горести о сиротстве своем заполниша стогны града нашего, блаженная Любовь, уразумеюще тела твоего погребальное шествие, мняху бо ся оставленны быти твоим заступлением. Мы же, ныне празднующе память твою, прибегаем к молитвенному покрову твоему и в надежде восхваляем тя звании сими: Радуйся, Царство Небесное унаследившая; радуйся, любовию Божественною блаженство безсмертныя жизни нам открывающая. Радуйся, яко злато в горниле, искусившаяся; радуйся, яко всеплодие жертвенное прият тя Господь. Радуйся, венче, из мира, радования и благости сплетенный; радуйся, многоценная кадильнице, фимиам хвалы к Богу возносящая. Радуйся, лампадо, к Богу сердцем своим горящая; радуйся, сосуде благодати неизсякаемый. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 11
Пение сие похвальное, аще бы и тьмочисленное приношахом ти, мати наша Любовь, не довлело бы к прославлению добродетелей и чудес твоих, обаче хвалу Богу возсылающе за вся, яже во святых Своих нам являет, Тому поем: Аллилуиа.

Икос 11
Трисиянным светом осияваема, со всеми святыми предстоиши ныне на Небеси Престолу Царя царствующих, Любовь многоблаженная, и оттуду, яко светозарное светило, просвещаеши землю Рязанскую, разгоняющи мрак заблуждения и показующи путь к Небесному блаженству. Сего ради прославляюще тя, глаголем: Радуйся, пророком еси сопричастница; радуйся, с преподобными пребываеши. Радуйся, праваго пути верная наставнице; радуйся, чистоты и целомудрия предивная хранительнице. Радуйся, Солнцем Правды озаренная; радуйся, простотою смиренномудрия благоукрашенная. Радуйся, мглу сомнений наших разгоняющая; радуйся, свеще, горением к Богу сердца наша возжигающая. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 12
Благодати обилие прияла еси, многоблаженная, по обилию любве твоея ко Христу Богу, ныне же прилежно взываем к тебе, мати наша Любовь, пролей теплую о нас ко Господу нашему молитву, да сохранит Церковь Свою Святую невреждену от ересей и расколов и вся Православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще пресветлую память твою, восхваляем тя, блаженная мати Любовь, обаче не могуще достойне изобразити высоту смирения и любве твоея к нам, с благоговением и радостию зовем ти: Радуйся, свободу от всякия тщеты улучившая; радуйся, многим очи духовная и сердца к покаянию открывшая. Радуйся, в скитаниих жизнь проведши, к желанному Раю пришедшая; радуйся, любимаго Господа узревшая. Радуйся, яко никая скорбь, ни теснота не возмогоша тя разлучити от любве Христовы; радуйся, явившая нам, како любовь Божественная приводит к жизни вечной. Радуйся, приявшая на ся безумие Христа ради; радуйся, обретшая мудрость во Христе. Радуйся, святая блаженная мати Любовь, угоднице Христова и молитвеннице о душах наших.

Кондак 13
О блаженная мати наша Любовь, хранительнице и заступнице земли Рязанския, приими ныне малое сие моление наше и призри на прилежно просящия тя, ты бо еси молитвенное к Богу предстательство наше. Испроси нам у Христа чистоту телесную и душевную, да в мире и покаянии прочее время живота скончавше, достигнем Небесных обителей, идеже с тобою и всеми святыми сподобимся воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.)

Молитва
О достоблаженная мати Любовь, угодница Христова! Услыши нас, грешных, молящихся тебе. Прими молитву нашу и принеси ю к Милостивому и Человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да сохранит град сей Рязань, в немже, добродетельно поживши, Богу угодила еси, от всех навет вражиих, да не осудит ны по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благое, даруемое нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Паки молим тя, блаженная мати наша Любовь, посещай нас, тебе молящихся, в нуждах наших, да тобою заступаеми, сподобимся в день Судный одесную Сына Божия стати твоими святыми молитвами ко Спасу и Пресвятей Его Матери, Преблагословенней Владычице нашей Богородице, от всех родов ублажаемой, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Память блаженной Любови Рязанской празднуется 8/21 февраля и 10/23 июня.

06.10.2006
Дата: 6 октября 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru