Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

И если дан талант от Бога

Картинки с выставки Православных художников.

Картинки с выставки волгоградских Православных художников.

В хороший день начала свою работу областная художественная выставка в Волгоградском Доме художника: 4 декабря, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. Сама эта выставка, организованная в рамках VII Царицынского Православного фестиваля культуры, языка и журналистики, порадовала не только разнообразием представленных на ней работ, но прежде всего глубоким освещением Православной тематики в большинстве произведений. Участники фестиваля приехали в Дом художника ближе к полудню, к открытию выставки — прямо из Казанского кафедрального собора, с праздничной Литургии, которую совершил Архиерейским Богослужением Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. И в выставочном зале радость светлого праздника не угасла. Она звучала в переливах струн под легкими пальцами юных гусляров, она была разлита в ярких и приглушенных красках живописных полотен, в графических миниатюрах, в произведениях самых разных художественных жанров, объединенных высокой темой Православия.

Невозможно было оторвать взгляд от трех великолепных полотен члена Союза художников России (и, как оказалось, выпускника Российской Академии художеств) Юрия Павловича Карпенко. Тщательно выписанных умелой рукой мастера картин.
«Что скажешь во оправдание Свое?» — картина на Евангельский сюжет: иудейские священники теснят приведенного на неправедный суд Христа и с ненавистью вопрошают Сына Божия, как преступника…
«По воде Днепра. Ученик Христа» — Апостол Андрей, с крестом в руке плывущий на ладье по темным волнам Днепра (а впереди, с левой стороны, встает над миром радуга!..).
«Гибель Империи» — Царь Николай с отроком-Цесаревичем на руках, и дочери Цесаревны в белых платьях, и почти неотличимые от них белые Ангелы… И высоко в небесной лазури, среди хмурых туч — такие же светлые Ангелы несут России лучезарную Державную икону Божией Матери…
Жаль, но на открытии выставки автора этих работ не было, и потому познакомиться с Юрием Павловичем Карпенко мне не удалось. Но в этом же зале ждали и другие художественные открытия, не столь монументальные, но по-настоящему интересные. Удивительным теплом повеяло от картины с незамысловатым сюжетом: два мальчика в голубых стихарях — алтарники — стоят в укромном уголочке. Один сосредоточенно читает книгу, другой, прислонившись к стене, смотрит ясными очами куда-то далеко за рамки картины, словно видит что-то для нас незримое. Читаю табличку рядом с картиной: «Алтарники», автор — протоиерей Сергий Ермаков. Но мне уже встречались на этой выставке и другие его живописные работы, и очень профессионально выполненные графические произведения протоиерея Михаила Ермакова. Однофамилец, а может быть, и родственник?
— Родной брат, — подсказал кто-то из знающих волгоградцев. — Оба они священники и художники.
Протоиерею Сергию Ермакову Митрополит Герман поручил представлять на открытии выставки Волгоградскую (Царицынскую) епархию, благословить начало ее работы — и отец Сергий нашел самые теплые, искренние слова для сотоварищей-художников. Он с радостью согласился ответить на вопросы вашего корреспондента — конечно же, не только о художественном творчестве:

— Служу я в городе Дубовка, райцентре Волгоградской области в 37 километрах от Волгограда.
— В Дубовке? А мы только вчера были там в Свято-Вознесенском монастыре…
— В этом монастыре я с 1991 по 1998 год служил, мне довелось его открывать после стольких лет разрухи. А с 1998 года служу в Дубовской Покровской церкви и являюсь благочинным Дубовского благочиния Волгоградской епархии.
— Где труднее служить — в обители или приходским священником?
— С Богом везде хорошо. Знаете, этот вопрос — где труднее — я себе как-то и не задавал. Раньше трудностей было вроде бы больше, но они были материальные, потому что надо было воссоздать обитель: доставать необходимые средства, делать отопление, крышу, и сам лазил по стенам и потолку, белил, и штукатурить надо было… И не было иконостаса — мы с моей матушкой Еленой вместе написали иконы для него. Это был наш с ней первый иконостас.
Сейчас этих трудностей поменьше, но работа всегда находится, работа благодатная. С Богом все превозмогается.
— Но ведь одно дело — побелить и оштукатурить стены, и совсем иное — помогать своим пасомым созидать в себе храм Божий.
— Да, конечно, непросто созидается храм нерукотворенный, а это рабы Божии со своими больными душами, которые стремятся к выздоровлению. И священник ведь тоже человек, и его душа страдает от грехов… Слава Богу, что удается что-то делать. Я не люблю цифр, но вот на первую Пасху в Дубовском монастыре пришли всего четыре человека, а сейчас на празднике Пасхи в храме стоят семьсот человек. Я, конечно, эту статистику не записываю, просто в душе ее веду… А вот, даст Бог, еще пройдет столько же времени, кто-то еще будет служить — глядишь, и будет молиться уже тысяча четыреста человек… То есть, что бы ни говорили, — ведь и сектантов столько развелось, — а продвижение все равно есть, люди тянутся к Богу.
— Почему-то некоторых все еще возмущает преподавание в школах Основ Православной культуры…
— Ну, возмущает или нет, а я знаю одно: если Бог благословит, то это будет. Потом, может быть, опять не будет… но история Церкви ведь на этом и зиждется. В немощи сила познается, а когда слишком много благоденствия, то душа начинает портиться. Поэтому такие вот колебания, как маятник: немножко постраждите, а потом немножко отдохните, — это все Господь устраивает для нашей же пользы. Я думаю, что это закономерно, так и должно быть.
— Ваш брат, протоиерей Михаил Ермаков, раньше вас стал священником?
— У нас разница в датах рукоположения всего два-три месяца. Брат был рукоположен Владыкой Пименом, Архиепископом Саратовским и Волгоградским, а вскоре епархию разделили. И 21 апреля 1991 года я был рукоположен в сан диакона нашим Владыкой Германом, уже Волгоградским и Камышинским, который незадолго до этого был назначен на нашу кафедру. У Владыки было и до меня, конечно, много рукоположений, но то в других епархиях. А это — первая хиротония в только что организованной тогда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Волгоградской и Камышинской епархии… Вот с тех пор и служу в Церкви. И благодарю Бога за это.
— Батюшка, вы профессиональный художник?
— Да, я окончил Пензенское художественное училище, живописно-педагогический факультет, и даже когда стал священником, не оставлял и работу художника. Постоянно участвую в художественных выставках, у меня много знакомых живописцев…
У меня есть разные работы. Но вот так получилось, что на этой выставке представлены портреты моей матушки Елены, дочери Насти, и на картине «Алтарники» один из двух мальчиков — мой младший сын. Матушка Елена — первая моя помощница. Мы вместе с ней пишем иконы, иконостасы.
— Кто-то из детей унаследовал от вас и супруги талант художника?
— Оля, старшая дочь… У нас четверо детей. Оля окончила отделение станковой живописи в Серебряковке (Волгоградском муниципальном институте имени Павла Серебрякова — авт.). Живет в Волгограде, творчески продолжает работать. Настя учится академическому пению в Серебряковском институте, а Маша готовится к поступлению в архитектурно-строительный университет, ездит на занятия к известному волгоградскому художнику, Михаилу Николаевичу Чалову. Тоже помогает мне иногда. Я думаю, она будет рисовать лучше меня, в ее возрасте я так не рисовал.

— Служение священника как-то обогатило вас как художника или, напротив, чем-то приходится жертвовать?
— Да ведь любой Православный, даже и не обязательно священник, должен понимать одну истину. В притче о талантах речь идет не о монетах, но о тех дарах, которыми каждый человек от Господа наделен, надо только уметь их разглядеть. И если Господь дал мне Свой дар, я не должен закопать его в землю. Это было бы преступно перед Богом. И даже иногда: а зачем тебе это надо? ну можно же просто служить и не писать, — а вот эта притча о талантах, эти слова Христа не дают жить вполсилы… Все же мы чем-то наделены от Бога, каждый своим даром. Кто-то добрым словом, кто-то просто может такой улыбкой одарить на улице, что у прохожих и день пройдет легче, кто-то мастерством, кто-то — пением… И все мы должны стараться приумножать свои дары. Чтобы перед Богом отчитаться.
— А сынок ваш: что о нем скажете?
— Зовут его Иоанном. Он у нас так и записан в документах, не Иваном, а Иоанном, как положено. Ну он пока такой еще… думает, думает. И тем бы хотел быть, и другим. Может, батюшкой — и об этом тоже думает.
И еще сказал отец Сергий:
— Мы, художники, порой любим кичиться: «я такой талантливый, я написал прекрасную картину…», — но надо помнить, что самый великий Художник и Творец — Сам Господь, никто никогда не сможет в чем бы то ни было превзойти Его искусство. Мы можем только воспевать созданную Им красоту. И благодарить Господа за посланный дар.

На снимках: протоиерей Сергий Ермаков; картина Ю.П. Карпенко «По воде Днепра. Ученик Христа»; картина отца Сергия Ермакова «Алтарники».

Ольга Ларькина
Фото автора

14.12.2007
1143
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru