‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

 Храм в «тяжелом» городе

Храм как милость и чудо среди захолустной скудости современной жизни…


Чапаевск. Умирающий город в Самарской области, в котором всего две живые точки — два Православных храма, Никольский и Сергиевский.
Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в центре города, недалеко от железнодорожной станции. К нему, сойдя с электрички, можно дойти пешком по глыбам обледенелого тротуара, который, видимо, здесь вообще не чистят. На повороте храм открывается неожиданно — и захватывает дух от его величественной, яркой красоты. Храм как милость и чудо среди захолустной скудости современной жизни. Снаружи это византийско-русский стиль, внутри — чисто византийский: колонны, купол на своде. Храм напоминает знаменитый Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Ничего подобного в Самарской области больше нет.


Все четыре завода, которые раньше кормили город, сейчас остановлены. Работы совсем нет, на работу ездят в Новокуйбышевск или в Самару. Плюс плохая экологическая обстановка. Кто поэнергичнее, любыми путями отсюда уезжает, остальным деваться некуда: бросовые цены на жилье не позволяют его продать и перебраться в другое место. Считается, что в городе живет 80 тысяч человек, но сколько на самом деле, сказать трудно. Убывающее коренное население пополняется за счет беженцев из Ближнего Зарубежья, которых привлекает невиданная дешевизна жилья. Алкоголизм, наркомания, валяющиеся на остановках шприцы — приметы нынешнего Чапаевска. Как и центр «Радуга» общества Рерихов с залами, наполненными компьютерными копиями картин. В городе процветает воровство — постоянно срезают провода. Тяжелый город.
Чапаевск, которому 15 сентября исполнится 90 лет, — страна в миниатюре, со всеми ее бедами. Сакральный центр города и надежда на будущее — храм. Он стал здесь не только домом молитвы, но и центром общественной жизни: благотворительности, просвещения среди всеобщей разрухи. Мы беседуем обо всем этом с настоятелем храма протоиереем Сергием Куликовым. Он рассказывает об истории храма.
Храм начали строить в 1910 году (самарский архитектор Вернер) на штрафы, наложенные адиминистрацией на рабочих местного завода (и так на Руси умели явное зло — прогулы, пьянство — обратить во благо! А рабочие таким образом отчасти искупали свои грехи). В тридцатые годы храм закрыли. В нем разместился Дом пионеров. В ноябре 90-го года храм вернули Церкви, отец Сергий с самого начала занимается его реконструкцией. Сейчас уже готов проект колокольни храма, которую срубили в годы войны, установив на ней зенитную установку.

В храме Преподобного Сергия кипит приходская жизнь. Прямо в нем открыта воскресная школа. Для нее выделили отдельное помещение, но детям больше нравится заниматься в самом храме. А в помещении воскресной школы создали Православный духовный центр «Воскресение» — для детей старшего возраста, учащихся ПТУ. Все требы совершают безплатно. В храме лежат мешки с картошкой, луком. По пятницам прихожане развозят продукты лежачим больным. Сначала отец Сергий с матушкой хотели организовать столовую в подвале для всех желающих, а потом решили оказывать адресную помощь на дому. Полгода в храме собирали вещи для чапаевского 201-го полка в Чечне. Люди приносили одеяла, дубленки, шапки, валенки — целый «КамАЗ» хороших вещей отправили ребятам на передовую. Администрация города даже прислала батюшке благодарственное письмо за благотворительную деятельность.
Отец Сергий столкнулся с тем, что в школе приходится слышать безграмотные высказывания в адрес Православия (у него двое детей учатся в школе). Сложилась парадоксальная ситуация: очень часто пятиклассники знают о Православии больше, чем их учителя. Нужно было бы начинать просвещение с преподавателей, а не с ребятишек, считает он. А то в школе говорят одно, священник с амвона — другое. Протоиерей Сергий Куликов обратился к Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию за благословением провести в Чапаевске конференцию для преподавателей и директоров школ «Россия и Православие: вчера, сегодня, завтра». Она состоялась в Доме школьника 15 марта. Зал был полон. А как слушали гостей из Самары — затаив дыхание, боясь упустить хоть слово!.. Ведь многие проблемы, многие беды страны прошли через Чапаевск, стали его судьбой. Но в чем корень бед, откуда они, как выйти на дорогу спасения — это нужно знать, нужна правдивая информация, нужно просвещение. Именно это правдивое долгожданное слово принесли самарские священники. Благочинный Южного округа протоиерей Александр Куликов говорил в своем выступлении об историческом значении Православия, о том, что только Православная вера сделала наш народ великим народом-богоносцем. Первый проректор Самарской Духовной семинарии игумен Вениамин (Лабутин) в своем докладе говорил о внутренних причинах современных деструктивных процессов в различных областях жизни: демографический кризис, уничтожение интеллектуальной элиты, разрушение семьи, наступление сект. Он обозначил пути спасения — возвращение ко Христу, соборность, стояние в истине, возрождение традиций семьи, почитания старших. В заключение привел слова Патриарха Тихона, который говорил, что каждый должен понять: за его личные грехи страдает Русская земля. Актуальным было и выступление Православного писателя Алексея Солоницына, закончившееся призывом встать на духовный путь жизни. По окончании конференции преподаватели подходили к выступавшим, благодарили, просили, чтобы такие встречи проводились чаще. По мнению протоиерея Сергия Куликова, сейчас люди все более охотно воспринимают внехрамовую проповедь священнослужителей, на нее собираются полные залы. Все тяжести, беды последних лет, при всем своем несомненном трагизме, имеют все же и одну положительную сторону: все больше людей после плавания по бурному морю современности уже не оторвать от «церковного» берега. А игумен Вениамин (Лабутин) на мой вопрос о значении проведеннной конференции ответил так: «Сейчас наступил этап активной проповеди. Мы должны не просто строить храмы, а указывать туда людям дорогу, привести их в храм. Это самая важная на сегодня задача. Об этом всегда говорит наш Владыка Сергий. Ведь если мы не просветим людей, ни о каком возрождении не может быть и речи. Сейчас вновь настала апостольская эпоха. На рубеже тысячелетий люди уже готовы услышать апостольское слово и принять его. Этого не было в таких масштабах еще пять лет назад».
...Храм в «тяжелом» городе: двери его открыты для всех. И хорошо, что, «когда некуда больше пойти», люди все же находят эту единственную спасительную дорогу…

Людмила Белкина
30.03.2001
900
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru