Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

С креста не сходят

«Я посвятила жизнь своему Святителю Иоанну ради Христа и ради послушания», — так сказала о себе схимонахиня Варвара (Дюнина), личный врач Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.


«Я посвятила жизнь своему Святителю и духовному отцу ради Христа и ради послушания», — так скажет в конце жизненного пути схимонахиня Варвара (Валентина Сергеевна Дюнина), личный врач Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка Иоанн четыре десятилетия вел ее ко Христу, уча смирению и послушанию. И сегодня мы постараемся проследить непростой путь этой женщины-мироносицы по воспоминаниям близких ей людей — протоиерея Николая и матушки Татьяны Манихиных и на основе ее личных записей.
Родилась Валентина в Саратове 15 апреля 1944 года в семье рабочего Сергея Ивановича Дюнина и Евгении Васильевны Ежовой. Зерна Православной веры посеяла в душе маленькой девочки ее мама, она водила дочку с собой в семинарский храм. Валя, находясь под впечатлением от церковных служб, возмечтала стать... священником(!). И когда знакомые спрашивали ее, кем она хочет стать, твердо отвечала: «Батюшкой». Мама строго объяснила дочке, что девочки батюшками не бывают. Но каково было удивление пятилетней девочки, когда она впервые увидела своего будущего духовного отца, тогда еще студента семинарии, безбородого, с кудрявыми волосами ниже плеч — отца Иоанна. Девочка впервые видела перед собой монаха и не поняла, кто он. Всю Литургию Валя разглядывала семинариста, и из-за его духовной красоты и длинных кудрявых волос, всего его отрешенного облика решила, что он... девушка! Валя негодовала от несправедливости мамы: обманула, что девочки батюшками не бывают... Еле дождавшись окончания службы, она, заливаясь горючими слезами, выговорила маме свою обиду. Евгении Васильевне было смешно и неудобно перед людьми. Но, видимо, не без Промысла Божия была эта встреча.
С тех пор образ того батюшки (потом она уже узнала, что зовут его отец Иоанн) так и стоял перед глазами, и девочка с большим старанием стала ходить в храм семинарии. В том же 1949 году в их семье родилась сестренка Таня, которую старшая сестра стала трепетно опекать. В то время было трудно с духовной литературой, и если кто-то давал Евгении Васильевне книгу почитать, то она читала ее вслух дочерям. Под впечатлением от этих чтений Валя устраивает в чуланчике келью, развесив маленькие иконочки и пучки с благовонными травами, чтобы пахло, «как в церкви». Видимо, уже тогда она выбрала свой путь одиночества, путь к Богу.
И Господь был щедр к ней на хороших людей, на добрых пастырей и Архипастырей. Валя всегда с благоговением вспоминала Митрополита Вениамина (Федченкова), Саратовского Святителя, церковного писателя, который горел любовью к Богу, был великим проповедником слова Божия и обладал даром прозорливости. Именно он предсказал девочке-подростку ее дальнейший путь, когда Валя однажды из школы прямо с портфелем прибежала в храм. Служба уже закончилась, Владыка Вениамин шел с духовенством по ковровой дорожке, благословляя прихожан. Святитель, увидев пробирающуюся сквозь толпу девочку, надеющуюся получить с благословением конфетку, сказал: «Пропустите девочку!». Люди расступились, Владыка Вениамин взял оробевшую Валю за руку и повел к выходу, где отпустил ее руку, наклонился и, добродушно улыбаясь, благословил со словами: «Ну вот, а теперь беги!». Когда взволнованная дочка, прибежав домой, рассказала обо всем маме, люди стали рассуждать: какой же уготованный путь предсказал ей Святитель.
И вот однажды, когда Вале было 11 лет, приехал на каникулы отец Иоанн, учившийся в это время в Ленинградской Духовной Академии, и остановился у боголюбивой старушки Анны Нестеровны, его духовного чада. Он попросил Анну привести к нему некую (совсем другую) Евгению с дочерьми, которая написала ему письмо в Ленинград. И та, не задумываясь, привела Евгению Дюнину с дочками Валей и Таней. Отец Иоанн был удивлен случившемуся и увидел в их приходе волю Божию. Так началось духовное окормление этой семьи иеромонахом — Епископом — Архиепископом — Митрополитом Иоанном.
Учась в школе, сестры не стали вступать ни в пионеры, ни в комсомол, несмотря ни на какие уговоры. По совету своего духовного отца они отвечали так: «Мы еще не готовы. Как будем готовы, вступим». Валя уже в школьные годы могла постоять не только за себя, но и не давала в обиду свою младшую сестру. Сестры были общительными со сверстниками, играли с ними в игры, присущие тому времени.
Но в семье очень часто вспыхивали ссоры между родителями, так как отец, ярый атеист, запрещал жене водить детей в храм, особенно по воскресным дням, да еще натощак. Скандалам не было конца. И в 1956 году Евгения Васильевна ушла от мужа, взяв с собой дочерей.
Шли годы, девочки росли, матери стало тяжело обезпечивать семью одной. Вале как старшей пришлось пойти на работу по медицинской части, а 10-й класс заканчивать в вечерней школе. Будущий Владыка Иоанн, окончив Духовную Академию, стал служить в Чебоксарах, а затем в Куйбышеве. С 1959 года он руководит с помощью писем духовной жизнью Вали:

«Помни, что Господь смотрит не на то, сколько ты грехов выскажешь, а на то, с каким сокрушением будешь исповедоваться.
Учись опрятности и аккуратности даже в малых вещах.
Вменяю тебе в послушание — когда допустишь гнев, не откладывай, а сразу проси прощения.
Не мудрствуй много, а будь более покорной и ласковой.
Твой батюшка, недостойный о. Иоанн».

А когда Валя, окончив десятилетку, приехала в Куйбышев узнать, каким путем идти ей дальше, то услышала в ответ от Владыки Мануила, благословлявшего ее, такое напутствие: «Тебе нужно быть врачом. Он, — кивнув в сторону своего келейника, игумена Иоанна, — будет больным, больным».
Так по благословению Святителя Валя поступает в медицинское училище вместе со своей двоюродной сестрой Инной, чью раннюю смерть они впоследствии будут тяжело переживать.
И в студенческие годы ее духовный отец вновь будет наставлять в своих письмах:

«Я очень рад, что ты поступила. Оправдай своим прилежанием Божие благословение.
— В любви и сострадании к больным черпай для себя силу и радость.
— Зря не возмущайся, знай всему меру. Учись благоразумию.
— Вырабатывай искреннее смирение. За смиренные труды Господь не оставит в нужное для тебя время.
— Жизнь — наука. Вникай хорошенько в тайны жизни с мыслью о Боге. И помни, что мы решили с тобой идти путем девства.
Архимандрит Иоанн».

После окончания учебы старшей дочери семья Дюниных по благословению своего духовного отца переезжает в Куйбышев, где Валя устраивается на работу в клинику мединститута, а жить ее временно поселяют на дачу близ города, где Епископ Иоанн отдыхал по предписанию докторов. Ей дали первое послушание — содержать в чистоте домик, посадить цветы в садике и ухаживать за фруктовыми деревьями и огородом. Приученная мамой к земле с детства, она с большой любовью и прилежанием берется за все дела, а в свободное время штудирует медицинскую литературу, специализируясь на тех заболеваниях, которыми болел Владыка — сахарном диабете, гипертонии.
Так начинается ее путь врача и жизнь в повседневном напряжении и жестком режиме. Но где бы она теперь ни была, в ее сумке всегда лежал фонендоскоп и лекарства первой медицинской помощи, которую она оказывала Владыке во всех экстренных случаях, борясь за его слабое здоровье и поддерживая его, насколько ей позволяли ее духовные и физические силы. Также она несла послушание по швейному делу — шила облачения.
И примером для нее становится Владыка, который даже на даче с раннего утра не выпускал из рук топор, пилу, рубанок, физическим трудом отвлекался от повседневных забот, книг, скорбей. А когда болели у него ноги и открывались раны, ему приходилось работать полулежа. Он брал приспособление, чтобы можно было писать, и начинал просматривать письма, отвечая на них в краткой сжатой форме. Переписка для него была одним из средств общения с людьми. У Владыки никогда не было праздного времени, а в поездках по приходам, монастырям и городам его всегда теперь сопровождала Валентина Сергеевна.
Под его благодатным Архипастырским покровом было и легко, и в то же время трудно жить, поскольку Владыка был строг со своими духовными чадами, требовал безусловного послушания и строго вразумлял, когда видел их недостатки. Но тот свет, который исходил от подвига Святителя, освещал всю их дальнейшую жизнь.
А когда праздновали день Ангела Митрополита Мануила — «дедушки», то в сердце Валентины Сергеевны запечатлелась величественная картина службы двух Святителей — двух молитвенников, ходатаев и покровителей города и теплые слова убеленного сединой старца о своем духовном преемнике: «Берегите его...»
Смысл этих слов она по-настоящему раскрывает, видя, что служение ее духовного отца и Святителя — это его крестный путь, о котором он в дни скорбей и физических болей говорил так: «С креста не сходят, с него снимают».
Человек высокой духовной жизни, подвижник благочестия, он сострадал горестям своего народа и усердно молился за него. Люди любили своего Архипастыря, видя, что он действительно сораспинается Христу за всех чад своих. Эту силу молитвы Святителя Валентина Сергеевна познала на себе, когда тяжело заболела и врачи, определив бронхоэктазы, настаивали на операции. Владыка не благословил ее на это, а с молитвой перекрестил ее легкое. Вскоре она поправилась, окончательно убедившись, как молитвы и ходатайства Святителя перед Богом помогали людям в их нуждах и скорбях.
Так в трудах и заботах, в служении Богу и людям пролетели незаметно благодатные годы. Владыку ожидали новые испытания — его назначили на Ленинградскую кафедру.
Валентина Сергеевна, узнав об этом, ахнула: Владыке ли с его слабым здоровьем ехать в этот холодный город? Но указ был уже получен. Начинался новый период жизни Владыки, а вместе с ним и его духовных чад.
Началась же новая жизнь в новой епархии с юбилея — двухсотлетия храма в честь Смоленской иконы Божией Матери. Затем Владыка погрузился в дела, бумаги, документы, журналы, книги, письма, газеты, спеша основательно войти в курс всех событий в церковных делах и духовной школе. Проблемы навалились всей тяжестью, и у Владыки открылась на ноге трофическая язва. Его положили в больницу, а вскоре новая госпитализация, уже с сердцем. Для Валентины Сергеевны настали дни сплошных переживаний: не было рядом родных и лучшей подруги Нади, а тут тяжелая болезнь духовного отца. Но Господь продлил дни жизни Святителя. Его выписали из больницы.
Наконец, долгожданная поездка в Самару после разлуки. Встреча была трогательной: люди пришли со слезами и цветами. И сама служба была торжественной, а весь храм наполнен теплотой и любовью. Молились воистину единым сердцем и едиными усты. И в Самаре Владыка не переставал работать, принимая огромное количество народа, жаждущего с ним встречи. Очереди с раннего утра и до позднего вечера. Люди приносили любимому Архипастырю багажи своих скорбей и слез, а уходили утешенные.
Затем — поездка в Пюхтицы на столетие монастыря. Валентину Сергеевну душили слезы от предчувствия, что здесь они в последний раз. И вспомнилось ей первое посещение Пюхтиц, когда Владыке явилась Матерь Божия и милостиво коснулась рукою его головы. Позже о том явлении он не мог говорить без слез.
Здоровье Владыки требовало внимания, а впереди предстояла поездка на Святую Землю. Незабываемые часы прошли на Иордане, в Гефсиманском саду, на Сорокадневной горе, в Кане Галилейской, у Гроба Господня. И хотя Владыка все время был на ногах, рана на ноге затянулась, и он чувствовал себя хорошо.
Возвращение в Петербург вновь сопряжено с работой, перенапряжением, здоровье Владыки резко ухудшилось, и его госпитализировали в Москву. Лишь милость Божия, да усердие докторов, их любовь, сердечность, молитвы близких помогли ему выжить. Молилась о выздоровлении Владыки Иоанна старица Мария Ивановна в самарском селе Кинель-Черкассы. Валентине Сергеевне приходилось день и ночь прикладывать свое умение врача, когда новые испытания наваливались на ее духовного отца: покраснение стопы, пневмония, катар. В сердце  Валентины Сергеевны появилось какое-то пугающее предчувствие. Кто только не приезжал в те дни к Владыке, чтобы услышать его слово, сколько мирян и монашествующих испрашивали у Святителя духовных советов. Про себя Валентина Сергеевна радовалась такому наплыву и думала: «Благодатное время!», — хотя необъяснимое волнение в сердце не проходило.
Эта странная тревога нарастала и вылилась в тот трагический вечер, когда Владыка, не взяв ее с собой, уехал на встречу с мэром города Анатолием Собчаком, чтобы подписать важные документы. Там и случился сердечный приступ, рядом не было Валентины Сергеевны, не раз спасавшей его от беды, а когда она приехала, было уже поздно.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополита Иоанна похоронили в Александро-Невской Лавре. Это была его последняя кафедра, где он прослужил пять лет. Сколько слез народных пролилось об ушедшем Архипастыре! Почти за год до этого, 11 декабря 1994 года Владыка ступил на Святую Землю, а теперь Святитель ступил в Горний Иерусалим. Навсегда...
Смерть дорогого учителя и духовного отца изменила жизнь его духовных чад, которые были с ним до его конца. Осиротевшими вернулись они в Самару, а у Валентины Сергеевны очень быстро стала проявляться ее старая болезнь, от которой восемь лет назад молитвой исцелил ее духовный отец. И, видимо, Господь ей давал силы ради Владыки, так как она ему была нужна — и как помощница, и как духовно близкий человек.
Операция прошла успешно, но облегчение было недолгим. И памятуя давнее благословение наставника, Валентина Сергеевна описывает свой непростой и тяжелый путь под благодатным Архиерейским покровом. После этого она сознательно начинает готовиться к исходу из этой жизни, мужественно говоря: «Меня здесь ничего не держит». Затем, отрешившись от всего земного, принимает постриг и схиму с именем Варвара в честь святой Варвары Великомученицы, которую она почитала с юности. Эту святую почитал и Владыка, не пропускал ни одной службы в ее память.
1 июля 1997 года, в день празднования Боголюбского образа Божией Матери, схимонахиня Варвара отошла ко Господу, приготовив себя к новой встрече со своим духовным наставником и отцом — на этот раз в жизни вечной.
Похоронили схимонахиню Варвару на Ташлинском кладбище, недалеко от храма, а 18 сентября 2006 года рядышком с ней похоронили ее маму, схимонахиню Олимпиаду.

На снимках: схимонахиня Варвара в последние годы жизни; встреча Владыки Иоанна в храме; схимонахиня Варвара в доме протоиерея Николая Манихина.  

Людмила Жалейка
23.11.2007
781
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru