‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Ярославские иконы в Самаре

Старинные шедевры ярославских мастеров прибыли на Среднее Поволжье.


В Самарском Художественном музее на улице Дворянской (ныне Куйбышева) с июня по сентябрь проходит выставка ярославских икон XVI-XIX веков. Подобная выставка ярославской иконописи в Самаре открылась впервые за последние сто лет. Работники Ярославского художественного музея не любят отдавать шедевры из своей коллекции на выставки в другие города. Но для Самары они сделали исключение.

Как мне сказали наши музейные работники, директору Ярославского музея Надежде Леонидовне Петровой и его сотрудникам за такой подарок нужно в ноги поклониться. На выставке представлено 45 больших храмовых старинных икон. В Самаре такого богатства мы нигде увидеть не можем, в храмах представлены иконы гораздо более позднего периода или новодел.. В конце 30-х годов у нас в Краеведческом музее (в который тогда входило и собрание будущего художественного музея) было уничтожено более четырехсот икон, собранных со всей Самарской губернии. Работники Самарского художественного музея сами с 60-х годов собирают иконы, но эта коллекция составляет на сегодня всего около двадцати работ. Кстати, три из них: Спас, Ветхозаветная Троица и Николай-Угодник с житием в свое время были приобретены у Ярославского музея и сейчас тоже представлены на выставке. Ярославцы говорят, что сейчас жалеют о том, что в свое время отдали эти прекрасные иконы в Самарскую коллекцию.
Их коллекция икон считается сокровищницей русской живописи. По словам специалистов, ярославская иконопись проникнута духом монументализма, величия и высокой поэзии. Для стиля ярославцев характерно совершенство рисунка, эффектность композиций, любовь к деталям, радостная палитра. В этом нетрудно убедиться, побывав на выставке.

Вот Святой Симеон Богоприимец бережно держит на руках Младенца-Христа. Его лик лучится добротой, а большие сильные руки обнимают Богомладенца так крепко и ласково, его руки словно колыбель. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое…» — Вечерня заканчивается чтением этой светлой молитвы св. Симеона Богоприиимца. Начинается новозаветная эпоха в истории человечества. Совершенная радость объяла святого Симеона, и это прозрел и сумел запечатлеть в своей иконе неизвестный иконописец XVI века. От этой иконы не хочется уходить, она живая. А рядом с ней — тоже драгоценность: «Рама с клеймами истории ярославской Казанской иконы Богоматери». Сама чудотворная икона исчезла в начале советского времени, на ее месте сейчас другая, но сама рама, большая, необыкновенно красивая, с утонченной живописью ярославских мастеров на зеленоватом фоне, когда-то обрамляла чудотворную икону. Многие иконы можно рассматривать долго-долго. Ведь раньше говорили, что икона — это Библия для народа. Именно так рассказывает искусствовед Галина Рябчук об иконах. Вот большая икона «Страшный суд».На ней изображены Престол уготованный, жертвенная Чаша, десница Божия, в которой лики праведников. Весы деяний человеческих, битва Ангелов с бесами, народы, идущие на суд к Иисусу Христу одесную и ошуйю, с надписями, чтобы было понятней: «немцы, эфиопы, ливонцы».Архангел Михаил низвергает нечистых духов в Преисподнюю, праведные схимники на крыльях поднимаются в горний Иерусалим, рыбы выплевывают души человеческие на суд, связанный черный сатана… Раньше иконы не просто рассматривали, а «читали». Так, житийные иконы читали слева направо и из ряда в ряд. Такие, как «Страшный суд», начинали читать с правого верхнего угла, где Бог-Саваоф благословляет Иисуса Христа идти на Землю.
Мы не умеем так читать иконы, но душа не может не откликаться на неотмирную красоту этих древних ликов, в которых удивительным образом соединяются детская простота и монументальность, величие духа и чистота.
Симфонична и торжественна икона с многолюдной «хоровой» композицией «Хвалите Господа с небес». Величествен образ Пророка Илии. Каждая икона хороша по-своему, это и «Сошествие во ад»», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Изведение Апостола Петра из темницы» и многие другие.
Ярославцы не привезли свои главные шедевры — еще домонгольского письма икону «Спас Вcедержитель»и чудотворный образ Богоматери «Толгской», который был явлен в 1334 году святителю Трифону. В этом же году был основан знаменитый Толгский монастырь. Древний Толгский монастырь под Ярославлем возрожден с 1987 года, но он пока никак не может вернуть себе свою главную святыню — Толгскую Богородицу, с которой ни за что не хотят расставаться работники Ярославского художественного музея. Как ни прекрасна эта выставка древних икон, сердце Православного человека щемит от сознания того, что иконы — в плену. Их в этом плену хорошо содержат. Стараются не обижать, но все же плен есть плен. Их здесь рассматривают, оценивают с точки зрения искусства, а к иконе хочется приложиться и перед ней молиться. Место иконы — в храме. И все же как хорошо, что эти святые образа, на которые молились наши предки, благодаря старанию и любви музейных работников дошли до наших дней.

На снимках: В ценре экспозиции — Смоленская икона Божией Матери; икона «Симеон Богоприимец».
Продолжение темы

Людмила Белкина
28.06.2002
1071
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru