Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Рождественские чтения — общество, школа, семья

В Москве прошли XV Международные Рождественские образовательные чтения.


Рождественские чтения давно уже стали одним из крупнейших духовных форумов страны, а по мнению многих наблюдателей — едва ли не «малым Собором» Русской Церкви. Вот и на этот раз в рамках Рождественских чтений были заслушаны сотни докладов, прошли пленарные заседания и работа секций по десяткам направлений. В Чтениях приняли участие видные иерархи Русской Церкви, а также представители Поместных Православных Церквей, сотни священнослужителей и мирян. Для самарцев особенно значим тот факт, что в этом году в работе Рождественских чтений принял активное участие Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

«Чтобы голос Церкви был услышан всеми…»

XV Международные Рождественские чтения открылись 29 января в Кремлевском Дворце съездов докладом почетного председателя Чтений — Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх отметил, что по данным исследований за последние двадцать лет верующий человек в России помолодел почти на двадцать лет. Если в середине 80-х годов прошлого века средний возраст верующих был равен 62-63 годам, то сейчас 44-45. И все же большинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного участия в церковной жизни. Вот почему и священнослужителям, и мирянам надо расширять просветительскую деятельность. В связи с этим Предстоятель Русской Церкви обозначил главную цель Рождественских чтений, которая состоит в том, чтобы голос Церкви, пропо-ведующей Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения. В связи с этим Его Святейшество так определил главную задачу образования: научить каждого человека следовать указаниям совести. Но, к сожалению, современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях даже меркантильный характер. Оно порой становится товаром с соответствующей ценой, а воспитание, нравственное формирование человеческой личности часто считается второстепенным делом, сказал Патриарх.

В сегодняшнем мире наблюдается желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» отдельного человека, оставив ей исключительно область «убеждений» и тем самым изъять ее из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа. Это, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением.
Патриарх Алексий II в своем докладе коснулся проблем, связанных с преподаванием в школах Основ Православной культуры. Мы выступаем за то, отметил Святейший Патриарх, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви — а их во многих регионах более 90 процентов, — могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя.
К принципиальным вопросам образования, требующим особого подхода в связи с многополярностью мировоззрений, традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождения Вселенной, появления человека. И никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения человека. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, — только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим (в этом месте выступление Его Святейшества было прервано аплодисментами зала — А.Ж.).
В конце выступления Святейший Патриарх Алексий II призвал к уважению прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым по данным социологических опросов относятся в России Православные.

«Будущее страны решается за школьной партой»

В докладе Митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, шла речь о том, какую важную роль играет выбор модели образования и воспитания. Ведь, по словам докладчика, будущее страны решается за школьной партой. Именно поэтому мы сегодня должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А этого можно достичь только одним способом — дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни народа. Образование же, из которого исключено слово о Боге, не дает познания внутреннего мира человека.
Образование не должно быть придатком экономики, считает Владыка Климент, ведь главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников. Мы просим Министерство образования признать культурологическую значимость преподавания духовной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в федеральный стандарт, сказал он. Непонятны попытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведения подрастающему поколению, на преподавание истории религий, в том числе и тех, которые никогда не были духовной основой нации. Почему, когда мы говорим о введении в школы Основ Православной культуры, нам отказывают, ссылаясь на права меньшинства, и при этом забывают, что и у большинства есть свои права. К примеру, в Калужской области в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. Почему же эти дети, когда пойдут в школу, не могут изучать ту духовную культуру, о принадлежности к которой заявили их родители?
Православие в школе: законно и желательно!
С особым вниманием слушали Православные выступление Министра науки и образования Андрея Александровича Фурсенко. Ведь позиция этого Министерства по вопросам введения в школы страны Основ Православной культуры в последние годы часто менялась, порой на противоположную.
И благожелательное отношение к Православному предмету порой сменялось едва ли не «холодной войной» с Церковью. Особую тревогу у Православных вызывает тот факт, что в последнее время Министерство образования инициировало попытку отказаться от регионального компонента в образовании — а ведь именно в рамках этого компонента сегодня во многих школах России преподается Православная культура…
Но в начале своей речи Фурсенко отметил, что возникли безосновательные опасения, будто бы переход к новым стандартам образования может помешать преподаванию предметов, дающих нравственные, духовные основы воспитания. Религия оказала значительное влияние на историческое и культурное развитие народов России, признал выступающий. Поэтому сама идея изучения в школе роли Православия и других традиционных религий соответствует законодательству, и это можно только приветствовать. При этом важно учесть особенности исторического развития и традиций населения региона, обезпечить научно-педагогическую экспертизу тех материалов, которые предлагаются для изучения. И самое главное — подготовка преподавателей.
В течение трех лет Министерство проводит ежегодный мониторинг деятельности органов управления образованием на местах по вопросам взаимодействия с религиозными организациями в сферах образования и воспитания. В соответствии с полученными данными, в большинстве регионов изучением истории и культуры религии охвачены тысячи школьников, сотни школ. Преподавание исторических и культурных основ религии в многонациональной и поликонфессиональной Российской Федерации в первую очередь должно вести к формированию у школьников позитивных духовных ценностей, отметил Министр образования. Важно, чтобы учащиеся воспитывались в духе уважения к собственным религиозным традициям, а также к религиозным убеждениям других людей. Это обезпечит профилактику религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии.
Свою речь Министр закончил весьма оптимистическим заявлением: «Приказом по Министерству образования и науки в марте 2006 года создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Московского Патриархата, Министерства образования, академических институтов и ведущих вузов. Разработанные ими предложения направлены в Академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования».
Наконец-то из уст Министра образования мы услышали то, что, в общем-то, и хотели услышать: Православная культура на законном основании может и должна преподаваться в школах, и обсуждению этот постулат уже вроде бы не подлежит. Но все же тревогу вызывает вновь озвученные Министром заявления о «поликонфессиональности», толерантности, ведь ясно, что за этой риторикой вовсе не стоит забота, например, о мусульманах или буддистах, так как и угрозы для них со стороны Православного предмета в школе нет никакой. Но отсылки к этим утверждениям давно используются для того, чтобы будущее нашего народа — русских детей не допустить к знаниям своей религии и своей культуры…

«Религия укоренена в человеческом естестве…»

Одним из самых ярких выступлений на пленарных заседаниях Чтений стал доклад руководителя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.
— Сегодня согласно статистике свыше 60 процентов населения страны тем или иным образом связывают себя с Православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, на порядок ниже. Что же это за группа людей, которые называют себя Православными, но в храмы почти не ходят? Это люди, вовлеченные в экономику, в политику… Сами про себя они часто говорят скромно: «мы плохие Православные…» Но когда начинаешь более глубоко расспрашивать этих людей, то вдруг оказывается, что для них Православие является основой жизни, к которой они подступаются интуитивно, на ощупь, через классическую русскую литературу, через культуру, традиции, историю… Они еще толком не знают, что такое «быть Православным», но они желают быть Православными! И когда мы говорим сегодня о религиозном образовании, то для нас оно означает в первую очередь образование вот для этих людей, которые составляют огромный зазор между шестьюдесятью процентами осознающих себя Православными, но почти не живущими церковной жизнью, и тем небольшим процентом воцерковленных людей, которые сегодня наполняют храмы. Нам нужна такая система образования, которая бы формировала религиозное мировоззрение у пока невоцерковленных людей. Церковь сегодня остается единственной силой, которая способна формировать жизненное мировоззрение. Потому что только Церковь может затрагивать самые глубокие стороны человеческой души, недоступные ни идеологии, ни массовой поп-культуре…
Идеологии создавались всегда с целью вытеснить религию, подменить подлинную религию ее светским суррогатом. В отличие от религии идеология, однако, не имеет глубокой укорененности в человеческом естестве. Идеологии не могут удовлетворять потребностям человеческой природы, потому что природа человека создана по образу и подобию Божию. Почему идеология не может образовать человека? Потому что идеологии не способны одновременно удовлетворить двум основным Божественным качествам, которые отображены в природе человека: они не могут удовлетворить требованиям нравственности и свободы. Ибо свобода и нравственность — от Бога! Именно в этих силах и способностях особенно отображается в человеке образ Божий. Идеологии, как показывает исторический опыт, стремятся либо к ограничению человеческой свободы (тоталитаризм), либо к минимизированию или игнорированию нравственного начала, что мы видим в современном либеральном секуляризме. Идеологиям не дано объединить свободу и нравственность в великом синтезе, преображающем человеческую личность. Потому рано или поздно приходит конец всякой идеологии, что мы и наблюдаем в наше время. Преодолеть кризис идеологий можно только вернувшись к религиозному мировоззрению. Религиозное мировоззрение может стать альтернативой и поп-культуре. Ведь от безконечной «смехопанорамы» в душе человека ничего не остается! Поэтому важно, чтобы современный человек, особенно в период своего формирования как личности, имел возможность получать религиозное воспитание, которое способно уберечь его от множества кризисов, связанных с разочарованием в идеологии и в современной массовой поп-культуре.
Основной средой, в которой закладывается мировоззрение подрастающего поколения, является школа. Попытки ликвидировать региональный компонент в школьном образовании направлены прежде всего против Основ Православной культуры, а совсем не против регионального компонента как такового. Когда из регионов в адрес Министерства образования стали раздаваться тревожные сигналы по поводу ликвидации регионального компонента и многие руководители местного образования законно стали ставить вопрос о том, а как же быть с национальными языками, краеведением, их успокоили: все это останется. А не останется лишь… Основ Православной культуры! Я думаю, что мы должны использовать высокую трибуну Рождественских чтений, чтобы донести до всех нашу тревогу в связи с возможной ликвидацией регионального компонента или по крайней мере потребовать твердые гарантии того, что исключение регионального компонента в образовании не повлечет за собой ликвидацию преподавания Основ Православной культуры в тех регионах, где они уже преподаются, и этот предмет в принципе останется возможным для всей страны.

«Опыт Самарской епархии стал достоянием многих…»

Протоиерей Димитрий Лескин, директор Православной классической гимназии г. Тольятти:
— Рождественские чтения — это всегда повод вспомнить о том, с чего все начиналось, и возможность поделиться опытом с теми подвижниками, с друзьями, которые каждый год здесь собираются во все большем количестве. Начиная со вторых Рождественских чтений я регулярно сюда приезжаю и могу своим личным опытом за-свидетельствовать тот колоссальный рост и авторитета, и востребованности этого мероприятия. Я выступаю на направлении, посвященном высшей школе, поскольку два года назад по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия я помимо гимназии возглавил кафедру теологии в Самарской Академии путей сообщения.
Опыт светского теологического образования сейчас очень востребован. В МГУ в рамках Чтений состоялась целая конференция, и выдающиеся ученые наши представляли теологическое направление на конференции. Прошло расширенное заседание учебно-методического объединения по теологии. Мой доклад о создании межвузовской кафедры теологии по Самарской области поставлен как один из ключевых, поскольку у нас уже есть конкретный практический опыт, о котором многие хотят услышать. На таком огромном форуме, конечно же, трудно не затеряться. Но надо признать, что Самарская епархия является одной из передовых особенно по проблеме взаимодействия Церкви и светских учебных заведений. И наш опыт в результате работы на Чтениях станет достоянием многих.

Сможем ли переплыть «море информации»?

Священник Сергий Дмитриев, настоятель храма Блаженной Ксении Петербургской г. Твери, руководитель секции «Православная Церковь и информационное общество»:
— Православные люди постепенно входят в информационное пространство. Почти у всех есть мобильные телефоны, многие подключены к интернету. Многие нам говорят, что это очень хорошо. Но нам необходимо осмыслить эти процессы, определить к ним свое отношение. Может, нам и не стоит в это новое информационное общество входить? Может, лучше держаться от него подальше? Наконец-то пошел разговор об этих очень серьезных проблемах. Здесь на секции собрались и люди невоцерковленные, но профессионалы в области информатики, представляющие позицию государства, и люди церковные. И на стыке этих мнений многое должно проясниться. Цель нашей конференции — выйти с предложением создать общественный информационный научно-технический совет при Московской Патриархии, чтобы отслеживать все явления, связанные с информационным обществом, и давать им нравственную оценку. В решениях Священного Синода сказано, что надо отслеживать такие явления, но кто этим сейчас занимается? Да по сути никто! Вот мы и собрались впервые на такую секцию в рамках Рождественских чтений, чтобы повести этот непростой разговор. Об этих проблемах все равно говорят. И лучше нам аргументированно, взвешенно начать осмыслять эти сложные процессы, которые уже встали перед обществом и перед Церковью, чем если это за нас будут делать безответственные люди в каких-то сомнительных листовках.
Церковь вряд ли сможет на глобальном уровне влиять на процессы, связанные со все большей информатизацией общества. Но создавать не гетто, а какие-то островки духовности в этом информационном море мы, видимо, сможем… Попытаемся и научить «технике безопасности» в отношении этих явлений. У церковных людей не должно быть особых проблем в связи с наступлением информационного общества, которое пришло на смену обществу индустриальному. К технике надо относиться как к инструменту. И если тебе этот инструмент нужен, ты его используешь, не нужен — отказываешься от него. А вот как к идолу ко всем этим информационным новшествам относиться нельзя…

Благодатная инерция нравственности

С Владимиром Николаевичем Крупиным я встретился вечером на Тверском бульваре. Он как раз шел из Кремля, где во Дворце съездов проходило пленарное заседание Чтений. Воспользовавшись моментом — погода была не морозная, — достал диктофон. Представляю собеседника: Православный писатель, секретарь правления Союза писателей России.
— Вы застали меня в очень хорошую минуту жизни: только что я выступил на пленарном заседании Рождественских чтений, — говорит Владимир Крупин. — Я очень волновался перед выступлением. Сам своему докладу оценку давать не буду, но Митрополит Климент, Владыка Димитрий благосклонно оценили мою краткую речь… Доклад назывался так: «Русская классика и народная мудрость как охранители нравственности в России». Несмотря на нашествия большевиков, коммунистов и демократов, все-таки хранится в народе нравственность благодаря традициям, благодаря тому, что уже наработано предыдущими веками. И вот эта благодатная инерция нравственности — она нас сейчас спасает. Эта инерция нравственности в народе сохранилась. В той местности на Вятке, где мы тогда жили, в советское время не осталось церквей. И вот мой дед Семен Ефимович говорит моей бабушке Александре Андреевне: «Иди, мать, сюда, я сейчас каяться буду…» Она отвечает: «Что ты, я же не поп!» — «А если их нет, то как же мне каяться? А без покаяния не могу — душа горит. Так что иди сюда, я каяться буду…» В народе всегда жила потребность в очищении души.
Мы в детстве с брательником однажды украли яблоки в соседней деревне. Нас дед пальцем не тронул, но повелел отнести яблоки тому, у кого их украли, и извиниться — публично покаяться… И вот через пятьдесят лет я приехал в ту деревню, где когда-то каялся в своем грехе. И вот в деревенском магазине ко мне подходит старушка и говорит: так это ты тогда яблоки воровал? А другая старуха ей в ответ: «Да ведь это внук Семена Ефимовича, он же тогда покаялся! Зачем же ты ему вспоминаешь, если он повинился?»
Чтения произвели на меня очень хорошее впечатление. Хотя возникают и вопросы. Вот, в первый день работы Чтений мэр столицы Юрий Михайлович Лужков выступал. Хорошо говорил о том, как он отразил нашествие гомосексуалистов — не допустил в Москве безобразия, гей-парада. Конечно, его заслуга в этом есть, и он по справедливости сорвал аплодисменты в зале. Но ведь не он один тогда с геями сражался! Мусульмане заявили, что будут гомосексуалистов бить. Православные сказали, что придут с иконами, казаки заявили, что придут с плетками. Студенты предупредили, что придут с камнями на извращенцев. То есть Юрий Лужков не один такой отважный. А кто ему мешает ввести в московских школах Основы Православной культуры? Но он почему-то этого до сих пор не сделал… Россия — Православная страна с религиозными и национальными меньшинствами, из этого и надо исходить. В школах должно быть Православие!
Сейчас я заканчиваю рукопись о Святой Горе Афон. Четыре раза я там был — это большое счастье. Испытываю огромное благоговение перед афонскими монахами. Убежден: прекратится молитва на Афоне, и мир провалится в черную дыру безбожия… Это великая наша свеча пред Богом — Афон! Вот об этом и хочу написать.

Закат «обезьяньего» проекта

Геннадий Анатольевич Калябин, доктор физико-математических наук, преподаватель кафедры математического анализа Университета Дружбы народов (г. Москва), преподаватель Самарского Аэрокосмического университета, Самарской Духовной семинарии:
— Я шестой раз принимаю участие в Рождественских чтениях. Выступаю на секции «Православное осмысление сотворения мира». Мы рассматриваем ложную теорию эволюции с позиции Православия. Меня очень обрадовали слова Святейшего Патриарха Алексия II на открытии Рождественских чтений, где он прямо сказал, что теория Дарвина о том, что якобы человек произошел от обезьяны, не должна навязываться школьникам. Впервые в такой резкой форме прозвучало отрицание этой ложной теории с такой высокой трибуны, и в этом есть заслуга нашей секции. Сейчас уже издан учебник Сергея Юрьевича Вертьянова «Общая биология» (для 9-10 классов), где с Православных позиций излагается весь материал. Там показано, что теория эволюции не имеет никаких научных оснований. Большинство биологов эту нелепую теорию отрицает, и только некая кучка, захватившая высокие посты и имеющая выход в СМИ, продолжает «исповедовать» эту теорию. Сегодня почти в ста процентах российских школ продолжают втолковывать детям, что человек произошел от обезьяны. Об этом говорится в учебниках, причем несостоятельная гипотеза Дарвина представляется школьникам как уже доказанная… А другие «ученые» доказывают детям, что не было всемирного потопа и других описанных в Библии явлений. Всем этим вызовам мы даем ответ на нашей секции. В учебниках излагают космологические гипотезы и говорят о них как о доказанных фактах, когда на самом деле существуют десятки и даже сотни самых разных теорий, и все они не доказаны. На каком основании одна или две из этих недоказанных гипотез попадают в учебники для школьников, совершенно непонятно… Видимо, кому-то удобно все свести к «большому взрыву» или к чему-то еще. А другие гипотезы, более близкие к Библии, почему-то замалчивают.
Интересна позиция ученого, Нобелевского лауреата Виталия Лазаревича Гинзбурга, который признает, что он именно верит в атеизм! Он не сам к нему пришел путем логических умозаключений, а обрел в него веру. И почему-то он считает нужным навязывать эту ложную веру другим. Беда в том, что и дарвинисты именно верят в теорию Дарвина и потому относятся к ней догматически. Но страна не обязана разделять с ними их заблуждения.

«В нашей стране произошло чудо»

Михаил Владимирович Леонтьев, политический обозреватель «Первого канала» ОРТ:
— Вся современная либеральная экономика (та, с которой наши «реформаторы» писали свои образцы) сама по себе обладает двумя качествами, достаточными для того, чтобы ее не копировать в России. Она построена на ростовщичестве и ссудном проценте. Это экономика, построенная на торговле деньгами. И второе — она построена на безудержном наращивании потребления. И по тому, и по другому критерию она смертельно опасна. Стяжательство — смертный грех, и как может Христианское общество строить экономику на смертном грехе? Какие-то элементы ссуды в обществе могут быть допустимы. Но когда весь смысл экономической жизни состоит именно в смертном грехе, это не экономика, это содом. И второе: безудержное потребление уничтожает мораль, уничтожает природу и вообще среду обитания. Это экономика конечная, и конец ее близок.
Нам надо найти для себя экономическую модель, не построенную на смертном грехе. Не построенную на максимизации ссудного процента, на стяжательстве. Причем эта экономическая модель должна быть эффективной. Потому что если мы вспомним наше советское прошлое, то увидим, что проиграли мы потому, что советская экономическая модель была менее эффективна, чем у наших противников и конкурентов. Другое дело, что эффективность либеральной западной экономической модели является еще и ее коренным недостатком — потому что она сама себя съедает. Я отсылаю вас к книге моего друга Михаила Юрьева «Третья империя». Книга кому-то покажется спорной. Но это первый опыт настоящей русской утопии. И та экономическая модель, которая там изложена, — это первый случай действительно рыночной экономической модели, конкурентной, которая не является «красным проектом».
В нашей стране произошло чудо. Я не могу это чудо полностью рационально объяснить. Я не могу объяснить того, как на рубеже тысячелетий вдруг произошел поворот в сознании людей — как в государственной жизни, так и в нравственности. Историк Василий Ключевский, говоря о Смутном времени XVII века, отмечал: когда распались все политические скрепы общества, Россия возродилась благодаря скрепам нравственным и религиозным. То же самое произошло и у нас: государство само распадалось — и вдруг процесс распада остановился! Отсюда и то отношение к России, которое снаружи становится все более злобным, оно ведь не было таким злобным в конце 90-х годов. Зачем толкать, когда сами распадаются… И вдруг — нет! Чудо… Возник спрос на возрождение, на созидание.

Антон Жоголев
Фото автора.

На снимках: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открывает своим докладом Рождественские чтения; выступает Митрополит Калужский и Боровский Климент; Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (справа) в президиуме Рождественских чтений

.


09.02.2007
Дата: 9 февраля 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru