Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Мировая премьера

За десять дней до официальной премьеры Самара неожиданно прозвучала по всему миру совсем иным, непрестижным и трагическим образом: страшный пожар, спаливший здание облУВД, в котором сгорели многие находившиеся в нем люди, потряс не только самарцев.

В Самарском театре оперы и балета 20-го — 25-го февраля состоялась мировая премьера оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного". Титул "мировая" официально значится на афишах и возник задолго до того, как это грандиозное действо обрело сценическую плоть и его увидели зрители. Самара решила удивить весь мир и не скрывала этого. Для постановки были приглашены "варяги" с мировыми именами: во-первых, "гражданин мира" Мстислав Ростропович как музыкальный руководитель и дирижер, Роберт Стуруа, известный масштабными постановками античных трагедий и Шекспира — как режиссер-постановщик, Георгий Алекси-Месхишвили — в качестве автора сценографии и костюмов. В спектакле заняты в основном солисты и артисты нашего театра, но декорации и мебель, костюмы солистов, реквизит выполняла целая бригада специалистов из Москвы. Была осуществлена серьезная реконструкция сцены, построены подъемники, лифт и т.п. Общая стоимость проекта остается в тайне для широкой публики.

Опера Слонимского — единственная отечественная большая опера за последние десять лет. В центре оперы — русский царь Иоанн Грозный.
С первых дней подогревался интерес к премьере. Ажиотаж вокруг "Видений" достиг своего пика в феврале, когда были раскуплены все билеты на все пять представлений подряд, причем многие из них стоят по 200 и 300 рублей. 20-го февраля на мировой премьере присутствовало много иностранных гостей, послов, например, посол США Джеймс Коллинз. Всем ясно, что "Видения Иоанна Грозного" — не обычная опера, где главное — музыка, интрига и исполнение и где знатоки наслаждаются чистым искусством. Это событие приобрело некую идейную окраску. Послы иностранных держав сочли для себя важным приехать на премьеру в Самару. Что, с одной стороны, говорит об авторитете Ростроповича, а с другой — о том, что постановка очень заинтересовала и должна понравиться. Не те они люди, чтобы ехать за сто верст киселя хлебать. Известно, что выдающиеся произведения искусства свидетельствуют об эпохе, проясняют для современников и потомков то, что носится в воздухе. Что же "проясняют" о России и ее трагиче-ском сегодняшнем дне "Видения" великого русского царя, которыми Самара решила прогреметь на весь мир? Однако прежде надо сказать, что за десять дней до официальной премьеры Самара неожиданно прозвучала по всему миру совсем иным, непрестижным и трагическим образом: страшный пожар, спаливший здание облУВД, в котором сгорели многие находившиеся в нем люди, потряс не только самарцев, а стал апокалиптическим видением нашего времени. Удивительно, но факт: в сознании многих самарцев эти два события — мировая премьера и мировой пожар — каким-то образом мистически связываются.

Галина Вишневская, приехав за неделю до премьеры проконсультировать певцов и быть на самой премьере, "с корабля на бал" вместе с мужем М.Ростроповичем попала на гражданскую панихиду по погибшим, которая проходила во Дворце спорта. Вскоре после такого "пролога" сполохи красного света, как зловещий огонь, будут, по замыслу режиссера, озарять сцену в театре оперы и балета…
Либретто оперы написал Яков Гордин вместе с Сергеем Слонимским, и последний утверждает, что оно основано на исторических материалах, в том числе новейших. В то же время само слово "Видения" — не только указание на художественный прием оперы, где события происходят в предсмертных видениях Иоанна Грозного, а и "отходной мостик" для автора: мол, я так вижу. Критики, положительно оценившие спектакль, уже спешат заявить, что опера не требует следования "исторической правде", которой якобы не существует. Надо ли говорить, что это неверный подход. А "свое видение" в случаях, когда речь идет о реальных исторических лицах, — сознательное искажение. Бери для своего видения вымышленных персонажей. Но зритель-то идет именно на Иоанна Грозного и воспринимает происходящее на сцене как реальные исторические события, и авторы это прекрасно знают.
…За прозрачным коричневато-золотистым занавесом в глубине сцены висит большая икона. Какофония звуков, несущихся из оркестровой ямы, как что-то тревожное, хаотичное, угрожающее, затягивает в пространство сцены, словно в воронку. Занавес поднимется, и мы увидим на заднике грозовое небо, конструкцию в несколько ярусов по обеим сторонам сцены, куда будет выходить хор, напоминающую не то иконостас, не то несколько этажей горящего здания с людьми. А на переднем плане — на деревянном помосте, выдвинутом ближе всего к зрителю, — некто, покрытый чем-то кроваво-красным. Окажется, что этот согнутый некто — сам царь, покрытый серой накидкой, напоминающей шкуру.
В этой роли занято три исполнителя. На премьере Иоанна пел Андрей Антонов. Видимо, над его обликом много трудились для того, чтобы певец производил столь отталкивающее впечатление. Набеленное мертвенное лицо, всклокоченные волосы, гримаса злобы. Он одет в длинную белую нательную рубаху, похожую на смирительную. Его движения резки, он вскакивает, падает и валяется на полу. Весь вид его свидетельствует о том, что царь — глубокий шизофреник, одержимый, объятый злобой, похожий на ожившего мертвеца. Не царь, а маньяк, злобное чудовище, непонятно как оказавшееся на троне. Эта мысль настойчиво подчеркивается сценическими средствами. Почти все время Иоанн предстает перед нами в "смирительной рубахе", лишь изредка и ненадолго облачаясь в царские одежды. Его шапка Мономаха чуть ли не летает по сцене, ее примеряют все: его сыновья, жены, бояре, скоморохи… То один, то другой персонаж забирается на его трон. Нетрудно понять идею: это не государь, не правитель, у России, по сути, нет правителя… Но ведь это — искажение исторической правды. Иоанн Грозный вошел в историю как сильный государь, много сделавший для укрепления целостности и независимости России. Однако авторам оперы это явно ни к чему. Им непонятно представление о том, что царь — помазанник Божий. Слонимский в одном из интервью высказался так: "На мой взгляд, политик не имеет права говорить от имени народа. Имеет право говорить от своего имени каждый человек. Менее всего мне свойственно преклонение перед власть предержащими. Это не могло не сказаться на трактовке событий во всех моих операх".
А вот что писал Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) об историках, вольно или невольно исказивших в своих трудах духовный облик великого русского царя: "Высокий дух и воцерковленное мироощущение Царя оказались не по зубам осуетившимся историкам… Окаменевшие неверием сердца повлекли за собой слепоту духовную, лишив историков возможности увидеть сквозь туман наветов и клевет настоящего Иоанна, услышать его искренний, полный глубокой и горячей веры голос" (Митрополит Иоанн. "Самодержавие духа", 1994 г., СПб).
Иоанн Грозный в этой опере не только безумный. Это и садист, непрерывно жаждущий крови, все новых и новых жертв. Уже в первом видении царь будет злобствовать на царевича Иоанна, метаться по сцене, жестоко изобьет посохом беременную невестку и убьет сына. Убийства следуют одно за другим. Как сказано в программке оперы, "мрачная душа Иоанна требует жертв".
А в этой трактовке — "требуется" еще и грех блуда. Главное место действия — вынесенный вперед к зрителям деревянный помост, на котором будет грешить Иоанн на всем протяжении спектакля. Он будет впадать в грех блуда, содомский грех, свальный грех с безконечно меняющимися партнерами, а ликующая толпа будет накрывать их все той же большой серой шкурой.
Об этой толпе следует сказать особо. Артисты балета, в костюмах с лохмотьями изображающие то развязных скоморохов, то опричников, то духов, то нечисть ада, все время крутятся вокруг царя. Прыгают, кривляются, кувыркаются по сцене и постоянно дергают царя, словно понукая его и соучаствуя во всех его злодеяниях. Больше всего эта толпа похожа на сонмище бесов, которыми якобы одержима душа Иоанна.
Примечательно, что беззакония совершаются на фоне прекрасных икон, православных молитв, которые поет хор. "Зачем ты поминаешь Бога? Ты новые беды пророчишь!" — кричит Иоанн князю Репнину. Хор поет: "Святый Боже, помилуй…", а Иоанн злобно продолжает: "Нас!", готовясь к следующему злодеянию. Малюта Скуратов шипит: "Господь дарует тебе покой!" — и убивает ножом боярина. После каждого убийства и Иоанн, и Малюта истово крестятся. Понимай, как хочешь — что именем Бога на Руси совершается все зло? Икону Спаса-Вседержителя по ходу действия будут разворачивать то к зрителям, то так, что она станет помостом для актеров, и вместе с ними икону будут опускать ликом прямо на пол. Царь то и дело кается, если верить тексту. Но происходящее говорит об обратном. Истовая молитва царя Богородице переходит в жуткую непристойную оргию. Народ в опере, страдающий от беззаконий царя, только такого царя и достоин. Это хорошие, но жалкие люди-рабы. Московский люд потрясен уходом царя, привык к суровой власти и требует у духовенства и бояр, чтобы они умолили Иоанна вернуться. Грозят сами истребить всех, на кого укажет Иоанн.
Главная мысль постановки, которая легко "читается" в спектакле, — у России вряд ли есть будущее, раз у нее в прошлом был такой государь. И потому не удивительно, что в трактовке создателей спектакля православие — вовсе не великая религия, основанная на любви, а лишь исторический атрибут, элемент кровавой эпохи, нисколько не препятствующий совершению злодеяний.

Премьера состоялась. Зал хлопал, хотя и не весь. А некоторые участники спектакля, как говорят, хотят принести церковное покаяние именно за участие в нем. Возможность такая имеется. Премьера оперы состоялась на первой неделе Великого поста — времени покаяния.

Людмила Белкина
10.03.1999
1164
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru