Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

По главной улице — с иконами…

…прошли Крестным ходом прихожане Варваринского храма г. Нефтегорска.

…прошли Крестным ходом прихожане Варваринского храма г. Нефтегорска.

Мысль обойти крестным ходом с чудотворными иконами вокруг Нефтегорска (есть такой городок и районный центр в Самарской области) настоятель храма в честь святой Великомученицы Варвары благочинный Нефтегорского благочиния иерей Николай Советкин вынашивал давно. Но лишь этим летом удалось, наконец, осуществить ее, и день 27 июня стал для верующих горожан настоящим праздником. Многолюдный крестный ход во главе с несколькими священнослужителями, с хоругвями и иконами шел по городским улицам, и встречные прохожие замирали, видя это необычное шествие. Впереди плыли большие иконы Великомученицы Варвары, и стоусто лилась молитва: "Варвару святую почтим…" Перед молебном эти иконы возложили на аналое, чтобы все могли приложиться к ним. Специально на крестный ход привезена была икона, обретенная рыбаками в волжской воде близ Тольятти (ныне она находится в Тольяттинском мужском монастыре), из Сызранского монастыря — икона с частицей мощей Великомученицы, из Самарского епархиального музея — образ Великомученицы Варвары, побывавший в космосе. А еще Александр Тимофеевич Сидоров из Самары привез свою маленькую мироточащую икону Великомученицы Варвары — и участники крестного хода воочию увидели исходящее от нее мироточение, ощутили дивный неземной аромат.
У строящегося здания нового храма прочли акафист Великомученице Варваре, обошли крестным ходом больницу. Из окон своих палат смотрели больные, а во дворе молящихся встречали медики во главе с главврачом: помолились, благоговейно приложились к иконам. Для них это было большой радостью: с молитвой-то дело быстрее пойдет на поправку…

А буквально через несколько дней мы снова встретились с нефтегорцами — уже в Башкирии, на Святых Ключах, у места явления Табынской иконы Божией Матери. Каждый год нефтегорские паломники вместе с батюшкой Николаем приезжают сюда к Девятой пятнице по Пасхе, в день празднования Табынской иконе. В этот раз набралось два автобуса желающих побывать на уральском Афоне. Потом уже, в Самаре, нам удалось найти время для обстоятельного разговора с батюшкой. Вспомнили и тот июньский крестный ход вокруг Нефтегорска.

— Хотелось бы, чтобы он стал традиционным в нашем городе, — сказал отец Николай Советкин. — Мы обошли Нефтегорск, прося помощи у Великомученицы Варвары, Небесной покровительницы нашего города, в надежде на то, что Господь откликнется на наши молитвы и, ходатайством Великомученицы Варвары, поможет завершить строительство храма. Еще в самом начале моего служения Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил начать строительство храма. Это было в августе 1995 года, а с 11 сентября началось строительство. Помню, наш первый архитектор как-то сказал: "Храм — это ведь как ребенок. Раз он родился — надо о нем заботиться, взращивать. А Бог пошлет средства…" И тогда же от одного самарского священника — он тоже строил свой храм — я услышал: "Знаешь, чем ближе к завершению строительство храма, тем больше трудностей". Только сейчас я понял, насколько он был прав. Воздвигнуты купола, только колокольни нет, — и все замерло, строительство стоит. Почему — трудно сказать. И все-таки надеюсь, что Бог нас не оставит. Вы видели, коммуникации подводятся. Внутри установлены отопительные батареи, разводка уже сделана.

— Слышала, что у вас на строительстве трудится своеобразная бригада бабушек…
— О, это просто неоценимая помощь! Если бы не их усердие, вряд ли мы смогли бы сделать так много. Да взять хотя бы такое: года четыре или пять назад храму было выделено 260 тысяч штук кирпича, и разгружали его эти самые бабушки. Целыми днями терпеливо ждали, когда придет машина, потом становились в цепочку и быстренько разгружали машины, аккуратно, стараясь не бить, укладывали кирпич, привезенный навалом. Эта мобильная бригада и сейчас действует. Штукатурили цокольный этаж — бабушки тут как тут: сами замешивают раствор, сами подают вниз. Благодаря этой слаженности цокольный этаж оштукатурили за какой-то месяц. На сам храм администрация ОКСа, выполняющая функцию заказчика, ждет специалистов. Но, боюсь, ждать придется слишком долго, ведь это стоит немалых денег, на одну только внутреннюю отделку храма нужно 400 тысяч рублей. У нас же долги — более трехсот тысяч рублей. Из-за этого мы не можем двигаться дальше. Какое решение будет принято заказчиком в дальнейшем, посмотрим.
— Администрация города вам помогает?
— Сложность в том, что наш город новый, он был основан как город нефтяников в 1960-м году. Понятно, что ни о какой преемственности в религиозном отношении здесь нет и не может быть речи. Мы по сути дела осваиваем целину. Это сейчас некоторые руководители начинают считаться со священником, как-то его принимать. Здесь очень непросто достучаться до руководства, а раньше это было и вовсе невозможно. Вот почему, вероятно, и строительство храма идет с такими трудностями. Не случайно во время крестного хода мы внесли чудотворные иконы в здание городской администрации, освящая и это пространство.
Поставить во главу угла строительство Дома Божия может лишь тот руководитель, который не только днем сегодняшним живет, но способен на перспективу посмотреть, насколько это будет влиять на духовную жизнь в нашем городе. Многие горожане сейчас не ходят в храм, отговариваясь тем, что он расположен в бывшем кинотеатре: мы, мол, раньше здесь безбожные фильмы смотрели — как же теперь здесь молиться? Они это здание и не считают за храм. Владыка — приезжает сюда и служит Архиерейскую службу, другие священники приезжают, здесь даже рукоположения в священнический сан совершались — а они "не считают"… Приложить же собственные усилия к тому, чтобы поскорее воздвигнуть новый храм, — не спешат. Я пробовал даже обратиться через местные средства массовой информации к нефтегорцам: если каждый из вас пожертвует на строительство храма хотя бы по 10 рублей — это будет ощутимая помощь! — нет, какая-то инертность…
В Нефтегорске большинство горожан пока не осознает, что надо всерьез воцерковляться. Не так вот — от случая к случаю заглядывать в храм: нет — надо, чтобы Православие вошло в семейный уклад, стало образом жизни. А сейчас в семьях на первом плане — добывание денег. И как же потом горько бывает видеть слезы родителей, чьи прекрасно обзепеченные дети сбились с пути, стали, например, наркоманами. Такое очень часто происходит, когда нет нравственных тормозов в виде заповедей Божиих, нет этого спасительного духовного барьера.
И все же, как ни трудно, мы не опускаем руки. С Божией помощью все возможно! Поэтому мы решили встать на молитву — вместе с активными прихожанами в течение 40 дней будем усиленно молиться. Каждый день прочитывать по 20 кафизм, 20 акафистов — без этого никак не обойтись. Такой опыт уже был, мы разбивались на несколько групп; кто-то читал одну кафизму и определенный акафист, кто-то другую… — так сообща молились, и дело двигалось. Настал момент, когда вновь нужно усилить молитву.
— В том храме, где сейчас идут службы, невольно обращаешь внимание на то, как много здесь хороших икон. Так было изначально?
— В 95-м году здесь был иконостас, еще несколько икон на стенах — и все. Средства полностью направлялись на строительство нового храма. И это, конечно, было оправданно — нельзя распылять и без того небольшие средства. Но ведь несмотря ни на что надо строить и приходскую жизнь. И мы сделали некоторым иконам двойные киоты, прихожане собирали на это средства. А тут подоспела неожиданная помощь: в Самаре нашелся благотворитель, которого я никогда не видел. Оказывается, у него дочку зовут Варварой, а поскольку это единственный Варваринский храм в нашей епархии, он стал нам помогать — именно во внутреннем благоукрашении. Привозит нам уже готовые киоты, иконы, панихидный столик, центральный аналой — это очень большое дело! Об этом человеке я знаю только, что он предприниматель, знаю его имя — и все.
— В вашем храме одном из первых в нашей епархии появилась икона Царя-Мученика, когда он еще не был канонизирован у нас в России. Как это произошло?

— Как-то в первые годы перестройки мне попала в руки книжечка о Царе Николае II, уже канонизированном Зарубежной Православной Церковью. Тогда — в конце восьмидесятых — начале девяностых годов — это воспринималось как-то неожиданно, но ознакомившись с материалами жизни Государя, я понял, что действительно это был святой мученик и страстотерпец, что был он человек большой воли, самоотверженно любивший вверенное ему Богом Отечество и сохранивший верность России до самого конца. Я проникся к нему большим человеческим уважением и верил, что он будет канонизирован и у нас в России. Эта икона была написана — и очень удачно, лик ее был такой живой… Когда канонизация Государя осуществилась, у нас эта икона — большая и очень красивая — давно уже была.
Дни памяти Царской Семьи мы отмечаем по-особому. Вечером 16 июля, в канун праздника, выносим на аналой икону Царя-Мученика, зажигаем семь подсвечников и служим акафист Государю. Чтим память и князя Андрея Боголюбского, убиенного в этот же день, за несколько столетий до Семьи последнего Императора, мы не раз побывали в городе Боголюбове… А 18 июля память убиения великомученицы Елисаветы и — инокини Варвары! Вообще с именем Варвары для нас очень многое связано. Допустим, были мы в Истре — оказывается, там покоится жена Суворова, Варвара. А жена самарского градоначальника Алабина, похороненная в Иверском монастыре, — ее тоже звали Варварой. Все не случайно, все связано незримыми нитями…
— Это было ваше собственное желание — служить в храме, посвященном именно Великомученице Варваре?
— Мне почему-то казалось, что я буду служить в храме в честь Божией Матери: в сан диакона меня рукополагали в день Успения Божией Матери, а во иерея — в октябрьский праздник Иверской иконы Божией Матери, в Самарском Иверском монастыре. Но Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил в Нефтегорск, в храм во имя святой Великомученицы Варвары. И действительно эта святая очень чтима, ведь она избавляет от внезапной смерти. Как это важно именно в наши дни!.. Другое дело, что и Матери Божией я тоже служу, как могу. Интересно, что в нашем храме, слева от Царских Врат, есть одна необычная икона Божией Матери, — она в течение года как-то меняет свои оттенки, цвета. Даже лик становится порой строже, порой как будто овевает теплотой. Подобное ощущение я испытал, оказавшись впервые в Табынском храме на ночной Литургии. Как будто Кто-то охватил меня теплом, ласково обнял… В нашем храме много больших, очень хороших икон Святителя Николая. Одна из них старинная, ей не менее ста лет.
А еще мы постоянно служим акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Каждый четверг автобус привозит в наш храм бывших наркоманов, объединившихся в Православной общине "Живоносный Источник", основанной неподалеку от Нефтегорска, в Ветлянке, — на акафист. И каждое воскресенье они обязательно приезжают на Литургию в наш храм, пока нет своего. Конечно, рядом с ними молятся и все желающие: мамы нефтегорских наркозависимых, да и сами подверженные этому греху понемногу начинают осознавать, что только в церкви смогут спастись.
Конечно, о каждом человеке свой Промысел Божий. Был один парень, до двадцати двух лет не очень-то задумывался о жизни. И вдруг — беда: разбился на мотоцикле, увезли его в реанимацию. Мама его приходит ко мне со слезами: "Батюшка, окрестите моего сыночка, он умирает!" — "Да может еще выживет!" — "Нет, надежды никакой не осталось". Окрестил я его. И вот ведь хоть и умер парень, а в душе нет скорби: ушел он в Горний мир в белых одеждах крещения, омытый от всякого греха. Но это — особая милость Божия, ее не всякий сподобится и не всякий примет. Надо сейчас заботиться о том, чтобы выдернуть — пока живы — тонущих в греховной жизни ребят. И здесь многое зависит от того, какую все-таки позицию займет школа по отношению к Церкви.
— Вы часто ездите со своими прихожанами по святым местам?
— …От одного монаха услышали: "Монастыри — это как бы резервуар благодати Божией, из которого каждый черпает в меру своей возможности и увозит с собой…" Прошлым летом в рязанском Иоанно-Богословском монастыре мы увидели средь солнечного неба вокруг солнца — круговая радуга была. Конечно, не надо искать каких-то знамений, но уже то, что ты прикасаешься к этой Божией благодати, — чудо!
Ездят с нами и дети из воскресной школы. Мы стараемся дать детям более углубленное понимание самого Богослужения, церковных песнопений. Старшие дети вырастают, поступают в институты, на работу. Но живая связь остается. И многим в Нефтегорске было интересно побывать в Доме культуры на устроенных нами музыкальных вечерах, Православных постановках, посвященных праздникам Рождества и Пасхи. Если дети будут разбираться в Законе Божием, научатся правильно вести себя в храме, будут понимать, что такое Литургия — это уже хорошо. Они учат чему-то своих сверстников и даже родителей.
— И в завершение разговора: что пожелали бы вы, отец Николай, нашим читателям?
— Прежде всего — стремления к тому, чтобы преобразовать свой духовный мир, строить свой храм — в душе. Трудная эта работа, но по кирпичику каждый день надо класть…

Желающим помочь строительству храма святой Великомученицы Варвары сообщаем адрес, куда можно направить деньги:
446250 Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Молодежная, 1. Храм Великомученицы Варвары. Священнику Николаю Николаевичу Советкину.

На фото: Священник Николай Советкин на фоне храма Покрова-на-Нерли; Крестный ход в Нефтегорске; Храм святой Великомученицы Варвары.

Ольга Ларькина
Фото автора.
27.12.2002
1135
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru