‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Путь Православных

В Самаре прошел традиционный крестный ход вокруг города.


Когда идет крестный ход — ад дрожит! Слова эти все чаще вспоминаются в наши дни, когда в России возрождается традиция крестных ходов. Вновь, как в былые времена, Православные объединяются в молитвенном шествии с иконами и хоругвями, семейными и церковными святынями, ведь соборная молитва имеет силу поистине необоримую! И для того, чтобы уберечь свой город от ударов стихии и иных бед, Православные самарцы уже в третий раз совершили семидневный крестный ход вокруг города. По благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия крестный ход прошел с 14 по 20 сентября и охватил практически все окраины города. Ответственным за проведение крестного хода был назначен благочинный г. Самары иерей Николай Горнов. А инициатива проведения крестного хода вновь исходила от редакции Православной газеты "Благовест".

Шли с молитвенным пением, и во главе крестного хода священники, сменяясь, несли величайшую святыню Самарского края — чудотворную икону Божией Матери "Взыскание погибших".
История этой иконы уходит вглубь столетий. В далеком 1666 году, когда по самому сердцу России глубокой трещиной прошел старообрядческий раскол, саратовский воевода Кадышев сподобился великого чуда: он увидел плывущую по Волге икону. Это и была чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших". Много чудес произошло по молитвам у этого образа. Последняя хранительница явленной святыни благочестивая вдова Анна Кадышева в середине XIX века принесла чудотворную икону в Свято-Троицкий женский монастырь, созидаемый в селе Раковка Бугурусланского уезда (ныне село Большая Раковка относится к Красноярскому району) Самарской губернии. После революции и по сей день икона Божией Матери "Взыскание погибших" находится в Покровском кафедральном соборе г. Самары. Теперь икона Божией Матери "Взыскание погибших" впервые обошла весь наш город во главе крестного хода. В августе 2000 года в крестном ходе был храмовый список с этой чудотворной иконы, и все мы в те дни ощутили великую мощь соборной молитвы. И тогда были случаи исцелений болящих, и даже согбенные бабушки, много лет не ходившие дальше своего порога, смогли с молитвой одолеть хотя бы небольшой отрезок пути. Но в этот раз с нами был подлинник чудотворной святыни!

И в нынешнем году уже в первый день крестного хода нам была явлена Божия милость. "Смотрите, смотрите: крест на небе!" — передавали друг другу участники крестного хода возле часовни Святителя Алексия, Небесного покровителя нашего города. Высоко в небе, в сияющей голубизне, можно было различить тонкие белые линии, образующие восьмиконечный крест. Люди благоговейно крестились, глядя на это небесное знамение. И лишь одна женщина сердито воскликнула: "На что только не молятся! Это же самолет пролетел туда-сюда — вот вам и крест… А они молятся…" Никто и не спорит — наверное, этот крест образован воздушными струями от реактивных самолетов. Но разве от этого он перестает быть крестом? Разве не молимся мы на рукотворные кресты? В воле Божией — давать нам Свои знамения или, напротив, укрывать от наших взоров. Небесный крест еще долго сопровождал наш крестный ход, все время оставаясь над нами, куда ни поворачивал многолюдный поток.
Начало крестного хода в этом году пришлось на индикт, церковное Новолетие. И первый день Православного Нового года был ознаменован шествием по улицам города многих сотен верующих. Еще накануне было хмуро и пасмурно, и нудный дождичек моросил, нагоняя осеннюю грусть, а 14 сентября воссиял золотой от щедрого солнца день, солнечное злато сверкало на куполах и крестах. И безпечально звучала лития, совершенная у храма-часовни во имя святого благоверного князя Александра Невского. Всего лишь за две недели до этого, 30 августа, часовня была освящена — и вот вновь мы молимся о погибших здесь 10 февраля 1999 года в страшном пожаре сотрудниках милиции и их соратниках, в других обстоятельствах ценою собственной жизни исполнивших свой долг. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя…"
По дороге слышу негромкий диалог идущих рядом женщин.
— Я всегда по субботам езжу на дачу, а тут — сама не пойму, что меня так потянуло в церковь! — рассказывает первая. — И погода стоит, только бы на даче поработать, а меня будто зовет кто в храм. Пришла на Литургию в Покровскую церковь, а оказывается, сегодня крестный ход!
— Слава Богу! — радостно крестится ее знакомая.
Господь призвал — и сотни самарцев, отложив всякие житейские попечения, вышли на крестный ход. "Благословен грядый во имя Господне!" Еще одна паломница приехала на крестный ход прямо из поездки в Дивеево — и, оставив знакомым все свои вещи, поспешила занять свое место среди идущих вокруг Самары.
С нескрываемой радостью встретил пришедших крестным ходом настоятель храма Архистратига Божия Михаила иерей Константин Калашников. "Дай-то Бог, чтобы всякий раз Новолетие мы отмечали таким замечательным крестным ходом!" — говорит он, бережно принимая чудотворную икону. А наутро, вновь собравшись в этом храме, мы узнали, что вечером обильно мироточил храмовый образ Великомученика Пантелеимона, исцеляющего страждущих.
Это не единственное мироточение во время крестного хода. Валентина Михайловна Кудряшова все семь дней шла с большой вышитой иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша", любовно вставленной в красивый резной киот. И в первый день на внутренней стороне стекла точно по кругу, по контуру самого изображения, выступили крупные прозрачные капли. Не только хозяйка иконы, но и шедшие рядом паломницы ощутили благоуханный аромат, идущий от святого образа. Мироточение продолжалось недолго, капли исчезли так же, как и появились, но оно было. И глубоко символично, что замироточила именно эта икона, имеющая особую благодать помогать страждущим недугами пьянства и наркомании исцеляться от этих греховных страстей. Ведь и главная икона крестного хода именуется "Взыскание погибших". Сама Матерь Божия вышла во главе крестного хода дабы взыскать Своих чад, погибших и гибнущих в тине грехов. Была с нами в крестном ходе и кровоточивая старинная Феодоровская икона Божией Матери, ныне обновляющаяся. А у давнего друга редакции — работника Самарской ТЭЦ Александра Тимофеевича Сидорова — во время крестного хода замироточили небольшие иконы Божией Матери и великомученицы Варвары.
Еще никогда наш крестный ход не собирал столько народа, как в воскресенье, 15 сентября. По самым скромным подсчетам в нем шло более тысячи человек. Уже из врат храма Архистратига Михаила изливалась нескончаемая живая река, но у каждого храма, куда приходил крестный ход, нас встречали новые сотни людей Православных — и вливались в этот поток.
Нечаянной радостью для многих стала встреча в Воскресенском соборе: в левом приделе храма мы увидели большой деревянный крест — первый крест с могилы нашей вселюбимой Матушки блаженной схимонахини Марии (Матукасовой). Привезенный весной в Самару, он некоторое время стоял в притворе Покровского собора, у гробницы Митрополита Мануила (Лемешевского), а затем был перевезен в Воскресенский храм, где некогда встречала приходивших со своими печалями сама Мария Ивановна. Сколько неутешных сердец отогрела она добрыми и мудрыми словами! И вот — припадаем с молитвой к ее кресту, вновь обращаемся к ней, уповая на то, что она слышит наши молитвы. А над храмом Всех Святых — этот храм-погорелец восстанавливается на народные пожертвования, — в небе тоже был крест. Знамение креста не оставляло нас — и могло ли быть иначе в нашем крестном пути.
Было и другое знамение, замеченное, правда, очень немногими. В Зубчаниновке мы увидели на месте спиленного сучка высокого дерева силуэт, очень напоминающий икону Божией Матери (подобное изображение — на всем известной березе в Дивеево). Мы остановились ненадолго, поклонившись не дереву — Божией Матери, явившей нам Свой Лик там, где мы и не чаяли его увидеть.
…Единственный раз за все эти дни мы молились о даровании хорошей погоды. В Христорождественском храме поселка Большая Царевщина настоятель храма протоиерей Владимир Назаров объявил, что запланированный наутро подъем на Царев курган, к Поклонному кресту, состоится, если будет сухая погода. Мы же в этот день основательно промокли под дождем, и непохоже было, что природа явит свою благосклонность. Осень — уж как зарядят дожди, так, верно, надолго. Но Господь услышал нашу молитву! И утро выдалось ясным. А когда, помолившись, мы уже уходили с кургана, отец Владимир обратил внимание идущих рядом на еще один крест, четко обозначившийся сияющим просветом в сплошной пелене облаков.
Крест — или хлеб. Этот выбор когда-то встает перед каждым христианином. И множество самарцев в середине сентября сделали свой выбор, оставив все мирские, "хлебные", заботы — ради Хлеба жизни вечной. От одного раба Божьего услышала, что в троллейбусе ему показали фотографию нашего крестного хода — на всех идущих обозначились сияющие венцы… Я не видела этой фотографии, не знаю, так ли это. Но знаю точно, что ни один наш шаг на пути Господнем не пропадает втуне, что Господь венчает нетленными венцами многих труждающихся и молящихся. Тех стареньких бабулечек, чья "сила в немощи совершается". Едущих в инвалидных колясках рабов Божиих Максима и Сергия (и везущей его многотерпеливой матери рабы Божией Нины). Всех, кто не думая о земной награде, вышел потрудиться для Господа и для спасения любимого своего града Самары. Для спасения своей души.
Крестный ход собрал под своими хоругвями в основном "малых сих". Я не заметила среди идущих с нами людей известных, наделенных властью, славой, богатством. Шли в основном те, кто не стяжал земных богатств и своими руками зарабатывает на хлеб насущный. Но именно они первыми откликнулись на призыв Церкви и встали в эти нестройные ряды, чтобы защитить город и всех нас. Порадовало, что были с нами в этом молитвенном шествии и жители других городов, приехавшие на крестный ход, как на праздник. Тамара Владимировна Головань из Бузулука Оренбургской области, раба Божия Нина из города Барыш Ульяновской области. Были, наверное, и другие, о которых нам неизвестно, но чьи имена знает Господь.
Пока мы живы душою — жив и наш город. И неложно обетование Святителя Алексия: "…и никогда град сей разрушению не будет подвержен".

На фото: Крестный ход возглавляла чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших"; 14 сентября. Небесный Крест над часовней Святителя Алексия; В эти дни по маршруту Крестного хода автомобили уступали дорогу Православным.

Фотогалерея: 
Александр Тимофеевич Сидоров показывает начавшие мироточить иконы; у Валентины Михайловны Кудряшовой в этот день на крестном ходе замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"; Виктор Горбачев пришел на крестный ход с мироточащим и кровоточивым образом Феодоровской Божией Матери.

Ольга Ларькина
27.09.2002
1037
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru