‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Писатель великой совести

К 200-летию Федора Михайловича Достоевского.

К 200-летию Федора Михайловича Достоевского.


Протоиерей Геннадий Беловолов на могиле Федора Достоевского в некрополе Александро-Невской Лавры. В день юбилея великого писателя его могила была украшена венками и букетами цветов.

Россия отметила 200-летие со дня рождения великого писателя Федора Михайловича Достоевского. О творчестве русского гения размышляет бывший сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, директор Мемориального Музея-Квартиры св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов. В самый день рождения писателя отец Геннадий пришел на могилу р.Б. Феодора Достоевского в некрополе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, отслужил панихиду. И поделился своими размышлениями о творчестве и судьбе писателя, изучению которого посвятил много лет своей жизни.

На могиле писателя написано: «Родился 30 октября 1821 года». По новому стилю это 12 ноября. Как раз сегодня. Но в связи с арифметическими пересчетами, когда теряются дни и возникает нестыковка календарей, 200-летие Достоевского широко праздновали вчера. Вчера здесь была торжественная панихида, возлагали цветы - вот венок от музея городской скульптуры, от литературно-мемориального музея Достоевского, от Лавры и от причта собора Владимирской Божией Матери, прихожанином которого он был.

Всё отпраздновано, всё замечательно. Но именно сегодня, 12 ноября, вспоминаем 200-летие со дня рождения великого писателя, пророка земли русской Федора Михайловича Достоевского. Сегодня здесь немноголюдно, практически никого нет - ну вот я посетил, помолился.

Еще помню, в 1988 году, в год Тысячелетия Крещения Руси впервые удалось организовать первую за советские годы панихиду на могиле писателя. Потом с 1992 года я сам как священник ее совершал вплоть до 2017 года. И вот сегодня вновь посетил, вновь помолился, помянул.

Достоевский здесь возлежит, но он здесь же и проповедует. На его могиле начертаны те слова, которые он сам поставил эпиграфом к своему последнему роману «Братья Карамазовы»: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит». Евангелие от Иоанна, глава 12, стих 24. Эти слова стали эпиграфом и к жизни самого писателя. Он посеял то зерно, которое обильно взошло и принесло, и приносит «мног плод» - слово о Боге, о безсмертии, о душе человека.


Памятник Достоевскому установлен к 200-летию со дня рождения писателя в Переславле-Залесском Ярославской области у ворот Свято-Никольского монастыря.

Бюст писателя выполнен известным скульптором Лаверецким и символически утвержден на двух книгах. Нетрудно догадаться, что это книги Священного Писания, Ветхий и Новый Завет. Венчает могилу Достоевского восьмиконечный крест с терновым венцом, напоминающим и о многих страданиях, которые пережил писатель, и о той вере в Христа Распятого, которую он хранил в своей душе и проповедовал в своем слове.

Ну вот как раз солнышко выглянуло, просветило, всё сияет, всё в цветах. Замечательный крест из цветов, венки, красные и белые розы. Это надгробье было отреставрировано к 200-летию со дня рождения писателя на средства Благотворительного Фонда имени Погосяна, и слава Богу, что могила к юбилею писателя так обновлена. Бюст словно живой, Федор Михайлович мудро, смиренномудро смотрит на нас. Здесь же с ним покоится и его благоверная супруга Анна Григорьевна, и его внук Андрей Федорович Достоевский. На обратной стороне бюста, могилы, - пальмовая ветвь, которую изображают обычно в руках праведников, символ Царства Небесного.

Царство Небесное и вечный покой приснопоминаемому, зде погребенному великому писателю земли Русской многострадальному Феодору, дорогому нашему Федору Михайловичу Достоевскому.

Достоевский - это наш духовный автопортрет. В его метаниях и обретениях, исканиях и падениях, греховности и святости, вере и сомнениях отразилась сама Россия и русский народ. Чтение Достоевского - это всегда самопознание.

Так глубоко о человеке не написал ни один писатель, никто не зачерпнул так глубоко бездну души человека. Достоевского нужно назвать тайнозрителем души человеческой. Поэтому Достоевский, будучи глубоко русским писателем, в то же время всемирный и всечеловеческий писатель. Здесь к нему применимо то слово, которое он употребил по отношению к Пушкину, - «всечеловек». Затронув самые глубокие вопросы человеческого бытия, он стал визитной карточкой всего человечества.

Как известно, ученые периодически посылают в космос послания так называемым «внеземным цивилизациям», в которых стремятся кратко и емко представить род человеческий. Я считаю, что если уж делать такие презентации, то нужно их делать вовсе не для «братьев по разуму» (что с православной точки зрения более чем сомнительно), а для нас самих, для человечества. Чтобы мы лучше себя сами понимали. И для такой вот презентации лучше всего послать в космос если не собрание сочинений Достоевского, то хотя бы его последний, главный роман «Братья Карамазовы». Там сказано так много о духовной сущности человека.

Достоевский обозначил базовые аксиомы человеческого бытия. Без его максимы «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» уже невозможно представить себе человечества. Другая аксиома Достоевского: «Если Бога нет, человеку все позволено». Жизнь человека безсмысленна без идеи безсмертия: «Без веры в свою душу и в ее безсмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо».

Отсюда и главная аксиома Достоевского - об абсолютной ценности Христа, Который выше любых научных или логических доказательств. Из нее вытекает и, пожалуй, самая знаменитая аксиома писателя: «Красота спасет мир», под которой он понимал «красоту Лика Христова», - а «некрасивость погубит». Хотя о Достоевском много спорят, но его никто не может опровергнуть. Сила аксиом как раз и состоит в том, что они не нуждаются в доказательствах, но сами являются базой всех доказательств.

В своих аксиомах Федор Михайлович выявляет православное мировоззрение. Он назвал аксиомы и русского бытия. Его идеи стали основополагающими для понимания русскости. К ним относится, прежде всего, мысль: «Русский и православный - слова синонимы», или: «Атеист не может быть русским». Православие, по убеждению писателя, так глубоко сжилось с русской душой, что уже составляет ее неотъемлемую часть. Отсюда его мысль о русском народе-богоносце.

Достоевский - глубоко православный писатель, он защитил нашу культуру от западной дехристианизации. Вернул в нее христианскую тематику и проблематику, вновь сделал центром русской культуры Христа.

На чем основан этот феномен? На его глубочайшей вере. А также, мне думается, на том, что он не боялся сомнений и в своих героях сознательно провоцировал сомнения. Он никогда не боялся самых сложных вопросов о Боге и о вере. Вера Достоевского основана на любви. Человек готов пожертвовать всем ради того, кого он любит. Достоевский беззаветно и преданно любил Христа, поэтому он не боялся задавать вопросы о Христе, в том числе и Самому Христу, о смысле страдания, о смысле нравственности.

Достоевский задал главные вопросы человечества, вопросы совести, которые до сих пор будоражат. Достоевский - писатель великой совести. Поэтому он никогда не перестанет быть актуальным, по крайней мере, пока у человечества будет оставаться совесть.

Нужно отметить удивительное доверие писателю. Можно быть с ним не согласным, но невозможно ему не верить. Достоевский всегда искренен как на исповеди, он никогда не фальшивит. Неудивительно, что Достоевского читают люди абсолютно разных мировоззрений: верующие и неверующие, православные и инославные. Как недавно выяснилось, даже нынешний папа Римский Франциск зачитывается Достоевским.

Проработал я в музее Достоевского более тридцати лет, видел в гостях у писателя самых разных посетителей. Музей Достоевского остается одним из самых посещаемых в Санкт-Петербурге. Здесь особенно чувствуешь общечеловечность Достоевского. К нему приходит много иностранцев.

Частыми посетителями были японцы. Казалось бы, что находят представители дальневосточной культуры у православного Достоевского?! Когда приходила японская группа, я начинал с вопроса: «У вас своя культура, свое мышление, что вы находите в Федоре Михайловиче Достоевском?» Как известно, в Японии Достоевский самый издаваемый писатель, его там издают больше, чем в России. После войны собрание сочинений Достоевского выходило несколько десятков раз. Один из лучших фильмов по роману «Идиот» тоже снят в Японии. Характерно, что действие романа в фильме происходит в Японии. Сохранен сюжет, все персонажи, но действие перенесено в Японию. Настасья Филипповна - гейша Настаэко. На вопрос: «Что вы находите в Достоевском?» - чаще всего от японцев приходилось слышать ответ в одно слово: «Страдание». Японцы находят в нем отражение, объяснение и понимание смысла страдания. Это говорит об универсализме Достоевского, который понятен и на других континентах.

Мне приходилось проводить в 90-е годы в музее Достоевского экскурсию и для генерального секретаря НАТО Вернера, и для коммунистических делегаций Китая, и для художников авангардистов, и для школьных учителей, - и всех их объединял интерес к Достоевскому.

Как-то рано утром произошла необычная история. В музей еще до открытия постучалось какое-то духовное лицо, что было понятно по его облачению. Это оказался архимандрит Василий со Святой Горы Афон. Через переводчика он объяснил, что приехал в Петербург только ради Достоевского. Во время посещения Москвы его спросили, какой монастырь он хотел бы посетить или какую святыню увидеть, он на удивление ответил, что хочет посетить музей Достоевского. Только ради Достоевского он приехал в Петербург и прямо с Московского вокзала, который находится неподалеку от музея, пришел в музей. Пробыв почти целый день в музее, он вечерним поездом вернулся в Москву. Согласитесь, это говорит о многом.

Мне приходилось проводить экскурсии в музее и для многих архиереев. Особенно запомнилось посещение Владыки Прокла (†2014), тогда викарного Епископа Тихвинского, а впоследствии Митрополита Симбирского. Он пожелал посетить музей без всяких внешних поводов и юбилеев, неожиданно позвонил и пришел, очень долго ходил, слушал, расспрашивал, говорил о том, что Достоевский его любимый писатель.

В музее Достоевского я познакомился с протоиереем Виктором Московским (†2020), настоятелем храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, он тоже не раз бывал в нашем музее. У Достоевского, как видим, есть своя читательская «епархия» из духовенства.

Более того, благодаря музею Достоевского я стал священником. В 1988 году сотрудники музея, чтобы вернуть церковь Владимирской Божией Матери, прихожанином которой был Федор Михайлович Достоевский, организовали приходскую общину. Я представлял общину в различных инстанциях. Тогда я познакомился с Правящим Архиереем Санкт-Петербургской епархии Митрополитом Алексием, будущим Святейшим Патриархом Алексием II. Когда был назначен на кафедру Митрополит Иоанн, мне предложили рукоположение.

Достоевский великий миссионер нашего времени. Однажды инспектор Духовной Академии отец Георгий Тельпис поделился наблюдением, что в советское время почти половина семинаристов на вопрос о том, как они пришли к вере, отвечали: «Благодаря Достоевскому». Федор Михайлович для Церкви сделал больше, чем иные известные миссионеры.

Митрополит Антоний (Храповицкий) на основе творений Достоевского составил пособие для православных пастырей, приводя литературных персонажей в качестве полезных примеров в пастырской практике. Достоевский и не думал, конечно, о таком прикладном применении своих сочинений.

За три года до юбилея был создан комитет, принята президентская программа по празднованию 200-летия Ф.М. Достоевского. Но, к сожалению, эпидемия ковида реально сорвала очень много мероприятий. Но, может быть, есть и более глубокая причина того, что праздник прошел не так масштабно, как планировался. Федор Михайлович вообще не праздничный писатель. Праздник - это все-таки отдохновение, праздность ума, а Достоевский задает непраздничные, а сущностные вопросы. Достоевский и праздник - с трудом сочетаемые понятия. Придумать и зрелищно провести празднование 200-летия Достоевского - это небывало трудная задача. Юбилеи Пушкина праздновать гораздо легче, потому что Пушкин воплощает светлую сторону русской души, а Достоевский воплощает в себе всю ее глубину: и светлую и трагическую, и святую и греховную. Трудно себе представить фестиваль Достоевского. Традиционные формы празднования плохо сочетаются с именем Федора Михайловича.

Многие инициативы в этом году носили неофициальный, народный характер. Показательным является пример Переславля-Залесского. Неважно, был там или не был Достоевский, скорее всего не был ни разу, но именно в этом городе был установлен один из самых значимых памятников нынешнего года, да и вообще один из лучших памятников Федору Михайловичу.

Благодаря стараниям монастыря, его настоятельницы игумении Евстолии, которая через Достоевского пришла к вере и Православию, был установлен удивительный мемориал Достоевскому. Он представляет собой раскрытую книгу из двух кирпичных стен в виде раскрытой обложки, из которой как бы выходит писатель. Он держит свечу. На книге написаны слова Достоевского: «Мир есть рай, ключи у нас...» Писатель как будто боится, чтобы его свеча не погасла. Куда же он идет? Памятник поставили точно напротив святых врат монастыря. Достоевский идет в монастырь, что соответствует его духовному пути. Он бывал в Оптиной пустыни, и в «Братьях Карамазовых» монастырь старца Зосимы тоже является духовным центром романа. Свеча становится емким символом его веры. Так Свято-Никольский монастырь в Переславле-Залесском, в котором Достоевский вроде бы и не бывал, стал частью памятника писателю.

Мемориал был открыт 11 июня 2021 года. В октябре в монастыре предполагалась большая конференция, на которую я также получил приглашение, но в последний момент в связи с ковидом были введены ограничения, и конференция прошла при минимальном количестве участников. Открытие памятника - это яркий пример народного почитания Федора Михайловича.

Подводя итоги празднования 200-летия писателя, надо сделать вывод - дни памяти Достоевского праздновать надо не «от» и «до», не от юбилея до юбилея, а быть с ним всегда, не расставаться с Достоевским так же, как мы не должны расставаться с добротой, красотой и совестью. Достоевский нам нужен не только в юбилейные дни, он нужен нам всегда!

Идiотъ

К юбилею Достоевского.

На всех парах спешит в Санкт-Петербург
Мечтатель странный, донкихот женевский,
«Со впалыми щеками, белокур», -
Которого придумал Достоевский.

Лев Мышкин - Идiотъ, болящий Князь.
Он должен город покорить имперский,
Взять на себя людскую боль и грязь, -
Так сочинил писатель Достоевский.

Средь нас он поселился навсегда,
Пересекает то и дело Невский,
И не покинет город никогда, -
Так пожелал мечтатель Достоевский.

Сказал он: мiр спасет лишь Красота!
И смотрит Князь на нас совсем по-детски,
Чтоб не забыть нам Светлый Лик Христа, -
О том молился Федор Достоевский.

Протоиерей Геннадий Беловолов.

85
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru